Физиология памяти. По своей природе память многообразна: осознаваемая, неосознаваемая, кратковременная, долговременная, эмоциональная, зрительная, слуховая, словесно-логическая, двигательная. У разных людей превалируют различные виды памяти. Общепринято выделение видов памяти по длительности хранения информации. Обычно у художников хорошо развита зрительная память, у музыкантов — слуховая, у спортсменов, как правило, доминирует двигательная память, а у мыслителей, философов, политиков, дипломатов — словесно-логическая.
Зрительная память (а для слушателя программы «Сатори» она наиболее важная) бывает трех типов: иконическая — сенсорный (чувствующий) регистр; кратковременная и долговременная.
Продолжительность хранения данных в сенсорном регистре всего несколько сотен миллисекунд. Если по истечении этого времени вы не сумели использовать полученную информацию, т.е. не передали ее дальше, она теряется безвозвратно.
Сигналы, поступившие в кратковременную память, удерживаются более длительное время — примерно 15—30 сек. Это время определяется типом информации на входе. Содержимое в кратковременной памяти также необратимо исчезает. При необходимости распознавания воспринятой информации и запоминания ее на длительный срок функционирует уже долговременная память, в которой данные могут храниться фактически без потерь.
Рис. 11. Физиология памяти
Все вышеизложенное изображено в виде схемы на рис. 11.
Алгоритм памяти (процессы памяти). Память - это способность нервной системы, точнее, головного мозга воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать, записывать, фиксировать ее в нервных клетках, хранить воспринятые сведения, а затем, по мере необходимости, воспроизводить или называть нужное.
Для лучшего зрительного восприятия и запоминания эту текстовую запись представим в виде четырех блоков «Алгоритма памяти» (см.рис.12).
Эффективность памяти определяется ее воспроизведением. Для того чтобы обеспечить дальнейший качественное воспроизведение, надо грамотно организовать процессы восприятия, записи, хранения информации. В чем же сложность этой задачи? Сложность состоит в том, что некоторые процессы памяти не поддаются прямому, непосредственному управлению.
В программе «Доминанта 2000-го года» мы организуем восприятие по интегральному алгоритму чтения. Процессы же записи и хранения такому прямому, непосредственному воз действию не подлежат.
Рис. 12. Алгоритм памяти
Но мы можем найти средства воздействия на механизмы этих процессов. Дело в том, что процессы записи и хранения в значительной степени происходят на подсознательном уровне, отсюда задача — воздействовать на наше подсознание и, следовательно, активизировать деятельность правого полушария.
Механизмы воздействия на память. Рассмотрим, как происходит процесс закрепления поступающей информации (см.рис. 11). Мы воспринимаем что-то, мгновенно срабатывает механизм иконической памяти — это мгновенный последовательный образ-икона, то, что мгновенно запечатлевается. Затем происходит обработка в кратковременной памяти, именно на данном этапе идет эффективный обмен информацией с рабочим буфером: известно — неизвестно, знаю эту тему — не знаю, читал — не читал, слышал где-то что-то... И, наконец, только то, что попадает в долговременную память, подлежит дальнейшему эффективному четкому воспроизведению. Механизм воздействия на рабочий буфер — как бы промежуточный элемент памяти — также чрезвычайно важен, и мы ставим задачу активизации именно этой сферы деятельности нашего мозга.
В программе «Сатори» используется ряд механизмов воздействия на память: вначале мы будем работать с черно-белыми элементами — это «окно мнемониста» с сопутствующими ему элементами и текстами; затем перейдем на активизацию цветом. Цвет имеет исключительно важное значение. В уроке 1 вы уже поработали с мандалой, ощутили воздействие цветом — никогда раньше ваш мозг не работал в таких условиях, чтобы цветовая гамма такой насыщенности и такой контрастности оказывала воздействие на рефлекторные функции вашего зрения, сетчатки глаза и соответствующих отделов коры головного мозга. Затем мы перейдем к активизации восприятия объемов. Объемное восприятие имеет чрезвычайно важное значение для процессов памяти.
Таковы основные направления и принципы работы механизмов, обеспечивающих более эффективную деятельность нашей памяти.
В уроке 2 вам предстоит освоить один из таких механизмов воздействия на вашу память — это упражнение «Работа с окном мнемониста», представляющее собой один из приемов мнемотехники.
Мнемотехника — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Что такое «окно»? Это иконичсская фигура, поскольку данный символ сопровождает нас постоянно с самого рождения. День начинается с окна
(первое,что мы делаем, просыпаясь, — это смотрим в окно:
какая на улице погода, как одеты люди и т.д.) и заканчивается им же. Окно — образ, состоящий из простых иконических фигур: квадрата и креста (переплета). Эти фигуры и еще круг также сопровождают нас всю жизнь и запечатлены у нас в подсознании в иконической (сенсорной) памяти. Вот почему работа с ними очень эффективна, в чем вы убедитесь, приступив к выполнению упражнений урока 2.