ТЕСТ № 2.

Вопрос 1. Художественная культура – как культурологическое понятие …

а) относится только к архитектуре, дизайну, изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

б) относится лишь к сфере духовной культуры;

в) относится к сфере социокультурной жизни, к которой происходит создание и распространение произведений художественного творчества.

Комментарии к тесту:

Правильный ответ - относится к сфере социокультурной жизни, к которой происходит создание и распространение произведений художественного творчества.

М.С. Каган выделяет художественную культуру, «ядром которой является искусство» и его функционирование. В основе художественной культуры лежит деятельность художников-профессионалов. За каждым созданным ими художественным образом скрывается отраженный целый мир материальных предметов, чувств и мировоззренческих идей.

Варианты «а» и «б» отражают лишь одну сторону, характеристику художественной культуры.

Вопрос 2. Какова основная научная идея Л.Н. Гумилёва отражена в трудах «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и Великая Степь», «От Руси к России» и др.?

а) Влияние природно-космических факторов на процессы этногенеза и пассионарность человека;

б) Его книги являются мемуарами историко-литературного характера;

в) Эти труды отражают результаты его научных метеоролого-географических наблюдений.

 

Комментарии к тесту:

Правильный ответ -влияние природно-космических факторов на процессы этногенеза и пассионарность человека

ГумилевЛев Николаевич (1913-1992) — российский этнолог и историк, представитель позднего евразийства, создатель теории этногенеза (происхождения народов), сын поэта Н.С. Гумилева и поэтессы А.А. Ахматовой. Помимо разработки теории этногенеза, Гумилев занимался изучением культур народов Евразии, Древней Руси, исторических связей русских с кочевыми народами Великой Степи. В основе его концепции категория «этнос».

Под культурой Гумилев понимает совокупность материального производства и традиции. Гумилев пишет, что возникновение, развитие, расцвет и гибель этноса находятся под влиянием трех видов энергии: распада элементов внутри Земли, Солнца и космических сил, от действия которых зависит «пассионарность» этноса. Историческое время существования этноса 1200-1500 лет. В книге «От Руси к России» (стр. 192). Гумилев пишет, что люди не исчезают, они остаются, но входят в состав иных этнических систем, и, следовательно, утрачивают свой язык и культуру.

 

Вопрос 3. По мнению Н. Данилевского, развитие каких культурно-исторических типов было насильственно прервано?

а) германо-романского;

б) славяно-русского;

в) мексиканского (ацтеки) и перуанского (инки).

 

Комментарии к тесту:

Правильный ответ -мексиканского (ацтеки) и перуанского (инки)

Н. Данилевский выделял германо-романский, русско-славянский и другие, всего 10 цивилизаций (культур). Отмечал, что вследствие испанского завоевания, не успели совершить своего развития такие культуры, как мексиканский (ацтеки) и перуанский (инки). В основу выделения локальных цивилизаций Данилевского были положены географические, историко-хронологические и этнические принципы.

Н. Данилевский считал, что в истории XIX века доминируют два культурно-исторических типа: германо-романский (европейский) и славяно-русский.

 

Вопрос 4. Какому из ученых принадлежат эти строки: «Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира»?

а) П. Сорокин;

б) Н. Рерих;

в) Н. Бердяев.

Комментарии к тесту:

Правильный ответ -Н.А. Бердяев. Он был сторонником цивилизационного подхода, который основан на принципах культурного плюрализма (лат. «pluralis» — «множественный, многообразный») и культурного полицентризма (греч. «poly» — «много»). Согласно этому подходу, существует многообразие культур, которые невозможно выстроить в порядке «высшие - низшие». В основе цивилизационного подхода лежит принцип, по которому каждая цивилизация (иногда их называют и «культурами») рассматривается как аналог целостного живого организма, относительно изолированного от других социумов и окружающей среды, но связанного с ней посредством обмена энергией. Их развитие имеет не линейно-стадиальный, а циклический характер, подобный циклу жизни организма (зарождение, рост, расцвет, старение, гибель).

Русско-американский ученый П.А. Сорокин (1889-1968), различал системы социокультурных феноменов многих уровней. Создал теорию социокультурной динамики. Согласно ей, доминирующее мировоззрение и обусловленные им основные принципы восприятия действительности постепенно исчерпывают свои возможности и заменяются одним из двух других альтернативных мировоззрений. Сорокин считал, что любое социальное явление имеет три аспекта - личность, общество, культуру.

Н. Рерих рассматривал вопросы, связанные с культурой. Считал, что слово «культура» происходит от слов «культ» — поклонение, почитание и «ур» — «свет», «огонь». То есть культура зародилась как почитание света, культ огня, который был одной из первых форм религиозности, характерной почти для всех народов, и является основой всех религий, всех форм выражения духовной жизни человека.

 

Вопрос 5.Во второй пол. ХХ в. концепции информационного (постиндустриального) общества разрабатывали:

а) Корпорация «Майкрософт»;

б) американские ученые О. Тофлер, Д. Белл, японский ученый И. Масуда;

в) Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.

 

Комментарии к тесту:

Правильный ответ - американскиеученые О. Тофлер, Д. Белл, японский ученый И. Масуда.

В 60-е гг. ХХ в. американский социолог Даниэль Белл разработал концепцию постиндустриального общества, в котором человеческий выбор оказывается решающей детерминантой социально-исторического развития.

Японский ученый Е. Масуда в 1945 г. предложил идею «информационного» общества. В то время она показалась фантастической, но внедрение новых информационных технологий и прежде всего, компьютерной техники и систем телекоммуникационных связей показали, что в настоящее время эта идея отнюдь не является утопичной.

Вопрос о плате человечества за научно-технический прогресс, о неоднозначности и противоречивости прогресса в разных сферах общественной и культурной жизни на сегодняшний день является одним из важнейших для дальнейшей судьбы всей человеческой цивилизации.

Тофлер Олвин (р. 1928) — американский футуролог. Один из виднейших теоретиков постиндустриального, или информационного, общества (общества «третьей волны»). В его футурологической концепции реальности сегодняшнего дня рассматриваются и осмысливаются сквозь призму будущего.

 

Вопрос 6. Какому понятию соответствует это определение: «Нерасчлененность, слитность материального быта, мифологии, художественного творчества, магии, религиозных представлений, характерных для первобытной родоплеменной культуры» - это ….

а) синкретизм;

б) синтетизм;

в) семиотика.

 

Комментарии к тесту:

Правильный ответ – синкретизм. Синкретизм - в широком смысле этого слова - нерасчлененность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития. Чаще всего термин этот применяется к области искусства, к фактам исторического развития музыки, танца, драмы и поэзии. Изучение явлений синкретизма чрезвычайно важно для разрешения вопросов происхождения и исторического развития искусств. Самое понятие "синкретизм" было выдвинуто в науке в противовес абстрактно-теоретическим решениям проблемы происхождения поэтических родов (лирики, эпоса и драмы) в их якобы последовательном возникновении. С точки зрения теории синкретизма одинаково ошибочно как построение Гегеля, утверждавшего последовательность: эпос - лирика - драма, так и построения Ж. П. Рихтера, Бенара и др., считавших изначальной формой лирику.

Синтетизм, сочетание строгого академического начала с трепетной жизненностью, лаконические линии с живописностью тона. Термин часто используется в живописи.

Семиотика -теория, исследующая свойства знаковых систем (систем знаков), каждому из которых придается определенное значение.От лат. - знак. Знак — материальный предмет культуры (явление, событие), выступающий в качестве представителя (заменителя) другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений, информации, знаний

Вопрос 7. Какое значение имело понятие «пайдейя» у древних греков?

а) Воспитанность и образованность, гармоничное развитие человека;

б) Достижение человеком воинских доблестей и славы;

в) Умение слагать стихи и петь их в сопровождении кифары.

 

Комментарии к тесту:

Правильный ответ - воспитанность и образованность, гармоничное развитие человека.

В «пайдейе» греки видели свое главное отличие от варваров. «Пайдейя» — воспитание, образование. Воспитание личности и гражданина становится жизненно важным, чтобы в рамках полиса не было человека, который бы не принимал участия в его делах, , таким образом, пайдейя становится способом формирования личности, путем передачи ей рациональной системы знания, а также это приведение в состояние гармонии всего человеческого тела, которое является олицетворением внутреннего мира человека.

 

Вопрос 8. В рамках «теоцентрического» подхода «культура» трактуется как:

а) реализация естественных (природных) сил;

б) реализация общественных (социальных) сил;

в) реализация сверхъестественных (сакральных) сил.

Комментарии к тесту:

Правильный ответ - реализация сверхъестественных (сакральных) сил.

В рамках теоцентристского направления культура трактуется как реализация сверхъестественных, божественных сил; основа ее возникновения и развития усматривается в разнообразных формах культовой деятельности: ее подлинным субъектом, носителем считается та или иная религиозная общность: основная черта - сакральность: основная форма бытия символ, основная функция — сигнификационная или символическая

Вариант «а» - натуроцентристскоое направление, культура трактуется как реализация естественных, природных сил; основа ее возникновения и развития усматривается в разнообразных формах биофизических процессов; ее подлинным субъектом, носителем считается та или иная природная общность; основная черта - витальность; основная форма бытия – вещь («артефакт»), основная функция - защитная или жизнеобеспечивающая.

Вариант «б» - социоцентрическое направлении, культура трактуется как реализация общественных, социальных сил; основа ее возникновения и развития усматривается в разнообразных формах трудовой деятельности; ее подлинным субъектом, носителем считается та или иная социальная общность; основная черта — социальность; основная форма бытия — норма; основная функция - нормативная, регулятивная.

 

Вопрос 9. Кому принадлежат эти слова: «Вера в высший смысл Вселенной является стержнем, который придает внутреннее единство любой культуре»?

а) Н. Данилевский;

б) К. Леонтьев;

в) А. Мень.

Комментарии к тесту:

Правильный ответ – А. Мень. Протоиерей Александр Мень, написавший несколько трудов по философии религии, утверждал, что «вера в высший смысл Вселенной – сегодня, как в древности, является стержнем, который придает внутреннее единство любой культуре».

Н.Я. Данилевский, издавший в 1869 году один из главных трудов российской философии культуры — книгу «Россия и Европа». Наряду с обсуждением злободневных тогда международных проблем, в этой книге содержится критика идеи «человечества», которое, по Данилевскому, является отвлеченным понятием и не имеет собственной истории. Исторической реальностью Данилевский объявляет «культурно-исторические типы».

К.Н. Леонтьев, оригинальный мыслитель и талантливый писатель. В отличие от Данилевского, его нельзя отнести к поздним славянофилам, так как Леонтьев подверг многие важнейшие идеи славянофильства резкой критике. Леонтьев с особой силой подчеркивал ограниченность существования любой культуры во времени. В размышлениях Леонтьева много общего с теорией О. Шпенглера, появившейся несколькими десятилетиями спустя. Леонтьев связывал расцвет культуры с ее сложностью, которая предполагает жесткую внутреннюю структуру и строжайшую дисциплину. Их ослабление ведет культуру к упрощению и, затем, к гибели. Культурологические воззрения Леонтьева являлись основой его политического консерватизма.

 

Вопрос 10. Что означает понятие «поп-культура»?

а) Сленговое название массовой художественной культуры второй пол. ХХ в.;

б) Форму элитарной художественной культуры второй пол. ХIХ в.;

в) Форму церковно-религиозной культуры в эпоху западноевропейского средневековья.

 

Комментарии к тесту:

Правильный ответ – сленговое название массовой художественной культуры второй пол. ХХ в.

Поп-культура - сленговое название массовой художественной культуры, а китч - ее разновидность. Поп-культура является авторской. Она появилась в сер. XX века, когда СМИ (печать, радио, грамзапись, TВ, магнитофоны, а затем, и компьютеры) распространились в большинстве стран мира, и стали доступны всем слоям населения. Поп-музыка - самый яркий пример массовой культуры. Она доступна людям всех возрастов и слоев населения, независимо от уровня образования. У нее самая широкая аудитория, хотя она и обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей. Образцы поп-музыки, в частности шлягеры, быстро надоедают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры ничего такого не происходит.

К элитарной культуре можно отнести науку, изобразительное искусство, «серьезную» музыку. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества: ученые, литературоведы, критики, художники, писатели, артисты академических жанров, завсегдатаи музеев и выставок, театралы и др.

Церковно-религиозная культураисторически вступает в симбиоз с народной культурой, образуя культурный сплав, характеризующий и этнический «менталитет». Церковно-религиозная культура служит интересам господствующих слоев общества, но обращена ко всем слоям населения. Служители культа - профессионалы, в средневековье, например, самые образованные люди общества.