Идеалы просветительской философии

Просвещение как эпоха и как интеллектуальное движение, в которое были втянуты все страны цивилизованной Европы,– явление такое сложное и многозначное, что его характеристику можно начинать с самых различных позиций. Но в этом разнообразии взглядов, множественности направлений проявляется определенная общность усилий, тождественность ориентаций, придающих просветительской культуре единство и целостность. Если это единство связывать с характерным для Просвещения стремлением очеловечить мир посредством его рационализации, то этим будет схвачена общая, но не самая существенная черта его. Ибо наиболее глубоким и программным усилием Просвещения является поиск человека в разнообразной сфере его жизнедеятельности. И это усилие преобладает над первым стремлением. Просветительская философия – это не только проект очеловечения мира, но одновременно и стремление к реализации этого проекта. Вместе с тем философская мысль Просвещения – это с каждым разом все более отчетливое осознание человеком своей деятельно-конструктивной природы, это рождение самосознания собственной творческой активности человека.

Просветительское понимание человека не ограничивается представлением о существе рационализирующем мир посредством собственных законов и в соответствии со своими ценностями и интересами.Просветительский человек – это тот, кто в философии открывает себя как творца этой рациональности. Философия Просвещения это сфера, в которой человек открывает самого себя в качестве активного творческого существа.

Внимательно вглядываясь в историческую реальность, полученную им в наследие, человек замечает, что организация этой реальности ужасна.Многовековое прошлое привело людей только к несчастьям. Кроме страданий в нем ничего нет. Почему? Что подлежит разрушению в этом мире? Церковь, идея связи человека с Богом, религиозная концепция жизни? И одновременно – позитивное усилие: отыскать, в согласии с природой, утраченное счастье, утвердить новое право, ничего общего не имеющее с правом божественным, новую мораль, независимую от теологии, новую политику, превращающую подданных в граждан.

Что есть истина? Что есть жизнь? Возможна ли справедливость? Эти вечные проблемы становятся программными для раннего Просвещения. Попытки ответить на эти вопросы привели к выводу о том, что вся предшествующая жизнь была основана на предрассудках и заблуждениях. Поэтому с самого начала просветительская философия программно критична.

 

Критика

Эта критика направлена прежде всего против религиозного мировоззрения. Именно мировоззрения, а не какой-нибудь религиозной доктрины или догмата. Этим просветительская философия отличается от великих систем XVII столетия. Предшественники Просвещения также критиковали религию, но только в отдельных ее догматах, с точки зрения социально-моральных установок. Просветительская же критика направлена против всяких знаний, основывающтхся на авторитете веры, она направлена против религиозно-символического переживания мира.

Одно из течений этой критики инспирировано новым естествознанием. Оно является критическим и атеистическим уже потому, что в научном опыте открывает факты, противоречащие религии и библейскому авторитету. Но еще более отчетливо критический характер естествознания проявляется в том, что оно провозглашает истину автономной ценностью и, опираясь на опыт как единственную основу познания, не обращает внимания на веру, традицию, авторитет как источники знаний.

Вторым направлением является историческая критика, направленная главным образом против Библии. Священные библейские тексты, которые до этого были объектом переживания и веры, теперь превращаются в факты, истинность и общественная значимость которых может и должна быть установлена критическим разумом. Если же разум не находит оснований для оправдания тих фактов, то они должны быть отброшены как предрассудки и заблуждения.Одновременно историческая критика направлена на опровержение иерархической системы ценностей традиционного мировоззрения, в котром любые действия человека подчинены первоначальным эсхатологическим целям. Наиболее последовательно эта критика представлена в атеистической концепции французских просветителей Франсуа Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Этьена Крндильяка, Жюльена Ламетри, Клода Гельвеция, Поля Гольбаха. В рамках просветительской идеологии атеизм сосуществовал с деизмом, признающим Бога только как творца мира, который после этого не вмешивается в его существование. Сотворенный Богом мир существует и развивается в соответствии с собственными законами и принципами. Можно сказать, что деизм рационализирует Бога и одновременно гуманизирует его, “приземляет Бога”, снимает с него покров таинственности и сверхъестественности.

Еще одним объектом просветительской критики является право. Здесь, как и в критике природы и истории, опровергается божественное происхождение права и возможность оправдания его посредством исторической традиции. Из множества обычаев и традиций, которые мы получаем в наследство от истории, законодатель должен отобрать только те, происхождение которых поддаетя рациональному обоснованию. Это означает, что просветительская критика ведет борьбу не только против “святых”, но и против “героев”. Эта критика в конце концов приобретает не столько антиклерикальный, сколько антимонархический, антифеодальный характер. С точки зрения просветителей истинными ценностями являются не военная слава, не дворянско-монархическое происхождение, а разумность общества и расцвет его культуры.

Критический дух просветительства проявляется и в его отношении к философии XVII века. Сущностно это отношение также критично, но сама критика неоднозначна. С одной стороны, рационализм философии предшествующего столетия тесно связан с просветительскими идеями: эволюция картезианства вела к просветительскому мировоззрению. Мостом, соединяющим эти две эпохи, был Фонтенель, в творчестве которого традиции Декарта перерастают в просветительские. Способствовал становлению просветительской культуры и спинозизм. Но если не обращать внимания на конкретные персоны и произведения, то можно сказать, что созданная рационализмом XVII в. концепция индивида, который с помощью автономного и суверенного разума освобождается от авторитета и веры, была чрезвычайно близкой для просветительской философии. Идея человека, который в рациональном познании добывает истинные знания и с их помощью формирует собственное видение мира и понимание своего места в нем, – эта идея очень импонировала просветителям. Но общность интеллектуальных усилий двух эпох не осознавалась просветителями. В их сознании доминировало представление о раздельности и противопоставленности этих усилий.

Наиболее отчетливо это проявилось в критическом неприятии и даже в отрицании просветителями системотворчества XVII в., где целостный образ мира конструировался на основе “первых принципов разума” и приобретал форму геометрической конструкции, лишенной жизни и красок. “Дух систем” с их геометрическим методом был чужд Просвещению, так как он упрощал мир, игнорировал богатство модификаций человеческого разума в совокупности и целостности окружающих человека условий. Субстанция, душа, бесконечность – основа философских поисков предшествующего века, представляются просветителям абстрактными и убогими. Просвещение стремится отыскать конкретного человека в конкретности его существования и показать бесконечность его земных потребностей.

 

Счастье

Какой же должна быть философия, претендующая на признание в обществе? Какие истины она должна открыть человеку? В чем ее предназначение? Как согласованно и дружно просветители подвергали беспощадной критике существующие порядки и полученные в наследство предрассудки, так же дружно они утверждали, что человеку нужна только та философия, которая способна указать ему дорогу к счастью. Из всех истин, которые способна открыть философия и наука, значение имеют только способствующие нашему продвижению к счастью. Человек, как свободное существо, рождается с полным набором неотъемлемых и неотчуждаемых прав и только одна обязанность дана ему: быть счастливым. Мечтатели прошедших эпох не привели людей к счастью. Дорогой религиозных фанатиков также нельзя достичь его. Людям не нужно рая, они хотят земного счастья.

Разум

Но где же дорога, ведущая к счастью? Кто поведет нас по этой дороге к заветной цели? Только разум поможет нам в этом. Принятое в предшествующие эпохи обожествление разума, отношение к разуму как к дару божьему. Которым наделяется каждый человек, просветители отвергают как злое наследие прошлого. Предшествующая критика рационалистического идеала XVII в. показала, что попытки конструирования мира на основе “первичных принципов разума” и в соответствии с ними напрасны и безосновательны.Эта критика также выявила ограниченность разума, неспособность его к познанию субстанции, конструированию абстрактных систем. Как же просветители представляют себе разум?

Прежде всего, они отрицают вроэденный характер его. Разум формируется одновременно с нашей душой и совершенствуется вместе с нею. Разум – это та внутренняя деятельность, которая создает абстрактные идеи на основе чувственности. Его цель – не дедукция содержательно пустых понятий, а преодоление ошибок и открытие истины. Азум прошлых столетий это храм без фундамента. Лишенный своего основания, он утрачивает ориентацию, стремится к безусловному и самого себя провозглашает безусловным. Просветители не признают такого разума. Они ограничивают его опытом реальной жизни и этим самым придают ему силу и значимость. Такой разум не нуждается ни в каком авторитете, этом учителе ошибок, ему4 без надобности традиция. Он сам себе судья, и только ему одному дано право выносить приговор всему сущему. Он преодолевает ошибки, освобождает нас от иллюзий, уверенно ведет нас к счастью. Это луч света во тьме, охватившей землю. Этот свет – синоним разума – и отражает суть эпохи: Просвещение.

Подведем итоги:

1)просветительская ориентация на разум, с одной стороны,утверждала приоритет разума в решении всех проблем, формировала уверенность в том, что с помощью разума и науки можно обеспечить счастливую жизнь человека и общества, а с другой – неизбежно вела к полной абсолютизации разума, что особенно очевидно в творчестве Христиана Вольфа и его немецких последователей. Здесь мораль становится делом разума, вера – его операцией, и даже Бог оказывается производнви от разума.Онтологические основания мира оказываются зависимыми от логических оснований мышления;

2)критическая направленность и свободомыслие придавали просветительской философии революцтонную ориентацию и непримиримость к авторитаризму. Просветители не признавали никаких внешних авторитетов ни в одной сфере действительности. Представления о природе, понимание общественного строя, религиозное мировоззрение, претензии государства – все должно было предстать перед судом разума и либо получить оправдание от него, либо сойти с исторической арены, уступить место тому, что оправдано разумом;

3)бесспорным и наиболее значительным достижением просветительской философии было открытие культуры как сферы специфически человеческой жизнедеятельности. Эта культура становится не только объектом исследования, но и той сферой, которая определяет формы и способы познания и понимания деятельностной природы человека.