Банкэй.

Банкэй (1622 – 1693), овеянный славой разрушителя традиций, - одна из самых оригинальных фигур японского дзэн-буддизма. Не придавая значения уставу, отказываясь от коанов и абстрактного теоретизирования, Банкэй сумел простым языком передать суть дзэн.

Банкэй родился в эпоху, когда учение дзэн стало формализованным, безжизненным, а реальным опытом Просветления не обладал практически никто. Долгое время Банкэй искал по всей Японии просветленного мастера, но так и не смог найти. Он пытался в уединении постичь истинную природу человека. После двух лет медитаций Банкэй наконец впервые познал то, к чему так долго стремился. Он назвал это состояние «Нерожденным», тем самым подчеркивая его изначальную природу.

Когда Банкэй достиг Просветления, ему было только 26 лет. Всю остальную жизнь, т.е. более 40 дет, он посвятил проповеди Нерожденного. Банкэй учил, что сама суть учения дзэн, в высшей степени ясная и простоя, доступна для понимания любому человеку с открытым умом. Для этого не нужны искусственные приемы, специальная терминалогия, не обязательно также быть монахом и вообще буддистом – все это может только создать препятствия. Суть дзэн можно донести простыми словами, а понять – даже в обычной повседневной обстановке. Высказывания Банкэя были ошеломляющими по тем временам. Другие японские учителя считали дзэн недоступным для неподготовленных.

Банкэй быстро приобрел популярность, а с годами слава о нем распространилась по всей Японии. В число его последователей входили представители почти всех слоев и групп общества: вассалы, купцы и ремесленники, крестьяне и слуги, профессиональные игроки и разбойники, а также монахи и монахини всех буддийских школ.

Нерожденное, учил Банкэй, уже здесь, совершенное и полное. Его не надо достигать или обретать. Нужно просто быть самим собой, «позволяя мыслям возникать и исчезать, как им хочется», не привязываясь к впечатлениям от окружающего нас мира. Ни мысли, ни переживания не являются нашей подлинной сущностью, считал Банкэй, так как связаны с внешними вещами. Наша действительная сущность – то, что не погружено в мир внешнего, т.е. Нерожденное.

Обычный человек не бывает самим собой, потому что становится рабом своих преходящих мыслей и чувств и не осознает этого. Однако все поправимо, как утверждает Банкэй, если «отойти в сторону и не мешать» этому потоку текущих мыслей и переживаний.

Человек появляется на свет с Нерожденным. Однако, по Банкэю, с рождения он подражает окружающим людям и со временем заимствует ряд положительных и отрицательных качеств, которые в конце концов укореняются в нем так основательно, что человек начинает считать их своим истинным «я». Эти качества затмевают Нерожденное, которое является исконным свойством любого человека. Если освободиться от этих приобретенных привычек и качеств, Нерожденное, лишенное каких бы то ни было заблуждений, будет проявлять себя.

«Пребывай в Нерожденном!» – неустанно повторял Банкэй. Никаких других особых правил он не устанавливал.