Некоторые возможные модели считывания

Попробуйте эти модели или их вариации и найдите ту, которая вам больше всего подходит и хоть немного улуч-' шает вашу обычную модель.

К примеру, Мэри Бет могла бы увидеть больше групп слов, чем ее старая модель ей позволяет. Так что она смогла бы улучшить модель, потому что она на самом деле спобоб-на к наблюдению за большим количеством групп слов, чем ее модель считывания строки за строкой.

Итак, заведите для себя новую модель, основанную на той, которую вы используете теперь, но при этом чуть луч-1 ше. Вы определили, что вам нужно, а теперь наведите не-1 много в смысле расширения поля зрения или ускорения считывания.

Можно взять карандаш, к примеру, и маркировать точ-1 ки на странице в различных положениях вниз по сторонам страницы текста до того, как начать чтение. Начав чтение, вы смотрите на точки. Некоторые водят при этом рукой по странице и просто смотрят от большого пальца к оольшому пальцу, перемещая руку в низ страницы.

Потратьте время и разработайте стратегию для смеще-1 ния своей модели считывания. В этом случае вы даете гла-

зам инструкции, какой модели следовать, в противопо-' ложность тому какие слова искать. Вы просто стараетесь, чтобы глазам было удобнее считывать быстрее. Немного позже у вас появится возможность проверить, как это влияет на вашу скорость чтения и понимание.

Уменьшение субвокализации

Р.Д.: Другой способ ускорить свою стратегию чтения со-1 стоит в том, чтобы сократить субвокализацию и внутрен-' нее проговаривание. Это не означает, что вы никогда не должны слышать слова в своей голове. Объем слуховой ре-1 презентативной системы зависит от цели. Если ваша цель состоит в том, чтобы подобрать слова по ритму в предложе-' нии, вы окажетесь перед необходимостью услышать их. Но если вы просто стараетесь получить общее значение, вам не обязательно произносить каждое слово. Вам может по-1 требоваться слышать или вокализовать только избранные слова. Например, можно искать глаголы, прилагательные, наречия и существительные и можно перескочить через артикли, союзы, предлоги и т. д. Можно пропускать небо-' лыпие слова, а говорить или слышать только ключевые слова. Попробуйте. Просмотрите предложения и услышьте только ключевые слова, не слыша все эти предлоги, вспо-1 могательные слова и т.д. Просто пропустите их.

Другая стратегия для сокращения субвокализации со-1 стоит в том чтобы положить ручку или карандаш между зубами, чтобы предотвратить чтение вслух. К примеру, во-1 зьмите ручку, держите ее во рту, вернитесь взглядом к по-1 следнему абзацу и читайте это, держа ручку во рту

Т.Э.: Следует держать ручку между зубами. Не достаточно просто положить ее между губами, следует держать ее в зубах.

Р.Д.: Положите ручку между зубами и читайте. Вы все еще понимаете-, о чем вы читаете? Люди с сильной субвокали-' зацией зачастую находят, что это ускоряет чтение, потому что они не проговаривают все слова. Если вы держите руч-1 ку между зубами, невозможно открыть рот. Помните, что субвокализация, в которой вы открываете рот, отличается от внутреннего голоса. Субвокализация имеет тенденцию быть намного медленнее. Помещение ручки в рот мешает субвокализации. А слова все еще звучат в сознании.

Развитие стратегии визуального

Р.Д.: Мы уже установили идею, что понимание письмен-1 ного материала основано на ментальной карте, выве-1 денной из текста, а не из фактической поверхностной структуры слов. Другой важный принцип, который может способствовать ускорению чтения, состоит в том, что все письменные субъекты организованы вокруг центральной темы. Центральная тема — центр для осмысления пись-1 менного материала. Центральная тема поддерживается остальной частью читаемого текста. Для ускорения чтения письменного материала визуализация — это самый эффек-1 тивный метод для создания ментальной карты централь-' ной темы и опорной информации, поскольку позволяет быстро уяснять и добавлять к «большому образу». В допол-1 нение к факту, что быстрые чтецы не проговаривают слова, они еще создают образ прочитанного и продолжают на-1 полнять этот образ деталями, продолжая чтение. Таким об-1 разом, им не приходится прочитывать все слова или про-1 слушивать все слова, они создают образ, и все, что они счи-1 тают, связано с этим образом.

Чтобы развить эту стратегию, практически выполните свою собственную визуальную карту чего-то, что вы про-1 чли; возможно, даже материал из этой книги. На листе бу маги нарисуйте образ или диаграмму, представляющие то, что вы прочли.

Т.Э.: Независимо от содержания прочитанного нарисуйте изображение, представляющее это содержание для вас. Это не обязательно должно быть чем-то, что кто-то другой сможет понять. Просто нарисуйте определенное визуаль-1 ное воспроизведение того, что вы читаете.

Р.Д.: Повторяю, этот образ не должен быть понятен дру-1 гим. Он должен представлять информацию только для вас. Нарисуйте ключевые слова прочитанного. Каким будет образ ключевых слов? Если вы читали о двух персонажах, нарисуйте, например, двух человечков. Если вы прочли о мозге, нарисуйте образ мозга.

К примеру, скажем, я хотел бы получить визуальную' карту моего осмысления этой главы по ускоренному чте-1 нию. Я мог бы нарисовать книгу и написать на ней «Стра-1 тегии скоростного чтения», а в центре — слова «определе-1 ние и наведение как главная тема». Остальная часть текста

поддерживает эту основную тему. Я мог бы нарисовать изображение глаз со стрелками, указывающими на сторо-1 ны, чтобы представить понятие «расширяющееся перифе-1 рическое зрение», и зигзаг, чтобы показать «выбор coot-1 ветствующей модели считывания». Я мог бы нарисовать небольшую фигурку, держащую книгу выше уровня глаз, чтобы проиллюстрировать понятие воздействия «позиции книги», и нарисовать небольшой «X» на губах человечка, чтобы показать «сокращение субвокализации».

Вот таким образом я мог бы нарисовать некоторые клю-1 чевые слова, формирующие эту главу. Вы могли бы нарисо-1 вать свое понимание этого по-другому. Займитесь этим пря-1 мо сейчас. Найдите лист бумаги и нарисуйте визуальную кар-1 ту прочитанного в этом разделе по стратегиям скоростного чтения. Нам такая карта еще пригодится в дальнейшем.

Прохождение стратегии преорганизации

Р.Д.: Другой фактор, влияющий на скорость чтения, это так называемая стратегия преорганизации. Она включает в себя обзор и организацию того, что вы уже знаете о содер-1 жании чтения, и установку цели для того, что вы собирае-1 тесь прочесть потом. Создание своей визуальной карты — часть этого процесса преорганизации. Другая часть его включает несколько простых вопросов, прежде чем начать чтение. К примеру, раз уж вы думаете о предметной облас-

ти, касающейся вашего материала чтения, задайте себе следующие вопросы:

1. Какова моя цель в чтении этого материала? Что я хочу сделать с тем, что я узнаю ?

2. Что для меня здесь интересно и важно, о чем я смогу уз^ нать больше из чтения этого материала?

3. Что яуже знаю об этом предмете ?

4. Что я хочу узнать о предмете ? Что я хочу найти в тек^ сте ? (то есть Кто ? Что ? Когда ?Где ?Почему ? Как ?)

Задавая себе эти вопросы, вам захочется мысленно на-1 чать формировать образ или фильм, который представляет и формирует то, что вы уже знаете о предмете. Можно даже начать рисовать визуальную карту, как вы делали в преды-1 дущем разделе.

Поиск ответов на эти вопросы помогает лучше подго-' товиться и сконцентрироваться во время чтения. Этим способом можно перескакивать через то, что вы уже знае-1 те, если хотите, и фокусироваться на том, что вы хотите уз-1 нать из прочитанного. Вместо того чтобы быть пассивным, у вас будет определенная идея того, что вы хотите найти в тексте при чтении. В отношении цели — для вас может быть более важно узнать, «Кто» делает что-то или «Что» де-1 лается. Чтобы оформить иную цель, нужно сконценгриро-1 вать внимание на том, «Как» это делается или «Где» это де-1 лается.

Этот тип стратегии преорганизации поможет настрои-1 ться на наиболее уместную информацию. Понять, как это работает, поможет эксперимент.

Выберите что-то, что вы читаете, и в процессе чтения просто неоднократно повторяйте про себя: «Кто, кто, кто, кто?» Не старайтесь «читать». Просто смотрите на страни-' пу и спрашивайте: «Кто, кто, кто, кто?» — и смотрите на страницу. Большинство при этом обнаруживает, что имена так и выскакивают. Это есть средство использования ваше-1 го бессознательного разума, чтобы помочь сконцентриро-1 ваться на чем-то. Вопросы здесь — как магниты. И если вы задаете вопрос: «Как, как, как, кто?», — такой тип инфор-1 мации будет выходить на передний план вашего восприя-1 тия. Это также помогает прекратить субвокализацию, по-1 тому что вы уже заполнили свой слуховой канал чем-то от-1 личным от произнесения слов.

Оптимальное физиологическое состояние для чтения

Р.Д.: Мы прошлись по нескольким важным стратегиям, способствующим ускорению чтения, — охват групп слов, установка новой модели считывания, сокращение субво-1 кализации, создание изображений и преорганизация рабо-1 ты. Интегрирующей частью всех этих стратегий в единый осуществимый процесс, однако, является состояние, в ко-1 тором вы пребываете во время чтения. Когда вы находи-' тесь в соответствующем состоянии, все эти компоненты функционируют спонтанно и естественно, без создатель-' ных усилии или внимания с вашей стороны.

Устанавливая цель, вам захочется выбрать состояние, которое соответствует этой цели и стратегии чтения или стратегиям, которые вы будете использовать. К примеру, если ваша цель состоит в том, чтобы получить наслаждение от прочитанного, вам захочется войти в приятное состоя-' ние. Если ваша цель в получении всей возможной инфор-1 мации, вы настроитесь на те времена когда были в состоя-' нии извлечь любую необходимую информацию. По сущест-' ву, вы нашли бы референтное переживание для состояния, в которое хотите поместить себя физиологически.

Следующее — это несколько общих состояний, исполь-1 зуемых индивидами, способными читать с большой скоро-1 стью. Попробуйте их и отметьте состояние, которое чувст-' вуется наиболее удобным и эффективным для вас. Вы мог-1 ли бы захотеть сдвинуть или варьировать их, чтобы приспособить к своему стилю и цели. Подумайте о пере-1 живаниях, в которых вы были:

1. Столь вдохновляемый и нетерпеливый научиться че-1 му-то, чем вы еще не располагаете, — в то время когда казалось, что все ментальные процессы осуществляют-' ся на самой высокой скорости.

2. Способный полностью расслабиться и открыться для любой информации извне (то есть смотря фильм или телевизионную программу).

3. В таком состоянии повышенного осознания, что Rasa-1 лось, что мир вокруг движется как в замедленном филь-1 ме (как в то время, когда вы избежали автомобильной аварии).

Погрузитесь полностью в эти переживания и обратите внимание на чувства, которые вы испытывали, и, в частно-' сти, на ваши позы, частоту дыхания и другие физические атрибуты.

Т.Э.: Какая физиология соответствует такому состоянию? Вы сидели? А может, стояли и читали? Может, лежали на травке и читали? Можно идти и читать. Испытывая эти со-1 стояния, думайте о своих целях в чтении. Определите, ка-1 кое состояние лучше всего соответствует цели и какая фи-1 зиология соответствует такому состоянию.

Р.Д.: Вобрав в себя все стратегии и принципы, о которых мы рассказали к настоящему времени, попробуйте читать, используя каждое из различных состояний, описанных выше. Прежде чем вы начнете чтение, поместите себя в ту позу настолько полнее, насколько это возможно. Читайте страницу материала так быстро, как можно. Пусть ваш партнер отмечает время начала и окончания, определите свою скорость чтения. Проверьте ваше понимание прочи-1 тайного, пусть партнер задаст вам пять вопросов по тексту, который вы только прочли. Определите, какие состояния являются оптимальными для различных результатов чте-1 ния (то есть удобства, скорости, понимания и т д.).

Ваша цель состоит в том, чтобы постараться ускорить ваше чтение хоть чуть-чуть. Если есть желание — замечате-1 льно. Можно постараться подобраться к паре тысяч слов в минуту, если вы захотите. Или можно постараться просто пробежать взглядом по как можно большему тексту с уве-1 ренностью, что все у вас получится.

Т.Э.: Прежде чем начать читать, вспомните о расстоянии, где вы собираетесь получить оптимальное периферическое зрение. Вспомните модель считывания, которую вы вы-1 брали. Вспомните изображение, которое представляет прочитанное. Вспомните цель, ради которой читаете. За-1 тем войдите в состояние, в котором хотите попрактикова-1 ться, и начинайте.

Р.Д.: После каждой попытки подсчитайте количество про-1 читанных слов и определите свою скорость чтения (на наших семинарах по динамическому обучению многие способны преодолеть 1000 слов в минуту, используя эти стратегии). Затем оглянитесь на изображение, представля-' ющее основную тему, и посмотрите, есть ли что-нибудь но-

Обновление естественной скорости чтения

Р. Д.: Как мы указывали ранее, конечная цель этих упраж-1 нений состоит в том, чтобы помочь улучшить свою естест-' венную способность чтения — то есть скорость и эффек-1 тивность чтения, когда вы не стараетесь сделать что-нибудь особенное при чтении. Проверьте результаты при-1 менения организованных вами стратегий и принципов на

вашу естественную скорость чтения, пройдя следующие этапы со своим партнером.

1. Найдите состояние, которое естественно и легко под-' держит то, что вы хотите узнать, и способ, которым вы хотите найти это. Прежде чем начать чтение, поместите себя в такое физиологическое положение, которое представляет это состояние.

2. Прочтите несколько абзацев текста на скорости, кото-' рая чувствуется естественной и удобной для вас. Пусть партнер последит за временем с тем, чтобы можно было определить вашу скорость чтения. (Можно также почи-1 тать в течение 30 секунд.)

3. Проверить ваше понимание прочитанного, пусть парт-' нер задаст пять вопросов по только что прочитанному тексту.

Определите свою новую естественную скорость чтения и степень понимания. Используя методы, о которых мы здесь рассказали, мы обнаружили, что многие способны удвоить естественную скорость чтения без сколько-нибудь существенной потери понимания. В самом деле, многие находят, что понимание, так же как скорость, на самом деле улучшается.

Глава 9

Творческое письмо