ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МЕЛОДИКИ

Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку. Побудительные также связаны с повышенной эмоцией. Но и любое повествовательное предложение выражает какую-нибудь эмоцию: иронию, добродушный упрек, восхищение, го­речь, радость и т. д. Вопросительное предложение тоже несет в себе целую гамму чувств.

Для выражения эмоций существуют различные лексические средства. Например, наречия (категорически, немедленно, сию минуту, восторженно, оживленно, правдиво, лживо, заинтересо­ванно, воодушевленно...), прилагательные (категорический, во­одушевленный, восторженный...), существительные (душечка, мерзавец, братец, матушка, голубушка...). Но все эмоции, заклю­ченные в этих словах, проявляются только в соответствующей интонации, рожденной различными ситуациями речевого дейст­вия. Интонация может придать противоположный смысл словам: так «мерзавец» может прозвучать с любовью, обожанием, радост­ным укором и т. д.

Большую выразительность речи придают и такие частицы, как ну, ка, оке и другие: Замолчите же! Подумай-ка хорошенько! Ну, иди же!

Характер произнесения слов проявляет эмоции говорящего. Замечено, что при положительных эмоциях удлиняется ударный гласный (Сла-авный, до-обрый, ми-илый человек); при отрица­тельных эмоциях удваивается согласный ударного слога, а глас­ный звучит сокращенно (Это ггадко, ммерзко, отвраттителыю! Ввидеть не хочу!).

Для эмоционального подчеркивания выделяемого слова его часто произносят по слогам: Не-на-ви-жу! У-е-хал! О-бо-жа-ю!

Во всех случаях эмоциональность речи зависит от тембра голоса, его окраски различными эмоциями, чувствами. Такой тембр и называют эмоциональным. Он образуется при наличии дополнительных к основному тону призвуков — обертонов. Раз­нообразные оттенки тембрового окрашивания, многократно сме­няющие друг друга в процессе речевого действия, связаны с внутренним состоянием говорящего. При определении эмоцио­нального тембра мы обходимся условными словесными обозна­чениями: «Голос бывает теплый и мягкий, ехидный и вкрадчи­вый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли»1.

1 В. П. Морозов. Тайны вокальной речи. — Л.; Наука, 1967. С. 3.