ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

 

 

1. До сих пор среди исследователей культуры ведутся споры о том, имеет ли место в истории феномен римской культуры. С самого зарождения и до своего крушения Рим концентрировал, растворял в себе, заимствовал слишком много различного рода культурных оснований побежденных народов и государств. Одновременно с этими взглядами существует и весьма полное представление о том, какие стороны существования Рима-города и Рима-государства являются специфическими, о том, какие реалии мировой культуры связаны исключительно с существованием Рима.

2. Главной особенностью развития римской культуры было совершенствование политических и правовых отношений. Для человека римской культуры характерно существование в качестве homo politicus. Состояние гражданина, чувство подданного для римлянина становится предметом особой гордости. Оно ложится в основание идеала человека, его основных добродетелей.

3. Основные противоречия римской культуры связаны с противоположностью высокого римского идеала человека и его практической деятельности. Римская культура в некотором смысле может быть названа не созидающей, а “пользующейся”. Тем не менее даже такой, “пользовательский” менталитет обладает способностью приспосабливать реалии других культур к своей действительности и наоборот — свои культурные реалии распространять на завоеванные народы.

4. Обратим внимание на практический характер всех сторон римской культуры, даже ее религии. Греческая гармония материального и духовного в Риме распадается, и приоритетное положение оказывается у материального начала. Эти моменты реализуются и в познании мира, и в искусстве.

5. Римская культура подарила миру основы цивилизации через систему своей государственности. Вплоть до современности мир имеет дело с римским типом государственного устройства, а римское право легло в основу правовой культуры многих государств, в особенности европейских.