И РЕЛИГИЯ

Ab ovo usque ad mala

Справка. Вопрос о связи между культурой и религией является вполне сложным, исключительно многогранным, и вызывающим нескончаемые и многие разногласия со времён Адама и Евы, и вполь до наших дней.

Латинское изречение: Ab ovo usque ad mala – помещённое в заголовке последней строкой, было бы здесь вполне уместным. Правда, понять его можно не сразу, поскольку смысл фразы стал для нас за века несколько завуалированным. В точном переводе смысл этот звучит так: «от яиц до фруктов», но означает нечто совсем другое: «от начала и до конца».

Скрытый для нас смысл латинской фразы связан с тем, что у древних римлян каждый обед обычно начинался с яиц и заканчивался фруктами. А поэтому вся фраза, сказанная в нужном месте речи, означала в те далёкие времена, что оратор имеет в виду нечто неразрывное, некое целое, единое, но состоящее из последовательного чередования его частей, то есть, от «начала и до конца».

Подумаем. И у нас пришёл черёд для того чтобы повторить эту латинскую фразу, поскольку мы говорим далее о культуре и о религии, о связи между ними, которые друг без друга практически не существуют, или почти не существуют, и которые безусловно друг на друга – чрезвычайно сильно влияют. Связь между ними может быть охарактеризована как «связь от самого начала и до самого конца»

РЕЛИГИЯ

Справка. РЕЛИГИЯ (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа), это - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на глубокой вере в существование Бога или богов, вера в наличие в жизни человека чего-то сверхъестественного. Историческими формами развития религии являются многие племенные, национально-государственные (этнические) корни, превратившиеся со временем в три основные мировые религии:

· буддизм (6 век до н.э.),

· христианство (на переломе нашей эры),

· ислам (6 век нашей эры).

Подумаем. Если наука - это знания, искусство – это умение, то религия - это вера. Все люди верят, во что-нибудь. Нап­ример, многие верят, что Бог есть, но одни верующие верят во Христа, другие - в Будду, третьи - в Аллаха, во множестве других более мелких религий есть свои верховные святости. И в целом, каждый отдельный верующий может иметь свои собственные предпочтения. Есть, наконец, люди, которые верят, что Бога нет, нет вообще, никакого нет. И они - тоже верующие, но особенным образом.

Из всех перечисленных, только три религии называются мировыми, так как к ним относятся люди разных народов, разных государств, проживающие на различных континентах земного шара. Это и есть – христианство, буддизм, мусульманство.

Для нас важно то, что каноны и постулаты религии самым тесным образом связаны с этикой, и мы не станем агитировать на этих страницах за любое из указанных ре­лигиозных течений, но подчеркнем следующее. Поскольку сам автор этого ЭУМК является человеком русским и православным,то,естественно, что основные его соображения по этой подтеме связаны в основном с русским православием.

Вопрос*Ответ. И как же связаны между собой эти два мировоззрения: религиозное и светское? Или же они не разделяются? Но оба связаны с нравственностью, с этикой? Посмотрим на высказывания Патриарха Кирилла.

МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ

Справка. Митрополит Кирилл, в настоящее время – Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл – примерно в течение двух десятков лет ведёт по телевидению передачу под общим названием «Слово пастыря». В ней её автор, богослов и высокопоставленный иерарх русской православной церкви рассказывает об отношениях между церковью, населением и государством, объясняет сложные библейские тексты, вспоминает об истории становления православия вообще, и на Руси, в частности.

Вот, один пример из его выступления по телевидению.

Пример. Опора на религиозное мировоззрение нередко помогает человеку выстоять перед злом, помогает личности не поддаться злу, выдержать всю тяжесть одинокой и многолетней борьбы с «многоликим его проявлением в нашей многотрудной и греховней жизни». И, как говорил митрополит Кирилл много лет назад:

"... в утверждении о том, что не обязательно верить, чтобы быть нравственным человеком, есть доля правды, потому что сам Бог вложил нравственное начало в природу человека. Нравственность есть часть человеческой приро­ды, присущая изначально человеку, роду человеческому. Как человек име­ет способность видеть, слышать, обонять, имеет вкус, точно также по природе своей он имеет способность отличать добро от зла, имеет нрав­ственную природу. И нравственная природа, действительно, в этом смысле, как бы автономна от убеждения людей"

(Митрополит Кирилл.

Новая Заповедь Спасителя.

Выступление по 1-ой программе

Российского ТВ.

3 февра­ля 1996 года).

 

И, как, казалось бы, на первый взгляд, нет никаких связей между этикой и религией, которые смогли бы утвердить нас в мысли о том, что вера сможет сыграть свою, не только важную, но и ведущую роль в становлении этических принципов у человека. Но вот, что говорит дальшесам митрополит Кирилл в том же своем телевизионном выступлении:

 

«А причём же тут вера? А вера вот причем. Вера не позволяет человеку притупить нравственнее чувство. Вера есть такое умозрение, есть такое убеждение, которое пос­тоянно воспитывает нравственное чувство, укрепляет его в человеке".

Совет. Полезно посмотреть полный текст выступления Митрополита (сейчас Патриарха) Кирилла в Приложении в ЭУМК. Оставим эту его цитату без комментариев, настолько в них четко и полно выражена основанная мысль её автора.

Подумаем. Но, к сожалению, несмотря на всё сказанное, мы нередко встречаемся с проявлениями нетерпимости, даже вражды между разными, а иногда и между вполне родственными народами, странами, государствами, отдельными гражданами, как знакомыми, так и совершенно незнакомыми между собой. В том числе и в самое последнее время. Телевидение, радио, Интернет, пресса кишат негативными примерами самой различной юридической сложности, из которых студент сам сможет выбрать наиболее, по его мнению, подходящие к его теме.

 

ВРАЖДА

Подумаем. Нужно заметить, что в жизни нередко бывает так: родственники, в прямом смысле этого слова нередко враждуют между собой в большей степени, чем не родственники. Это горькое правило распространя­ется, к сожалению, и на народы. Примеров иного, религиозных тоже.

Веками враждуют между собой некоторые народы-родственники.