ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

 

1. Понятие “культура” уже в древности оказалось прочно связанным с представлениями об особенностях человеческой деятельности. Римляне выделили ее как нечто, отличающееся от природного состояния мира. В Греции и на Востоке различные аналогичные понятия (пайдейа, жэнь, дхарма) прочно связали культуру с особыми качествами самого человека и противопоставили “культурному человеку” не “природного человека”, а варвара, дикаря, исходя из представления о культуре как о воспитанности и образованности.

2. Вплоть до XVII века понятие “культура” отличалось от того содержания, какое вложили в него сознание и научная мысль более позднего времени. В более ранний период все, кто прямо или косвенно касался вопросов, которые мы сейчас называем культурологическими, противопоставляли “естественному” “сверхъестественное” (особенно в средневековье). Лишь в Новое время “естественному” противопоставили “искусственное” и таким образом пришли к противопоставлению культуры и цивилизации.

3. В XVIII веке и позже научная мысль обратила внимание на то, что культура может быть основой человеческого счастья (Вольтер), нести в себе особый уровень свободы (Кант, Гегель, Шиллер), выступать как многообразие отношений с окружающим миром (Ортега-и-Гасет, Богданов, Сноу) или быть единственным средством выживания в экстремальной экологической ситуации (Швейцер).

4. Понимание термина “культура” остается по-прежнему неоднозначным в силу многообразия и сложности обозначаемого им явления.