рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ИСКУССТВО ОРАТОРА

ИСКУССТВО ОРАТОРА - раздел Образование, © Ссылка На Сайт Www.ritorika.igro.ru - Обязательна.   ...

© Ссылка на сайт www.ritorika.igro.ru - обязательна.

 

З.В. Савкова

ИСКУССТВО ОРАТОРА

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

Удивительный дар природы (Оратор и его голос) 11

Что ни звук, то и подарок (Дикция оратора) 37

По-русски ли мы говорим? (Литературное произношение) 52

Косноязычна риторика без грамматики (Языковая культура) 67

Мое богатство — мой язык (Языковые средства выразительности) 77

От сердца к сердцу нити проложить (Интонационная выразитель­
ность) 90

Язык чувств (Жесты и мимика как средство общения) 128

С пером в руке (Как создать текст выступления) 143

Посмеемся вместе (Юмор в публичном выступлении) 151

Пронзен страстью (Творческое самочувствие оратора) 162

Слово есть поступок (Монолог — по форме, диалог — по сути) 175

Сколько голов, столько умов (Искусство спора) 188

Почувствовать и сделать (Виды учебных речей) 199

Основа чар и колдовства (Искусство стиходействия) (в сканированном материале отсутствует по техническим причинам)

Библиография

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Выдающийся русский поэт и мыслитель Вячеслав Иванов в своей статье «Духовный лик славянства», над которой работал в 1917 году, писал о посягательстве на стихию «славянского слова»:

«Язык наш свят: его кощунственно оскверняют богомерзким бесивом — неимоверными, бессмысленными, безликими сло­вообразованиями, почти лишь звучаниями, стоящими на границе членораздельной речи, понятными только как перекличка сообщ­ников.

Язык наш богат: уже давно хотят его обеднить, свести к насущному, полезному, механически целесообразному; уже давно его забывают и растеривают — и на добрую половину перезабыли и порастеряли.

Язык наш свободен: его оскопляют и укрощают; чужеземной муштрой ломают его природную осанку, уродуют поступь.

Величав и ширококрыл наш язык: как старательно подстригают ему крылья, как шарахаются в сторону от каждого вольного взмаха его памятливых крыл!.. Язык наших грамотеев уже не живая дубрава народной речи, а свинцовый набор печатников... А преемственностью может ли дорожить умонастроение, почи­тающее единственным мерилом действенной мощи — ненависть, первым условием творчества — разрыв?» (Выд. мною. — 3. С.).

Эти слова звучат так, как будто только что рождены неспокой­ным сердцем русского патриота, как реакция на разбушевав­шуюся стихию разрушения всего и вся!

Хлынувший поток иностранных слов, сухая, холодная, без-интонационная, невыразительная, небрежная, бескультурная, неоправданно быстрая, неблагозвучная речь убивает все нако­пленное богатство неповторимо прекрасного русского звучащего слова. Невольно приходят на память слова Митрополита Иоанна: «Любим ли мы язык наш благозвучный и сильный, как грудь славянина, богатый и разнообразный, как обитаемая им страна?»2

Ответ напрашивается сам.

Кто же должен был прививать безграничную любовь к родной речи? Родители? Школа? Да, в первую очередь — они. А если

' См.: «Литературная Россия», 20 мая 1994 г.

1 Журнал «Собеседник православных христиан» 1/3, 1993. С. 2.

они не выполнили этого священного долга перед родиной, деть­ми? Тогда кто? Конечно же деятели культуры и искусства. Наш театр, радио, телевидение, наши комментаторы, дикторы, журна­листы обязаны быть носителями государственной культурно-языковой политики.

К великому огорчению, большинство современных деятелей культуры и искусства игнорирует эту важнейшую функцию своей деятельности. Может, пора опомниться? Пора задуматься над тем, что делают с нашим языком, называя его «языком агрессии и колониализма», западные «друзья» наши?

Состояние общенационального языка — проблема не акаде­мическая, а политическая. Отношение к слову есть показатель цивилизованности государства и культуры каждого человека.

«Слово было всегда путеводной звездой человечества. В слове сокрыта самая великая энергия, известная на Земле, — энергия человеческого духа (разр. моя. — 3. С). Словом созда­валась культура, словом ковалась вера, ковались идеалы», — говорил в выступлении на VII съезде писателей СССР в июле 1981 года Федор Абрамов.

Живое — значит обладающее жизнью, воодушевленное. И не случайно мы говорим: живая природа, живая вода, живое существо, живые факты, живой ум, живые глаза, живой темпе­рамент, живое воображение, живая нить, живое изложение, затро­нуть за живое... Да, энергия живого слова способна превращаться в энергию живого дела. К этому и надо стремиться оратору. Ибо цель его всегда предполагает конкретное изменение в пове­дении слушателей. Однако слово, предупреждал П. С. Пороховщиков, — это союзник, всегда готовый стать предателем.

— И вам не стыдно! Ведь вы же профессор! — раздался как-то в аудитории голос одного из слушателей в адрес выступавшего с публичной лекцией.

Что же произошло? А произошло то, что слово предало лек­тора, поскольку он не действовал словом, а просто говорил. Да и говорил еще тихо, невнятно, монотонно, совсем не проявляя заботы о тех, кто пришел его слушать, общаться с ним, вместе искать истину. И пусть реакция слушателя была нетактична по форме, но по сути она была естественной и верной.

Как мог уважаемый, знающий предмет своего высказывания лектор забыть о главном: выступление — это обоюдный процесс, в котором участвуют и говорящий, и слушающие. Поэтому, всту­пая в речевое общение, надо оценивать свое выступление и с позиции слушателей, корректировать его с учетом конкретной ситуации речевого действия.

К сожалению, нередко мы встречаемся с таким явлением, когда оратор просто докладывает содержание своего выступления, просто информирует аудиторию, не разъясняя информацию, не выявляя своей позиции, взглядов, оценок, отношения, не пытаясь достичь поставленной цели (если она у него есть!).

Слово — великая сила только тогда, когда умеешь превра­тить простое «словоговорение» в «словодействие». Что же та кое словодействие?

Звучащее слово — это всегда речевой поступок, направленный на изменение ситуации. И это так естественно. Ведь даже ребенок, не умеющий говорить, звучанием одного невнятного «м-м-м» уже активно действует, меняя ситуацию, добиваясь желаемого: чтобы мама подошла к кроватке, взяла на руки, облегчила боль, дала красивую игрушку и т. п. Взрослые люди, разговаривая друг с другом, также целенаправленно действуют, пытаясь достичь желаемого, получить предполагаемый ответ, реакцию, действие.

Точно так же, выступая перед аудиторией, оратор совершает риторический поступок. Он ставит перед собой определенною сверхзадачу: поддержать позицию одних, вызвать сомнение: в правильности их суждений у других, приоткрыть пути, ведущие к цели, заразить желанием действовать, искать, открывать исти­ны. То есть речевое действие всегда направлено па результат. Риторика и есть наука о способах создания речевого поступка.

Сегодня владеть искусством речевого взаимодействия чрез­вычайно важно. Ведь современный человек считает себя социально активной личностью. Он пытается изменить к лучшему жизнь нашего общества. Но в речевом действии все гораздо сложнее, чем в другой, конкретно овеществленной деятельности человека. Чтобы добиться результата в речевой деятельности, надо владеть искусством убеждать. А это целая паука, у которой есть свои законы. Не знающий этих законов хорошо понимает то, о чем он говорит, но не осознает, что же он своей речью делает. Поэтому недостаточно разработки теории убедительной речи, теории речевого общения. Должна быть создана система практической тренировки необходимых умений и навыков, обеспечивающих на деле высокий уровень мастерства взаимо­действия оратора и аудитории.

Понятие «риторика» значительно шире понятия «оратор­ское искусство». Оно охватывает широкий спектр знаний, умений и навыков от возникновения идеи до непосредственного речевого процесса. Этот спектр назван специалистами «идеоречевым

циклом». Мы же сосредоточим внимание на раскрытии меха­низмов самого речевого действия, совершаемого оратором. Это тем более важно потому, что в существующей литературе по теории и методике ораторского мастерства навыки техники, куль­туры и выразительности речи рассматриваются вне системы рече­вого взаимодействия и потому не вызывают желания овладевать ими. А некоторые ораторы считают их даже ненужной роскошью, без которой можно обойтись.

Подобную ошибку надо исправлять — и как можно скорее. Помогут в этом данные наук о речевых процессах и учение К. С. Станиславского о словесном взаимодействии. Мы будем пользоваться термином «речевое действие»; термин понятен: ведь мы действуем не только словами, но и интонацией. Слово может изменять свой объективный смысл в зависимости от того, с какой интонацией будет произнесено. Например, «мой милый» можно произнести с иронией, с осуждением, с презрением и т. д. И тогда «мой милый!» будет совсем «не милый».

В чем же состоит сущность деятельности оратора и слуша­телей? Чем должен быть озабочен оратор, вступая в общение? Прежде всего, он должен организовать восприятие своей речи аудиторией, то есть сразу же овладеть вниманием слушателей. Далее, следует удерживать внимание аудитории до конца выс­тупления. И, наконец, необходимо произвести речевое дейст­вие, определяемое сверхзадачей выступления.

Естественно, что эти процессы неразделимы, еще многое происходит в психике выступающего. Он оценивает восприя­тие своей речи слушателями, корректирует содержание, стиль, следит за временем и т. д. Но сущность его деятельности в триединстве: в организации восприятия, удержании внимания и речевом взаимодействии, направленном на достижение поставленной цели.

Однако для продуктивного общения этого мало. Необхо­димо учитывать сущность деятельности слушателей, знать, чем же заняты они. А они воспринимают речь говорящего, осознают ее содержание, запоминают ее. И у слушателей также происходит много процессов: они сравнивают получаемую информацию с той, которую имеют по данному вопросу, оценивают речь оратора, с чем-то соглашаются, о чем-то спорят, что-то берут на воору­жение, пробуждают свое воображение, память, которые вос­создают картины выступления иных ораторов, своего речевого поведения... Но сущность и их деятельности также в триединстве: в восприятии, осознании и запоминании содержания выступ­ления.

Для того чтобы взаимодействие оратора и аудитории было органичным, продуктивным, доставляющим радость и удовлет­ворение от полезно проведенного времени, и надо знать технику речевого действия и владеть ею. Технику речевого действия условно разделяют на внешнюю и внутреннюю. Это деление помогает более тщательному рассмотрению ее элементов, что и совокупности ведет к высокому мастерству речевого общения, наполняя слово той желанной энергией, которая способна превращаться в энергию дела.

Мы сознательно начнем разговор с внешней техники рече­вого действия, потому что эта сторона действенности звуча­щего слова наиболее часто игнорируется или недооценивается ораторами. Об этом свидетельствует и то, что в методической литературе ей отводится самое незначительное место, а роль необоснованно принижается. «Конечно, — читаем мы, — прак­тическая подготовка лектора должна включать постановку дыха­ния и голоса, отработку дикции, литературного произношения, привычек эстетически выразительного поведения па трибуне. Но это не самое важное и сложное в мастерстве»1.

А вот в американских школах риторики большое место уде­ляется именно внешней технике речевого действия. Глава о про­изнесении речи часто выносится в начало учебников. Подробно описываются механизмы речеобразования, приводятся приемы и упражнения тренинга. И это правильно, потому что в любом искусстве, в том числе ораторском, техника должна опережать творчество. На интуицию откликается только то, что натрени­ровано. Техника нужна для того, чтобы забыть о ней в моменты творчества. А забудется она лишь тогда, когда станет рефлек­сом, второй натурой, естественностью поведения.

Что же входит в понятие «внешняя техника речевого воздействия», каковы действенные функции ее элементов?

Голос, дикция, произносительная и языковая культура речи, языковая и интонационная выразительность, владение жестово-мимическими средствами выразительности — все это элементы внешней техники речевого действия.

Для большей наглядности процесс речевого взаимодействия можно представить графически в виде треугольников, в основании которых лежат акты речевого действия оратора и восприятия его речи слушателями, а в вершинах — результаты взаимодействия этих актов.

1 Б. Сазонтъев, Л. Ахола. Проявление творческой индивидуальности. Слово лектора. № 5, 1985. С. 57.

 

 

ОРАТОР СЛУШАТЕЛИ

Вдохновение Откровение

 

 

Моделирует

b Слышат a c Чувствуют

a c Интонирует b

Произносит

Понимают

 

Значит, если оратор хорошо произносит (голос и речь благозвучны), то слушатели хорошо слышат его. Если он ярко модулирует, «рисует голосом мысли», то его легко понимают. Если же при этом он еще выразительно интонирует (используя все компоненты живой речи), то слушатели чувствуют речь ора­тора. Владение искусством произношения, модулирования и интонирования делает речь оратора вдохновенной. А вдохновен­ная речь воспринимается слушателями как откровение, тревожа

сердца.

Таким образом, внешняя техника речевого действия делает звучащее слово слышимым, понимаемым, воздействующим. Как же можно утверждать, что техника звучащего слова — это «не самое важное и сложное в мастерстве»? Если бы это было не сложно, то как прекрасно говорили бы все совре­менные ораторы, лаская своей речью сердца слушателей. Но ведь это не так в действительности! И зачастую мы слышим глухой, тусклый, натруженный голос одного оратора; вульгарные «крякающие» звуки (проявление упрямства характера) другого; небрежную, невнятную, нервно-рваную речь третьего... И начи­наешь невольно думать о характере, интеллигентности, образо­ванности выступающих перед народом, об их такте и чувстве уважения к людям.

Овладение внешней и внутренней техникой речевого дейст­вия происходит одновременно. Нельзя формально отделять их друг от друга. Созданный мною метод работы над формирова­нием техники звучащего слова тренирует и навыки внутренней техники речевого действия. Об этом пойдет речь в первой же главе учебного пособия.

Однажды начав работу над речью, ее не прекращают всю жизнь, если хотят овладеть ею в совершенстве, добиться такого результата, чтобы «...голос, речь и интонация оставались и на сцене в полной зависимости от внутреннего чувства и являлись бы его непосредственным, точным и рабским выразителем»'.

И здесь много зависит от педагога, от его искусства увлечь обучающихся. Ведь высокая степень увлеченности — основное условие творческого, глубокого овладения материалом. Сегодня на прилавках магазинов есть учебные пособия по риторике, культуре речи, искусству делового общения и тому подобные. Наиболее уязвимым разделом этих пособий является работа над техникой звучащего слова. Они эклектичны: в них собраны воедино несовместимые методики голосо-речевого тре­нинга. Происходит кощунство над произведениями великих классиков: их поэтические строки используются как «подсобный материал» для решения чисто технических задач тренинга. Неко­торые из пособий написаны очень усложненным языком, а слишком сложное убивает желание заниматься.

«Об искусстве, — писал К. С. Станиславский, — надо гово­рить и писать просто, понятно. Мудреные слова пугают ученика. Они возбуждают мозг, а не сердце»2.

Есть еще одна негативная сторона этих пособий, когда авто­ры утверждают, что работают по методу Савковой, а на деле искажают, порочат и метод, и саму систему голосо-речевого тренинга. Систему, «о которой мечтал Станиславский», — так утвер­ждают его ученики и последователи.

Моя система формирования речевых навыков прошла испы­тание на прочность многолетней практикой. Она высоко оценена докторами искусствоведения, профессорами М. О. Кнебель, Г. В. Кристи, Л. Б. Дмитриевым; народными артистами, профессорами В. В. Меркурьевым, Л. Ф. Макарьевым, М. И. Царевым; доктором медицинских паук, членом-корреспондентом АМН М. М. Кольцовой, доктором психолого-педагогических наук Н. И. Жинкиным; докторами филологических наук А. А. Леонтьевым, Е. А. Ножиным; заслуженным деятелем искусств, профессором М. И. Горбуновым; народным артистом Любеном Саевым (Болгария), экстраординарным профессором Высшей музыкальной школы в Скопле (Югославия) Илию Милчину и многими учреждениями культуры и искусства страны и за рубежом.

1 К. С. Станиславский. Соб. соч. в 8 томах. Т. 4. — М., «Искусство», 1954-1961. С. 181. 9

Предмет «Риторика» включает в себя синтез теории, мето­дики и практики, причем практика занимает наиболее значитель­ное место в процессе обучения. Только на практике проверяются, тренируются, совершенствуются навыки ораторского искусства.

Каждая глава заканчивается контрольными вопросами, а некоторые главы — заданиями. Предлагается «Схема оценки выступления». Она концентрирует внимание па тех требова­ниях, которые предъявляют к оратору слушатели.

Знание теории и методики предмета, целевых установок тех или иных заданий, упражнений тренинга; последователь­ность овладения умениями и навыками речевого взаимодейст­вия; творческая активность; положительный эмоциональный кли­мат занятий — залог того, что обучающиеся в дальнейшем са­мостоятельно, без контроля педагога, будут верно работать над овладением искусством речевого взаимодействия в различных ситуациях общения.

 

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ДАР ПРИРОДЫ

  Звук — это плацдарм нашего искус- ства. Звуком рисуешь видимое слово,

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Как следует понимать процесс восприятия речи слушателями?

Какой штамп звучания характерен для многих представителей эстрадного и драматического искусства? Почему надо с ним бороться?

Как следует понимать принцип опосредствованного воздействия на работу голосо-речевого аппарата?

Какие приемы тренинга помогают добиваться качественных результатов в работе над совершенствованием речевых навыков?

Какова роль техники звучащего слова в искусстве оратора?

Что надо знать о трех видах выдыхания?

Что вносит в речь навык «переключения дыхания»?

Что надо знать об атаках голоса?

Что дает тренировка двух форм речи?

Какие условия надо соблюдать при упражнениях, построенных по типу «лая»?

Какие упражнения помогают воспитывать свободу фонационных путей?

Какие упражнения помогают вырабатывать собранность звука?

 

 

ЧТО НИ ЗВУК, ТО И ПОДАРОК

...Каждый должен обладать превос- ходной дикцией, произношением... дол- жен чувствовать не только фразы, сло-

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Изучив методические приемы тренинга, построенные на опосредство­ванном воздействии на работу голосо-речевого аппарата, ежедневно трени­роваться,… Составить индивидуальный «блок голосо-речевой разминки», направ­ленной на… Дыхательная гимнастика: упражнения, тренирующие три вида выды­хания.

ПО-РУССКИ ЛИ МЫ ГОВОРИМ?

Ораторская речь с трибуны, лекция преподавателя с кафедры, выступление чтеца с эстрады, речь актера со сцены, звуковое кино, радиовещание,… Р. И. Аванесов Культура произношения — это элемент благозвучия и выра­зительности речи. Она изучается орфоэпией (от греческих слов…

РЕДУКЦИЯ ГЛАСНЫХ

В русской речи ударный слог удлинен, выделен в слове. Без­ударные же слоги произносятся по-разному (короче) в зависи­мости от позиции: чем дальше… «Яканье» же (заглЯнуть, объявление, поЯвление, проЯвить, разъЯсиить,… В предударных и заударных слогах Е звучит ближе к И: весна-вИсна, трепет-трепЬт.

ЗВУЧАНИЕ ВОЗВРАТНЫХ ЧАСТИЦ СЬ, СЯ

1 В. В. Колесов. Русская речь, СПб, 1998. С. 41. И действительно, когда произносим отдельное слово, то окончания звучат мягко…

ПРОИЗНОШЕНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГИЙ, КИЙ, ХИЙ

ЧайковскЫЙ — Пушкин в музыке. Он гений. ЧайковскЫЙ — гордость наших поколений. Перестройка языка для произнесения слова «Пушкин» реду­цирует окончание КИЙ, и…  

ПРОИЗНОШЕНИЕ СТАРОРУССКИХ СЛОВ

Къбы знала я, къбы ведала. Къли пир, так пир горой. Чъй уж чаю напился.  

ЗАКОН ОГЛУШЕНИЯ И ОЗВОНЧЕНИЯ

Перед звонкими согласными глухие озвончаются: сдача — Здача, сбор — Збор, просьба — проЗьба, косьба — коЗьба, сде­лать — Зделать... Этому правилу не… Звонкие согласные в конце слова оглушаются: любовь — любоФь, кров — кроФ, лоб…

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ

Звуки СШ, ЗШ произносятся, как удвоенное ШШ: расшумелся — раШШумелся, из шатра — иШШатра... Звуки Ж, Ш, Ц всегда звучат твердо: жизнь — жЫзнь, ширь — шЫрь, цирк — цЫрк...… Сочетания в корне слова ЗЖ, ЖЖ произносится, как долгий мягкий звук ЖЬ, ЖЬ: воЖЬЖИ, дроЖЬЖИ, уеЖЬЖЯть, поЖЬЖЕ...

СМЯГЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ

Некоторым кажется, что мягкое произнесение согласного Т в слове ТВЕРДО не соответствует заложенному в нем содержа­нию: «твердый металл», «твердо… Мы уже говорили о том, что все звуки влияют друг на друга. Пока мы произносим… ло? Готовность произнести мягкий йотированный звук Е. Йоти­рованные звуки образуются из слитного произнесения Й+Э,…

СЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ

Словесное ударение оформляет слово. Оно цементирует его, стягивает звуки и слоги в единое целое — слово, не давая ему «рассыпаться», «развалиться».… Поэт Яков Козловский в разделе, названном им «Одинаково нас пишут, но...… Вот несколько из них:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Каково содержание понятия «орфоэпия»?

Какова роль культуры произношения в ораторском мастерстве?

Чем характеризуются стили произношения?

Какие законы лежат в основе русской фонетической системы?

Что надо знать о редукции гласных звуков? Какое отклонение от нормы

звучания наблюдается при произношении союза И, предлога ИЗ при

слитном произнесении слов?

Как произносятся обрусевшие иностранные слова с гласным Е?

Что надо знать об ассимиляции согласных звуков в русской речи? Какие согласные всегда произносятся твердо?

Что происходит со звонкими согласными в конце слова?

Что вы знаете об упрощении произношения согласных?

В чем отличие произношения согласного Г в русской и украинской речи?

Что характерно для произношения сочетания ЧН в современной речи?

Что надо знать о законе «упреждения»?

Какие существуют группы ассимилятивного смягчения гласных звуков?

Что характерно для словесного ударения в русской речи?

Какие наблюдаются тенденции в перемещении ударений?

Как влияет на речь подвижность ударений?

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Совершенствуя свой фонематический слух, составлять «Антисловарь» отклонений от орфоэпических норм звучания речи. Составить карточки со словами на различные правила произношения (не раскрывая… Составить карточки из слов, вызывающих затруднение в постановке ударений (красивее, мизерный, баловать, иначе,…

КОСН0ЯЗЫЧНА РИТОРИКА БЕЗ ГРАММАТИКИ

Свой язык, слова, фразы, законы речи надо однажды и навсегда почув- ствовать, и, когда они станут нашей

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Как понимается слово «культура»?

Для чего нужен литературный язык?

В чем двойственная структура публичной речи? На что следует обращать внимание при совершенствовании своей речевой

культуры?

Что надо знать о словах «благодаря» и «пара слов»? Как следует относиться к иностранным словам, которыми насыщается

современная русская речь?

Что значит «штамп» и «навязчивые слова и выражения»? Какие слова А. С. Пушкина служат нам в качестве одного из законов;

публичной речи?

 

МОЕ БОГАТСТВО - МОЙ ЯЗЫК

Пред вами громада — русский язык! Наслажденье глубокое ждет вас, наслажденье погрузиться во всю неиз-

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Что вносят в речь языковые средства выразительности? Какие средства языковой выразительности наиболее часто используются в искусстве оратора?

Какую роль играют риторические вопросы, вопросно-ответная форма, вос­клицания?

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

Читайте художественную прозу, публицистику и фиксируйте в них риторические приемы. Напишите сами короткое выступление (поздравление, презентация, на­путствие,… Что значит «заболеть синонимией

ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ НИТИ ПРОЛОЖИТЬ

Для передачи своих невидимых чувствований мы пользуемся голосовыми интонациями. К. С. Станиславский  

ДИАПАЗОН ГОЛОСА

Чтобы сохранить устойчивость, качество голоса во всех реги­страх: в верхнем (или головном), среднем и нижнем (или груд­ном), надо добиться…   Упражнение «Трап».

СИЛА ГОЛОСА

И вот тут-то, когда оратор говорит с силой, возникают зажи­мы, перенапряжение голосообразующего органа. Во избежание этого надо воспитать в себе… Для снятия излишнего напряжения при сильно звучащей речи рекомендуется… У п р а ж н е н и е «Добьюсь цели». Надо послать «упрямого» друга, допустим, в булочную за хлебом. Чтобы желание ваше…

ТЕМПО-РИТМ РЕЧИ

При скороговорке надо сохранять действие, стараться «вло­жить» в партнера свои мысли и видения. Для этого необходимо соблюдать следующие правила: … При быстром темпе четче говорить, Мысль ярче рисовать, ни оговорки Не… Упражнение «Спринтер». Вы бегун на короткую дис­танцию (спринтер) Призвав на помощь воображение и веру, помогайте…

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МЕЛОДИКИ

Для выражения эмоций существуют различные лексические средства. Например, наречия (категорически, немедленно, сию минуту, восторженно, оживленно,… Большую выразительность речи придают и такие частицы, как ну, ка, оке и… Характер произнесения слов проявляет эмоции говорящего. Замечено, что при положительных эмоциях удлиняется ударный…

ИСКУССТВО ТЕМБРИРОВАНИЯ

Владеть искусством тембрирования оратору необходимо. Эта тончайшая окраска голоса особенно привлекает внимание слуша­телей. У и раж н е н и е «Тембрирование». Произносите слово «при­шла» с выражением:… Пришла?! А самолюбье где?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Какова роль мелодики речи в речевом действии?

Какая ошибка наблюдается в мелодической конструкции повествовательного

предложения?

Какой характерный признак мелодического выделения ударного слога

в русской речи?

Что надо знать об эмоциональной функции мелодики?

Что характерно для вопросительных предложений русской речи?

Какова роль диапазона голоса в звучащем слове?

Каким приемом можно добиваться совокупной работы резонаторов?

Что надо знать об относительности пиано и форте?

Как надо понимать диалектическое единство темпо-ритма речи?

Какие типы скороговорок особенно вырабатывают четкость дикции?

Каковы условия звучания сценической скороговорки?

Какова роль искусства тембрирования в речевом действии?

Как следует понимать речевой слух и какова его роль в совершенствовали речевого мастерства?

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вырабатывать навык выделения ударного слова путем понижения тона голоса, где бы это ударение ни стояло: в конце, середине или начале фразы. Овладеть искусством тембрирования на специально подобранных тек­стах.… Отечество

ЯЗЫК ЧУВСТВ

Жест — есть не движение тела, а движение души. Ф. И. Шаляпин Лицо говорит вместе с языком.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Что надо знать о науке «паралингвистика»?

Какова сущность и роль параязыка в речевом общении?

Как надо понимать позовую активность оратора?

Какие существуют группы жестов?

Что надо знать о неусловных жестах?

Что характерно в жестикуляции русских людей?

Какова роль мимики в речевом взаимодействии?

Что надо знать о мышечной свободе оратора в процессе выступления?

Как надо относиться к рекомендациям западных ораторов?

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

Полезно заняться самоконтролем. Выступить перед друзьями, знако­мыми, попросив их проконтролировать вашу жестикуляцию. Самый эф­фективный контроль…  

С ПЕРОМ В РУКЕ

Всякая речь должна быть составле- на, словно живое существо, — у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности долж-

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Почему надо готовиться к выступлению «с пером в руке»?

Какие различают этапы подготовки к публичному выступлению?

Как понимать тему, идею, сверхзадачу выступления?

Что надо знать, работая с источниками?

Какие рекомендации предлагаются для создания формы речи?

Какова роль зачина и финала в публичной речи?

Какие существуют стили речи?

К каким способам изложения материала может прибегать оратор?

Какие факты являются доказательным материалом главной мысли?

Что надо знать об искусстве цитирования?

Что дает оратору репетиционный период произнесения речи?

Почему не рекомендуется заучивать написанный текст выступления?

См.: Об ораторском искусстве. — М.: Знание, 1980. С. 42.

ПОСМЕЕМСЯ ВМЕСТЕ

Юмор — это трезвый и самокри­тичный взгляд на жизнь, это обладание бодростью человеческого духа, подлин- ным гуманизмом; а в искусстве орато-

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Как следует понимать юмор?

Какие приемы юмора необходимо знать оратору?

Какие существуют формы комического и чем они отличаются друг от

друга?

Что свойственно русскому юмору?

Что надо знать о закономерностях подачи юмористического материала?

Какие условия надо соблюдать, чтобы достигнуть эффекта, применяя юмо-

ристические средства?

Какова цель использования юмора в публичном выступлении?

Можно ли развить чувство юмора и каким образом?

' См.: Ю. Н. Зворыкин. Юмор в публичном выступлении. — М., «Знание», 1977. С. 52.

- См.: Об ораторском искусстве. — М., «Знание», 1980. С. 45.

ПРОНЗЕН СТРАСТЬЮ

Оратор должен быть сам пронзен страстью, когда хочет ее родить у слу­шателей. М. М. Сперанский  

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Как понимать «творческое самочувствие» оратора?

Какие навыки, умения, знания позволяют оратору создавать в себе такое физическое и душевное самочувствие, которое и называется творческим?

Что значит ориентироваться на людей «среднего темперамента»?

Что значит ораторский такт?

Что должен делать оратор в предкоммуникативный период?

Как надо понимать нравственное состояние оратора?

Что значит обаятельный человек?

Об ораторском искусстве. - М, Знание, 1980. С. 102.

 

 

СЛОВО ЕСТЬ ПОСТУПОК

Мы не хотим великолепно... только говорить... монолог. Мы хотим им дей­ствовать, жить им во всеобъемлющем понятии этого слова! К. С. Станиславский

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Какие существуют виды речи?

Какова природа рождения монолога?

Какие различают виды монолога?

Какие характерные признаки монолога?

Какие существуют элементы внутренней техники речевого действия?

Что надо знать о видениях?

Какова роль отношения в ораторском искусстве?

Какие существуют тонкости общения с аудиторией?

Что значит владеть перспективой в ораторском выступлении?

Почему надо обогатить свой запас глаголов действия?

Что значит «основной тон» выступления?

Что передает меняющийся постоянно тембр голоса?

Что дает оратору анализ прошедшего выступления?

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Упражнение «Отношение». Произносите, меняя отношения, напри­мер, такую фразу: «И вы это сделали» — с восхищением, пренебрежением, гневом, радостью,… Упражнение «Видение». Произносите какое-либо слово и ста­райтесь увидеть его… Упражнение «Перспектива». Мы показали, как насыщены поэти­ческие строки А. С. Пушкина риторическими приемами, такими,…

СКОЛЬКО ГОЛОВ, СТОЛЬКО УМОВ

Меж ими все рождало споры И к размышлению вело: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло... А.С. Пушкин.

Проникать внутрь

Прислушайтесь и запишите речевую характеристику, тембр голоса, интонационную особенность говорящего. Это задание воспитывает активное зрительное и… Мимика, жесты, интонации - это те «окна», через которые мы проникаем внутрь… Постарайтесь затем угадать его характер, темперамент, чув­ственный и интеллектуальный мир.

И чувства добрые должны мы пробуждать

Вспомните, кто из них и чем вызвал у вас отрицательные эмо­ции, тревожное чувство или, наоборот, привел к душевному покою. А какие ваши действия обрадовали, успокоили или, наоборот, обидели,… Знаки внимания делят на положительные и отрицательные, психологические и физические...

Не записанная мысль утеряна

Читая серьезные романы, мемуары, обращайте внимание на рассуждения героев, их поступки, решения.

Вслушивайтесь в беседы, споры и записывайте аргументы, факты, которыми оперируют собеседники.

Набирайте материал, который поможет шлифовать свой стиль мышления, развивая его сильные стороны.

Дедукция - индукция

Читая речи знаменитых ораторов прошлого и современных риторов, анализируйте их тексты с точки зрения индуктивно-де­дуктивного мышления.

Кто из них и как применил эти методы доказательства.

Создайте сами текст речи с доказательством истины ходом от индукции к дедукции. А затем эту же истину докажите дедуктив­но-индуктивным ходом.

Не расплывайтесь по древу

Как же научиться убирать все лишнее в тексте? Тренироваться! Возьмите свою ранее напечатанную статью и попытайтесь ее сократить, сохраняя… Выступая публично, старайтесь не выходить за рамки регла­мента. Оратор, не считающийся с регламентом, поступает…

Ты вот так, а я вот этак

Первый: Ранняя весна! Ранняя весна - это прекрасно. Чаще появляется солнце. Легче дышится на весеннем ветерке. Вместо снега - первые лужицы.… Второй: Ранняя весна - это плохо. Слякоть, грязь. Просту­да от того, что не… Тренируйте действие и контрдействие, рассуждая на различ­ные темы: «Компьютер - это хорошо или плохо?», «Пушкин с нами…

Порассуждаем

Тренируйте свое умение просто рассуждать на любые, доступ­ные вашему пониманию темы.

Назовем это упражнение «Что, если... ?»

- Что если бы вам нагрубили?

- Что если бы вам надо было сообщить плохую весть? - Что если бы вам предложили читать курс риторики?

- Что если поехать отдыхать за границу?

Предложить можно и упражнение:

Быть или не быть?

Ведь решая вопрос «Быть или не быть?», мы всегда рассужда­ем, приводя аргументы «за» и «против». В предложенном упраж­нении тренируется навык…

Пословица ясно молвится

Все предложенные задания позволяют во время спора, дискус­сии точнее угадывать тип мышления оппонентов, легче находить общий язык, лучше управлять…

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Как понимать спор, дискуссию, полемику?

От чего зависит результативность спора?

Какие существуют правила спора?

Что надо знать о стилях мышления и для чего?

 

 

ПОЧУВСТВОВАТЬ И СДЕЛАТЬ

Познай, почувствуй, и свершится чудо: Желанной ты достигнешь цели, О коей и не ведаешь покуда.

РЕЧЬ - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

лию, сообщает о том, кем работает или где учится, что привело его в школу ораторов; что он от нее ожидает. - Я - Ольга Сергеева. Мне двадцать семь лет. Работаю экс­курсоводом. Мне очень… Пришла в школу, чтобы не только усовершенствовать речь и голос, написать хороший текст, но и научиться бороться с…

ОПИСАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ

Море... Это что-то неожиданное. Большущее поле без границ. Это могучая сила, не подвластная нам. Если вы поедете отдыхать на море, то не пожалеете. Оно кра­сиво в любую… А что творится с морем, когда сильный ветер и дождь?! Тогда, «бушуя в бурной мгле, играет море с берегами». Оно…

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ

  Футбол  

ХВАЛЕБНАЯ РЕЧЬ

Ночь Ночь... Темная леди. Спокойная и безлунная. Каждый из нас видел ее, проживал и… Мы смотрим на звездный купол и забываем о суете и насущ­ных проблемах. Мы слушаем. Чувствуем. Дышим жизнью Тем­ной…

ПРОБЛЕМНАЯ РЕЧЬ

Темы проблемных речей многообразны и бесконечны. Вся жизнь состоит из больших и малых проблем. В учебных речах не рекомендуется брать политические… В качестве проблемной речи приведем отрывок из статьи «Раз­мышление» народной… «Личность художника - что это такое? Из чего она состоит?... Можно ли формировать самого себя как личность?... Мне…

ЕЩЕ РАЗ О МАСТЕРСТВЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ

Мудрец хоть знает, но вопрос задаст, Чтоб знанья укрепить. Глупец не знает, но не спросит нас,

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Какие существуют виды учебных речей?

Какие навыки тренируют малые речевые формы?

Какова роль внешней техники речевого действия в создании и воплощении

различных видов речей? Что надо знать о творческих нитях понимания действия каждого из видов

речей?

Как сочетаются мысль и чувство у различных ораторов? Что надо знать о мастерстве ответов на вопросы?

Задания по теме «Учебные речи» состоят в самостоятельной работе по созданию тех или иных видов речей, с которыми оратор выступает перед аудиторией. А это большая подготовительная работа: определение темы, нахождение необходимого материала, фактов, доказательств, это и состав­ление речи, голосо-речевой тренинг, нахождение средств выразительности выступления и т.д.

 

Библиография

Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. — М., 1996.

Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. — М, 1984.

Апресян Г. 3. Ораторское искусство. — М., 1972.

Бахтин М. М. Человек в мире слова. — М., 1995.

Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. — СПб, 1997.

Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. — Ростов-на-Дону, 1998.

Головин Б. Н. Основы культуры речи. — М., 1988.

Далецкий Ч. Б. Практикум по риторике. — М., 1995.

Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М., 1982.

Калинин А. В. Культура русского слова. — М., 1984.

Колесов В. В. Русская речь. Вчера, сегодня, завтра. — СПб, 1998.

Колшанский Г. В. Паралингвистика. — М., 1977.

Кохтев Н. Н. Риторика. - М., 1994.

Михневич А. Е. Введение в методику лекционной пропаганды. — Минск, 1982.

Маркачева Т. Б., Ножин Е. А. Мастерство публичного выступления. М., 1988.

Петрова Э. А. Живое слово лектора. — Л., 1988.

Риторика и ораторское искусство. Хрестоматия. Составитель В. А. Шен­берг. - СПб, 1994.

Рождественский Ю. В. Риторика и стиль. — М., 1989.

Рождественский Ю.В. Речь и действительность. - Риторика публичной речи. - М., 1989.

Розеншток-Хюсси. О. Речь и действительность. — М., 1994.

Савкова 3. В. Средства речевой выразительности. — Л., 1982.

Савкова 3. В. Внеязыковые средства выразительности речи лектора. — Л., 1984.

Савкова 3. В. Творческое самочувствие лектора. — Л., 1986.

Савкова 3. В. Речь лектора - это сам лектор. — М., 1989.

Савкова 3. В. Энергия живого слова. — СПб, 1991.

Савкова 3. В. Риторические игры. — СПб, 1998.

Савкова 3. В. Техника звучащего слова. — СПб, 1997.

Сергеич П. Искусство речи на суде. — М., 1988.

Сопер П. Основы искусства речи. — М., 1992.

Станиславский К. С. Собр. соч. в 8 т. — М., 1954—1961.

Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. — М., 1994.

Чихачев В. П. Речевое мастерство пропагандиста. — М., 1987.

Шенберг В. А., Колоченко А. К. Методика ответов на вопросы слушателей. — Л., 1989.

Шенберг В. А. Полемика как способ духовного противоборства. — Л., 1991.

Шенберг В. А., Савкова 3. В. Риторика. - СПб, 1997.

 

© Ссылка на сайт www.ritorika.igro.ru - обязательна.


 

 

– Конец работы –

Используемые теги: искусство, оратора0.053

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИСКУССТВО ОРАТОРА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Соколов Г.И. Искусство этрусков. — М.: Искусство, 1990. — 319 с., ил. — Очерки истории и теории изобразит. искусств
ВВЕДЕНИЕ... с Искусство этрусков живших в первом тысячелетии до н э конец VIII I вв до н э на территории Апеннинского...

ХЕЛЕН СИНГЕР КАПЛАН. Искусство движения Уроки мастера
На сайте allrefs.net читайте: "ХЕЛЕН СИНГЕР КАПЛАН. Искусство движения Уроки мастера"

Искусство Мастера НЛП
На сайте allrefs.net читайте: "Искусство Мастера НЛП"

ТЕМА 4 ИСКУССТВО И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
На сайте allrefs.net читайте: "ТЕМА 4 ИСКУССТВО И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ"

ИСКУССТВО БЫТЬ СОБОЙ
На сайте allrefs.net читайте: "ИСКУССТВО БЫТЬ СОБОЙ"

Теория, практика и искусство управления
На сайте allrefs.net читайте: "Теория, практика и искусство управления"

Русское зарубежье. Искусство зарубежной России
На сайте allrefs.net читайте: "Русское зарубежье. Искусство зарубежной России"

Ораторское искусство Древней Греции
На сайте allrefs.net читайте: "Ораторское искусство Древней Греции"

ИСКУССТВО ПЛОВОВАРЕНИЯ
О плове ТАЙНА КАЖДОЙ БУКВЫ Привычное для уха россиянина слово плов имеет узбекские корни В плов...

Искусство давать лекции
Цели занятий... Ясно мыслить...

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам