Ивано-Франковск, 1982
MKKKKKKKKN
I3@/@?07@J
I@?@?,#$?J
I#$?$#(?$J
I@?"?(?@?J
I1"?@?@?@J
I"?&?"!*!J
I?@?@)"?@J
I@?.-@?6?J
PLLLLLLLLO
В острой позиции черные находят замечательный комбинационный ресурс, основанный на тесном взаимодействии фигур:
20. ... Ке5 : f3+!
21. Се2 : f3 Фа8 : f3
22. с5 : d6 Ce7 : d6!
Соль замысла черных. Важная проходная пешка соперника уничтожается.
23. Cg3 : d6
Если 23. Л:d6, то 23... Ке4 24. Лd3 K:g3 с сильнейшей атакой.
23. ... Лс8 : с3!
24. Лс1 : с3
Проигрывает 24. C:f8 из-за 24... Ке4 25. Лf1 Л:с1.
24. ... Kf6—e4
25. Фа4—с2
Наглядное свидетельство важности координации. Если ферзь и конь черных господствуют над доской, то белые фигуры только мешают друг другу. На 25. Лcd3 возможно 25... Ф:f2+ 26. Kph1 Лс8!, и от угрозы 27... Лс2 или 27... K:d6 28. Л:d6 Лс2 не видно удовлетворительной защиты.
25. ... Ке4 : с3
26. Лd1—d3 Kc3—e2+
27.Kpg1—f1 Ke2—c1!
Ферзь и конь связаны одной веревочкой. Грозит 28... Фh1Х. Если 28. Kpg1 K:d3 29. C:f8, то 29... Ke1! Белые сдались.
Х.-Р. Капабланка отмечал, что «координирование действий фигур принадлежит не только к самым важным элементам игры, но в то же время и к самым трудным» /21/. Важность этого элемента очевидна, а его трудность, в частности, вызвана тем, что обеспечение взаимодействия тесно связано с такими сложными проблемами, как планирование игры (см. гл. 6) и точный расчет вариантов (см. гл. 8). Чтобы получить более широкое представление о взаимодействии, рассмотрим основные типы взаимодействия фигур.