Мышление и действие

Мышление и действие.

Мышление - это деятельность чтобы узнать, а о вещах ничего нельзя узнать, не проследив, что они делают и что с ними делается. Отдельная мысль представляет собой не что иное, как предметное действие, перенесенное во внутренний, умственный план, а затем ушедшее во внутреннюю речь. Мышление является формой ориентировки, к которой мы прибегаем, когда другие ее формы недостаточны.

И об этой функции мышления нельзя забывать даже в тех случаях, когда задача такой ориентировки настолько усложняется, что построение картины образа, идеального дубликата модели вещей становится как бы самостоятельной задачей и образ начинает выступать сам по себе, без непосредственной связи с ориентировочной деятельностью. В мышлении дело идет об ориентировке в вещах на основе образа этих вещей, а не о самих вещах Отдельное предметное действие, выполняемое и прослеживаемое чтобы узнать, составляет естественную единицу мышления.

В действии субъекта различаются две неравные и по-разному важные части - ориентировочная и исполнительная. Ориентировочная часть представляет собой аппарат управления действием как процессом во внешней среде, исполнительная часть - реальное, целе направленное преобразование исходного материала или положения в заданный продукт или состояние. Ориентировочная часть опирается на образы. Они возникают потому, что элементы среды не имеют таких значений, которые обеспечили бы успешность действия в его заранее намеченном виде, и действие приходится регулировать по ходу исполнения с помощью его экстраполяции, примеривания в плане образа.

Выполнение предметного действия с целью узнать, что получится, если такое действие в самом деле будет произведено его ориентировочное выполнение - составляет отдельный акт мышления. Но для того чтобы использовать предметное действие в целях мышления, нужно уметь выполнять его и, значит, сначала научиться этому.

И не вообще научиться, а научиться так, чтобы выполнять его с определенными показателями качества. Изучение предметного действия можно, но не следует начинать с того, чтобы ставить его в произвольно выделенные условия и смотреть, что получится, как оно будет выполняться или формироваться. Наоборот, в исследовании предметных действий исходным ставится вопрос Что нужно для того, чтобы сформировать такое-то действие с такими-то свойствами? Нужно идти не от условий к действию, а от заданного действия к условиям, обеспечивающим его формирование 57, с. 236-251 . Обобщение теоретическое.

Процесс обобщения совершается в основном как опосредованная обучением деятельность по овладению созданными предшествующим историческим развитием понятиями и общими представлениями, закрепленными в слове, в научном термине 216, с. 357 . Всеобщее тип связи, наиболее существенный для данной системы, для ее целостности может выступать перед человеком дважды - вначале в форме созерцания и представления, в форме непосредственной предметно-чувственной деятельности, а затем - в форме мысленного конкретного, в форме теоретической, связанной с доказательными расчленениями и выводами.

Характерным признаком теоретического мышления служит такой анализ, который, совершаясь на каком-то конкретном факте задаче, событии, вскрывает внутреннюю связь, внутреннее отношение, лежащее в основе многочисленных частных проявлений, индивидуальных особенностей этого факта, а также многих других единых с ним фактов задач, событий. Благодаря этому учащийся как бы с места обобщает определенный круг фактов задач, событий. Ему не требуется более или менее длительное сравнение многих сходных в чем-то фактов для их постепенного объединения в некоторый класс 66, с. 677-685 . 1.4.