Модусы фигур

Модусы фигур. Для облегчения запоминания правильных модусов всех фигур в ХIII веке было составлено особое мнемоническое стихотворение.

Его слова непереводимы, но их гласные буквы обозначают модусы соответствующих фигур. Первая фигура AAA - Barbara EAE - Celarent AII - Darii EAI - Ferio AAI - Barbari EAO - Celaront Вторая фигура EAE - Cesare AEE - Camestres EIO - Festino AOO - Baroco EAO - Cesaro AEO - Cameostro Третья фигура AAI - Darapti IAI - Disamis AII - Datisi EAO - Felapton OAO - Bocardo EIO - Ferison Четвертая фигура AAI - Bramantip AEE - Camenes IAI - Dimaris EAO - Fesapo EIO - Fresison AEO - Cameno Таким образом, все четыре фигуры имеют 19 правильных модусов.

Согласные буквы этих латинских слов также имеют определенный смысл. Они указывают на те логические операции, с помощью которых модусы второй, третьей и четвертой фигур можно свести к определенному модусу первой фигуры, в которой очевидна применимость аксиомы силлогизма. Начальные согласные названий модусов (B, C, D, F) показывают те модусы первой фигуры, которые получаются в результате такого сведения.

Так Cesare, Camestres, Camenes второй и четвертой и фигур сводятся к Celarent. Буква “s” показывает, что высказывание, обозначенное гласной, после которой стоит эта буква, должно подвергнуться чистому (простому) обращению. Буква “p” обозначает, что высказывание, обозначенное этой буквой, нужно обращать с ограничением.

Буква “m” обозначает, что посылки нужно поменять местами. Буква “с” указывает, что данный модус может быть сведен к соответствующему модусу первой фигуры при помощи метода приведения к абсурду.