ЯРКОСТЬ:тусклый — яркий.
РАЗМЕР: большой — малый.
ЦВЕТ: черно-белый — цветной.
ДВИЖЕНИЯ: быстрый — медленный — застывший.
РАССТОЯНИЕ: рядом — далеко.
ФОКУС: ясный — расплывчатый. РАСПОЛОЖЕНИЕ.
Слуховой пример
1. Найдите явление, которое можно слышать в своей внешней среде, явление устойчивое или периодически повторяющееся. Слушайте его приблизительно 10 се-1 кунд.
2. Перестаньте слушать явление и найдите средство зву^ кового воспроизведения услышанного посредством своего собственного голоса.
3. Найдите партнера и сравните ваши воспроизведения.
4. По очереди спросите друг друга о внутренней репрезен-' тации, которую вы использовали, создавая свои вое-1 произведения, то есть похоже ли ваше высказывание в точности на ваше внутреннее представление? Если нет, то в чем они различны?
5. Особенно проверьте любые ключевые характеристики воспроизведения, которые явно отличаются от внеш-1 него явления.
6. Что касается таблицы «субмодадьностей», приведен-' ной ранее, обратитесь со своим партнером к перечню СЛУХОВЫХ субмодальностей. Для определения суб-1 модальности послушайте вновь явление, фокусируясь на специфическом фильтре.
7. Сравнить ваши восприятия того, где явление удовлет-1 воряет по диапазону качеств, определенных каждым различием субмодальности, используя шкалу от 1 до 10 (к примеру, тихий = 1, громкий =10).
8. Исследуйте со своим партнером, какую опорную точку вы приняли или предположили, чтобы определить шкалу различия субмодальности (к примеру: «Громче, чем что?», «Громкий, по сравнению с чем?», «Другие звуки на участке запоминания?», «Другое воспомина-1 ние об этом звуке?»).
9. Опять перестаньте слушать явление и сделайте аудиоза-1 пись услышанного, записывая свой собственный голос.
10. Сравните свое новое высказывание с высказыванием своего партнера и отметьте, что изменилось.
11. Исследуйте любые изменения во внутренних ре^езен-1 тациях, которые вы использовали, чтобы сделать ваше воспроизведение, изучив, какие отличительные субмо-1 дальности имели наибольшее воздействие на ваше вое-' приятие (внутренняя познавательная карта).
Слуховые субмодальности
ГРОМКОСТЬ: громко —тихо. ТОН: бас — дискант. ВЫСОТА: высоко — низко. ТЕМП: быстро — медленно. РАССТОЯНИЕ: близко —далеко. РИТМ. РАСПОЛОЖЕНИЕ.
Кинестетический пример
1. Найдите объект, которого можно касаться в своей внешней среде, объект устойчивый или периодически повторяющийся. Физически ощутите его приблизите-' льно 10 секунд.
2. Перестаньте касаться объекта. Воспроизведите физи-1 ческие ощущения, связанные с тем, чего вы касались, используя свои руки так, чтобы другой индивид мог ис-1 пытать ощущения, касаясь воспроизведения, создан-' ного вами при помощи ваших рук. (Можно отдельно воспроизводить различные характеристики и вести ру-1 ки вашего партнера.)
3. Найдите партнера и сравните ваши физические вое-' произведения.
4. По очереди спросите друг друга о внутренней репрезен-' тации, которую вы использовали, создавая свое вое-1 произведение руками. То есть похоже ли ваше востро-1 изведение в точности на ваше внутреннее представле-1 ние? Если нет, то чем они различны?
5. Особенно проверьте любые ключевые характеристики воспроизведения, которые явно отличаются от внеш-1 него объекта.
6. Что касается таблицы «субмодальностей», приведен-1 ных ниже, обратитесь к перечню КИНЕСТЕТИЧЕ-СКИХ субмодальностей со своим партнером. Для определения субмодальности смотрите на явление, фо-кусируясь на специфическом фильтре.
7. Сравните ваши восприятия того, где явление удовлет-воряет по диапазону качеств, определенных каждым различием субмодальности, используя шкалу от 1 до 10 (к примеру, гладкий = 1, грубый =10).
8. Исследуйте со своим партнером, какую опорную точку вы приняли или предположили, чтобы определить шка-лу различия субмодальности (к.примеру: «Более гладкий, чем какой?», «Гладкий, по сравнению с чем?», «Кожа на вашей руке?», «Другие объекты поблизости в среде?»).
9. Опять перестаньте касаться объекта и сделайте другое воспроизведение своими руками.
10.Сравните свое новое воспроизведение с воспроизведением своего партнера и отметьте, что изменилось.
11.Исследуйте любые изменения во внутренних репрезентациях, которые вы использовали, чтобы сделать воспроизведения, изучив, какие отличительные субмода-
- льности имели наибольшее воздействие на ваше восприятие (внутренняя познавательная карта).