Развитие зрител ьныхнав ыков

Разбейтесь на пары (А и Б):

ЭТАП 1. А и Б стоят лицом к друг другу. А инструктирует Б визуализировать положение тела А и посмотреть нале- , во вверх (для правшей) или направо вверх (для левшей) чтобы запомнить его.

ЭТАП 2. Б закрывает глаза. А меняет положение каких-тй частей своего тела (руки, ноги, пальца, наклона голова и т. д.), а глаза Б в это время закрыты.

ЭТАП 3. Затем А говорит Б, чтобы тот открыл глаза. Б смотрит вверх налево (или направо) и сравнивает ток что видит, с образом, запечатленным в памяти, чтобы определить, какая часть тела А изменила положение.

ЭТАП 4. Если Б не угадывает, А снова инструктирует его закрыть глаза. А не сообщает Б, какая часть была пере-' мещена, но возвращается к изначальному положению тела, а затем инструктирует Б открыть глаза еще раз и вновь определить, что изменилось (возвращаемся на этап 2).

Развитиеслшовыхшвшюв Нужна группа из четырех человек (А, Б, В и Г).

ЭТАП 1. А садится или стоит, Б, В и Г — вокруг него полу-1 кругом. Б, В и Г каждый в свою очередь производит звук (то есть щелкает пальцами, постукивает каранда-1 шом, хлопает в ладоши, каждый индивид производит какой-то один тип звука), за каждым звуком каждый индивид повторяет свое имя. Б, В и Г повторяют звук и имя до тех пор, пока А не показывает, что может опре-1 делить каждого по соответствующему звуку

ЭТАП 2. А закрывается глаза, а Б, В и Г производят звук. А должен определить, кто какой звук производит

ЭТАП 3. Если А ошибается, Б, В и Г повторяют первонача-1 льный звук и свое имя, пока А не показывает, что может определить соответствие между именем и звуком. Труппа затем повторяет ЭТАП 2.

ЭТАП 4. Чтобы добавить пикантности, Б, В и Г могут по-1 дражать звукам друг друга, а А должен определить, кто

подражает кому. К примеру, А может предположить что Б подражает В или что Б подражает Г.

Развитие кинестетических навыкал

Нужна группа из четырех человек (А, Б, Ви Г).

ЭТАП1. А садится или стоит, Б, В и Г — вокруг него полу кругом.

ЭТАП 2. А опускает глаза вниз вправо (или влево, если о| левша) и делает глубокий вдох, чтобы обеспечить мак симальный доступ к чувствам.

Затем А инструктируют закрыть глаза, а Б, В и Г каэ* дый по очереди прикасается к индивиду А. Каждый до| жен прикоснуться к А в том же самом месте. Первоначал! но Б, В и Г каждый называет свое имя, прикасаясь к А, чтс бы А мог ассоциировать касание каждого индивида с el именем.

Например: Б, В и Г касаются тыльной стороны кисти своими пальцами или руками. Б, В и Г могут также исполь-1 зовать неодушевленный предмет, например, карандаш или кусочек пластмассы. Главное, чтобы каждый касался одно-1 го и того же места одним и тем же предметом (то есть Б, В и Г могут касаться А в зоне правого первого сустава своими пальцами, называя себя по имени). Этотпроцесс повторя-1 ется, пока А не показывает, что может связать касание с именем.

ЭТАП 3. Глаза А закрыты, а Б, В и Г прикасаются, не назы-' вая своего имени. А должен.затем определить имя того, кто только что к нему прикоснулся. В частности, А смотрит вниз и вправо (или влево) и сравнивает опту-1 щения от теперешних касаний с тремя предыдущими. А выбирает наиболее близкое, по его мнению, и назы-' вает вслух имя, с которым оно ассоциируется.

ЭТАП 4. Если А не удается дать правильный ответ, кто его только что коснулся, ему следует «подстроиться», по-1 вторив ЭТАПЫ 2 и 3.

Когда А трижды дает правильный ответ, переходят к следу-' ющему разделу для следующего уровня упражнения.

ЭТАП 5. А снова инструктируют закрыть глаза и ориенти-' ровать их вниз и вправо или влево. К А по очереди при-1 касаются Б, В и Г, не называя себя. А должен мысленно совместить касание с именем и предположить соответ-' ствующую последовательность. Последовательности должны быть случайны, к примеру, ВГБ, БГВ, ГВБ ит. д.

ЭТАП 6. Если А не удается правильно определить последо-1 вательность, он может попросить «поднастройки» по-1 втором ЭТАПА 2 (связывание касания с именами). Когда А правильно определит подряд три последовате-1 льности, переходят к следующему этапу

ЭТАП 7. Чтобы на самом деле усилить способность А испо-1 льзовать контактное восприятие, Б, В и Г могут поста-' раться подражать касанию друг друга. А с закрытыми глазами должен попытаться предположить, кто кому подражает. К примеру, Б старается касанием походить наГ, аВ — наБ.

Исследование фильтров восприятия

Зрительный пример

1. Найдите явление, которое можно видеть в своей внеш» ней среде, явление устойчивое или периодически по-1 вторяющееся. Смотрите на него приблизительно 10 сен кунд.

2. Перестаньте смотреть на явление и нарисуйте, что ви-1 дели.

3. Найдите партнера и сравните ваши рисунки.

4. По очереди спросите друг друга о внутренней репрезен-' тации, которую вы использовали, делая рисунок, то есть похож ли ваш рисунок в точности на ваше внутрен-' нее представление/ Если нет, то чем они различны?

5 Особенно проверьте любые ключевые характеристики рисунка, которые явно отличаются от внешнего явле-1 ния.

6. Что касается таблицы «субмодальностей», приведен-' ных ниже, обратитесь к перечню ВИЗУАЛЬНЫХ суб-1 модальностей со своим партнером. Для определения субмодальности смотрите на явление, фокусируясь на специфическом фильтре.

7. Сравнить ваши восприятия того, где явление удовлет-' воряет по диапазону качеств, определенных каждым: различием субмодальности, используя шкалу от 1 до 10 (к примеру, тусклый = 1, яркий =10).

8. Исследуйте со своим партнером, какую опорную точк$ вы приняли или предположили, чтобы определить шкалу различия субмодальности (к примеру: «Более яркий, чем что?», «Яркий, по сравнению с чем?», «Где расположен?», «Другие объекты поблизости в среде?» «Внешнее освещение?»).

9. Опять перестаньте смотреть на явление и сделайте р№ сунок увиденного.

 

10. Сравните свой новый рисунок с рисунком партнера » отметьте, что изменилось.

11. Исследуйте любые изменения во внутренних репрезен-' тациях, которые вы использовали, чтобы сделать ри-

сунки, изучив, какие отличительные субмодальности имели наибольшее воздействие на ваше восприятие (внутренняя познавательная карта).