Text Blox с/о Strategies of Genius

P.O.Box 67448

Scotts Valley, CA 95067-7498

Приложение Е Стратегия машинописи

Я (Роберт Дгащ) однажды участвовал в моделировании пианиста, который мог читать с листа и прекрасно испол-1 нять любое музыкальное произведение, словно он много раз исполнял его прежде. Зондируя его внутреннюю стра-1 тегию, мы обнаружили, что, когда он учился играть на фортепиано, он представлял фортепианную клавиатуру в воображении. Учась игре с листа, он смотрел на каждую ноту в графической форме и представлял, какую из кла-1 виш надо нажать, чтобы эта нота прозвучала. Он смотрел на отдельные ноты и воображал, на какую клавишу нажи-1 мать. Через некоторое время он мог смотреть на любую ноту и видеть соответствующую клавишу, автоматически нажимавшуюся на его воображаемой клавиатуре. Доволь-1 но скоро он мог смотреть на две или три ноты сразу и ви-1 деть соответствующие нажатые клавиши. В конечном счете он стал способен видеть всю систему нот для целых аккордов и представлять группы клавиш, формирующих этот аккорд.

Накладывая свою мысленную фортепианную клавна-1 туру на настоящие клавиши, он затем использовал свои пальцы для нажатия на те клавиши, которые он «видел» нажатыми. Он объяснял это так: «Теперь, когда я читаю музыку с листа, это очень просто — это как играть на меха-1 ническом пианино. Я смотрю на ноты, вижу, как клавиша опускается, и просто вставляю пальцы, придерживая мои пальцы в пазах».

Это стратегия, основанная на развитии ассоциаций между внешне представленным кодом (нотное письмо) и личным внутренним образом воображаемой клавиатуры. Есть ассоциация, сотканная из действия на ментальной клавиатуре (нажимаемые ноты), связанная с кинестети-' ческим действием нажатия на соответствующую реальную клавишу. Такой процесс включает: 1) видение определен-1 ной ноты; 2) образ воображаемой клавиатуры; 3) постанов-

ку пальцев в соответствующую позицию на фактической клавиатуре; 4) извлечение звука.

Я использовал эту стратегию в качестве основы для компьютерной учебной программы. В этой программе компьютерный экран показывает картинку рук и клавна-1 туру компьютера. Начинается все с отображения отдель-' ных букв, и высвечивается, какая клавиша на клавиатуре соответствует той букве и каким пальцем надо ее нажи-' мать.

Значит, вы видите букву, расположение клавиатуры и палец, которым нужно воспользоваться. Сохраняя взгляд на компьютерном мониторе, следует постараться нажать высвечивающуюся клавишу обозначенным пальцем. Если вы нажимаете неправильную клавишу, эта клавиша высве-1 чивается другим цветом, чем целевая клавиша, так что можно увидеть, где ваш палец по отношению к правильной позиции, без необходимости смотреть на клавиатуру

Чтобы обеспечить самоорганизующий процесс, необ-1 ходимый для эффективного обретения любого психомо-1 торного умения, например, печатания или игры на музы-1 кальном инструменте, следует получить обратную связь. Проблема состоит в том, что наиболее прямой способ по-1 лучить обратную связь при печатании или обучении игре на музыкальном инструменте состоит в том, чтобы видеть, что делают пальцы. К сожалению, это прерывает процесс и неэффективно, потому что: 1) следует смотреть в сторону от письменного источника, который вы стараетесь перепе-1 чатать или сыграть, и 2) это не облегчает развитие внутрен-' ней репрезентации клавиатуры или музыкального инстру-' мента.

Эта компьютерная программа подталкивает вас пово-1 зиться кинестетически, продолжая нажимать клавиши па-1 льцами, пока вы не увидите, что нажимаете правильную клавишу. При этом обнаруживаются ваши отношения между целевой клавишей, пальцем, который должен на-1 жать на клавишу, и клавишей, которую вы на самом деле нажали. В результате вы естественно формируете образ клавиатуры и организовываете синестезию между глазом и рукой без необходимости смотреть. С укреплением навы-1 ков индивидуальные буквы разрастаются до целых слов, предложений и, наконец, целых параграфов.