Цели урока:
Средства обучения – информационный материал, иллюстративный материал
Тип урока - изучение нового материала
Ответ на вопрос студентки, - “Каким цветом красят стены в психиатрических больницах?”
Стены в психиатрических лечебницах с давних пор часто красили в желтый цвет: считалось, что это действует успокаивающе на пациентов. В желтый цвет сумасшедшие дома красили не только изнутри, но и снаружи.
С желтым цветом связывают такие психические заболевания как шизофрения, бред, мания и эпилепсия. Психиатрическую больницу, “сумасшедший дом”, называют “желтым домом”.
Действительно в живописи страдающих психозами, шизофренией (всем известный Ван Гог) и эпилепсией, некоторых художников преобладает жёлтый цвет.
Художник стал своего рода эталоном, классической моделью для специалистов, изучающих взаимосвязи между творчеством и психическими заболеваниями.
Жёлтый цвет. Даже небольшая добавка синего делает его зеленым, добавление красного сдвигает к оранжевому, а добавка черного желтый делает тускло-зеленым. В общем случае более приемлем желтый, склоняющийся к оранжевому, который признается теплым, легким и дружелюбным. Благодаря своей легкости желтый как бы приподнимает предметы и поверхности, делает их легче. Желтый цвет возбуждает мозговую деятельность и способствует усвоению нового материала. Он привлекает внимание и повышает готовность человека к общению, улучшает восприятие новой информации. Но, одновременно, желтый действует утомительно на глаза, а при его длительном воздействием снижается способность к сосредоточению.
Правильное использование цвета в производственной среде является одним из важнейших путей улучшения условий трудовой деятельности. Цвет является средством функциональной организации среды, и его возможности психофизиологического воздействия должны быть правильно использованы.
*Задачи, решаемые с помощью цвета, можно разделить на три группы:
(рис. 5 Основные задачи, решаемые с помощью цвета – зарисовать в тетрадь)
• цвет как фактор психофизиологического комфорта;
• цвет как фактор эмоционально-эстетического воздействия;
• цвет в системе средств визуальной информации (промышленная графика – реклама, указатели, инструкции, пиктограмма, сигналы)
Участие цвета в создании психофизиологического комфорта в производственной среде, это:
• создание комфортных условий для определенной зрительной работы (оптимальное освещение, использование физиологически оптимальных цветов и т.д.);
• создание комфортных условий для функционирования организма (в т.ч. компенсация с помощью цвета неблагоприятных воздействий трудового процесса, климатических и микроклиматических условий).
Задачи второй группы - эстетические аспекты цвета, неотделимы от проблем первой. Подразделяются на самостоятельное эстетическое воздействие цвета и цветовых гармоний на человека, а также использование цвета как средства композиции (увязка цветового решения с объемно-пространственной композицией, интерьером в целом и т.д.).
См. у себя материал - Использование цвета в интерьере на производстве
Участие цвета в организации системы средств производственной информации:
• Информация об особенностях техники безопасности (с учетом четкого разграничения знаков и цветов по функциям);
ПРИМЕР: Пожарные щиты – красного цвета; силовые щиты – серые, зелёные; ограждения – жёлтого цвета.
• Информация о технологии и процессе труда, облегчение ориентации в производственном оборудовании;
ПРИМЕР: Белая линия в цеху – это пешеходная безопасная дорожка.
• Информация об организации производства и улучшении ориентации в производственной среде в целом.
ПРИМЕР: В условиях современного производства визуальная информация используется для облегчения ориентации в сложной системе проездов, переходов, коммуникаций.
Функциональные задачи цветовой отделки и возможности её художественного решения неодинаковы для различных конструктивных элементов производственных помещений.
Строительные конструкции(стены, потолки, перегородки) занимают наибольшую площадь, и функциональная задача их окраски заключается в повышении общей освещенности, создании благоприятного фона для обрабатываемых деталей, участии в организации цветового и яркостного комфорта, зрительном уравновешивании температурно-влажностного режима. ПРИМЕР: При выборе цветового решения важно учитывать психофизиологическое воздействие цвета в зависимости от характера трудового процесса и условий среды.
Так, для холодного климата или неотапливаемых помещений необходимо применять теплую гамму цветов, в жарком климате или для работы, требующей большой физической нагрузки,— холодную. Например, стены литейного цеха рекомендуется окрашивать в серо-голубые тона.
При монотонной работе в поле зрения должны находиться яркие цвета контрастных сочетаний и т. д.
Наиболее светлую окраску необходимо придавать элементам, расположенным в верхней зоне.
Цвет рабочей зоны должен облегчать зрительное восприятие. При выборе его необходимо учитывать характер выполняемой работы и закономерности изменения цвета как фона в производственном процессе. Цвет как фон должен обеспечивать такие условия, при которых бы человек хорошо и быстро различал предметы при минимальном утомлении.
ПРИМЕР: Фон имеет большое значение при работе на станках. Цвет станка должен быть однородным, без блестящих элементов, с рассеивающим отражением света. Важными показателями являются яркость фона и яркостный контраст между ним и обрабатываемой деталью.
При небольшом различии яркости фона и детали между ними необходимо создавать цветовой контраст с помощью дополнительных цветов, что обеспечивает в этом случае наименьшую зрительную утомляемость.
Пояснить: Если деталь серая серебристая, то поверхность станка контрастная, например, золотистая охра.
Количество цветов на рабочем месте должно ограничиваться тремя-четырьмя. Большая многоцветность ведет к рассеиванию внимания, а преобладание одного цвета создает однообразие.