Когнитивные аспекты МКК. Проблема «свой»/«чужой». Проблема информационной дисфункции. Роль тревожности и неопределенности в процессе межкультурной коммуникации и основные способы их понижения

Первичное восприятие человека - на основе собственных культурных норм оцениваются его внешность, внутренние качества, поведение. Воспринимаемые вещи, люди, отношения, события и явления подразделяются на соответствующие группы, классы, виды, то есть категории. Категоризация помогает упростить действительность, сделать ее более понятной и доступной. Восприятие действительности человеком обусловлено культурными, социальными и личностными характеристиками.

Другой культурной детерминантой, определяющей восприятие человеком реальности, является язык, на котором он говорит и выражает свои мысли. 2 точки зрения: номиналистская и релятивистская.

Номиналистская позиция - восприятие человеком окружающего мира осуществляется без помощи языка, на котором мы говорим. Язык является просто внешней «формой мысли». Поэтому в ходе мыслительной деятельности в сознании всех людей формируются одинаковые образы реальности. Релятивистская позиция - структура языка определяет особенности мышления, восприятие реальности, структурные образцы культуры, стереотипы. Гипотеза Сепира и Уорфа - любая языковая система является не только инструментом для воспроизведения мыслей, но и фактором, формирующим человеческую мысль, становится программой и руководством мыслительной деятельности индивидуума.

В ситуации расхождения или несовпадения каких-либо культурных явлений другой культуры с принятыми в «своей» культуре возникает понятие «чужой». Намного важнее понять чужую культуру, то есть осмыслить место и значение новых необычных явлений культуры.

Понятие «свой» подразумевает тот круг явлений окружающего мира, который воспринимается человеком как знакомый, привычный, само собой разумеющийся.

В процессе контактов между представителями различных культур сталкиваются различные культурно-специфические взгляды на мир - каждый считает свои представления нормальными, а представления другого ненормальными. Нечто само собой разумеющееся одной стороны сталкивается с нечто самим собой разумеющимся другой стороны. Как правило, обе стороны не ставят под сомнение «свое само собой разумеющееся», а занимают этноцентристскую позицию и приписывают другой стороне глупость, невежественность или злой умысел.

Этноцентризм в той или иной степени свойственен любой культуре. Он позволяет бессознательно отделить носителей чужой культуры от своей.

Для осмысления явлений чужой, неизвестной культуры оказываются неприемлемыми попытки использовать нормативно-ценностную систему своей культуры.

Интерпретация (объяснение) явлений чужой культуры происходит в результате столкновения привычного и непривычного. Это создает ситуацию отстранения - понимание чего-то нового, неизвестного происходит путем сравнения с привычными и известными явлениями подобного рода из собственной культуры. Представители коллективистских культур более этноцентричны, чем члены индивидуалистских культур.

Эффективность коммуникационных каналов определяется тем, как быстро доходит управленческая информация до адресата и насколько она сохраняет свою адекватность, пройдя по этим каналам. Любые отклонения от заданных организацией параметров скорости и адекватности правомерно называть информационной дисфункцией.

Информационную дисфункцию можно определить как нарушение функций коммуникационных каналов организации. Дефицит информации, чтобы его преодолеть, нужно прежде всего разблокировать коммуникационные каналы, увеличив тем самым объемы передаваемой информации.

Информационная дисфункция заключается в искажении информации, потери информации, а также в производстве значительного количества избыточной информации, причем последнее - наиболее распространенное сегодня проявление информационной дисфункции.

Одним из специфических аспектов межкультурной коммуникации являются аффективные реакции на те или иные элементы других культур. Взаимодействие с незнакомыми людьми, особенно с представителями аутгрупп (внешних групп), сопровождается большим психологическим напряжением, переживаниями и страхом.

Передаче и получению информации предшествуют моменты кодирования и декодирования, при которых неизбежны потери и помехи. Нередки ситуации, когда получатель послания приписывает символам и знакам, используемым в сообщении, иное значение, чем отправитель, и по этой причине интерпретирует и понимает это послание иначе, чем адресант.

Нарушенные ожидания приводят к непониманию между участниками коммуникации, вызывая чувство неуверенности, беспокойства и недовольства.

При межкультурном общении вероятность непонимания намного возрастает, так как принадлежность коммуникантов к разным культурам часто нарушает их ожидания. Это вызывает негативные эмоции по отношению к партнеру-коммуниканту и всей культуре. Ведь мы основываем наше толкование полученных сигналов на нашем жизненном опыте и культуре.

3 основных типа неопределенности:

когнитивная неопределенность — человек не может точно знать представлений и установок своего партнера;

поведенческая неопределенность — человек не может предсказать поведение своего партнера;

эмоциональная неопределенность — психологическое состояние, при котором человек будет испытывать беспокойство, что его неправильно поймут, отрицательно оценят, нанесут ущерб его Я.

Эффективной коммуникации должен быть свойственен некоторый оптимальный уровень неопределенности.

Теория редукции неуверенности. Основоположником данной теории стал К. Бергер.

Уменьшение неопределенности — это когнитивный (познавательный) процесс, контроль беспокойства и неуверенности — эмоциональный.

3 стратегии редукции неуверенности:

пассивная — наблюдение за другими без вмешательства в процесс общения (сравнение, выявление реакций на какие-либо стимулы и т.д.);

активная — человек задает вопросы другим людям об объекте своего интереса, получая, таким образом, необходимую информацию для общения;

интерактивная — непосредственное взаимодействие с партнером по коммуникации, в ходе которого задаются вопросы, идут попытки самораскрытия. Самая оптимальная стратегия поведения.