Реферат Курсовая Конспект
Техника тренировки памяти - раздел Образование, Электронная Версия “Три Цвета” ...
|
Электронная версия “Три цвета”
г.Краснодар 2002 г.
www.magazine.km.ru
vlaimir@mail.ru
О.А.Андреев Л.Н.Хромов
ТЕХНИКА ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ
Содержание :
От авторов
Предисловие
Введение в программу «Сатори»
Учебно-методические материалы
Общая часть
Что такое медитация?
Техника медитации в программе «Сатори»
Часть I
Урок 1. Введение в технику тренировки памяти
Урок 2. Механизмы памяти
Урок 3. Видеотренинг в системе памяти
Часть II
Урок 4. Способы эмоционального воздействия на подсознание
Урок 5. Алгоритм чтения художественных текстов
Урок 6. Цвет и его значение в процессах памяти
Урок 7. Объемное восприятие и его роль в развитии памяти
Часть III
Урок 8. Этапы тренировки памяти
Урок 9. Непрерывность против дискретности в процессах
мышления и памяти
Урок 10. Сверхзапоминание: как его тренировать?
Заключение
Приложения
1. Медитативные тексты
№ 1. Чайная церемония
№2. Роза мира
№3. Чайка по имени Джонатан Ливингстон (см. приложение)
№ 4. Сон и бодрствование — пограничные медитативные состояния организма
№5. Черный монах
Литература
ОТ АВТОРОВ
Настало утро, и золотые блики молодого-солнца заплясали на едва заметных волнах спокойного моря.
В миле от берега с рыболовного судна забросили сети с приманкой, весть об этом мгновенно донеслась до Стаи. ожидавшей завтрака, и вот уже тысяча чаек слетелась к судну, чтобы хитростью или силой добыть крохи пищи. Еще один хлопотливый
день вступил в свои права.
Но вдали от всех, вдали от рыболовного судна и от берега в полном одиночестве совершала свои тренировочные полеты чайка по имени Джонатан Ливингстон. Он был не какой-нибудь заурядной птицей, и больше всего на свете он любил летать. Джонатан был первой чайкой на земле, которая научилась выполнять фигуры высшего пилотажа.
Он хотел научить этому других чаек и однажды обратился к ним с речью: «Мы живем, чтобы познавать, открывать новое, быть свободными! Дайте мне возможность, позвольте мне показать вам, чему я научился». Но Стая не поняла его и отвергла его стремление к познанию и свободе. И тогда чайка по имени Джонатан Ливингстон приняла решение покинуть Стаю и начать собственный путь своего развития. И вот однажды, когда он уже преодолел первую ступень своего развития, его позвали в новую дорогу: "Ты можешь подняться выше, Джонатан, потому что ты учился. Ты окончил одну школу, теперь настало время начать другую». Эти слова сверкали перед ним всю его жизнь, поэтому он понял, понял мгновенно. Они правы. Он может летать выше, и он полетел с ними.
Этот отрывок из медитативного текста, написанного Ричардом Бахом (см.Приложение), определяет методологию обучения по второй ступени Комплексной программы интеллектуального развития человека.
Вы успешно освоили первую ступень обучения Технике быстрого чтения — программу «Доминанта 2000-го года». Мы приглашаем вас в новую школу — программу «Сатори». Надеемся на ваше прилежание, энергию и настойчивость в достижении поставленной цели — освоении второй ступени обучения технике быстрого чтения (тренировка памяти).
В дальнейшем вас ждет третья ступень обучения технике быстрого чтения — программа «Ультра-Рапид» (развитие внимания), ибо, как вы узнаете дальше, чайка по имени Джонатан сказала: «Нет предела в своем развитии». Искренне желаем вам успехов на этом пути.
Олег Андреев
Лев Хромов
ПРЕДИСЛОВИЕ
Техника быстрого чтения — Комплексная программа интеллектуального развития человека.
Настоящее предисловие является, в основном, одинаковым для каждой из трех книг нашей программы и ставит своей целью познакомить читателя, изучающего любую из книг, со всей программой в целом.
Комплексная программа интеллектуального развития человека «Техника быстрого чтения» создавалась более двадцати лет.
Основная цель Комплексной программы — интеллектуальное развитие человека. Созданная программа является уникальной и не имеет аналогов в отечественной и зарубежной практике.
Вместе с тем наши методики не претендуют на исключительность. Существует множество других способов интеллектуального развития. Мы приглашаем вас ознакомиться с нашей программой. Многие упражнения в этой программе выполнены на уровне изобретений и защищены авторскими свидетельствами.
Название программы и ее фирменный знак зарегистрированы в Комитете по делам изобретений и открытий. В целом, за двадцать лет по трем направлениям программы прошли обучение более 500 000 человек в нашей стране и за рубежом. В последние годы расширяются международные контакты центра быстрого чтения. Изданы переводы наших книг и ведется обучение зарубежных слушателей на английском, немецком и французском языках.
Особенность нашей Комплексной программы — ее универсальность и общедоступность.
Итак, если вы остановили свой выбор на нашей Комплексной программе интеллектуального развития, мы гарантируем вам:
— повышение скорости чтения в 5-20 раз;
— значительное улучшение качества усвоения прочитанного;
— развитие внимания, памяти, интуиции;
— значительную активизацию ваших творческих способностей.
Главный принцип программы: путем многократного повторения простых и оригинальных упражнений создается фиксированная установка — основа поэтапного формирования нового навыка умственной деятельности. Этот навык мы называем Техника быстрого чтения.
В процессе чтения мозг человека использует определенные программы, реализует различные способы перекодирования. Упражнения и наши методики:
— вооружают мозг новыми, более эффективными программами;
— создают более рациональные способы перекодирования информации;
— высвобождают творческие способности человека, пробуждая в нем «художника жизни».
Если вы хотите достичь этого, занимайтесь по нашей Комплексной программе интеллектуального развития человека. Она проста и доступна каждому. Программа:
— рассчитана на людей разных профессий и разного возраста (от 14 до 80 лет, от школьника до академика);
— предполагает проведение занятий без отрыва от учебы
или основной работы;
— воздействуя на тонкие механизмы человеческого мозга, позволяет при минимальных затратах времени и энергии получить максимальный положительный результат;
— используя комплекс средств и методов психической саморегуляции, обеспечивает эффективную адаптацию в окружающей действительности.
Как мы уже отмечали ранее. Комплексная программа интеллектуального развития человека «Техника быстрого чтения» включает три ступени обучения, обеспечивающие три уровня интеллектуального развития.
I ступень — программа «Доминанта 2000-го года» — начальное обучение технике быстрого чтения.
Термин доминанта (главенствующая идея, основной признак) означает использование в ее программе основных достижений современной науки, а число 2000 означает, что мы сегодня готовим человека 2000-го года.
На этой ступени достигается скорость чтения до 5000 знаков в минуту, приобретаются начальные навыки тренировки
внимания и памяти.
По программе «Доминанта 2000-го года» составлен учебник «Техника быстрого чтения» (авторы О.А.Андреев и Л.Н.Хромов), последнее издание которого вышло в издательстве «Прометей» в 1991 г.
II ступень обучения — программа «Сатори» (озарение) — составляет предмет настоящей книги.
Задача этой программы — тренировка памяти и дальнейшая активизация интеллектуальной деятельности. Здесь возможно достижение скорости чтения до 10 000 знаков в минуту.
III ступень обучения — программа «Ультра-Рапид» (сверхбыстрое чтение).
Программа ставит своей целью развитие и тренировку внимания, активизацию творческого мышления, развитие интуиции. Здесь возможно достижение скорости чтения до 20 000 знаков в минуту.
В основе программы «Ультра-Рапид» лежит формирование принципиально иного восприятия текста, основанного на идее полного слияния с ним в условиях состояния сверхсосредоточения. Учебник по программе «Ультра-Рапид» готовится к выпуску.
Отличительной особенностью всех трех программ является использование на каждой ступени обучения технике быстрого чтения специальных методик саморегуляции, значительно повышающих эффект обучения:
— в программе «Доминанта 2000-го года» — это аутогенная тренировка;
— в программе «Сатори» — техника медитации;
— в программе «Ультра-Рапид» — техника динамической медитации.
Предлагаемое вашему вниманию учебное пособие — результат многолетних исследований и экспериментов научной группы Центра быстрого чтения. В книге нашли отражение достижения отечественных и зарубежных специалистов в области психологии и педагогики, нейрофизиологии и кибернетики. Решающее значение в работе над новой программой имело учение о восточной психической культуре, фундаментально разработанное в трудах советского ученого Н.В.Абаева.
Авторы считают своим приятным долгом выразить искреннюю признательность и благодарность профессору А.А.Леонтьеву за многолетнюю дружескую поддержку и помощь в работе над этой книгой. В разработке сеанса медитации программы «Сатори» неоценимую помощь нам оказал доктор медицинских наук Л.П.Гримак. Авторы признательны также композитору М.Экимяну, написавшему музыку для сеанса медитации и других тренировочных упражнений программы »Сатори».
ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ «САТОРИ»
Успешно завершив первую ступень Комплексной программы интеллектуального развития «Доминанта 2000-го года», вы приступаете к занятиям по второй ступени, которая носит название «Сатори».
Термин сатори в переводе с языка хинди означает «озарение».
Программа «Сатори» ставит своей задачей развитие и тренировку памяти. Отличительная особенность программы «Сатори» состоит в использовании специальных упражнений, позволяющих:
— гармонизировать работу левого и правого полушарий, что, в свою очередь, способствует достижению согласованного взаимодействия сознания и подсознания;
— активизировать познавательную деятельность человека;
— достичь скорости чтения до 10 000 знаков в минуту. Воздействие на тонкие механизмы мозга происходит посредством сеансов медитации на медитативной диаграмме «Мандала» в сопровождении медитативной музыки, написанной Михаилом Экимяном специально для программы «Сатори».
Сеансы медитации обогащают человека новой энергетикой, привносят гармонию в повседневную жизнь, поднимают личность на новый интеллектуальный уровень.
Как работать с этой книгой
Продолжительность обучения по программе «Сатори» в среднем 6 месяцев. В зависимости от ваших успехов и возможностей сроки могут быть скорректированы в ту или иную сторону.
Для обеспечения продуктивности ваших занятий необходимо соблюдать два непременных условия:
1) непрерывность и регулярность занятий в течение всего периода обучения — 6 месяцев;
2) ежедневное выполнение предусмотренных программой упражнений и тренировок (не менее 30 — 40 мин.).
Вам предстоит освоить 10 уроков, которые сгруппированы в три части:
часть I. —уроки 1,2,3;
часть II —уроки 4,5,6,7;
часть III — уроки 8,9,10.
По завершении одной части обучения вам следует направлять отчеты в наш адрес по каждой из трех частей отдельно. Как это сделать, подробно изложено в каждом из уроков в разделе «Отчет по уроку..».
Для учебной деятельности вы используете:
— учебно-методические материалы в трех частях, в которых содержатся рекомендации по изучению 10-ти уроков программы «Сатори»;
— медитативную программу «Мандала» — инструмент для медитации;
— таблицы Шульте—Сатори;
— медитативные тексты № 1 — 5;
— кассету, катушку или пластинку с записью сеансов медитации и других тренировочных упражнений.
От вашего прилежания, настойчивости, целеустремленности будет зависеть конечный результат.
После получения от вас завершающего теста № 10 по последнему уроку вам будет направлен диплом об окончании курса «Техника быстрого чтения» по программе «Сатори» с указанием начальной и конечной скорости чтения в режиме «Сатори».
В целях ускорения обработки корреспонденции, поступающей от вас, просим каждый раз высылать нам пустой конверт с вашим домашним адресом для ответа. На конверте, направляемом в наш адрес, всегда указывайте вверху слева свой учебный номер.
Наш адрес: 125047, Москва, Оружейный пер., дом 11, Центр быстрого чтения.
Телефон: 251—99—47
Круглосуточно работает автоответчик. Пользуйтесь его услугами: назовите свой учебный номер, продиктуйте вопрос. Вы получите на него письменный ответ.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Дорогой друг!
Успех в вашей работе во многом будет зависеть от материально-технического оснащения уроков. Приступая к занятиям, приготовьте все необходимое в соответствии с нашими указаниями к каждому уроку, следуйте нашим рекомендациям по изготовлению отдельных материалов и тренажеров.
Для тренировки памяти вам будет предложен ряд упражнений. Обращаем ваше внимание, что в программе «Сатори» меньше упражнений, чем в программе «Доминанта 2000-го года», однако они более сложны и требуют больше внимания и усилий для осмысления и отработки каждого элемента.
Мы настоятельно рекомендуем вам выполнять весь комплекс Техники тренировки памяти по программе «Сатори», а не ограничиваться отдельными упражнениями.
В чем различие между применением только фрагментов и выполнением всего комплекса в целом? В том же, в чем, например, различие между заучиванием отдельных слов и изучением языка в целом, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Только комплексное освоение всех элементов предлагаемой нами программы позволит вам достичь цели — укрепления памяти, гармонизации работы левого и правого полушарий мозга, и как итог — достижение скорости чтения до 10 000 знаков в минуту, выход на новый интеллектуальный уровень.
Вторая ступень обучения — программа «Сатори» — имеет свою специфику ,она является частью Комплексной программы, и частичное изучение отдельных упражнений не только не принесет пользы, но может даже нанести вред, поскольку любая сложная программа требует предварительной подготовки
АСТЬ I
Мы надеемся, что прежде чем приступить к изучению уроков первой части, вы внимательно ознакомились с оглавлением данной книги и прочитали все предшествующие разделы. Мы предлагаем вам сразу же составить «Примерный личный план освоения программы «Сатори» (см.Приложение 2), аналогичный тому, который вы составляли в программе «Доминанта 2000-го года».
После того как вы спланировали свою работу, мы предлагаем вам приступить к освоению урока 1, который является базовым для всей программы «Сатори». Просим вас отнестись к нашим рекомендациям очень внимательно.
РОК 1 .
ВВЕДЕНИЕ В ТЕХНИКУ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ
Содержание урока
1 1. Теория: Память. Алгоритм программы «Сатори», включающий три фактора: физический, эмоциональный, интеллектуальный. Медитативная фраза программы «Сатори»:
ЗДОРОВЬЕ!
РАДОСТЬ!
ЗДОРОВЬЕ!
РАДОСТЬ!
СОСТОЯНИЕ НАШЕЙ ПАМЯТИ НАХОДИТСЯ В ПРЯМОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ НАШЕГО ПОЗВОНОЧНИКА.
Желаем вам успеха в освоении асан: ВАДЖРАСАНЫ и СУПТА ВАДЖРАСАНЫ.
Работа с окном мнемониста.
Ответы на вопросы по медитативному тексту № 1 «Чайная церемония».
В течение недели вы каждый день читали текст «Чайная церемония». Теперь возьмите лист бумаги и ответьте на контрольные вопросы. Записывайте только ваши ответы под порядковыми номерами вопросов. Ответы должны быть развернутыми, а не односложными.
Вопросы по тексту «Чайная церемония»
1. Перечислите этапы чайной церемонии.
2. Как Вы считаете, что самое главное в чайной церемонии?
3. Какие картины, зрительные образы возникали у вас при чтении этого текста?
4. Что такое медитация? Опишите состояние медитации.
5. Сколько раз принимают пищу в процессе чайной церемонии?
Теперь, когда вы выполнили контрольное задание по уроку 2, подготовьте отчет по уроку 2. Будьте, пожалуйста, внимательны.
Подготовка. Концентрация.
Расслабление. Рассредоточение.
Сосредоточение. Концентрация умственной энергии.
РОК 3
ВИДЕОТРЕНИНГ В СИСТЕМЕ ПАМЯТИ
Содержание урока
3.1. Теория. Эйдетизм. Синестезия.
3.2. Методические материалы к уроку 3: Методические материалы урока 1 (см.п. 1.2 урока 1). Окно мнемониста. Слова МАМА, ПАПА. Рабочая матрица № 2 для тренировки памяти. Медитативный текст № 2 «Роза мира». Книга научно-популярного характера (Q - 200 000 зн.).
3.3. Упражнения.
3.3.1. Работа с окном мнемониста.
3.3.2. Чтение и работа с медитативным текстом №2 «Роза мира».
3.4. Выполнение ежедневного комплекса упражнений программы «Сатори» (см.п. 1.4 урока 1).
3.5. Выполнение контрольного задания по уроку 3.
3.5.1. Чтение книги в режиме «Сатори».
3.5.2. Тест на запоминание фигур рабочей матрицы № 2 для тренировки памяти.
3.6. Отчет по уроку 3.
3.1. Теория
Проблема развития и тренировки памяти предполагает комплексный подход. Самое большое значение в решении этой задачи имеет визуализация мышления. Хотим напомнить, что л программе «Доминанта 2000-го года» мы с вами обсуждали эти проблемы.
В предыдущем уроке мы рассмотрели особенности работы левого и правого полушарий. Невербальное образное мышление — тот вид мышления, который более продуктивен, более совершенен. Все творческие процессы совершаются именно иа этом уровне. К сожалению, есть основания предполагать, что у большинства людей активность названного вида мышления чрезвычайно мала. Наша задача — использовать средства активизации именно этой части нашего интеллекта. Мы решаем поставленную задачу, постепенно наращивая темпы, увеличивая нагрузку на те сферы мышления, которые отвечают за невербальное образное мышление. Мы хотим познакомить вас с двумя направлениями в области визуализации мышления, которые, возможно, вам известны и роль которых в развитии и видеотренинге памяти исключительно велика, — это эйдетизм и синестезия.
Эйдетизм — это фотографическая память. Люди, обладающие такой памятью, «видят» свой воспоминания так, словно мозг проецирует их на экран. Человек, обладающий эйдетическим восприятием, обеспечивает мгновенную фиксацию воспринятой картины, которая отражается у него как бы на внутреннем экране и хранится некоторое время, в течение которого происходит считывание. Образно говоря, эйдетик, воспринимая картину, например, мандалу, удерживает ее иа уровне иконической памяти. А затем можно представить себе (механизм этого процесса пока неясен), что появляется как бы внутренний луч, который сканирует эту картину и отправляет ее сразу в долговременную память. Так кратко можно изложить механизм эйдетической памяти.
Можно ли развивать эйдетическую память или нужно родиться эйдетиком? Однозначного ответа на этот вопрос сегодня нет. Существует мнение ученых, что эйдетизм в зрелом возрасте есть состояние, близкое к патологии, хотя 90 % детей в возрасте 10—12 лет обладают эйдетическим восприятием. Это было замечено чрезвычайно давно. Многолетние наблюдения доказывают справедливость данного факта. Представьте себе такую ситуацию: средняя школа, 4 класс. Ученик Петя Васечкин сидит за партой, пытаясь скрыть волнение: как бы не вызвали. И вдруг, о ужас, учитель называет его фамилию. Бросив последний взгляд на страницу раскрытого учебника,Петя Васечкии идет к доске. И здесь происходит чудо. Слово в слово он воспроизводит страницу учебника. При этом он как бы видит внутренним взором всю страницу целиком, включая знаки препинания. Учитель в восторге и ставит ученику 5. Ученик также чрезвычайно доволен. Подобные факты очень часто имеют место в этом возрасте, хотя здесь еще должно присутствовать определенное состояние — своего рода стресс, который как бы стимулирует способности к эйдетическому восприятию.
Можно ли развивать в себе такое восприятие? Конечно, можно. Мы ставим перся собой эту задачу и решаем ее, работая с окном мнемониста.Видеотренинг памяти представляет собой визуализацию предметов, изображений, текстов. Не случайно вы постоянно слышите в сеансе медитадии:«Я вижу текст», «я вхожу в него», «Я сливаюсь с ним». Что значит «видеть текст»? Каждый из вас сам решает эту задачу. Способности человека к восприятию текста обнаруживаются не в пассивном запоминании, а в творческом, активном восприятии и затем в воспроизведении исходного текста в любое время. Надо развивать культуру визуального мышления. Основным вместилищем зрительных образов является правое полушарие. Именно оно «отвечает» за образное восприятие информации. Зрительное образное восприятие текстов активизирует работу правого полушария, а значит, способствует повышению творческой деятельности. Следовательно, нужно активно включать в работу правое полушарие.
Те упражнения, которые мы предлагаем вам для тренировки памяти, как раз решают эту задачу. Эйдетическое восприятие, конечно, замечательная вещь, можно развить у себя способность к нему, но до определенных пределов. Здесь мы опять считаем своим долгом повторить предупреждение — не превращайте свои тренировки в идефикс (навязчивую идею). Мера необходима во всем, не случайно мы во всех упражнениях даем рекомендации по периодичности (цикличности) упражнений, т.е. дозируем их.
Хотим отметить, что в программе «Сатори» мы не исчерпали всех средств обучения и всего инструментария, это задача следующей ступени нашей Комплексной программы. В программе «Ультра-Рапид» есть специальные упражнения, которые решают задачу развития эйдетического восприятия. Программа «Сатори» является как бы подготовительной для поднятия культуры визуального мышления. К сожалению, для нашего века научно-технического прогресса характерно отсутствие культуры визуального мышления. Почему создавались изумительные художественные произведения, скульптуры в эпоху Возрождения? Не потому, что люди были более способными, а потому, что существовал культ визуального мышления, когда человек с раннего возраста обучался видеть и создавать красоту. Сегодня обучают чему угодно, но только не этому. Нужно вернуться к древним истокам, и сделать это можно, закладывая основы визуальной культуры в самом раннем возрасте.
Синестезия — это совместное чувство, одновременное ощущение — явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, вызывает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств.
Наиболее распространенным проявлением синестезии является так называемый цветной слух, при котором звук наряду со звуковым ощущением вызывает и цветовое. Цветовой слух наблюдался у композитора А.Н.Скрябина, который обладал очень развитой синестезией. У Скрябина каждый звук имел определенную окраску, ему принадлежит идея цветомузыки.
Можно вспомнить выдающегося мнемониста Шерешевского,который, проходя мимо забора, мог сказать про него: «Он такой шершавый, такой горький на вкус». Можно себе представить, как развита была синестезия у этого человека — и осязательные, и вкусовые ощущения.
По своей природе синестезия, по-видимому, представляет собой усиленное взаимодействие анализаторов: визуализация слышимого — цвет — звук; осязание — вкус и др. У многих людей, например, желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый — ощущение холода, и т д.
Что из всего этого следует? Когда мы говорим об активизации процессов нашего мышления и памяти, нужно как можно больше средств привлекать для активизации процесса восприятия. Вот почему, воспринимая текст, вы должны видеть, слышать, осязать, ощущать, чувствовать запахи, иметь вкусовые ощущения, т.е. задействовать все пять органов наших чувств. Чем больше различных компонентов будет вовлечено в процесс запоминания, в процесс восприятия текста, тем глубже , полнее и эффективнее будет процесс восприятия и воспроизводства, т.е. степень развития нашей памяти. Мы, к сожалению, очень пассивны в созерцании. Не случайно многие специалисты говорят:«Мы смотрим, но не видим». Так давайте же учиться видеть, давайте, воспринимая, учиться сознательно воздействовать на пять органов наших чувств. И делать это тогда, когда нам действительно нужно. Результатом будет более глубокое и продуктивное восприятие, последующее запоминание и понимание того, что мы воспринимаем. Развитию синестезии способствует чтение и работа с медитативными текстами, такими, как, например, медитативный текст № 2 «Роза мира».
РОК 4.
СПОСОБЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОДСОЗНАНИЕ
Содержание урока
4.1. Теория: Три способа эмоционального воздействия на . подсознание.
4.2. Методические материалы к уроку 4. Методические материалы урока 1 (см.п.1.2 урока 1). Окно мнемониста. Экраны мнемониста: а) с текстом: «Три способа эмоционального воздействия на подсознание » — доминанта урока 4; б) с десятью значимыми для вас номерами телефонов; в) со значимым для вас стихотворением (четверостишием). Рабочая матрица № 3 для тренировки памяти. Медитативный текст № 2 «Роза мира». Книга научно-популярного характера (объем 120—150 стр., Q = 300 000 знаков).
4.3. Упражнения.
4.3.1. Работа с экраном мнемониста — доминантой урока 4.
4.3.2. Работа с окном мнемониста.
4.3.3. Чтение и работа с медитативным текстом № 2 «Роза мира».
4.4. Выполнение ежедневного комплекса упражнений программы «Сатори» (см.п.1.4 урока 1). - 4.5. Выполнение контрольного задания по уроку 4.
4.5.1. Чтение книги в режиме «Сатори».
4.5.2. Тест на запоминание фигур рабочей матрицы № 3 для тренировки памяти.
4.5.3. Ответы на вопросы по медитативному тексту №2
«Роза мира».
4.6. Отчет по уроку 4.
В I части программы «Сатори» мы выяснили, что роль подсознания в интеллектуальном развитии человека весьма значительна. А можно ли воздействовать на подсознание человека непосредственно? Мы отвечаем на этот вопрос положительно. Инструмент, с помощью которого решается данная задача, — наши эмоции.
Именно этому и посвящен урок 4
4.1. Теория
Что такое эмоции? Психологи называют эмоциями силу потребности и возможности ее удовлетворения в данный момент времени.
Уровень энергетической мобилизации (активизации) организма, необходимый для осуществления эмоциональных функций, обеспечивается вегетативной нервной системой в ее взаимодействий со структурами головного мозга, составляющими центральный нервный субстрат эмоций. При эмоциях происходит изменение в деятельности органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции, скелетной и гладкой мускулатуры и др.
Эмоции человека являются продуктом общественно-исторического развития. Они относятся к процессам внутренней регуляции поведения.
Эмоция предполагает, с одной стороны, потребность в деятельности, а с другой — возможность реализовать свою потребность.
Программа «Сатори» ставит своей целью обеспечение трех каналов воздействия: физического, эмоционального, интеллектуального. В уроке 4 мы рассмотрим еще один из способов, обеспечивающий воздействие на подсознание 'через эмоции. Можно ли управлять своим состоянием, своими эмоциями? Да, можно. Воздействуя на эмоции, управляя эмоциями, мы тем самым воздействуем на подсознание, развиваем механизмы подсознательной памяти.
Каковы же способы эмоционального воздействия на подсознание?
Эмоция — это сила потребности. Можно ли регулировать силу потребности? Чем она определяется и как управлять ею?
Состояние «сатори», состояние озарения означает легкое, радостное, возбужденное, приподнятое состояние, когда все получается, все идет легко и свободно, само собой. Наша задача — сделать процесс вхождения в это состояние непроизвольным, т.е. неуправляемым, совершающимся сам собой, и научиться управлять неуправляемыми процессами.
Еще великий актер и режиссер К.С.Станиславский дал интуитивно найденную систему обучения актеров, он нашел средства воздействия на их эмоциональное состояние. В системе Станиславского впервые решается проблема сознательного овладения творческими процессами, исследуется путь органичного перевоплощения актера в образ. Основа учения Станиславского — учение о сверхзадаче. Сегодня наука объясняет феномен системы Станиславского так: «произвольное управление произвольно неуправляемой системой». Система Станиславского блестяще доказала такую возможность. Она сегодня признана во всем мире.
В самом деле, представьте себе актера, который входит на сцену и должен изобразить радость. Он этой радости не испытывает, но он должен. И мастерство актера заключается в том, чтобы не имитировать состояние, а моделировать его — радость. Моделировать и показывать радость, горе и любые другие состояния. Именно умение управлять эмоциями и передавать различные состояния и определяют мастерство актера. Станиславский доказал, что этому можно научиться.
Мы предлагаем вам три способа эмоционального воздействия на подсознание,преследующих цель — развитие памяти.
Первый способ. Заставить себя хотеть с радостью и воодушевлением — способ, когда достигается самогипнотическое воздействие, вызывающее желание мгновенно запомнить все
сразу.
Посмотрел — запомнил. Вы можете ставить перед собой такую задачу, многократно повторять ее, и она станет выполнимой, реальной. Обязательным компонентом, обеспечивающим эффективность решения этой задачи, является радость, воодушевление, приподнятое настроение.
Нужно заставить себя хотеть. Хочу — запомню. Никогда раньше не запоминал тот объем материала, который я сейчас воспринимаю. Получается, я заставил себя, я испытываю удовлетворение от этого. Радость, воодушевление должны непременно сопровождать этот процесс.
Второй способ. Соперничество — чувство «А чем я хуже других мнемонистов?»
Соперничество — чувство, которое сопровождает нас в жизни. Соперничество родило спорт — оно выражает волю к победе и ничего более. Соперничество в решении проблемы должно не давить, а помогать.
Третий способ. Значительность — весомость, авторитет, солидность, респектабельность — таким образом создаются условия не только качества запоминания, но и престижности самого процесса, условия психологической гарантии сверхзапоминания.
Этот способ эмоционального воздействия означает следующее: вы выполняете действие качественно иное. Действие, которое вызывает престижность самого процесса. Вы осознаете, насколько значимо, весомо, авторитетно и солидного
новое качество, которое приобретаете. Вы осознаете себя как личность и значительность того, что вы делаете: развиваетесь, самоуглубляетесь, познаете себя, свои внутренние резервы, самореализуетесь, прогрессируете на пути самопознания.
Тренируя эти три способа эмоционального воздействия на подсознание, мы тренируем подсознательную память.
Именно в этом специфика Техники тренировки памяти, которую мы предлагаем Вам. Ее высокая эффективность объясняется тем, что тренируется подсознательная сфера нашего мышления на фоне того состояния, которое мы вызываем.
Механизмы эти очень просты. Вы должны убедиться в их эффективности, а затем заставить их работать на вас.
Рис. 20 Экран мнемониста — доминанта урока 4
Рис. 22. Экран мнемониста для записи стихотворения
4.3. Упражнения
Работа с окном мнемониста.
5.3. Упражнения .
5.3.1. Тесты на самопроверку.
Подготовка. Возьмите чистый лист бумаги.
Порядок реализации. В течение одной минуты попытайтесь воспроизвести по памяти (написать) десять значимых для вас номеров телефонов, с которыми вы работали в предыдущем уроке, используйте экран и окно мнемониста.
В течение одной минуты попытайтесь воспроизвести по памяти (написать) значимое для вас стихотворение, с которым вы также работали в предыдущем уроке.
Подготовка.
Выполнить ритмическое дыхание йогов.
Провести сеанс медитации («ТМ—Сатори») под запись медитативной музыки на медитативной диаграмме «Мандала».
Сделать точечный самомассаж биологически активных зон.
РОК 6
ЦВЕТ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ПРОЦЕССАХ ПАМЯТИ
Содержание урока
6.1. Теория. Цвет и его значение в процессах памяти. Круг цветов Гете. Основные понятия о цвете. Оценка цвета. Характеристики системы измерения цвета. Психофизиологические особенности воздействия цвета на человека. Гармоничные сочетания цветов, символика цвета.
6.2. Методические материалы к уроку 6: Методические материалы урока 1 (см. п. 1.2 урока 1). Круг цветов Гете. Таблицы Шульте—Сатори. Цветные квадраты размером 9 х 9 см семи цветов спектра. Цветные полоски размером 2,5 х5,5 см семи цветов спектра. Белые квадраты размером 15х15 см — 6 штук. Цветные квадратики размером 5 х 5 см всех цветов любых оттенков в любом количестве. Таблица цветовой кодировки десятичного ряда чисел от 1 до 10. Медитативный текст № 3 «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Книга научно-популярного характера, желательно о цвете и свете (объем книги 80— 100стр. или Q-200000 зн.).
6.3. Упражнения:
6.3.1. Работа с кругом цветов Гете.
6.3.2. Работа с цветными квадратами размером 9 х 9 см.
6.3.3. Работа с цветными квадратиками размером 5 х 5 см.
6.3.4. Работа с таблицей цветовой кодировки десятичного ряда чисел от 1 до 10.
6.3.5. Тренировка с таблицами Шульте—Сатори.
6.4. Выполнение ежедневного комплекса упражнений программы «Сатори» (см. п. 1.4 урока 1).
6.5. Выполнение контрольного задания по уроку 6.
6.5.1. Чтение книги в режиме «Сатори».
6.5.2. Тест на запоминание фигур рабочей матрицы № 5 для тренировки памяти.
6.5.3. Схема расположения цветов спектра, отражающая ваше отношение к ним.
6-5.4. Ответы на вопросы по медитативному тексту №3 «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
6.6. Отчет по уроку 6.
Закончив изучение половины программы «Сатори», вы убедились, что с помощью специальных упражнений можно воздействовать на процессы, обычно не регулируемые волей, и осуществлять контроль над подсознанием.
Современные достижения науки позволяют вскрыть функциональные связи между психикой человека и зрительными каналами восприятия внешней картины мира.
Известно, что эмоциональная память очень сильная. Одним из рычагов активизации эмоциональной памяти является цветовая гамма.
6.1. Теория
Цвет и его значение в процессах памяти. До сих пор мы работали преимущественно в черно-белом спектре: работа с текстами, работа с окном мнемониста, работа с экранами мне-мониста предполагала использование белого и черного цветов.
На этом уроке мы приступаем к рассмотрению еще одного очень важного аспекта в системе активизации процессов памяти — цветовой гаммы. В науке оформилось специальное направление, которое получило название цветопсихология.
Мы хотим вам напомнить, что существуют три вида зрения: черно-белое; цветовое; объемное.
Обращаем ваше внимание, что только комплексное владение всеми видами зрения обеспечивает эффективную интеллектуальную деятельность человека. Учеными установлено, что нарушение любого из трех видов зрения сказывается на творческих способностях человека. Случаи нарушения каждого из этих видов зрения известны, изучены их механизмы. Например, люди, страдающие дальтонизмом (врожденная неспособность различать некоторые цвета, главным образом красный и зеленый, встречается преимущественно у мужчин), имеют определенные нарушения памяти. Это подтверждено многочисленными исследованиями.
Что известно сегодня о цвете? Очень много, но многое по-прежнему остается неизвестным. Больше всего работают с цветом художники, их восприятие первично, а научные разработки — это следствие. Интересна цитата средневекового живописца, которую приводит в своем дневнике известный французский художник Поль Гоген: «Употребляйте всегда краски одного происхождения. Лучшая основа — индиго. Обработанная селитрой, она дает желтый цвет, а уксусом — красный...» По существу здесь дана формула происхождения всех цветов индиго, и в этом разгадка того, что человек бессознательно всем цветам предпочитает синий. Синий цвет — связь человека с его родиной, космосом.
У великого голландского живописца Винсента Ван Гога есть теория внушающего воздействия цвета на сознание и подсознание человека.
Из науки о цвете известно, что солнечный свет с помощью призмы может быть разложен на семь составляющих цветов (знаменитый труд Исаака Ньютона «Оптика»).
Мы не будем вдаваться в академические подробности теории цветового зрения, назовем только некоторые имена великих людей, которые внесли каждый свой вклад в науку о цвете, это:
— Исаак Ньютон (1643—1727);
—М.В.Ломоносов (1711—1765);
— Иоганн Вольфганг Гете (1749—1832);
— Томас Юнг (1773— 1829);
— Герман фон Гельмгольц (1821—1894);
—Д.К.Максвелл (1831—1879);
—Эвальд Геринг (1834—1918) и др.
Круг цветов Гете. Пожалуй, удачнее всего картину цветов отобразил гениальный немецкий ученый, поэт, художник Иоганн Вольфганг Гете в виде круга, который получил название «круг цветов Гете» (см. рис.26). При этом порядок цветов сохраняется, как в радуге (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а благодаря существующим переходным оттенкам спектра и добавленному между красным и фиолетовым пурпурному цвету образуется непрерывный круг без резких границ.
Для возникновения цвета необходимы свет и мрак, светлое и темное, или, пользуясь более обшей формулой, свет и несвет. Человек должен верить, что непостижимое постижимо, иначе он не стал бы исследовать (Гете)
В итоге фундаментальных научных разработок была доказана трех компонентность смешения цветов, которая хорошо прослеживается при анализе круга цветов Гете. Основных цветов оказалось не семь, а три — красный, желтый, синий;
три цвета — зеленый, фиолетовый, оранжевый — дополнительные цвета (их еще называют цвета—антагонисты, оппонентные вспомогательные или дуплетные). Определились пары цветов: красный — зеленый; желтый — фиолетовый;
синий — оранжевый. Это означает, что если долго смотреть на подсвеченную, например, синюю точку, а затем повернуть голову и начать смотреть в темноту (в темный угол, например) то там можно ясно увидеть цвет—антагонист (оппонентный цвет), т.е. оранжевую точку. И так по всем парам, т.е.таким образом можно получить цветную зрительную галлюцинацию точки, но дополнительного цвета.
Итак, основных цветов три, все остальные получаются путем смешения цветов, трехкомпонентность цветовых смесей красителей была широко известна еще во времена Ломоносова благодаря опыту живописцев, красильщиков, маляров и других людей, чья практика была связана с цветом.
Современные представления ученых, исследующих цветовые процессы на клеточном уровне, доказали, что это действительно так. Например, было установлено, что ганглиозные клетки, которые воспринимают в центре рецептивного поля красный цвет, на периферии поля воспринимают зеленый цвет, и наоборот. Круг цветов Гете показывает, что соотношение цветов, определяющих различную чувствительность нашей сетчатки, обеспечивает активизацию зрительной системы, а вместе с тем и активизацию соответствующих участков коры головного мозга. Мы заинтересованы в активизации деятельности нашего мозга, в возбуждении тех нейронных сетей, которые принимают участие в интеллектуальных процессах, в том числе и в процессах памяти.
Еще Ньютон впервые выделил специфическую триаду (физическое излучение — физиологический механизм — психический феномен), в которой цвет определяется взаимодействием физиологического и психологического уровней.
В древности картины создавались художниками с учетом гармонии цветов. Сегодня мы даже в больших городах наблюдаем совершенно невообразимые сочетания цветов, которые никогда не должны быть рядом. Раньше люди интуитивно чувствовали, что может сочетаться, какие два цвета могут быть рядом друг с другом. Сегодня есть научно обоснованные рекомендации, в значительной степени подтвердившие те интуитивные догадки, которые были сделаны в прошлом. Практика показывает, что половина несчастных случаев на производстве происходит потому, что машины и цеха окрашены без учета свойств человеческого зрения. В последние десятилетия цветом пристально интересуются не только художники, но и инженеры. Работоспособность и кровяное давление, аппетит и внимание, эмоции и острота слуха — вот несколько взятых наугад «параметров» человека, подверженных воздействию красок и лучей.
Учитывая ту значимость цвета, которую мы придаем ему в нашей Технике тренировки памяти, изложим более подробно основные понятия о цвете и расскажем о психофизиологических особенностях воздействия цвета на человека.
Основные понятия о цвете. Оценка цвета, характеристики системы измерения цвета. Цвет не является чисто физическим признаком предметного мира, а связан с особенностями восприятия человеческого глаза, поэтому дать определение цвету очень сложно. Важно то обстоятельство, что с помощью цвета человек принимает до 80% информации. Чувство цвета для человека является одним из его главных чувств.
Свет и цвет — определенная область электромагнитных колебаний лучистой энергии. Излучения, имеющие длины волн в пределах от 380 до 770 миллимикрон, воздействуют на человеческий глаз, вызывая у нас ощущения света и цвета. Эти излучения называют видимыми, и благодаря им мы видим окружающий нас мир.
Спектральные цвета. В солнечном спектре принято различать семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Деление спектра условно и зависит от особенностей глаз. Человеческий глаз способен выделить в спектре от 100 до 200 различных оттенков (порогов) цвета.
Ахроматические и хроматические цвета. Некоторые поверхности отражают свет неизбирательно, т.е. в той пропорции, в которой они имеются в солнечном свете. Такие поверхности называются ахроматическими (белая, серая, чёрная) и отличаются друг от друга только светлотой, количеством отраженного света. Например, чистый снег отражает 85% солнечного света, белая бумага — 75%, а черная бумага — 1 —2 %. Глаз человека способен различать около 300 порогов (оттенков), от белого до черного.
Другие поверхности отражают свет избирательно, т.е. часть спектральных компонентов видимых лучей отражается лучше, чем остальные. Такие поверхности называются хроматическими или цветными (греч. хромос — «цвет», ахромос — «бесцветие»). Хроматические поверхности включают всю гамму спектральных и пурпурных тонов.
Основные характеристики цвета. Измерения цвета имеют свои специфические особенности. Существо цвета, возникающее в нашем сознании субъективно, отражает объективные свойства материи — лучистую энергию, поступающую в глаз. Поэтому необходимо различать две категории понятий о цвете: физическую и психологическую.
Физические характеристики цвета.К физическим характеристикам цвета относят понятия: яркость, коэффициент яркости, коэффициент отражения, чистота цвета и доминирующая волна цвета.
Яркость. Ощущение яркости, вызванное светящейся или рефлектирующей поверхностью, зависит от силы света и поверхности, от которой отражается свет.
Чистота цвета. В составе цвета любой хроматической поверхности всегда имеется доля ахроматического цвета. Ахроматической составляющей нет только в тонах солнечного спектра, которые относят к чистым цветам и принимают их чистоту за 100%. Чистота всех других цветов поверхностей определяется процентным содержанием в них хроматической составляющей.
Доминирующая длина волны. Доминирующая длина волны — длина волны спектрального излучения, определяющая оттенок цвета образца поверхности, обозначается буквой λ и выражается в нанометрах(нм). 1 нм - 10-9 м =1 миллимикрону (ммк).
Пурпурные цвета определяются доминирующей длиной волны дополнительных зеленых и желто-зеленых цветов со знаком минус или штрих (493—567 нм).
Психологическая категория понятий о цвете. К ней относятся все физические свойства цвета, которые преломляются субъективным восприятием человека: цветовой фон, насыщенность и светлота.
Цветовой тон — это качество цвета, по которому человек может данный цветовой тон приравнивать к одному из спектральных цветов или к пурпурному. Количественно цветовой тон характеризуется физическим понятием цветовой волны. Психологически под цветовым тоном понимают те ощущения цвета, которые отличают его от ахроматического такой же светлоты.
Насыщенность. Физическая характеристика чистоты цвета соответствует психологическому понятию насыщенности цвета. Насыщенность — это степень отличия цвета той же светлости от ахроматического, т.е. степень цветности поверхности. Например, цвет апельсина насыщеннее цвета пляжного песка, имеющего такой же цветовой тон.
Светлота определяется коэффициентом отражения в зависимости от избирательного поглощения хроматических цветов, равных им по светлоте.
Интенсивность цвета зависит от насыщенности и светлоты. При равной насыщенности цветов более интенсивными всегда будут более светлые цвета, при равной светлоте более интенсивными будут цвета большей насыщенности.
Психофизиологические особенности воздействия цвета на человека, гармоничные сочетания цветов, символика цвета. Все цвета оказывают психофизиологическое воздействие на человека (см. рис.27).
Рис. 27 .Психофизиологическое воздействие цвета на человека
Теплые и холодные цвета. Все цвета делятся на две противоположные группы (см. рис.27): теплые цвета (красные, оранжевые, желтые) и холодные цвета (голубые, синие, фиолетовые). Теплые цвета помогают человеку переносить холодные температуры, холодные цвета — высокие температуры.
Активные и пассивные цвета. Все теплые цвета относятся к активным цветам и усиливают жизнедеятельность организма: возбуждают и поднимают настроение, увеличивают мышечную работоспособность (динамогенное действие цвета), влияя тем самым на трудовые процессы. Холодные цвета относятся к пассивным цветам, замедляющим жизнедеятельность организма, пассивные цвета успокаивают и даже угнетают психику человека. Известны методы лечения шизофрении с помощью синего цвета. Исследования последних лет доказали влияние голубого тона на снижение кровяного давления. Но цвета не всегда одинаково действуют на людей. Длительное восприятие нескольких схожих по тону цветов приводит к цветовому утомлению (явлению «цветового голода»), к противоположному воздействию цвета. Наименее утомляющим является действие цветов середины спектра (желто-зеленых и зеленых) и светлых ахроматических. Будучи промежуточными в спектре между активными и пассивными цветами, они относительно нейтральны по психофизиологическому влиянию на человека, и поэтому их относят к физиологически оптимальным цветам.
Тяжелые и легкие цвета. Все темные цвета относятся к тяжелым и действуют на психику человека угнетающе. Предметы, окрашенные в черный цвет, кажутся более тяжелыми, чем такие же предметы светлых тонов.
Легкими называются цвета, обладающие высоким коэффициентом отражения и небольшой насыщенностью. Легкие светлые цвета улучшают настроение, оказывают благотворное влияние на человека.
Отступающие и наступающие цвета. Цвет предмета на определенном фоне может приближать предмет или отдалять его. Теплые, активные цвета приближают, холодные отдаляют предмет от зрителя.
Предупреждающие цвета. Существует группа цветов, на которые человек реагирует определенным образом: красный цвет означает опасность, желтый требует повышения внимания, предостерегает, зеленый обозначает безопасность, нормальную работу и т.п. Эти цвета использованы для определенных условий и условных знаков, кодов.
Адаптация глаза — это приспособление глаза к свету, к темноте или к определенному цвету, в основе чего лежит изменение чувствительности глаза. При темновой или световой адаптации глаз никогда не достигает полной способности зрительного восприятия. Постоянная адаптация глаза (цветовая и световая) утомляет зрение, вызывает головные боли, нервозность, снижение внимания.
Явление иррадиации. Сущность иррадиации состоит в том, что контрастные сочетания отдельных деталей с фоном меняют зрительное восприятие их размера. Темный квадрат на светлом фоне будет выглядеть меньше по размерам, чем светлый квадрат на темном фоне, хотя на самом деле их размеры одинаковы.
Гармоничные сочетания цветов. Практикой установлен целый ряд правил составления цветовых гармоний, главные из них нюансные и контрастные. Часто применяются гаммы, построенные на сочетании: отличающихся по светлоте оттенков одного цветового тона; трех цветов, один из которых объединяет два других и является их смешением; двух или трех цветов, расположенных в спектре и близких по своей теплохолодности основного и дополнительного цветов (контрастная гамма); трех цветов, расположенных на равных расстояниях в цветовом круге; теплых тонов с черным или холодных тонов с белым.
Психологическая оценка воздействия цвета в огромной степени зависит также от особенностей его восприятия при различном свете. Лучше всего цвета различаются при солнечном освещении, в сумерках красный цвет приближается к черному, желтый — к серому и гаснет, зеленый и голубой в сумерках кажутся еще более светлыми, однородно насыщенный цвет во всех случаях утомляет зрительный аппарат.
Активные цвета (красный, желтый, оранжевый) вызывают четкое изображение на сетчатке глаза с далекого расстояния и даже в тумане, а пассивные цвета (голубой и фиолетовый) на таком же расстоянии будут казаться расплывчатыми, смазанными.
Желтый, белый, красный, голубой цвета увеличивают предметы, все темные и особенно черный цвет соответственно уменьшают предметы из-за явления иррадиации.
При оценке психофизического влияния цвета учитываются два психологических закона: явление синестезии и явление ассоциации. Явление синестезии — возникновение ощущений, одинаковых для всех людей, независимо от их опыта и привычек, например: впечатления от тепла или холода, вызываемых теплым или холодным цветом. Явление ассоциации состоит в том, что представление человека о цвете зависит от его индивидуального опыта.
Символическое значение цвета. К психологическому действию цвета относится и его символика. Цвета оказывают различные эмоциональные воздействия на людей в зависимости от их возраста, вероисповедания, места проживания, национальности, социального положения и, выражают различные значения.
Например, красный цвет ассоциируется с опасностью, зеленый цвет — символ весны, плодородия, благополучия, радости у многих народов Востока, Индокитая и символ коварства, лжи, измены и лицемерия в Европе. Черный цвет — символ траура, печали в большинстве стран; фиолетовый вызывает тоску, меланхолию, нагнетает чувство драматических ситуаций, беспокойных предчувствий у большинства людей, тогда как светло-фиолетовый (сиреневый) — символ чистоты, свежести, невинности. Оранжевый цвет — цвет радости, бодрости — создает жизнерадостное настроение.
Чехословацкий специалист Гизел Освальд, исследуя цветовую символику, заявил, что белый цвет нежелателен в Испании, Китае, Южной Африке, так как там он означает траур и смерть. Сочетание красного, белого и голубого не рекомендуется в Таиланде. Голубой цвет по политическим мотивам не любят арабы, желтый цвет — цвет траура и болезней — неприемлем для стран Ближнего Востока.
Все цвета можно расположить по определенным группам, каждая из которых характеризует смысл родственных явлений и вызывает близкие эмоциональные ассоциации. В результате суммирования и анализа различных эмоциональных свойств цветов исследователем Р.Р.Кликсом составлена таблица (см. рис.28).
Человек, умеющий видеть, различать цвета, наблюдать цвета в их гармоничном сочетании, активизирует свои психические процессы и организует свою повседневную деятельность на более высоком энергетическом уровне.
Вот почему в уроке 6 мы достаточно подробно изложили механизмы психофизиологического, эмоционального воздействия цвета на человека. Мы хотим, чтобы вы включили этот мощный резерв воздействия на память, на свои состояния. Эти механизмы можно тренировать, для чего необходимо работать с цветом. В уроке 6 мы вводим ряд тренировочных упражнений с цветом.
Рис. 29. Таблица цветовой кодировки чисел от 1 до 10
Итак, вы подготовили тренажеры, очень необычные, очень красочные. Теперь приступайте к тренировочным упражнениям урока 6. По окончании этих тренировок вы получите мощный импульс включения в работу резервов вашей памяти, интеллектуальной деятельности, а также активизации процессов мышления. Ради этого стоит потрудиться, тем более,что работа с цветом доставляет, кроме всего прочего, еще и удовольствие.
6.3. Упражнения
Работа с цветными квадратами размером 9 х 9 см.
Рис. 33. Схема расположения цветов спектра (I — цвета спектра по убывающей от самого приятного к самому неприятному (слева направо); II — обозначенные по памяти номера цветов в соответствии с таблицей цветовой кодировки десятичного ряда чисел от 1 до 10; П1 — правильные (фактические) номера цветов в соответствии с таблицей цветовой кодировки десятичного ряда чисел от 1 до 10
Оформленную таким образом схему расположения цветов спектра, отражающую ваше отношение к ним, приклейте внахлест (0,5 см) на обороте бланка отчета по уроку № б под рабочей матрицей, там, где вы их расположили.
6.5.4. Ответы на вопросы по медитативному тексту №3 «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». На предыдущем уроке вы многократно читали медитативный текст № 3 «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», составили для себя представление об этом тексте, определили доминанту текста. Возьмите лист бумаги и ответьте на контрольные вопросы по медитативному тексту № 3. Пишите только ваши ответы под порядковыми номерами вопросов. Ответьте словами медитативного текста № 3.
Вопросы по медитативному тексту № 3 «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
1. Удалось ли вам найти в тексте слова, фразы, которые вы слышите во время сеанса медитации:«... все ваше тело... — это не что иное, как ваша мысль». Зафиксировали ли вы на них свое внимание?
2. Что нужно для того, чтобы всегда все получалось?
3. Чем нравились ученикам Джонатана практические занятия?
4. Как вы определили доминанту медитативного текста № 3, в чем она заключается? (Ответ в тексте состоит из четырех слов.)
5. Какими словами говорит Джонатан о возможности преодолеть пространство и время?
Приведите высказывание другой чайки по имени Чианг об
этой же проблеме.
Теперь, когда вы выполнили контрольное задание по уроку 6, очень интересному, очень важному для дальнейшего вашего продвижения в Технике тренировки памяти, подготовьте отчет по уроку 6.
РОК 7.
ОБЪЕМНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПАМЯТИ
Содержание урока
7.1. Теория: Объемное восприятие и его роль в развитии памяти.
7.2. Методические материалы к уроку 7: Методические материалы урока 1 (см. п. 1.2 урока 1). Тоннель мнемониста. Объемное изображение мандалы из цветного пластилина. Таблицы Шульте—Сатори. Медитативный текст № 4 «Сон и бодрствование». Книга научно-популярного характера (объем книги — 130—150 стр. или 300 000 зн.).
7.3. Упражнения.
7.3.1. Работа с тоннелем мнемониста.
7.3.2. Тренировка с таблицами Шульте—Сатори.
7.3.3. Чтение и работа с медитативным текстом № 4 «Сон и бодрствование».
7.4. Выполнение ежедневного комплекса упражнений программы «Сатори» (см. п.1.4 урока 1).
7.5. Выполнение контрольного задания по уроку 7.
7.5.1. Чтение книги в режиме «Сатори».
7.5.2. Тест на запоминание фигур рабочей матрицы б для тренировки памяти.
7.5.3. Ответы на вопросы по медитативному тексту №4 «Сон и бодрствование».
7.6. Отчет по уроку 7.
Мы приступаем к седьмому, последнему уроку части II Техники тренировки памяти. «Объемное восприятие и его роль в развитии памяти» — тема настоящего урока, имеющего своей целью дальнейший прогресс в развитии тренировки памяти.
Обращаем ваше внимание, что каждый урок помогает организовать вашу интеллектуальную деятельность на более высоком качественном уровне.
7.1. Теория
Объемное восприятие и его роль в развитии памяти. Как вы уже знаете, зрение бывает трех видов: черно-белое; цветовое; объемное.
Вы хорошо знаете, что такое черно-белое зрение, т.к. большинство текстов мы видим в черно-белом изображении. Цветному зрению был посвящен предыдущий урок 6.
В уроке 7 мы переходим к объемному восприятию текста и решение этой задачи начинаем с объемного восприятия вашего инструмента для медитации — мандалы, реализовать эту задачу можно с помощью тоннеля мнемониста.
В чем заключается идея объемного восприятия мандалы? Вы должны перейти к объемному восприятию читаемых текстов.
Недавно лазерные системы дали возможность увидеть изображения объемно (голография). Лазерная наука сравнительно молодая, разработки лазерной техники начались с 1962 г. Успехи в этой области достигнуты колоссальные. По мере развития науки мы все более и более убеждаемся в том, что существующее в природе присуще и человеку. Вы должны «входить» в текст, как бы развернув лазерный луч вашего восприятия внутрь себя, нарисовать картину происходящего в тексте внутри себя и при этом видеть ее не только в цвете, но и в объеме. Нужно постараться слиться с объектом восприятия, добиваться эффекта присутствия в «кадре».
Возможности мозга в смысле объемного видения безграничны, и о том, что «невозможное возможно» свидетельствует опыт отдельных художников, которым удается изображать «невообразимые фигуры». Вашему вниманию предлагается одна из «невозможных фигур» — «Треугольник Пенроуза» (рис. 34).
При беглом взгляде вы не замечаете в нем ничего особенного. Три его угла настраивают на привычную картину: сколоченный из трех брусков объемный треугольник.
Дело, однако, осложняется, как только вы пытаетесь представить его пространственную форму, т.е. занимаетесь реконструкцией трехмерности по плоскому изображению. Мозг отказывается принять реальность этой фигуры. Глаз блуждает по контуру от одной вершины к другой, вертится по кругу все быстрее, быстрее и ни на йоту не приближается к решению загадки. Треугольник остается странным, ирреальным. В чем причина? Как же выйти из противоречия? Очень просто: закрыть пальцем одну из вершин (излишнее знание только мешает), и произойдет мгновенная метаморфоза: стороны треугольника «выскочат» из плоскости листа, превратят псевдоплоскую фигуру в объемную; все три брусочка станут перпендикулярны друг другу,
Рис. 34 Треугольник Пенроуза
Странность изображений разгадывается уже известным нам способом: нужно прикрыть часть картины, построить с треугольником и линейкой точки схода перспективы, и становятся видимыми изощренные приемы «игры» мастера.
Было бы совсем неплохо, если бы вам удалось поработать с «невозможными фигурами», воспользуйтесь такой возможностью, когда она вам представится. В уроке 7 вы научитесь объемно видеть плоскостные фигуры и тексты с помощью тоннеля мнемониста, который вы изготовите для себя в соответствии с нашими рекомендациями.
Итак, формируем цель — развивать свое зрительное восприятие с тем, чтобы от черно-белого и цветового зрения перейти к объемному восприятию, активизировать те нейронные сети нашего мозга, которые до сих пор не принимали большого участия в процессах запоминания воспринятой информации. Поставленная цель может быть достигнута только путем тренировочных упражнений, которые будут предложены вам в данном уроке. Мы заверяем вас, что наше обычное традиционное чтение даже не приближается к решению этой задачи, которую успешно осуществляет наша оригинальная Техника тренировки памяти, предполагающая реализацию ваших скрытых резервных возможностей.
Работа с тоннелем мнемониста.
РОК 8.
ЭТАПЫ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ
Содержание урока
8.1. Теория. Этапы тренировки памяти: 1-й этап; включение правого полушария; формирование невербальиого мышления. 2-й этап: активизация буферной памяти. 3-й этап:
формирование навыков эйдетического восприятия.
8.2. Методические материалы к уроку 8: Методические материалы урока I (см. п. 1.2 урока 1): Алгоритм трех этапов тренировки памяти. Окно мнемониста. Тоннель мнемониста. Таблицы Шульте—Сатори. Медитативный текст № 5 «Черный монах». Книга научно-популярного характера (объем книги 130-150 стр. или 300 000 зн.).
8.3. Упражнения.
8.3.1. Работа с алгоритмом трех этапов тренировки памяти.
8.3.2. Работа с окном мнемониста.
8.3.3. Работа с тоннелем мнемониста.
8.3.4. Тренировка с таблицами Шульте—Сатори.
8.3.5. Чтение и работа с медитативным текстом №5 «Черный монах».
8.4. Выполнение ежедневного комплекса упражнений программы «Сатори» (см. п. 1.4 урока 1).
8.5. Выполнение контрольного задания по уроку 8.
8.5.1. Чтение книги в режиме «Сатори».
8.5.2. Тест на запоминание фигур рабочей матрицы №7 для тренировки памяти.
8.6. Отчет по уроку 8.
Мы приступаем к уроку 8 — первому уроку последней третьей части программы «Сатори». Нам очень хотелось бы, чтобы на оставшихся трех уроках вы отрабатывали те упражнения, которые вы изучили и которые мы постоянно рекомендуем выполнять, и проверяли их практическое воздействие. Еще раз обращаем ваше внимание: идея нашей программы заключается в том, чтобы путем комплекса упражнений эффективно воздействовать на механизмы мышления, на те интеллектуальные процессы, которые обеспечивают активизацию умственной деятельности, создают условия для творческого подъема, творческого озарения, т.е. того состояния, которое мы называем «сатори».
Напоминаем вам, что вторая ступень программы «Сатори» не заканчивает нашу программу интеллектуального развития. Мы надеемся, что вы продолжите самосовершенствование на третьей ступени «Ультра-Рапид».
8.1. Теория
Этапы тренировки памяти. Существуют три этапа тренировки памяти, которые можно представить в видеоалгоритма (рис.39).
1-й этап. Включение правого полушария. Формирование невербального мышления. О работе правого полушария головного мозга мы уже говорили на втором уроке. Напоминаем, что этот этап предполагает исключение механизмов, замедляющих, тормозящих чтение, и подавление артикуляции. Выстукивание ритма в программе «Доминанта 2000-го года» есть не что иное, как первый шаг в решении данной проблемы. Сейчас мы осваиваем новую ступень более активного воздействия на включение правого полушария.
Рис. 39. Алгоритм трех этапов тренировки памяти
Восприятие цвета, восприятие объема и др. — элементы, которые стимулируют деятельность правого полушария, развивают его.
Установлено, что правое полушарие связано больше с эмоциональными реакциями, чем левое. Правое полушарие преимущественно ответственно за творческую активность, оно ориентировано на интуицию, инстинкт, недосказанность, а левое полушарие — на языковое (речевое) общение. Вы уже включили в работу правое полушарие. Сеансы медитации с помощью цветной медитативной диаграммы «Мандала» при воздействии медитативной музыки помогают войти в состояние озарения, творческого подъема. И если вам расстаётся легко, радостно, значит, удалось смоделировать состояние «сатори». Необходимы длительные тренировки, чтобы сделать этот процесс непроизвольным. Необходимо вести поиски вхождения в состояние медитации, фиксировать моменты творческого подъема; описывать их, если они уже были.
2-й этап. Активизация буферной памяти. Что такое буферная память? Из урока 2 вы уже знаете, что различают три типа зрительной памяти: иконическую, кратковременную и долговременную (см. рис.11). Как только мы воспринимаем какую-либо информацию, срабатывает механизм иконической памяти. Информация в виде образа-иконы поступает в буферную память и мгновенно запечатлевается. Затем происходит обработка информации в кратковременной памяти. Именно на этом этапе идет интенсивный обмен информацией с рабочим буфером: известно или неизвестно об этом, читал или не читал, знаю или не Знаю и т.д. И только то, что попадает в долговременную память, подлежит воспроизведению.
Таким образом, буферная память — это промежуточный элемент между типами памяти и, к сожалению, у большинства людей работает слабо. А между тем поступившая в виде начальных ростков информация, будучи незакрепленной, может исчезнуть, уйти из нашего сознания. Надо активизировать работу буферной памяти, продлить процесс запечатления.
Средством активизации буферной памяти является прежде всего работа с окном мнемониста, работа с тоннелем и помещенным в него экраном мнемониста. Именно эти упражнения в значительной степени активизируют нашу буферную память.
Мы как бы фиксируем, как бы продлеваем мгновения, в которые запечатлевается то, что воспринято.
3-й этап. Формирование навыков эйдетического восприятия. Что такое эйдетизм, мы с вами достаточно подробно рассмотрели в уроке 1 (см. п.3.1). Эйдетизм (от греческого слова эйдос — «вид, образ») — способность некоторых индивидов (эйдетиков) к сохранению и восприятию чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен. Это разновидность образной памяти, выражающаяся в сохранений наглядных образов предметов после окончания и воздействия на органы чувств. Вся информация, которая воспринимается глазами из окружающего мира, запечатлевается у эйдетика как бы на экране внутреннего взора, обращенном внутрь мозга. И когда нужно что-то вспомнить, бегающий луч нашего внутреннего (мысленного) взора сканирует и считывает все, что на этом экране запечатлелось.
Для того чтобы хорошо работала память, считают специалисты,нужно уметь воспринимать окружающую действительность всеми пятью органами чувств: должны быть качественными слуховое, зрительное и тактильное (осязательное) восприятия, обоняние и вкус. Есть люди, которые очень плохо различают запахи (это, в основном, курильщики), проверьте себя. У некоторых людей с запахом связаны определенные воспоминания: вспоминая запах, они сразу вспоминают действие, событие, текст, образы.
Мы рекомендуем вам на 3-м этапе тренировки памяти постепенно формировать у себя навык эйдетического восприятия. Если у вас иногда возникает ситуация эйдетического восприятия: бросили взгляд — и до мельчайших подробностей можете изложить содержание того, что увидели — не пугайтесь этого, удерживайте контроль над состоянием, знайте, что такие моменты в процессе занятий по нашей Технике тренировки памяти возможны. Англичане говорят: «Заранее предупрежденный — заранее вооруженный». Мы вас предостерегаем от чрезмерного увлечения этим состоянием и говорили об этом еще на уроке I. Следите за своими ощущениями, держите ситуацию под контролем, если вас что-то беспокоит, прекратите упражнения. Мы работаем сразу на трех уровнях, с тремя состояниями одновременно: физическим, эмоциональным, интеллектуальным, т.е. ваши занятия сбалансированы, гармоничны, и негативных последствий быть не может. Еще раз подчеркиваем: вы сами управляете своими эмоциями, своей психикой; сами входите в любое состояние и сами же выходите из любого состояния без ущерба для себя. Мы продолжаем работать с эйдетическим восприятием и в программе «Ультра-Рапид».
Таковы три этапа тренировки памяти. Мы проходим эти этапы, ориентируясь на комплекс упражнений. Одним из таких, казалось бы, несложных упражнений является тренировка с таблицами Шульте—Сатори. Эффект, достигаемый этими тренировками, достаточно подробно освещен в уроке 6 (см. п.6.3.6), но, помимо этого, тренировка с таблицами Шульте—Сатори является важным шагом на пути формирования эйдетического восприятия. Мы рекомендуем вам уделить должное внимание этому упражнению. . .
РОК 9.
НЕПРЕРЫВНОСТЬ ПРОТИВ ДИСКРЕТНОСТИ В ПРОЦЕССАХ МЫШЛЕНИЯ И ПАМЯТИ
Содержание урока
9.1. Теория: Непрерывность против дискретности в процессах мышления и памяти. Три фазы обработки информации в режиме «Сатори».
9.2. Методические материалы к уроку 9: Методические материалы урока 1 (см.п. 1.2 урока 1). Тоннель мнемониста с размещенной в нем мандалой. Таблицы Шульте—Сатори. Медитативный текст № 5 «Черный монах». Книга научно-популярного характера (объем книги 180—200 стр. или 400 000 зн.).
9.3. Упражнения.
9.3.1. Работа с тоннелем мнемониста.
9.3.2. Тренировка с таблицами Шульте—Сатори.
9.4. Выполнение ежедневного комплекса упражнений программы «Сатори» (см.п. 1.4 урока 1).
9.5. Выполнение контрольного задания по уроку 9.
9.5.1. Чтение книги в режиме «Сатори».
9.5.2. Текст на запоминание фигур рабочей матрицы №8 для тренировки памяти.
9.5.3. Ответы на вопросы по медитативному тексту №5 «Черный монах».
9.6. Отчет по уроку 9.
Итак, мы с вами приступаем к уроку 9 — предпоследнему уроку программы «Сатори».
Цель урока 9 — не только продвинуть вас еще на шаг в развитии памяти, но и подвести предварительные итоги.
Мы надеемся, что в процессе работы по программе «Сатори» вам удалось овладеть процессом вхождения в состояние озарения. Конечная цель обучения — мобилизация вашей творческой энергии, активизация экстрасенсорных способностей с тем, чтобы использовать возросшие интеллектуальные возможности в повседневной жизни, работе, учебе.
Оценивать рост интеллекта чрезвычайно сложно, однако существуют некоторые косвенные критерии, которые позволяют сделать определенные выводы. Кроме ваших чисто субъективных ощущений, такими критериями являются: увеличение скорости чтения, возросший коэффициент понимания при быстрой скорости чтения в режиме «Сатори», коэффициент запоминания и другие косвенные показатели, о которых мы узнаем из ваших отчетов по урокам.
За время обучения по программе «Сатори» вы накопили определенный потенциал, который дает вам возможность реализовать творческий подъем не только в процессе чтения, но и в повседневной деятельности. Поставленная задача решается легко, свободно, как бы сама собой. Восприятие информации, ее обработка и реализация идут чрезвычайно радостно, так, как вы привыкли это ощущать, чувствовать в процессе занятий по программе «Сатори».
А сейчас мы переходим к уроку 9, который обеспечит ваше дальнейшее продвижение по пути совершенствования механизмов памяти с целью использования их в практической де
ятельности.
9.1. Теория
Непрерывность против дискретности в процессах мышления и памяти. Три фазы обработки информации в режиме «Сатори». В чем принципиальное отличие чтения в режиме «Сатори» от традиционного чтения? На уроке 2 вы ознакомились со схемой поступления информации в мозг (см.рис.10), которая демонстрирует работу левого и правого полушарий ври вводе информации в память.
Правое полушарие — образное, левое — словесно-логическое. Функция каждого из полушарий определяется техникой и методикой обработки информации. Вся информация, поступающая из окружающего мира, воспринимается, обрабатывается и воспроизводится. Этот процесс проистекает не сразу, а выборочно, не параллельно, а последовательно.
Все процессы переработки информации осуществляются с помощью алгоритмов, ответственных за кодирование информации, переповторение с целью увеличения срока удержания в кратковременной памяти, поиск требуемых адресов хранилищ с целью записи и считывания текущей текстовой информации. Обратимся снова к уроку 2, в котором освещается физиология памяти (см.рис. 11). Обратим внимание на рабочий буфер, именно сюда, как на своеобразную арену действия, поступает вся информация — в рабочий буфер системы памяти. Прожектор (дирижер) — луч, исходящий от глаза, манипулирует этой информацией по специальным программам умственных действий. В процессе восприятия, обработки и воспроизведения участвуют оба полушария головного мозга. Однако если сравнивать этот процесс с таким действием, явлением, как подъем, то для левого полушария это подъем по лестнице, по ступенькам; для правого — подъем лифтом. Левое —словесно-логическое полушарие — производит дискретный прием информации и соответственно дискретную ее обработку. Правое — образное полушарие — обеспечивает непосредственный, непрерывный подъем информации как бы в лифте и, соответственно, непрерывную ее обработку.
Естественно, скорость чтения во втором случае будет в десятки раз быстрее. Но суть не только и не столько в этом, суть в том, что качество восприятия улучшается. Для левого полушария восприятие происходит сегментарно, поскольку информация ступенчатая, дискретная, разрозненная. Для правого полушария характерно образное, симультанное (одномоментное, одновременное) овладение информацией. Для правого полушария восприятие проистекает непрерывно. В состоянии, когда отсутствует дискретность, лоскутность мысли, усиливается осознанная, осмысленная деятельность мозга, улучшается запоминание информации на положительной эмоциональной волне. Это процесс образного лифтного эффекта интеллектуального овладения информацией.
Большое значение в общей задаче развития памяти имеет способность слушателя программы «Сатори» саморегулировать свои состояния и использовать психические резервы. Для этого нужно закреплять, совершенствовать и развивать все, чего вы достигли, занимаясь по программе «Доминанта 2000-го года», первой ступени Комплексной программы интеллектуального развития человека. Речь пойдет об известных вам трех фазах образного восприятия информации.
1-я фаза. Первичное восприятие, антиципация и формирование стратегии. Антиципация — вероятностное прогнозирование. Вам знакомо выражение: «То, что я увижу сейчас, я уже знаю наперед». Прогноз диктует прожектору очередность освещения главных мест арены действия, а это обеспечивает формирование зрительного образа.
2-я фаза. Выдвижение гипотез. Непрерывным потоком идет информация. Опираясь на прогнозы, выдвигается гипотеза. Что же такое непрерывность: непрерывность развития, мышления, непрерывность в деятельности нашего мозга? Эту непрерывность нужно сформировать, образовать ее, нужно научиться работать в режиме, когда происходит как бы «распараллеливание» каналов восприятия. Формируется новая система каналов восприятия, создаваемая вами в результате тренировок. Пожалуй, наиболее важная задача — изменить
внутреннее отношение к тексту. Вспомните, как в медитативной фразе «ТМ—Сатори» звучат слова: «Я вижу текст. Я вхожу в него. Я сливаюсь с ним». И вот этот процесс вхождения в текст, слияния с текстом, который дает высокий темп скорости чтения в соответствии с выдвинутой гипотезой, стал возможен благодаря тому, что зрительный образ уже сформирован в 1-й фазе.
3-я фаза. Проверка и подтверждение. И наконец, проверка правильности выдвинутой гипотезы. Подтверждение того, что прочитали. Формирование доминанты.
Таким образом, задача, которая ставится перед вами программой «Сатори», — научиться непрерывному мышлению. Сеансы медитации, комплекс упражнений, направленных на тренировку и развитие памяти, позволяют вам гармонизировать работу левого и правого полушарий, добиваться успешного решения этой задачи.
РОК 10
Асаны.
ВАДЖРАСАНА (перед СУПТА ВАДЖРАСАНА) СУПТА ВАДЖРАСАНА
ВАДЖРАСАНА (после выхода из СУПТА ВАДЖРАСАНА) для произнесения медитативной фразы программы «Сатори»:
ЗДОРОВЬЕ! РАДОСТЬ! ПАМЯТЬ!
Ритмическое дыхание йогов.
10.4.3. Точечный самомассаж биологически активных зон.
10.4.4. Чтение не менее одной книги от 200 стр. и более.
«НИ ДНЯ БЕЗ КНИГИ!» — лозунг для самосовершенствования. Рекомендуем читать книги научно-популярного характера, научно-техническую литературу и др.
– Конец работы –
Используемые теги: техника, тренировки, памяти0.058
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Техника тренировки памяти
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов