Производственная практика

Третий этап сквозной практики студентов - производственная практика, осуществляется в 8 семестре IV курса с течение 4 недель. Она призвана позволить будущим специалистам продемонстрировать свои знания, умения и навыки в организации социально-культурной деятельности.

 

Для студентов - это первая попытка проявить себя, утвердиться профессионально и, в силу этого, данная практика приобретает особую значимость.

 

В отличие от ознакомительной и учебной практики, диапазон которых охватывал специальность в широком плане, производственная практика концентрируется на избранной студентом специализации. По сути - это первый самостоятельный шаг в профессиональное будущее и от него зависит психологическое состояние, с которым молодой специалист осмыслит оправданность своего выбора и начнет профессионально-трудовую жизнь.

 

Суть производственной практики сводится к тому, чтобы на базе знаний, полученных за 3,5 года обучения и с учетом специфики определенного учреждения культуры, ставшего ее базой, студент осуществил бы ряд социально-культурных акций, которые:

 

- отвечали бы требованиям времени и социальному заказу;

 

- решали культурно-просветительные задачи;

 

- сочетали в себе познавательные, развлекательные и рекреативные аспекты;

 

- строились на интерактивных методиках вовлечения аудитории в социально-культурное творчество;

 

- реализовывали эффективные методики вовлечения разных групп населения в мир культуры.

 

Инициатором, сценаристом, режиссером и менеджером всех этих акций должен быть студент-практикант.

 

Для того, чтобы решить все эти задачи, необходимо глубоко освоить:

 

- сущность и общую методику социально-культурной деятельности («Общие основы СКД», «Введение в общую методику СКД», «Прикладную культурологию», «Ресурсную базу СКД» и т.д.).

 

- Наиболее принятые в современной практике социально-педагогические методики и технологии СКД («Методика художественной организации СКД», «Методика информационно-просветительской деятельности», «Методика организации социально-культурного творчества», «Игровые методики СКД», «Методика организации туристского досуга», «Методика организации аудиовидео досуга» и т.д.).

 

- природу и технологии менеджмента в сиоциально-культурной сфере;

специфику организации социально-культурной деятельности, отражающую избранную студентом специализацию.

 

На начальном этапе практики необходимо:

 

- определить особенности статуса, социальных функций и направленности деятельности базы практики;

 

- выявить ее материальную базу и кадровое обеспечение;

 

- изучить состояние организации СКД и возникшие перед данным социальным институтом проблемы;

 

- получить необходимую информацию и реальной и потенциальной аудитории данного учреждения культуры;

 

- познакомиться с планами работы базы практики и найти свою нишу в организации ее дальнейшей деятельности;

 

- представить руководству учреждения свои предложения по организации новых социально-культурных акций и методику их осуществления.

 

 

На четвертом курсе студенты выполняют курсовую работу по своей специализации и совершенно естественно, что в процессе производной практики они должны собрать определенный эмпирический материал.

 

В период практики от студента, в первую очередь, ждут инициативы, творчества, способности самостоятельно определять и решать задачи удовлетворения потребностей людей в духовно насыщенном досуге, однако практикант попадает в сложившийся коллектив со своими традициями и нормами корпоративных отношений. А это требует умения найти себя в этом коллективе, включиться в деловые и межличностные отношения, проявить уважение к работающим здесь специалистам. Помочь в этом может и должен курс «Основы коммуникативной культуры».

 

Существенную роль в организации производственной практики играет ее руководитель. Представляя кафедру, он призван ввести практиканта в коллектив учреждения культуры, помочь ему получить для анализа документы, характеризующие его правовой статус, штатное расписание, источники финансирования, планы работы, отчеты, справки, афиши и иные свидетельства функционирования данной ячейки культуры, досуга и воспитания.

 

Базы производственной практики, как правило, аналогичны тем, которые были использованы для учебной практики. Лишь в отдельных случаях ими становятся учреждения культуры, которые нуждаются в конкретной помощи университета. В такой ситуации практиканты становятся субъектами совершенствования работы баз практики посредством обновления и обогащения содержания и форм их социально-культурной деятельности.

 

Технология осуществления производственной практики и система отчетности в основе своей повторяет все этапы учебной практики. Различия предопределяются лишь тем, что на данном этапе погружения в специальность в центр внимания ставится конструктивная работа студента, которая, в свою очередь, аккумулирует сформированные у него к этому времени профессиональные знания, умения и навыки.