рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

НОТНЫЙ СТАН, ДОБАВОЧНЫЕ ЛИНИИ, НОТА, ОКТАВЫ

НОТНЫЙ СТАН, ДОБАВОЧНЫЕ ЛИНИИ, НОТА, ОКТАВЫ - раздел Образование, Пособие по самостоятельному обучению игре на шестиструнной классической гитаре В Жизни Нас Повсюду Окружают Звуки. ...

В

жизни нас повсюду окружают звуки. Звуки музыкального и немузыкального характера, которые при необходимости можно записать. Запись звуков осуществляется нотами (ит. nota — знак, заметка). А если можно записать звуки, то можно и прочитать. Для чтения нотного текста вам необходимо будет изучить несколько параметров: 1 – высота звука, 2 – длительность (продолжительность) звука, 3 – ритмическая организация звуков. В этом списке под номером один значится тема «Высота звука», с неё и начнём знакомство с нотной грамотой.

Вся музыкальная информация записывается на нотном стане (он же – нотоносец). Нотный стан – это блок из пяти горизонтальных линий, пересекающих страницу с нотным текстом. На каждой странице, в зависимости от её формата, может быть разное количество таких блоков (нотных станов). Пять линий любого нотного стана следует считать основными линиями, а их отсчёт, необходимый для определения местоположения нот, производить снизу вверх. Таким образом, первая линия (линия № 1) является самой нижней линией любого нотного стана. Вторая линия (линия № 2) – повыше, третья – ещё повыше, и так далее (Рис.2).

 

 

 

 

Ноты – знаки, применяемые для записи звуков. Ноты показывают длину звука, а их расположение на нотном стане – высоту звука. Ноты чаще всего записываются в пределах нотного стана. Но если нота, из-за высоты отображаемого звука, не может быть записана в пределах нотного стана, то тогда используются добавочные линии.

Добавочные линии – это укороченные линии (если хотите – чёрточки), которые пишутся отдельно для каждой ноты, выходящей за пределы нотного стана. Если эти линии находятся ниже нотного стана, то называются «добавочными линиями снизу». А если выше – «добавочными линиями сверху». Счёт добавочных линий начинается от основных линий нотного стана. Таким образом, первой добавочной линией, независимо от того, какая это добавочная линия – «верхняя» или «нижняя», будет являться ближайшая к нотоносцу чёрточка. Вторая линия – следующая, более удалённая от основных линий чёрточка, и так далее (см. Рис.2).

Ноты изображаются в виде закрашенных или незакрашенных кружочков или овалов (от окраски ноты зависит продолжительность её звучания – об этом в следующем уроке), и независимо от окраски могут записываться под линией, на линии, между линиями и над линией нотного стана или добавочной линией.

Для записи музыкальных звуков используют всего лишь семь основных нот – ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Названия этих нот вам, скорей всего, хорошо знакомы. Но если кто-то их не знает, обязательно выучите – эта информация окажется востребованной уже сейчас. Причём выучить названия нот нужно как по порядку: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ,так и в обратном порядке: – СИ, ЛЯ, СОЛЬ, ФА, МИ, РЕ, ДО.

Теперь обратимся к рисунку №3. И, сразу же попрошу не беспокоиться: представленные здесь ноты необходимы для объяснения определённой теоретической темы и учить их сразу не придётся (к слову, это далеко не все ноты, которые можно взять на гитаре).

Нотный текст, так же, как и текст литературный, считывается слева – направо. Поэтому знакомство с нотами начнём с крайней левой ноты. Как видите, этой нотой является нота МИ – самая низкая по написанию и, как следствие, по звучанию, нота (пишется под третьей добавочной линией снизу). Именно эта нота и будет отправной точкой нашего путешествия, ставящего целью обнаружение зависимости места написания ноты от её названия. Но для того чтобы вникнуть в суть происходящего, необходимо знать, что ноты в объяснении будут следовать друг за другом в порядке, определяемом их названием. То есть за нотой ДО будет следовать нота РЕ, за нотой РЕ – МИ, потом, в порядке очерёдности, – ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. А затем, при необходимости (а такая необходимость у нас возникнет), всё повторяется сначала – ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Итак. Если первая нота у нас МИ (о том, почему мы начинаем с ноты МИ и почему не хватает нот ДО и РЕ, вы узнаете чуть позже), которая пишется под третьей добавочной линией снизу, то следующей по порядку нотой является нота ФА. И посмотрите, где пишется эта нота! Она пишется уже на третьей добавочной линии снизу, то есть перебралась как бы на соседнюю, более высокую, по сравнению с предыдущей нотой, ступеньку. За нотой ФА по порядку идёт нота СОЛЬ, которая пишется ещё на одну ступеньку выше. Чтобы написать эту ноту, достаточно только двух добавочных линий снизу (ведь для того чтобы показать ноту МИ, мы использовали только три добавочные линии, а не четыре), напишем эту ноту под второй добавочной линией снизу. Следующая по порядку нота – нота ЛЯ, перебралась уже на вторую добавочную линию снизу. Чтобы написать следующую ноту – СИ, нам понадобится только одна добавочная линия, напишем эту ноту под первой добавочной линией. Следующая по порядку за нотой СИ – нота ДО, должна писаться уже на первой добавочной линии снизу. А, чтобы написать ноту РЕ, добавочные линии не нужны,напишем эту ноту под первой основной линией нотного стана. Следующие за нотой РЕ нотыбудут записываться уже в пределах нотного стана, располагаясь или на линиях, или между линиями. А самая последняя нота, записываемая с использованием основных линий нотного стана – это нота СОЛЬ, которая пишется над пятой линией. Потом, как видите, настаёт черёд добавочных линий сверху, где ноты будут располагаться или на линии, или над линией.

 

 

 

 

Перейдём к рисунку №4. Как видите, на протяжении этой строчки название каждой ноты повторяется несколько раз. Взять хотя бы ноту МИ. Одна нота МИ написана под третьей добавочной линией снизу. Другая – на первой (основной) линии. Ещё одна – между четвёртой и пятой линией. И ещё одна – на третьей добавочной линии сверху. Все эти ноты, несмотря на одинаковое название, пишутся в разных местах и, как следствие, звучат по-разному. И если речь зайдёт о ноте МИ, то как понять, о какой ноте МИ именно? Всё разъяснится с помощью октав.

Октава – это блок из семи знакомых вам нот (ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ), используемый для упорядочения высоты звуков (на рисунке, ноты, входящие в состав той или иной октавы, ограничены квадратными скобками). На октавы поделены все существующие музыкальные звуки, а каждая октава имеет своё название. Октава, содержащая самые низкие, едва различимые на слух, звуки, называется субконтроктава. Октава с более высокими звуками – контроктава. Затем, в порядке повышения звуков, следуют: большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава, четвёртая октава, пятая октава (с самыми высокими, едва различимыми человеческим ухом, звуками). Звуки субконтроктавы, контроктавы, большой октавы на гитаре взять нельзя, поэтому на рисунке №4 они не представлены. Звуки верхних октав взять можно, но не указаны они потому, что никак не пригодятся для объяснения.

Октава (лат. octava) в переводе с латыни значит «восьмая», следовательно, по логике, должна состоять из восьми звуков. Но, как видите, в любой октаве (кроме малой – неполной октавы, и третьей, которую я обрезал за ненадобностью) присутствуют только семь нот. А где же восьмая? А восьмой нотой каждой октавы является первая нота следующей октавы. Таким образом, каждая полная октава имеет такой вид: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО. Где любая нота ДО является, с одной стороны, последней нотой предыдущей октавы, а с другой стороны – первой нотой следующей октавы. Прошу обратить внимание, данная трактовка понятия «Октава» является хрестоматийной, и необходима для начала обучения нотной грамоте. На самом же деле, октавой может считаться любой интервал из восьми, следующих друг за другом по порядку, звуков. Например, от звука РЕ – до звука РЕ (РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ), от звука МИ – до звука МИ (МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ, МИ) и так далее.

Каждый музыкальный инструмент, в том числе и гитара, имеет собственный диапазон звучания (диапазон – звуковой объём, определяемый интервалом между самым низким и самым высоким звуком). Исторически сложилось, что самой низкой по звучанию нотой, которую можно сыграть на гитаре (не перестраивая её) является нота МИ малой октавы. Поэтому и набор звуков в малой октаве ограничен для гитары нотой МИ. Но из-за того, что нот ДО и РЕ «не хватает», качество гитарной музыки не страдает, в чём вы вскоре и убедитесь на практике.

 

 

 

 

Обратимся к рисунку №5. Как видите, по сравнению с предыдущим рисунком здесь добавлены цифры в кружочках. Цифрой в кружочке обозначается номер струны (все обозначения, касающиеся номера струны, ставятся всегда так, чтобы было понятно к какой ноте они относятся). Например: цифра «6» в кружочке показывает, что ноту МИ, написанную под третьей добавочной линией снизу, следует играть на шестой струне; цифра «5» в кружочке показывает, что ноту ЛЯ, находящуюся на второй линии снизу, нужно исполнять на пятой струне, и так далее. В нашем случае все ноты, обозначенные цифрой в кружочке, являются нотами открытых струн (открытойструна называется тогда, когда её не прижимают пальцы левой руки). Ноты открытых струн мы и будем учить в первую очередь – по две ноты за урок. А начнём с того, что выучим, КАК НАЗЫВАЮТСЯ и КАК ВЫГЛЯДЯТ ноты, над которыми стоят цифры «6» и «5» в кружочках, то есть ноты шестой и пятой открытой струны. Учить ноты удобней прямо теми словами и выражениями, которые вы прочтёте ниже:

F Шестая открытая струна – нота МИ. Пишется под третьей добавочной линией снизу;

F Пятая открытая струна – нота ЛЯ. Пишется на второй добавочной линии снизу.

Вы обратили внимание, что в списке нот, которые следует выучить, нет ссылок на октавы? – В этом нет пока необходимости. Сейчас важно сосредоточиться на том, как называются ноты и как они выглядят. Причём выучить их нужно так хорошо, чтобы мгновенно узнавать в тексте и сразу же, без раздумий играть.

Ноты, которые вы должны выучить сейчас и будете учить в будущем, никогда не изменят ни своего написания, ни названия. Поэтому нота МИ,к примеру, шестая открытая струна, НЕ зависимо от окраски (может быть закрашена, а может быть и не закрашена), НЕ зависимо от наличия или отсутствия палочки-штиля (речь об этом пойдёт в следующем уроке), всегда будет писаться под третьей добавочной линией снизу. Поэтому, увидев ноту, находящуюся под третьей добавочной линией снизу, нужно играть именно открытую шестую струну, а не какую-либо другую ноту.

Всё вышесказанное справедливо не только для нот, напечатанных в России, но и для нот, изданных в любой другой стране мира, ведь язык нот – это язык международного общения.

 

Домашнее задание:

Œ Упражнение на чередование указательного – среднего пальцев. Играть по восемь нот на каждой струне. Разучивать, используя собственный ровный счёт («Раз и, два и, три и, четыре и»). Добиться быстрого и безошибочного исполнения.

 Упражнение на чередование среднего – безымянного пальцев. Играть по принципу подготовки ко 2-му уроку. То есть максимально долго на каждой струне (кроме шестой) без всякого счёта, варьируя скорость исполнения. Добиться автоматизма действий.

Ž Выучить название пятой и шестой струны и где пишутся (как выглядят) эти ноты. Выучив ноты, попробуйте отыскать их в нотном тексте. Для этого можно воспользоваться любыми имеющимися под рукой нотами (не обязательно гитарными). А если таковых не найдётся – скачайте хотя бы одно произведение из библиотеки находящегося в Интернете сайта www.gitaranosov.ru

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Пособие по самостоятельному обучению игре на шестиструнной классической гитаре

На сайте allrefs.net читайте: "Пособие по самостоятельному обучению игре на шестиструнной классической гитаре"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: НОТНЫЙ СТАН, ДОБАВОЧНЫЕ ЛИНИИ, НОТА, ОКТАВЫ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

РОВНЫЙ ОТСЧЁТ ДОЛЕЙ
Л юди, ранее не занимавшиеся музыкой, вряд ли задаются мыслью, почему музыканты, в каких бы составах они не играли (в симфонических ли оркестрах или рок гру

Чередование указательного – среднего пальцев правой руки (продолжение – начало в первом уроке).
В этом упражнении мы упорядочим движения указательного – среднего пальцев. Каждый звук теперь будет начинаться только в отведённое для него время и только в

КАК РАБОТАТЬ НАД УПРАЖНЕНИЕМ
Ч тобы качественно разучить упражнение, важно найти такую скорость, которая позволила бы сыграть его без ошибок. Допустим, вы играете с определённой скорост

ТЕМП МУЗЫКИ
Т емп – это скорость исполнения музыкального произведения (сейчас мы лишь коснёмся этой темы, а более подробно ознакомимся с ней в 22-м уроке). Темп

Чередование среднего – безымянного пальцев правой руки
Э то упражнение направлено на отработку чередования среднего – безымянного пальцев. От того, что в работу включается безымянный палец, постановка руки по

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги