Цвет и жизнедеятельность человека в архитектурной среде

Цели урока:

Средства обучения – таблицы, иллюстративный материал

Тип урока - изучение нового материала

Интерьер — это произведение архитектуры и роль цвета здесь не ограничивается только созданием комфортных условий.

Выбор цветовых сочетаний в интерьере многосторонне обусловлен. В каждом конкретном случае он ориентируется на требования функционального процесса, санитарно-гигиенические нормативы, общую композиционную идею, учитывает структуру, форму и величину внутреннего пространства, особенности климата и ландшафта зоны строительства, степень освещенности естественным светом, характер источника искусственного света, размеры и материал ограждающих поверхностей, цветовое окружение, микроклимат помещения и многие другие факторы, чья совокупность и создает психофизиологическую комфортность среды.

 

Архитектурная полихромия (многоцветье) воспринимается в интерьере иначе, чем во внешнем мире, так как замкнутое пространство — специфическая светоцветовая среда, не похожая на пленер. Оно значительно слабее освещено солнечным светом. Поэтому цвет здесь, будучи затемненным, сам изменяется и заметно снижает освещенность помещения.

 

В интерьере мы имеем дело с искусственной, специально созданной средой со своей разнообразной светоцветовой гаммой. Влияние этой среды на жизнедеятельность человека было замечено еще в далеком прошлом и в настоящем остается объектом пристального внимания.

Интерьер отличается от экстерьера многообразной предметной средой, обилием отделочных природных и искусственных материалов. “Дисциплинировать” такое многоцветье не всегда просто, это требует усилий и специальных знаний.

Цвет может влиять на пространственную характеристику интерьера: зрительно сокращать или удлинять, сужать или расширять, повышать или понижать помещение, выявляя и подчеркивая объёмность формы, либо превращая её в плоскостную, выделяя или растворяя в пространстве, утяжеляя легкую форму или облегчая тяжелую, вызывая ощущение теплоты, сухости, холода или тепла (таблица Особенности зрительного восприятия пространства).

 

ПРИМЕР: Квартирный вопрос – дизайнеры-женщины с цветом, мужчины с пространством.

Интересный факт - разной степенью дальтонизма страдают 2-8 % мужчин, и только 0,5% женщин, (т.е. 4 женщины из 1000). Как известно - дальтони́зм, цветовая слепота — наследственная, реже приобретённая особенность зрения человека и приматов, выражающаяся в неспособности различать один или несколько цветов.

Дальтоники встречаются и среди знаменитых художников: Врубель, Репин и многие другие.

Цвет в архитектуре издавна использовался интуитивно, эмпирически. Сейчас его применение становится все более осмысленным, системным. Физика, оптика, психофизиология и психология доказали, что цвет обладает возможностями успешного повышения эффективности труда и создания оптимальных условий для жизнедеятельности человека, т.е. цвет в помещениях может содействовать или препятствовать функциональным процессам. Его выбор многосторонне обусловлен, а характер психофизиологического воздействия и эмоционального восприятия в интерьере совсем другой, чем во внешней среде. Активные (тёплые) цвета действуют возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности, часто улучшают самочувствие. Это красные, оранжевые и жёлтые цвета. Пассивные (холодные) цвета - синие и фиолетовые, оказывают противоположное воздействие. Промежуточные (пограничные) между тёплыми и холодными цветами – это пурпурный и изумруд.