Тема 5. Культурный диалог христианства и ислама.

1. Представление о Боге в христианстве и исламе.

2. Бог и мир: акт творения в двух мировых религиях.

3. Представление о человеке в восточной и западной культурах.

4. Отношения Бога и человека в восточном и западном типах культуры.

 

Терминологический словарь к семинарским занятиям № 4 и № 5:

Дихотомия «Восток – Запад» –понятие в социологии и культурологии, используемое для описания различий между восточной и западной цивилизацией. Данная дихотомия является не географической, а культурной, границы Запада и Востока не являются чёткими и складываются в представлении каждого народа индивидуально. Исторически мусульманские и азиатские народы относят к Востоку, в то время как Западную Европу, США и некоторые другие регионы – к Западу. В философии истории Гегеля под именем «Восток» подразумеваются древние цивилизации Азии и примыкающей к ней Северной Африки: Китай, Индию и Персию, а в составе последней – зендский народ (народ Заратустры), Ассирию, Вавилонию, Мидию, Иран, Сирию, Финикию, Иудею и Египет. Кроме того, имея в виду христианскую эпоху всемирной истории, он причисляет к Востоку исламский мир. Таким образом, Восток выступает у Гегеля в виде трех культурно-исторических миров: китайского, индийского и ближневосточного. Двигаясь дальше на Запад, мы попадаем из Западной Азии (Ближний Восток) в Европу. В древности в ее южной части, на островах и полуостровах Северного Средиземноморья, сложились две цивилизации (из числа известных во времена Гегеля): греческая и римская. Этот античный мир и возникшая уже в христианскую эпоху западноевропейская цивилизация составляют у Гегеля собственно «Запад». (заметим, что ни Россию, ни современные ему американские государства немецкий философ не включил в состав Запада, ибо вообще не нашел им места в своей философии всемирной истории).

Восточная культура –культурный полюс Запада. Восточная культура исходит из небытия (как добытия). Главное внимание – структуре мира, роли его частей. Творчество – исключительно удел неба и богов. Господствует убеждение о совершенстве, гармонии мира, чужда мысль о его переустройстве. Восточная культура ориентируется на нерасчлененность человека и природы, на их единство на основе приспособления человека к природе, когда достоинством человека является умение человека «вписываться» в природу, в естественный ход вещей через самосовершенствование души и тела.

Западная культура –культурный полюс Востока. Запад исходит из Бытия; главное внимание – поиску его субстанции, основы. Возможны представления о несовершенстве мира, творчество – удел Бога и человека, может быть нацелено на разумное переустройство мира. Запад как бы противопоставляет Человека и Природу, причем человек повелевает природой, может изменить ее в соответствии со своими представлениями о совершенстве и потребностями, единство человека с природой возможно через ее изменение, «подстраивание» к человеку.

Иегова –искажённая форма имени Яхве.

Аллах –в исламе: Бог, творец всего сущего.

Христианство –одна из трёх мировых религий. В основе – вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение второго лица триединого божества. Источник вероучения Христа – Священное предание, главным в нём является Священное писание (Библия).

Ислам (мусульманство, магометанство) –монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). В шариатской терминологии ислам – это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Приверженцев ислама называют мусульманами. Главная священная книга ислама – Коран. Язык богослужения – классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда в VII веке.

С точки зрения большинства мусульман, то есть согласно хадисам, записанным от пророка Мухаммеда, ко всем народам отправлялись пророки и посланники (всего около 24 000 пророков), которые вели их по монотеистическому пути, но со временем люди отходили в сторону заблуждений, а некоторые стали искажать веру, внося в Священные Писания свои собственные взгляды. В череде всех пророков, посланных на Землю пророк Мухаммед, считается последним, после которого не будет других пророков.

Библия –свод священных книг иудейской и христианской религий, состоящая из Ветхого Завета (признаваемого каждым из этих вероученийд священных книг иудейской и христианской религий, состоящая из Ветхого Завета ()алоорядков, а также необходимость нравственн) и Нового Завета (признаваемого только христианством). Само название с греческого переводится как «книги».

Книги, написанные до пришествия Христа, в которых оно только предчувствовалось и ожидалось, вошли в состав Ветхого (или Старого) Завета, а книги, созданные после его пришествия, образовали Новый Завет.

История создания библейского текста продолжалась более тысячелетия (XII в. до н. э. – до рубежа 1 – 2 вв. н. э.): ветхозаветные книги записывались сначала на древнееврейском языке, а с 6 в. до н. э. также на языках арамейском и даже греческом (неканонические книги). Новый Завет – только на греческом (упоминаемый преданием арамейский текст Евангелия от Матфея не сохранился). История целенаправленного отбора, редактирования и окончательного формирования этих текстов в единую Книгу (их канонизация) завершилась лишь в 5 в. н. э.

По учению христианской церкви книги Библии содержат канон (правило, образец) веры и жизни и потому называются «каноническими» – дающими правило, служащими примером. Одновременно этот термин указывает не только на содержание книг Библии, но также на ее структуру. История библейского канона распадается на два периода. Ветхозаветный канон («еврейская Библия») в среде иудаизма был увековечен в 92 г. н. э. на соборе (синедрионе) ученых книжников в Ябне (Ямнии), став нормативным и для христиан. Отбор новозаветного канона произошел уже во 2 в., но завершился к концу 4 в. В 5 в. Вселенской Церковью был утвержден окончательный канон всей Библии – закрытый список книг, не подлежащий более пересмотру.

В окончательном виде еврейский канон состоит из 39 книг; согласно Талмуду – из 24 или, по Иосифу Флавию – 22 книг, по числу букв еврейского алфавита (сокращение достигается путем символического сведения двух или нескольких книг в одну). Они распределены по разделам следующим образом:

I. Тора («Закон»), или Пятикнижие Моисея: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Это замкнутый цикл из пяти хроникально-законодательных книг, являющийся ядром Библии (для христиан – Ветхого Завета). Основу Пятикнижия составляют разновременные сборники культовых, гражданских и уголовных законов, включенные в контекст исторического повествования, – «от сотворения мира» до смерти Моисея перед вторжением в Ханаан (13 в. до н. э.). Древнейшим сводом юридического характера является т. н. «Кн. Завета» (Исх. 20, 22-23, 33), восходящая, вероятно, к 11 – 10 вв. до н. э.

II. Небии́м («Пророки»):

1) «Первые пророки»: Иисус Навин, «Судьи», «1 – 2 Самуила» (1 – 2 Царств), 1 – 2 Царей (3 – 4 Царств);

2) «Поздние пророки»:

а) «Великие пророки»: Исайя, Иеремия, Иезекииль,

б) двенадцать «Малых пророков»: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия.

Первый подраздел представлен древними хрониками, к-рые непосредственно продолжают исторический материал Пятикнижия и охватывают период времени от вторжения евреев в Палестину (2-я пол. 13 в. до н. э.) до гибели Иудейского государства в 586 и начала Вавилонского пленения. Причисление данных книг к «Пророкам» связано с тем, что их традиционными авторами евр. и христианская религиозная традиция считала древних пророков – Иисуса Навина (ученика и преемника Моисея), Самуила (одновременно последнего правителя, или «судью», Израиля), а также Нафана, Гада и др. Второй подраздел состоит из собственно пророческих сочинений различной степени авторства.

III. Кетуби́м («Писания», или «Агиографы»): Псалтирь (Книга Хвалений), Притчи Соломоновы, Иов, Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Экклезиаст, Эсфирь (Эстер), Даниил, Ездра (Эзра), Неемия, 1 – 2 Паралипоменон. Сюда вошли тексты, относящиеся к разным жанрам: культовые (богослужебные) и царские гимны, личные мольбы и жалобы (псалмы), сборники афоризмов, или притчей, разрастающихся до размеров пространного аллегорического повествования (кн. Иова), сборник любовных и свадебных песен – Песнь песней (традиционно приписывается Соломону), назидательные псевдоисторические повести в жанре современного «исторического романа» – Руфь и Эсфирь, а также относящаяся к апокалипсическому жанру Книга пророка Даниила. Данный цикл завершает вторая группа исторических книг – летописи иудейства послепленного периода, обработанные в духе религиозного прагматизма.

В современной русской Библии (церковно-славянской Елизаветинской и русской Синодальной) насчитывается 77 книг, из которых первые 50 составляют Ветхий Завет, а последующие 27 – Новый Завет. Ветхий Завет состоит из 39 канонических и 11 неканонических кн. (в Новом Завете неканонических книг нет). Последние не составляют особого раздела, но каждая неканоническая книга отмечена астериском (*) и снабжена подстрочным замечанием, поясняющим, с какого языка она переведена. Также помечены и неканонические вставки и прибавления к ряду канонических книг.

Ветхий Завет –первая по времени создания часть Библии. Состоит из памятников древнееврейской литературы 12 – 2 вв. до н.э. Он делится на три цикла: 1) Тора; 2) Пророки; 3) Писания, или Агиографы.

Пятикнижие Моисея –первая часть Ветхого Завета, состоящая из пяти книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие; Тора.

Декалог –предписания, десять основных законов, которые, согласно Пятикнижию, были даны самим Богом Моисею, в присутствии сынов Израиля, на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта.

Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии.

1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Новый Завет –вторая по времени создания часть Библии. Состоит из памятников раннехристианской литературы 2-й половины 1 в. и начала 2 в. н.э., написанных в основном на греческом языке (четыре Евангелия, т.е. «благовестия» о жизни и учении Христа, Деяния апостолов, 21 послание апостолов – Павла, Петра, Иоанна, Иакова, Иуды (не Искариота) – и, наконец, Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис).

Нагорная проповедь Иисуса Христа –собрание изречений Иисуса Христа в евангелии от Матфея, преимущественно отражающие моральное учение Христа. В главах с 5 по 7 евангелия от Матфея повествуется о том, что Иисус произнёс эту проповедь (около 30 года н. э.) на склоне горы своим ученикам и толпе людей. Матфей делит учение Иисуса на 5 частей, Нагорная проповедь из них первая. Другие касаются учеников Христа, церкви, Царствия Небесного, а также жёсткое осуждение книжников и фарисеев.

Заповеди условно делятся на:

– заповеди любви:

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим.

Сия есть первая и наибольшая заповедь.

Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (От Матфея 22:37-40);

– заповеди блаженства:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Мф 5, 3-12);

– другие заповеди:

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.

Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,

оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;

истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.

А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.

А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф 5, 21-32) и пр.

Семь смертных грехов –

1. Гордыня, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему: словом – гордость до самообожания.

2. Сребролюбие. Жадность к деньгам, соединённая большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.

3. Блуд (похоть) (то есть половая жизнь до вступления в брак), прелюбодеяние (то есть супружеская измена). Распутная жизнь. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чём дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг.

4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.

5. Чревоугодие, или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединённое со страстною привязанностью к различным увеселениям по примеру евангельского богача, который веселился «на вся дни светло» (Лк. 16, 19).

6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своём избил Вифлеемских младенцев.

Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные жестокие и колкие слова. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

7. Уныние. Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Излишнее упокоение сном. Депрессия, отчаяние (что нередко доводит человека до самоубийства), отсутствие страха перед Богом, совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни.

Евангелие –часть Библии, первые четыре книги Нового Завета, в которых излагается земная жизнь Иисуса Христа и учение о Царстве Божием (Е. от Матфея, Е.от Марка, Е. от Луки, Е. от Иоанна).

Мекка –священный для мусульман город в Саудовской Аравии, в котором, по преданию, родился основатель ислама Мухаммед.

Иерусалим –религиозный (священный) центр иудеев, христиан и мусульман. В восточной части – раннехристианские здания (в т. ч. ротонда «Гроба господня») Западная стена («Стена плача») – часть уцелевшей стены после разрушения Второго Храма.

Христианский храм –культовое здание для выполнения религиозных обрядов (церковь).

Костёл –польский католический храм.

Мечеть –молитвенный дом у мусульман.

Адам и Ева –прародитель, первый человек, сотворённый Богом, и первая женщина, жена Адама, сотворённая Богом из его ребра; праматерь рода человеческого.

Каин и Авель –сыновья Адама и Евы; Каин – предатель, убийца Авеля.

Авраам и Исаак –в Библии отец и сын. Авраам, родоначальник евреев, должен был, по велению Яхве, принести сына Исаака в жертву; но в момент жертвоприношения был остановлен ангелом.

Ной и его сыновья Сим, Хам и Иафет –в Библии Ной – праведник, спасшийся вместе с семьёй на построенном по велению Бога ковчеге во время всемирного потопа. От сыновей Ноя – Сима, Хама и Иафета «населилась вся земля». Хам был проклят Ноем за то, что насмеялся над наготой опьяневшего отца, и обречён на рабство. Сим и Иафет проявили сыновнюю почтительность и были благословлены Ноем.

Дева Мария –Богородица, Богоматерь. В христианстве мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая.

Троица –1. Одна из основных догматов христианской религии, учение о едином Боге, существующем в трёх лицах; триединое божество (Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – Дух Святой). 2. В православной церкви: один из двунадесятых праздников, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи.

Коран –священная книга мусульман, содержащая изложение установлений мусульманской религии, обрядов, правовых норм и т.п.

Основное содержание Корана – осуждение идолопоклонства и многобожия, проповедь идеи о едином боге (аллахе) как первопричине жизни и первотворце мироздания, предупреждения о страшном суде, описания ада и рая, полемика с язычниками, иудеями и христианами, назидательные рассказы о гибели народов, отвергнувших своих пророков, основанные на апокрифических иудео-христианских преданиях и древнеарабском фольклоре, религиозно-правовые предписания, определяющие «угодный богу» образ жизни и поведения мусульман, некоторые правила обрядности и отправления культа. Основные религиозно-философские идеи Корана, сюжеты многих рассказов и притч (например, о сотворении мира, первородном грехе, об Адаме и Еве, египетском пленении и исходе иудеев, легенда об Иосифе Прекрасном, об Иисусе Христе и др.) восходят к бытовавшим в Аравии сектантским формам иудаизма и христианства. Они рассматриваются Кораном как религии, предшествовавшие и генетически родственные исламу; некоторое влияние на Коран оказали также зороастризм и манихейство.

Коран освятил складывавшиеся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности и др. атрибуты классового эксплуататорского общества.

Большая часть текста Корана – полемика в форме диалога между аллахом, говорящим то в первом, то в третьем лице, и противниками ислама или колеблющимися. Текст Корана отражает основные этапы формирования мировоззрения Мухаммеда; с этим отчасти связаны известная хаотичность изложения, непоследовательность и противоречивость Корана в трактовке ряда принципиальных элементов вероучения, а также своеобразие языка и стиля Корана, отразившее поиски точного выражения новых идей.

В Коране все пророки: и пророк Иса (Иисус), и пророк Муса (Моисей), пророки Сулейман (Соломон), Ибрахим (Авраам), Нух (Ной), Йусуф (Иосиф) и все другие пророки – упоминаются именем «мусульмане». Ибо вера Аллаха едина и эта вера – ислам.

Сунна –мусульманское священное предание о жизни Магомета, дополняющее Коран.

Хадисы –предания о поступках и изречениях Мухаммеда. Возникли в 7 – 6 вв. н.э. Совокупность хадисов, признанных достоверными, составляет сунну.

Сура –одна из глав Корана.

Аят – стих из Корана.

Католицизм –одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве со своей церковной иерархической организацией.

Римско-католическое вероисповедание возникло в результате отделения Римского епископа, называемого папой, от Вселенской Церкви. Оно окончательно оформилось как вероучение и церковная организация после раскола в 1054 г. Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр – Ватикан, единого главу – папу Римского. В соответствии с католическим учением, папа является наместником Иисуса Христа на земле, непогрешимым в делах веры и нравственности.

Источником вероучения католики признают (в отличие от протестантов) не только Священное писание (Библию), но и Священное Предание, которое в католицизме (в отличие от Православия) включает в себя, кроме постановлений вселенских соборов католической церкви, целый ряд нововведений. Самоназвание католической церкви буквально означает по-гречески «соборная», однако в интерпретации католических теологов понятие соборности, столь важное в православной традиции, заменяется понятием «вселенскости» то есть количественной широты влияния (действительно, римско-католическое исповедание распространено не только в Европе, но и Северной и Южной Америках, в Африке и Азии).

Основные догматические нововведения западной церкви, на которых строится все здание католицизма, следующие:

– учение об абсолютной, единоличной власти Римского епископа (папы) над Церковью, и о его непогрешимости;

– учение об исхождении Святого Духа «и от Сына» (лат. филиокве).

Эти два пункта были основными причинами отделения римской кафедры в XI в.; логическим выводом из учения об абсолютной, единоличной власти папы над Церковью было учение об учительской непогрешимости папы, сформулированное как догмат на I Ватиканском соборе в 1870 г.

В католицизме изменилось учение о спасении, о первородном грехе, вследствие чего возникли догматы об удовлетворении Богу за грехи, о чистилище, сокровищнице заслуг и индульгенциях; в XIX и XX веках были провозглашены два новых, так называемых мариальных догмата: о непорочном зачатии Девы Марии (1854 г.) и Ее телесном вознесении на небо (1950 г.); в 1962 – 1964 году на II Ватиканском соборе подверглось коренному пересмотру учение о Церкви и о ее роли в спасении человека.

Православие –одно из основных направлений христианства, вероисповедание, сложившееся в Византии и являющееся наиболее распространённой религией в России.

Протестантизм –одно из основных (наряду с православием и католицизмом) направлений в христианстве, состоящее из различных вероучений, возникших в связи с Реформацией как протест против католицизма.

Своими корнями протестантизм уходит в раннее христианство. Главное отличие протестантизма в том, что за основу христианской жизни принимается только Священное Писание – Библия. Остальные же предания, возникшие позже, признаются полезными для изучения, но по статусу не являются непререкаемыми основами веры. Сами же протестантские церкви возникли после явления, которое определило и мышление, и образ жизни, и культуру Европы – Реформации XVI века.

18 октября 1517 года в целях покрытия расходов на строительство собора святого Петра в Риме, Римский папа Лев X ввел практику индульгенций (платных сертификатов об отпущении грехов). Запуганные, бедные крестьяне попали под непосильную кабалу разлагающегося духовенства. В ответ на постановление Папы в народе стали подниматься недовольства политикой Рима. Относительно правомерности отпущения грехов за деньги возникали дебаты и в среде самого духовенства. Так Католический монах и Доктор теологии Мартин Лютер затронул теологический аспект этой практики в своих 95 тезисах, предложенных для обсуждения на соборе.

Главные идееи тезисов: 1) Истина открывается только в Священном Писании (Библии); 2) Спасает только Бог через веру в Иисуса Христа; 3) За всё слава только Богу.

Несмотря на то что за свои убеждения Лютер был отлучен от Католической церкви, в его поддержку выступили многочисленные представители крестьян и дворянства. В 1526 году Шпейрский сейм (светский собор) по требованию немецких князей-лютеран принял постановление о праве каждого лично выбирать вероисповедание для себя и своих подданных. Но Второй сейм 1529 года под предводительством Фердинанда, брата императора и ярого противника реформации, принял решение, направленное на полное уничтожение реформ и возвращение в католичество тех областей Германии, где укрепилось лютеранство (был зачитан указ императора, ограничивавший религиозную свободу и запрещавший дальнейшее распространение реформационного учения). Пять германских князей и пятнадцать свободных городов подписали протест против такого решения (принявшие протестантскую веру посовещались и единодушно решили: «Мы отвергаем этот указ. В вопросах совести большинство не имеет силы»). Отсюда термин «протестантизм».

Этот термин прижился благодаря тому, что в него вкладывали более широкое значение. Это протест против навязывания какой-либо религии, против обрядоверия, против выхолощенного христианства.

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, аде и рае, отвергая, однако, католическое представление о чистилище. Протестантизм вернул церковь к трем самым важным (утерянным католицизмом) Библейским принципам: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания.

Протестантизм сосредотачивает все вероучение вокруг Священного Писания, которое считается Словом Самого Бога, и побуждает верующих к регулярному чтению Библии.

В протестантизме снято принципиальное различие между священником и мирянином, упразднена церковная иерархия. Служитель протестантской церкви подотчетен Богу и общине.

В протестантизме упразднены многие таинства (за исключением крещения и причастия), отсутствует целибат. Отвергнута молитва за умерших, поклонение святым и праздники в честь святых, почитание мощей и икон. Молитвенные дома освобождены от алтарей, икон, статуй, колоколов. Отсутствуют монастыри и монашество.

Богослужение в протестантизме максимально упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов и гимнов на родном языке. Библия признана единственным источником вероучения.

Реформация –в Западной Европе в 16 в.: социально-политическое движение против феодализма, принявшее форму религиозной борьбы против католической церкви и папской власти.

Лютеранство –одно из основных направлений протестантизма (возникло в 16 в. на основе учения Мартина Лютера).

В октябре 1517 года профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483 – 1546 год н.э.) в 95 тезисах против индульгенций подверг критике католическую систему отпущения грехов и ее догматические основы. Это выступление получило широкий резонанс и фактически стало началом Реформации. Важную роль в этом сыграло новое христианское вероучение, выдвинутое Лютером. Согласно католическим воззрениям, спасение души невозможно без посредничества церкви между человеком и богом. Отсюда проистекает особый статус духовенства, значение деятельности человека, его заслуг перед богом, в число которых было внесено выполнение всех церковных обрядов. Главным принципом нового вероучения Лютер провозгласил спасение верой, которое даруется человеку не по заслугам, а милостью божьей. Утверждая чисто личное отношение человека к богу, Лютер отверг существование всей иерархии католической церкви. Пересмотрев учение о семи таинствах, Лютер признал отвечающими Писанию лишь три из них - крещение, причастие и исповедь.

Позиция Лютера не затрагивала существующие социальные и политические структуры. Такая позиция отвечала интересам умеренного крыла Реформации, прежде всего среднего класса (бюргерства). Представления плебейских масс и крестьянства выразил Томас Мюнцер.

К концу 1520-х годов лютеранское учение утвердилось в ряде немецких княжеств и городов, особенно в Центральной и Северной Германии. Попытка императора Карла V в 1529 году навязать восстановление католического порядка привела к еще большему сплочению сторонников реформированной церкви. Именно тогда возникло понятие «протестантства». В 1555 году в результате победы, одержанной немецкими протестантами в войне против императора, им удалось по Аугсбургскому миру добиться официального признания своих прав на основе принципа «чья власть, того и вера».

Англиканство –протестантская вера, возникшая в 16 в. В догматике англиканской церкви сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви.

Зародилось в Англии во время Реформации в результате разрыва местной католической церкви с Римом. В 1534 году по специальному акту произошло подчинение церкви королю. В 1534 г. Генрих VIII разорвал отношения с Ватиканом и встал во главе церкви. Реальной причиной конфликта с папской властью было желание короля разорвать брак. Монастырские земли были конфискованы в пользу казны, что обогатило короля и дало возможность получить новые земельные владения крупным придворным. В 1562 г. была провозглашена доктрина новой церкви, приближающаяся к протестантской, хотя многие ее ритуалы остаются близкими к католическим. Новая реформированная церковь была названа англиканской.

С 1571 г. – Символ веры из 39 членов. Сохранены: церковная иерархия (с епископатом и безбрачным духовенством), пышный культ, Литургия, таинственное понимание Евхаристии и т.д.

Кальвинизм –одно из протестантских вероучений, возникшее в 16 в. в Швейцарии и получившее широкое распространение во Франции, Нидерландах, Англии и некоторых других странах (по имени его основателя Ж. Кальвина (1509 – 1564).

Основы кальвинизма приведены французским теологом Жаком Кальвином в труде «Наставление в христианской вере», в котором Кальвин попытался обобщить и систематизировать опыт Реформации. Одно из главных мест в его философии занимало учение «О двойном переопределении». Кальвин утверждал, что еще до сотворения мира бог заранее предначертал каждому его участь. Изменить приговор человек не в силах, но, если он добивается успеха в своих начинаниях – это божий знак, что он верно исполняет свое призвание. Труд, бережливость, расчет Кальвин считал добродетелями. Наилучшим строем он считал олигархическую республику, а церковным устройством – общину, которая избирала и контролировала своих руководителей.

Кальвинизм распространялся преимущественно во Франции.

Баптизм –разновидность протестантизма, предполагающая личное (а не через церковь) общение с Богом, допускающая крещение только в сознательном возрасте. Основная идея баптизма – крещение погружением, как это делал Христос.

Меннонизм –протестантская секта, гл. образом в США, Канаде, Нидерландах, Германии. С конца 18. в. появились в России в среде колонистов, привлечённых правительством Екатерины II для заселения окраинных земель.

Движение начало формироваться как религиозное течение в 30-х годах XVI века в Нидерландах под влиянием умеренных анабаптистов, которые активизировались после разгрома Мюнстерской коммуны. Движение возглавил католический священник Симонс Менно, по имени которого оно и было названо.

Меннониты рассматривают свои общины как общины святых. К основным канонам меннонитского вероучения, которое было окончательно утверждено на Дартской конференции в 1632 году, относятся, кроме общепротестантских принципов спасения и всеобщего священства, покаяние в грехах, сознательное крещение по вере, хлебопреломление, омовение ног, церковное отлучение, отказ от воинской службы. Проповедуют смирение, отказ от насилия, верят во «второе пришествие» Христа.

Меннонитское вероучение поставило его последователей в ситуацию самоизоляции от общества и государства.

Усиление репрессий против еретических движений в 40-50 годах XVI века заставило многих меннонитов эмигрировать, в основном в Польшу. Часть меннонитов начале XVIII века эмигрировала в США, где квакер Вильгельм Пенн, провозглашавший свободу вероисповедания, предоставил им убежище в штате Пенсильвания. Амишей и меннонитов в США собирательно называют «pennsylvania dutch» («пенсильванские голландцы»).

Двунадесятые праздники (Рождество Богоматери (Девы Марии), Введение во храм Девы Марии, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление (Крещение), Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица (Пятидесятница), Успение Богоматери, Крестовоздвижение) –наиболее значительные праздники православной церкви.

1. Рождество Богоматери (21 сентября) – у благочестивой семейной пары из Иерусалима – Иоакима и Анны – долгое время не было детей. Когда Иоаким пришёл в храм принести Богу жертву, первосвященник ему отказал, так как он «не создал потомства Израилю». Тогда Иоаким в скорби удалился в пустыню для молитвы, а его жена осталась дома в одиночестве и тоже молилась. В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире». После этого благовестия Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима. После этого Анна зачала. Как сказано в апокрифическом Протоевангелии Иакова, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Супруги дали обет посвятить своего ребёнка Богу и, как было тогда в обычае, отдать его в Иерусалимский храм для служения до совершеннолетия.

2. Введение во храм Девы Марии (4 декабря) – когда Пресвятой Деве исполнилось три года, родители решили выполнить своё обещание: отдать девочку на служение в храм. В Храме Марию встретил первосвященник (православное предание считает, что это был Захария, отец Иоанна Предтечи) со множеством священников. Родители поставили Марию на первую ступень лестницы, которая вела ко входу в Храм. Когда Она была поставлена перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении. Затем, по преданию, первосвященник, по внушению свыше, ввёл Деву Марию в Святая святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

Церковное предание сообщает, что во время пребывания в Иерусалимском храме Мария воспитывалась вместе с другими благочестивыми девами, изучала Священное Писание, занималась рукоделием и постоянно молилась. Согласно Протоевангелию Иакова, в Храме Мария находилась до двенадцати лет, когда по указанию ангела священник Захария устроил смотр женихов, на котором по чудесно расцветшему посоху в мужья Марии был выбран вдовец Иосиф.

3. Благовещение (7 апреля) – события Благовещения описаны единственным евангелистом – апостолом Лукой. В своём Евангелии он сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветою святого Иоанна Предтечи Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира.

4. Рождество Христово (7 января) – подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея (Евангелие от Матфея 1 глава). Мария и Иосиф пошли в Вифлеем из-за переписи населения Римской империи, проходившей при императоре Августе. В это время Сирией управлял Квириний (Лк. 2:1-2). Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как Иосиф с Марией были потомками Давида, они направились в Вифлеем.

После рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов (мудрецов). Они преподнесли Христу дары – золото, ладан и смирну; к тому времени Святое Семейство уже нашло приют в доме (или возможно в гостинице). (Мф. 2:1-11)

Узнав о рождении Мессии и желая Его уничтожить, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до 2 лет. Однако Христос был чудесно спасён от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода. (Мф. 2:16).

5. Сретение (15 февраля) – на сороковой день после рождества Христова и по исполнении дней законного очищения Пречистая Богородица вместе со святым Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа. По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом и принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.

Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение – это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Симеон Богоприимец был человек праведный и благочестивый – по преданию, один из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II Филадельф (285 – 247 до н. э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исайи.

Симеон долго ждал исполнения обещания Божия: он жил, по преданию, около 300 лет. И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришёл в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки.

6. Крещение (Богоявление) (19 января) – согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин. 1:28), пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте – Лк. 3:23) с целью принять крещение. При участии Иоанна всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса.

Во время крещения, согласно Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим Глас с Небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».

Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк. 4:2). Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека.

7. Преображение Господне (19 августа) – незадолго до своего страдания и смерти на кресте Иисус Христос сказал апостолам, что среди них есть те, кто прежде смерти увидит Царство Божие пришедшее в силе. Через несколько дней трех из них: Петра, Иакова и Иоанна – Он возвел на высокую гору и там, во время молитвы, преобразился перед ними. «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом». Так описывает это событие евангелист Марк. Смысл Преображения Господня для апостолов заключался в том, чтобы они, когда увидят Иисуса распинаемым, не усомнились в его учении, а увидели добровольное страдание и смерть Бога за людей. И проповедали миру, что Господь Иисус Христос есть истинный Сын Божий.

8. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – праздник отмечается за неделю до Пасхи и посвящен воспоминанию одного из ключевых событий евангельской истории: вернувшись в Иерусалим за шесть дней до Пасхи, Иисус Христос остановился на склоне Елеонской горы, в доме Лазаря, совершив на следующий день церемониальный вход в столицу Израиля. По описаниям евангелистов, Христос, сидя на молодом осле, в окружении апостолов, паломников и местных жителей, торжественно направился к столице, словно желая занять принадлежащий ему престол. Как законный представитель династии иудейских царей, Он удостаивается почестей. «Многие стелили свою одежду на дороге, а другие – ветви, срезанные с деревьев в поле. И шедшие впереди, и шедшие сзади кричали: «Осанна!» («спасай нас!»). Да будет благословен Идущий во имя Господа! Да будет благословенно грядущее царство нашего отца Давида! Осанна в небесах! (Мк. 11, 8-11).

9. Вознесение (на сороковой день после Пасхи) –двунадесятый господский праздник подвижного годового цикла православного церковного календаря, совершаемый в четверг шестой недели. Название праздника (в западной традиции – «Восшествие») выражает одно из важнейших событий новозаветной истории – окончательное завершение Иисусом Христом времени Своей земной жизни. Согласно повествованию ап. Луки, автора третьего Евангелия и Книги Деяний апостольских, Вознесение Иисуса Христа произошло через сорок дней после Воскресения, в окрестностях Иерусалима – к востоку от города, на склоне горы Елеон (гора Олив, или Масличная гора), после прощальной беседы с апостолами (Лк. 24:50-51, Деян. 1:1-12).

10. Троица (на пятидесятый день после Пасхи) –в праздник Пятидесятницы вспоминается и прославляется сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что это событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день. Этот праздник называется также Днем Святой Троицы. Последнее название объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты.

11. Успение Богоматери (28 августа) – к моменту Своей смерти Богородица проживала в Иерусалиме, посещала для молитв Голгофу и Гроб Господень. Однажды во время молитвы Ей явился архангел Гавриил, сообщивший, что через три дня Она «отойдет ко Христу Богу». Архангел успокоил Марию, чтобы Она была готова к Своему смертному часу и вручил Богородице ветвь райского древа, указав нести её перед гробом Богородицы при погребении. Желая видеть перед смертью апостолов, Она обратилась с молитвой к Богу и «по повелению Божию, ангелы восхитили разошедшихся с проповедью Евангелия по концам вселенной Апостолов и на облаках принесли их в Иерусалим, поставив на Сионе пред дверями дома, где обитала Матерь Божия». Простившись со всеми близкими и сделав распоряжение относительно Своего имущества, Богородица приготовилась к смерти.

Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, – Сам Царь славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери.

После этого Дева Мария мирно скончалась.

12. Крестовоздвижение (27 сентября) –крест был найден приехавшей в Палестину матерью императора Константина Великого царицей Еленой и иерусалимским епископом Макарием (314 – 333). В результате раскопок была найдена пещера Гроба Господня, а неподалёку от неё были обнаружены три креста. Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда больная женщина, на которую их поочерёдно возлагали, получила исцеление. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения (отсюда и название Животворящий Крест).

Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме – месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознёсся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327. Храм был освящён 13 сентября 335. На следующий день, 14 сентября (старый стиль), установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

Пасха –1. В христианстве: ежегодный весенний праздник, посвящённый чудесному воскресению распятого на кресте Спасителя; Светлое воскресение Христово. 2. В иудаизме: ежегодный весенний праздник, посвящённый выходу евреев из Египта.

Христианские таинства (Крещение, Миропомазание, Евхаристия (причащение), Исповедь (покаяние), Брак (венчание), Елеосвящение (соборование), Священство (рукоположение) –церковные обряды, приобщающие верующих к божественной благодати.

Пять столпов ислама (шахада, салят, саум, закят, хадж) (араб. хамсат уль-аркян аль-ислам) –основные предписания, обязательные для всех верующих мусульман.

1. Шахада – символ веры, свидетельствующий о том, что верующий исповедует единобожие и признает пророческую миссию Мухаммада. Произнесением шахады – Ла иллаха илла-ла ва Мухаммадун расулун ла – начинается любая молитва, любая религиозная, а иногда и светская церемония (принятие родов, обрезание, подписание свадебного контракта, обмывание покойника, закалывание жертвенного животного и прочие бытовые обряды, а также государственные мероприятия и официальные речи). Первоначально шахада была боевым кличем, который выкрикивали воины Мухаммада, нападая на неприятеля.

Аш-Шахада содержит в себе два основных догмата ислама:

1. Исповедание единобожия, монотеизм.

2. Признание божественной миссии Мухаммада.

2. Молитва (салят – араб., намаз – перс.). Каждый мусульманин обязан пять раз в день совершить молитву в определенное время в соответствии с установленным ритуалом. До совершения ритуала молитвы следует выполнить обряды очищения (ат-тахара). Тахара включает в себя действия, цель которых – достижение обрядовой чистоты. В нее входят «тахара внутренняя» – очищение души от неблаговидных помыслов, греха или гнева и «тахара внешняя», предполагающая очищение тела, одежды, обуви, жилища и т.д.

Молитву можно совершать в любом месте, но в пятницу, особенно мужчинам, рекомендуется присутствовать на совместном намазе в мечети.

Если время молитвы застигает человека в пути, ему для ее совершения следует, кроме вышеперечисленных омовений, найти киблу (направление на Мекку). Обычно, если мусульманин находится в пути и не может точно определить киблу по солнцу, он ориентируется на ближайшую мечеть. Затем следует расстелить коврик для молитвы (араб. саджад или турецк. намазлык), а при его отсутствии – чистую ткань или бумагу без нанесенных на ней типографских знаков. Коврик как бы отделяет молящегося от внешнего мира. Затем молящийся читает первую суру Корана «аль-Фатиха», которая у мусульман занимает такое же место, как «Отче наш» у христиан.

Ислам также признает добровольные молитвы (араб. мунаджат). Такие молитвы считаются богоугодными, но не обязательными.

Молитва не засчитывается, если она была прервана, или если у человека появились какие-либо болезненные проявления.

3. Паломничество (араб. аль-хадж). Мечтой каждого мусульманина является паломничество в святые города ислама Мекку и Медину. В иерархии исламских принципов аль-хаджж стоит на третьем или четвертом месте (в зависимости от страны). Коран считает посещение Мекки и Медины долгом каждого мусульманина. Хаджж приурочен ко времени праздника жертвоприношения – ид аль-адха (араб.) иначе курбан-байрам (тюрк.), одного из двух главных праздников ислама.

Этот праздник связан с легендой, согласно которой главное святилище мусульман Кааба было построено Адамом, разрушено во время потопа, но восстановлено Авраамом и его сыном Исмаилом. Хаджж начинается на 7-й день месяца зу-ль-хиджж в Мекке, а праздник отмечается через три дня, не только в долине Мина около Мекки, но и повсеместно в мусульманских странах.

Паломничество – один из самых древних арабских обрядов. Исламские источники относят начало совершения паломничества к эпохе Авраама. Об этом говорится в Коране: «И возвести среди людей о хаджже: они придут к тебе пешком…» (Коран, сура 22:23). Изначально паломничество приурочивалось к ярмарке, которая для бедуинов была большим событием. В своем нынешнем виде хаджж существует со времени пророка Мухаммада, то есть более 1300 лет. Сам Мухаммад совершил свое последнее («прощальное») паломничество в 632.

Так же как и все другие религиозные обязанности мусульман, хаджж строго регламентирован. Хаджж не может совершить человек, не прошедший обрезание. Если человек не здоров, то он может послать вместо себя заместителя (вакиль аль-хаджж). Однако пожилые люди редко обращаются к такой практике, ибо смерть во время хаджжа предполагает, что мусульманин будет похоронен близ святых мест. Женщины могут совершить хаджж только в сопровождении мужчин.

Наряду с великим паломничеством (хаджж) существует и малое – умра, которое можно осуществить в другое время года. Малое паломничество, так же как и посещение Медины, считается делом богоугодным, но не равноценным великому паломничеству.

4. Пост (саум) – осуществляется в месяц рамадан. Издавна народы Ближнего Востока, принадлежащие к различным религиям, совершали посты, что было связано с ограничениями в еде, возникающими у скотоводов в ходе их хозяйственного цикла. В частности, у арабов в доисламское время было несколько постов, в том числе пост в первые десять дней мухаррама – первого месяца лунного календаря. Пост в месяц рамадан более длительный: он длится 30 дней. Говорят, что он был установлен пророком Мухаммадом через 17–18 месяцев после хиджры – переезда Мухаммада и его ближайших сподвижников в Медину.

В отличие от христианского, мусульманский пост состоит не в воздержании от тех или иных видов пищи, а в полном воздержании от пищи, всякого питья и любых удовольствий в течение всего дня, от рассвета до наступления темноты. Кроме этого запрещено курить, вдыхать ароматы, купаться, играть в азартные игры, развлекаться или иметь интимные отношения. Запрет также наложен на инъекции, лекарства, чистку зубов, жевание жвачки. Характерно, что улама (теологи) авторитетнейшего мусульманского университета «Аль-Азхар» в Каире, постоянно издают фетвы, разъясняющие возникающие спорные проблемы по вопросам, связанным с постом.

Считается, что в период рамадана мусульмане должны предаваться благочестивым размышлениям, делать добрые дела. Пост в месяц рамадан был установлен в напоминание о том, что именно тогда Мухаммад получил первое божественное откровение (Коран. Сура 96:1–5). Мусульмане особо отмечают ночь с 26 на 27 рамадана (по-арабски – лейлат аль-кадр – «ночь предопределения»), когда был ниспослан Коран. Ночью в мечети после «Фатихи» (первая сура Корана) читают пять раз суру 112 («Аль-Ихлас») и просят прощения за свои грехи и грехи своих родных и близких.

Однако в богословском мире нет четкого мнения относительно того, когда же произошло главное событие этого месяца, а именно, первая встреча Мухаммада с архангелом Джабрилем (Гавриилом в христианстве), который продиктовал ему божественное откровение. Поэтому принято все нечетные ночи последних десяти суток рамадана посвящать делам благочестия.

Исламская этика предусматривает, что не все мусульмане будут в состоянии соблюсти пост. В этой связи определен ряд лиц, которые от него освобождаются. В частности, от поста освобождены муджахидун – участники священной войны. Сегодня под эту категорию в первую очередь попадают военнослужащие. Однако заставить их игнорировать обряды поста никто не имеет права.

Пост завершается праздником разговения (араб. ид аль-фитр). Помимо обязательного поста ислам разрешает добровольные посты в любое время года.