Особенности прохождения практики студентами вечернего и заочного отделения

В отличие от студентов дневного отделения, студенты очно-заочного и заочного отделений не всегда являются специалистами-практиками, работающими в культурно-досуговых, социальных и иных учреждениях культуры, поэтому задача прохождения технологического практикума состоит в том, чтобы дать возможность этим студентам познакомиться с деятельностью различных учреждений культуры, их структурой, содержанием работы, формами и методами организации культуно-досуговой деятельности.

 

Это государственные учреждении: театры, музеи, концертные организации, культурно-досуговые центры, такие как:

 

«Театр музыкальной комедии»,

 

«Театр юного зрителя»,

 

«Петербург-концерт»,

 

«Александринский театр»,

 

«Культурно-досуговый центр

Московский»,

 

культурно-досуговый центр «Троицкий»,

 

Российский Государственный этнографический музей,

 

Дом творчества и досуга Комитета по Культуре правительства Санкт-Петербурга,

Институт культурных программ,

 

Дворец Творчества Юных,

 

Дворец культуры учащейся молодежи Комитета по Образованию правительства Санкт-Петербурга.

 

Санкт-Петербургское отделение Российского творческого союза работников культуры,

 

Дворец культуры имени М. Горького,

 

Дворец культуры и техники имени И. И. Газа,

 

Дом культуры «Пролетарский»,

 

КДЦ «Кировец»,

 

подростково-молодежный клуб имени Л. Голикова

 

… и другие учреждения культуры, с которыми заключены договора о прохождении социо-культурной практики студентами факультета.

 

Так как практика носит межсессионный характер, студент за это время обязан посетить эти учреждения СКС и в форме отчета-дневника предоставить на зачет изученные материалы, касающиеся материальной, методической, творческой базы, предложенных учреждений. Познакомиться с законодательными, нормативными документами, которыми руководствуются работники учреждений культуры. Поближе узнать, что входит в обязанности работающих в них специалистов, какие профессиональные требования предъявляются творческим работникам учреждений СКС.

 

Учебная практика на 3-м курсе вечернего и заочного обучения – является определенным этапом погружения в специальность. Практическое использование теоретических знаний позволит закрепить и расширить их по социально-педагогическим методикам и технологиям социально-культурной деятельности.

 

Здесь перед студентами возникает проблема выбора своего направления в изучении организации социо-культурной деятельности. Это могут быть вопросы управления учреждениями СКС, деятельность рекламных и ПР компаний, средств массовой информации, туристско-экскурсионная деятельность, педагогика и организация досуга, арт-менеджмент и другие направления социо-культурной деятельности. Задача организаторов и руководителей практики, с учетом индивидуальных способностей и профессиональных интересов студентов – подобрать и рекомендовать им те учреждения культуры и досуга, в которых эти способности могли раскрыться и принести пользу как студенту, так и учреждению.

 

Учебная практика студентов вечернего и заочного обучения студентов проходят те же четыре этапа о которых мы говорили выше, то есть: Констатирующий, Диагностический, Проектный, Отчетный, с той лишь разницей, что объектом социо-культурной деятельности выступает то учреждение, организация или фирма в которой в настоящее время работает студент. Это может быть анализ и решение проблем, связанных с формированием Организационный культуры или социально-психологическими условиями оптимизации кадрового менеджмента фирмы, организация рекламных и ПР компаний в системе мероприятий по продвижению новых продуктов или услуг на рынок, формирование имиджа фирмы, технология брендинга в процессе создания имиджа фирмы.

 

А так же, разработка экскурсионного тура для сотрудников фирмы, организация фестивалей, конкурсов, праздников, связанных со знаменательными или юбилейными датами фирмы. Формирование и проведение фандрейзинговой, благотворительной компании как составной части волонтерского движения и многие-многие другие темы, направленные на раскрытие социально-культурной, маркетинговой, рекламной и ПР деятельности студентов в повышении профессионального мастерства.

 

До последнего времени большая часть студентов вечернего, и заочного отделений являлись специалистами-практиками, работавшими в культурно-досуговых, социальных и иных учреждениях культуры. Поэтому их «преддипломная практика» являлась проверкой, коррек­тировкой, уточнением тех идей и предложений, которые они разрабатывали на своих рабочих местах, и которые напрямую зависели от направления их дипломных работ.

 

Однако, современная ситуация определенным образом изменилась в пользу того, что большинство студентов работают в организациях и фирмах не связанных напрямую с учреждениями культуры. Эта группа студентов при формировании профессионального интереса и избрании тем своих дипломных работ, исходит из необходимости корреляции и взаимопроникновения уже наработанных методик и форм социо-культурной деятельности с одной стороны и производственными потребностями и актуальными тенденциями рабочего процесса своих фирм и компаний – с другой.

 

В связи с этим преддипломная практика для таких студентов становиться не только источником дополнительных практических знаний и информации относительно процесса работы в учреждениях культуры, но и возможностью теоретической апробации собственных наработок и идей. В том случае, если тема диплома совпадает с профессиональной деятельностью студента он имеет возможность проходить производственную практику на своем рабочем месте, однако не просто вернувшись к своим производственным обязанностям, а, параллельно с ними, внедряя или развивая отраженные в дипломе формы и методы теоретического и практического исследования. Этапы исследования фиксируются студентами в своем «отчете о прохождении преддипломной практики».

 

В подавляющем большинстве случаев тема дипломной работы пред­лагается самим студентом вечернего или заочного отедлений. Свое пред­ложение он подает на кафедру в виде «Заявки на дипломную работу» (см. Приложение). Заведующий кафедрой назначает научного руководителя - преподавателя той или иной предметной комиссии. Если же предложе­ние-заявка студента кафедру не устраивает, заведующий кафедрой или по его поручению председатель предметной комиссии предлагают другую тему.

 

В отдельных случаях, с учетом объективных причин, кафедра может разрешить студенту заочного отделения разработку какой-либо чисто теоретической или исторической темы.

 

В любом случае и тема дипломного исследования, и научный руко­водитель определяются для студента заочного отделения за три семестра (три зачетно-экзаменационных сессии) до окончания университета. С этого момента начинается его непосредственная работа над диплом­ным исследованием под руководством преподавателя - научного руково­дителя.

 

Научный руководитель осуществляет постоянное руководство и кон­троль за ходом выполнения дипломной работы. Научный руководитель должен:

 

- определить задание студенту-дипломнику;

 

- оказывать помощь в разработке и осуществлении графика выпол­нения дипломной работы;

 

- рекомендовать литературу, справочные и иные источники по теме;

 

- осуществлять научное и методическое руководство исследования дипломника, систематически консультировать его;

 

- проверять выполненную работу по частям и в целом.

 

Научный руководитель имеет право выносить вопрос о ходе работы студента над дипломом, ее концепции и выводах на обсуждение пред­метной комиссии или кафедры. По предложению научного руководителя кафедра может назначить консультантов по отдельным разделам ди­пломного исследования из числа сотрудников других кафедр университе­та или специалистов культурно-досуговых учреждений. На предпоследней перед выпуском зачетно-экзаменационной сессии дипломник предъявляет научному руководителю выполненную работу и совместно с ним определяет какие изменения, доработки, исправления нужно внести для улучшения качества дипломного исследования.

 

На последнюю зачетно-зкзаменационную сессию дипломник приез­жает с выполненной на компьютере в соответствии с требованиями ГОСТа дипломной работой.

 

 

Список использованной литературы:

 

Арнарский М.А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский. — 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : ЭГО, 2001. - 288 с.

 

Ариарский М.А. Общекультурное развитие личности как предмет педагогической культурологии / М.А. Ариарский, И.А.Ивлиева. — Казань. : ИСПО РАО, 2006 . - 192 с.

 

Ариарский М.А., Ивлиева И.А., Полагутина Л.В. Методика «погружения» в специальность. Научно-методическое пособие в помощь осваивающим специальность «социально-культурная деятельность». Спб. СПбГУКИ, 2007 г. 337 с.

 

Каган М.С. Философия культуры / М.С.Каган. - СПб. : Петрополия, 1996.—416 с.

 

Ч. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников. - М. : МГУКИ, 2004. - 539 с.

Социально-культурная деятельность: теория, технология, практи­ка; коллективная монография / ред.-сост. Л.Е.Осипова ; научн. ред. В.Я.Рушавин ; Челябинск, гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2005. - Ч. 1. - 280 е.; ч.П. - 232 с.

 

Флиер А.Я. Культурология для культурологов / А.Я.Флиер. - М.. Екатеринбург : Деловая книга, 2002. - 492 с.

 

Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности / Н.Н.Ярошенко. - М. : МГУКИ, 2004. - 264 с.