Философия европейского средневековья

Путь к пониманию средневековой философии проходит не через строго очерченные хронологические границы ее развития. Такое ограничение просто невозможно. Действительно, когда начинается средневековье? И когда оно кончается? Не имеет перспективы и попытка определить эту философию как философию феодализма. Не потому, что связи между феодализмо и средневековой философией нет, а прежде всего потому, что та проблематика, которая определяет сущность этой философии, возникла значительно раньше, чем утвердился классический феодализм, а утратила она свою актуальность значительно раньше, чем феодализм распался*.

Но в этом негативном определении есть одно позитивное утверждение: ссылка на характерную для этой философии проблематику. Отличительной особенрностью средневековой философии, которая проходит через всю историю этого периода, свойственна каждому филдософу и в различных вариантах переносится из одной философской системы в другую, является ее связь с религией во всем спектре взаимоотношений: от полного подчинения религии в качестве ее служанки, до попыток освобождения философии от теологической опеки. Характерной чертой этой философии является ее связь с религиозной идеологией, основанной на принципах монотеизма и богооткровения.

Что это означает? Во-первых, средневековая философия фундаментально зависела от религии. Хотя она и не растворялась целиком в религии, но была принципиально ей подчинена. Во-вторых, эта философия принципиально теоцентрична, для нее идея Бога выполняла такую же функцию, какую для античной философии выполняла идея эстетически-космоцентрическая, или для новоевропейской философии – идея позитивной науки.. Это служит для нас основанием в определении хронологических границ средневековой философии: она начинается с сознательного подчинения религии, а заканчивается тогда, когда эта связь философии и религии распадается. А известно, что исторически первую попытку использования философии для обоснования чисто религиозных проблем предпринял Филон Александрийский. Завершили же распад этой

*Подробнее об этом см.: Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.,1979.

 

связи представители номиналистически-сенсуалистической школы Оккама, окончательно утвердившие теорию “двух истин”, которая изнутри взорвала монолитную средневековую идеологию. Это означает, что средневековая философия охватывает период примерно с конца І – начала ІІ вв. до конца XIV – начала XV вв.

В-третьих, средневековая философия возникает во время глубокого кризиса рабовладения, разрушения позднеантичной культуры и возникновения новых протофеодальных социально-политических и экономических реалий. Она была инспирирована библейско-иудейской и элиинистической (в первую очередь – неоплатонической) традициями, которые вместе составляли культурный фундамент нового мировоззрения. Первый феномен вел к теологизации философии, приспособлению ее к новым социокультурным условиям, что способствовало восприятию ее религиозно ориентированным варварским сознанием. Эллинистическая же традиция выполняла функции философизации теологии, благодаря чему она освобождалась от эмоционально-религиозной агрессивности и приобретала черты толерантности. Эти же инспирации определили и характерные особенности средневекового мышления: обращение к Библии и связанная с этим ретроспективность, символизм и авторитаризм, схоластичность.

В истории средневековой философии выделяют два основных этапа: патристику и схоластику. Патристика (от латинского patres – отцы) охватывает период со ІІ до VIII вв. и связана с деятельностью так называемых “отцов церкви”, которые, с одной стороны, защищали христианство от языческого государства, а с другой – разрабатывали теоретические основы нового мировоззрения, формировали философскую, а точнее – теологическую парадигму средневекового мышления. Они переориентировали античное мышление с его космоцентризмом и рационализмом на сверхприродного Бога и иррационализм и этим заложили основания латинского культурного универсума. Философским основанием патристики был платонизм с характерным для него стремлением к трансцендентности. Именно посредством этой трансцендентности учение Платона сближается с христианским учением, утверждающим: “Царство мое не от мира сего…”

Философские основания нового мировоззрения разрабатывались различными исследователями как греко-византийской (Ориген, Василий Великий, Григорий Нисский, Дионис Ареопагит, Иоанн Дамаскин), так и латинской (Тертуллиан, Боэций, Августин) ориентации. Результатом деятельности этих людей стала разработка философской парадигмы средневековья. Наиболее последовательно и полно эта тематика разработана в творчестве Августина Аврелия, мысль которого воспринималась как образец, а произведения – как идеал научности. Основанием этой парадигмы стали следующие принципы:

- теоцентризм – принципом и источником всякого бытия, блага и красоты является Бог. Служение Богу – основа нравственности, подражание Богу и уподобление ему – высшая цель. Все существующее соотносится с божественным совершенством и благодаря этому занимает свое место в мире;

- креационизм – все изменяющееся сотворено Богом из ничего и все сотворенное изменяется и стремится к небытию;

- провиденциализм – Бог перманентно правит миром, человеческой историей и судьбой каждого человека. Все, что происходит в мире, происходит по воле Бога и в соответствии с ней, и только Бог наполняет мир гармонией и смыслом;

- ревеляционизм – источником всех знаний и самым надежным способом познания является Священное Писание, в котором воплощено божественное откровение. Познавать – значит постигать смысл слова божьего;

- персонализм – сотворенный Богом человек есть несовершенным отражением всесовершеннейшей личности Бога, поэтому он – неповторимая персона, одаренная разумом и волей, подчиненная только Богу и предназначенная для служения только ему.

Схоластика становится формой существования средневековой философии в IX – XV вв. и в своем развитии проходит три стадии: ранняя схоластика (IX – XII вв.), в которой преобладали идеи Августина и христианизированного неоплатонизма (Эриугена, Расцелин, Ансельм); классическая схоластика (XII – XIII вв.), когда начинают возвышаться университетские центры (Оксфорд, Кембридж, Тулуза, Падуя) во главе с Парижским университетом. На этой стадии наиболее актуальными становятся идеи христианизированного Аристотеля; поздняя или критическая схоластика (XIV – XV вв.) с ее усилиями уравнять в правах разум и веру (Дунс Скотт, В.Оккам).

Символом схоластики стала борьба реализма и номинализма по вопросу о способах существования общих понятий (универсалий). Представители реализма (от латинского realis – действительный, реальный) считали, что подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия, универсалии, которые существують вне мира и независимо от него. Универсалии образуют тдеальный и самодостаточный мир, который пронизывает мир материальный и придает ему форму и качественную определенность.

Номиналисты же (латинское nomina – имя, наименование) отстаивали точку зрения, согласно которой реально и объективно существуют только единичные вещи, а универсалии – только имена этих вещей, которые проявляются в языке и не существуют вне сознания. Следует отметить, что в то время предпринималися попытки примирения реализма и номинализма, преодоления их крайностей. Примером этого может служить творчество Пьера Абеляра и его идея концептуализма.

Своего наивысшего расцвета схоластика достигает в творчестве великого систематизатора средневековья Фомы Аквинского. Он не только обобщил результаты тысячелетних поисков христианской теологии, не только преодолел крайности реализма и номинализма, но и создал учение, которое стало основанием для канонизации Фомы и послужило фундаментом неотомизма – официальной философской доктрины современного Ватикана.

Таким образом, средневековая философия была инспирирована эллинизмом и библейско-иудейской традицией. Она, с одной стороны отразила распад рабовладения и упадок античных ценностей, а с другой – рождение и становление феодального общества. Эта философия формировалась под влиянием монотеистической богооткровенной религии и выступала теоретическим основанием нового мировоззрения. Ее главные задачи:

1)теоретическое обоснование основных принципов монотеистического мировоззрения: теоцентризма, креационизма, ревеляционизма, провиденциализма;

2)постижение сущности Бога рациональными средствами;

3)теологическое обоснование субординации души и тела, веры и разума, доьра и зла, божествнного закона и свободной воли человека.

Решение этих иррациональных задач рациональными средствами не только породило непреодолимые противоречия между разумом и верой, но и подготовило предпосылки для освобождения разума из под опеки религии и церкви и фозникновения новой философии.