Зак. 1664 191


целостного знания о мире, а также человеческого, нрав­ственного фактора в процессе познания приведет, по на­шему мнению, к преобразованию естественных и техни­ческих наук, они станут гуманистическими науками, т. е. произойдет гуманизация науки и техники в целом.

Аналогичные преобразования произойдут и с общими науками (математикой, кибернетикой, синергетикой и т. д.), а также с так называемыми стыковыми или сине-ргетическими науками (биофизикой, биохимией, биогео­химией и т. д.). Общие и синтетические научные знания более близки к целостному знанию о мире о роли чело­века в нем, поэтому диалектическое взаиморазвитие це­лостного идеологического знания и общенаучного будет происходить в большей мере, чем целостного и частично-научного. Таким образом, естественные, технические, об­щие и стыковые науки в процессе познания объективного мира будут учитывать гуманистические ценности и зна­ния. Идеологический аспект будут иметь также знания, добытые этими науками, особенно при выяснении осно­ваний перечисленных наук.

Важное значение в процессе становления будущего общества будет иметь также экологическая форма идео­логии гуманизма. Разумеется, эта форма будет носить частично-идеологический характер. Экологические про­цессы, как известно, оказывают огромное влияние на раз­витие современного общества. Экологические знания все более учитываются в регулировании общественных про­цессов. Поэтому роль экологии, особенно социальной, в современном мире все более возрастает. Все эти факторы позволяют утверждать, что экологические знания приоб­ретают все возрастающий идеологический характер. Бо­лее того, разрешить проблемы надвигающегося экологи­ческого кризиса возможно только на основе прежде всего целостного знания о мире и роли человека в нем. Это целостное идеологическое знание будет вырабатывать це­лостные формы идеологии гуманизма (идеология мира, общества, человека). Экологическое учение соединяет в себе естественно-научные и социально-гуманитарные зна­ния, поэтому экология есть синтетическая наука в полной мере. Экологическая наука будущего общества будет включать следующие разделы: природную экологию, со­циальную экологию, экологическую этику и экологию человека. В процессе формирования гуманистической экологической идеологии необходимо будет учитывать целостные знания и ценности нового гуманизма. Идеоло-


гическое значение будут иметь также знания, получаемые экологической наукой будущей гуманистической цивили­зации.

Проанализировав особые и частичные формы идеоло­гии гуманизма, рассмотрим программно-директивную форму идеологии как последнюю составную часть необ­ходимых форм гуманистической идеологии. Самое совер­шенное идеологическое учение, разработанное в философ­ских, политических, экономических трактатах без про­граммно-директивного воплощения, останется идеологией избранных. Идеологические знания и ценности, получив­шие директивную форму выражения, овладевают масса­ми народа. Иначе говоря, без четко разработанной про­граммно-директивной части различные идеологии не могут добиться эффективных результатов своего воздей­ствия на индивидов. Идеологические руководства к дей­ствию регулируют и направляют поведение личностей в соответствии с определенными идеологическими прин­ципами организации общества. Директивные указания представляют собой выраженные в концентрированной форме положения идеологических теорий, концепций и доктрин. Если в выше изложенных формах идеологии разрабатываются и излагаются фундаментальные теоре­тические положения идеологии, то программно-директив­ная форма имеет прикладной характер. Программно-ди­рективная форма новой идеологии и будет являться при­кладной идеологией гуманизма.

На основе теоретических идеологических знаний и цен­ностей (а также заблуждений) вырабатываются опреде­ленные требования, распоряжения, руководящие указа­ния, идеологические установки, постановления и инструк­ции партийных и других идеологических органов. Для религиозной идеологии — это различные послания, рас­поряжения священного Синода русской православной церкви или буллы папы римского. Программно-директив­ная форма идеологии — это система нравственных, пра­вовых, политических, философских, экономических, эко­логических и других директив, действий или идеологиче­ских регулятивов поведения личностей в различных сферах жизни общества. Руководства к действию (идео­логические директивы) воплощаются в политических платформах, программах партий, в декларациях, мемо­рандумах, директивах, манифестах, конституциях, воззва­ниях, декретах, лозунгах и других документах идеологи­ческих организаций.

7* 193


После выработки гуманистических ценностей и знаний в основополагающих формах идеологии (идеологии мира, общества, человека), а также после их дальнейшего обос­нования и развития в особых формах идеологии (филосо­фии, эстетики, этики, правоведения, политологии, полит­экономии и социологии гуманизма) с учетом знаний, выработанных в частично-идеологических формах, возни­кает необходимость создания программно-директивной системы идеологии гуманизма как прикладной идеологии нового российского общества. На основе полученных иде­ологических идей, знаний, ценностей в разных формах идеологии гуманизма будут разрабатываться нравствен­ные, правовые, политические, экономические, экологиче­ские регулятивы поведения, т. е. руководящие указания, установки, постановления, распоряжения идеологических органов и организаций гуманистического общества. Раз­работанные руководства к действиям, основанные на гу­манистических принципах и положениях, будут вопло­щаться в конституциях гуманистических стран, в декла­рациях прав человека гуманистических государств, в программах и манифестах гуманистических партий и дви­жений гуманистов, а также в различных меморандумах, декретах, политических платформах общественных и го­сударственных идеологических организаций, в воззваниях и лозунгах гуманистов разных стран мира.

Следующий раздел системы идеологии гуманизма бу­дет посвящен рассмотрению функциональных механиз­мов идеологии нового общества. К функциональным ме­ханизмам гуманистической идеологии следует отнести механизм идеологического воздействия, механизм форми­рования идеологического сознания личностей гуманисти­ческого общества и механизм идеологических действий как механизм реализации идеологических знаний и цен­ностей гуманизма в жизнедеятельности граждан будуще­го общества.

Выраженные в формах идеологии знания, а также иде-ологиче/жие регулятивы поведения индивидов без меха­низма идеологического воздействия останутся на бумаге идеологических трактатов. Благодаря системе идеологи­ческого воздействия, идеологические знания, ценности, регулятивы вносятся или внедряются в сознание индиви­дов общества, а затем уже осмысливаются и переоцени­ваются ими. Таким образом, идеологическое воздействие представляет собой весьма сложный процесс внедрения, внесения в сознание индивидов идеологических идей, зна-


ний и даже заблуждений. Внесение или внедрение идео­логических ценностей осуществляется через беседу, лек­цию, проповедь, через радиовещание и телевидение, через книги, журналы, газеты и другие виды идеологического воздействия идеологических идей и знаний в процессе формирования сознания личностей любого общества. Си­стема идеологического воздействия включает как прямое воздействие на сознание индивида в виде проповеди, бе­седы, лекции, так и опосредованно, через предметы куль­та, через икону, распятие, через обрядовые действия, да­же через шаманский танец. Вообще воздействие через предмет культа придает идеологическому воздействию таинственно-священный характер, тем самым усиливает­ся его эффект.

Идеологическое воздействие через различные виды процесса внесения идеологических ценностей осуществ­ляется в определенных формах. Для религиозных идео­логий это литургия, представляющая собой целый теат­ральный спектакль, особое значение имеет религиозное образование как форма воздействия (от церковно-приход-ской школы до духовной академии). Религиозное образо­вание входит в более широкую форму религиозного иде­ологического воздействия — в религиозное просвещение, осуществляемое различными религиозными органами и организациями.

Аналогично религиозным формам идеологического воздействия существуют определенные светские формы воздействия. К ним следует прежде всего отнести систе­мы идеологического просвещения, образования, пропа­ганды и агитации. В перечисленных идеологических фор­мах и происходит процесс идеологического воздействия светских знаний, ценностей и регулятивов различных иде­ологий на сознание индивидов.

Гуманистические идеологические знания и ценности будут также внедряться, вноситься в сознание личностей будущего общества через лекции, беседы, диспуты, радио и телевидение, а также через опосредованные виды воз­действия. К ним относятся книги, журналы и другая пе­риодическая печать будущего общества. Возможно созда­ние новых видов идеологического воздействия гумани­стической цивилизации. Формой идеологического воз­действия нового общества будет являться гуманистиче­ское просвещение. Просвещение станет подлинной преоб­разующей духовной силой гуманистического общества. Гуманистическое идеологическое воздействие будет осу-


ществляться также в разных формах образования. Иде­ологическое обучение и воспитание личности должно осу­ществляться от дошкольного до высшего образования. Гуманистическое идеологическое воздействие будет так­же происходить в различных системах переподготовки и повышения квалификации личностей будущего общества. Важной формой идеологического воздействия нового об­щества станет также система идеологической пропаган­ды как система распространения и углубленного разъяс­нения гуманистических идей, учений, взглядов, знаний и ценностей. Тесно связанной с пропагандой гуманистиче­ского общества как формой идеологического воздействия станет идеологическая агитация нового общества. Агита­ция как форма идеологического воздействия будет пред­ставлять собой распространение философских, эстетиче­ских, этических, правовых, политических, экономических идей и ценностей гуманизма для воздействия на созна­ние, общественную активность масс народа. Гуманисти­ческая агитация будет также важнейшим средством иде­ологического воспитания, орудием воздействия идео­логических органов и организаций будущего общества. Возможно, в процессе становления и развития гумани­стического общества возникнут новые формы идеологиче­ского воздействия, кроме идеологического просвещения, образования, пропаганды и агитации.

Другим функциональным механизмом идеологии гу­манизма должен стать механизм формирования идеоло­гического сознания личностей нового общества. Идеоло­гические знания и ценности, добытые в формах идеологии через систему идеологического воздействия, вносятся в сознание индивидов. Далее происходит освоение, осмыс­ление, переосмысление, переживание, а также сопережи­вание и сотворчество идеологических идей, знаний, регу-лятивов, ценностей, т. е. формируется идеологическое со­знание личности. Разумеется, все сознание индивида не сводится только к идеологическому сознанию личности. Во внутренней структуре сознания человека происходит взаимодействие идеологических и неидеологических идей, знаний, ценностей. Особое значение во внутреннем «Я» личности имеет общее знание как высшая ценность, яв­ляющаяся основой единства общества.

Идеологические знания и ценности, пройдя стадию осознания, переосмысления, переживания, превращаются в идеологические мировоззрения, убеждения и установки личности. Идеологическое сознание личности выступает в


философской художественной, нравственной, правовой, политической, экономической формах. В процессе форми­рования идеологического сознания личности происходит взаимодействие рациональных и иррациональных идей, представлений, т. е. устанавливается некое соотношение разума и воли, рассудка и веры. В идеологическом созна­нии индивида осуществляется также взаимодействие идей, взглядов, представлений на теоретическом и обыденном уровнях. Так называемая религиозная психология индиви­дов как раз и представляет собой религиозное идеологиче­ское сознание на эмпирическом, обыденном уровне. Свет­ские идеологии также формируют идеологическое созна­ние личностей на эмпирическом и теоретическом уровне.

В будущем обществе на основе гуманистических зна­ний, идей, ценностей будет функционировать механизм формирования идеологического сознания личностей гума­нистического общества. Этот механизм будет предпола­гать формирование у личности гуманистического миро­воззрения, убеждения и идеологических установок на ос­нове гуманистических ценностей с учетом всех форм, видов и уровней сознания. Гуманистический механизм формирования идеологического сознания будет высту­пать в трех формах своего бытия. Образование сознания личности гуманистического общества в форме освоения идеологических знаний, регулятивов и ценностей. Эта форма механизма будет предполагать формирование иде­ологических убеждений, мировоззрения, установок лично­стей будущего общества на этапе простого, даже возмож­но, некритического освоения и запоминания идеоло­гических знаний и ценностей. Некоторые, особенно догматизированные идеологии, в большинстве случаев ог­раничивались этой формой механизма, не позволяя лич­ности задумываться, переосмысливать, переживать вну­шаемые ей идеологические идеи и ценности. Это было свойственно прежде всего фашистским, коммунистиче­ским и им подобным идеологиям мира. Следующей фор­мой механизма формирования сознания личностей гума­нистического общества будет являться становление со­здания личностей нового общества в форме переживания идеологических ценностей. Это более высокий уровень формирования идеологического мировоззрения, убежде­ния, установок, чем уровень простого некритического ос­воения. Процесс переживания идеологических ценностей будет характеризовать более глубокое переосмысление знаний гуманизма во внутреннем «Я» личности. Эти цен-


ности станут действительно глубокими убеждениями лич­ности. Мировые религиозные идеологии как раз и пред­полагали, что их религиозные ценности не просто осваи­вались, а переживались индивидуумом, поэтому фор­мированию внутреннего мира человека, его духовному совершенствованию в религиозных идеологиях уделялось особое значение. Религиозные наставники обращались именно к «душе» личности, а не к безликой толпе, как в тоталитарных государствах, основанных на фашистской и коммунистической идеологиях. Третьей формой меха­низма формирования идеологического сознания личности гуманистического общества будет являться образование сознания индивидов будущего общества в форме сотвор­чества и индивидуального творчества идеологических знаний и ценностей гуманизма. Эта форма механизма бу­дет предполагать участие в творческом развитии идеоло­гии гуманизма каждого индивида общества. Это будет свободное идеологическое творчество народа, но, разуме­ется, в рамках идеологических знаний и ценностей идео­логии гуманизма. Каждый гражданин будет чувствовать себя творческой индивидуальностью в идеологическом плане. Если предшествующие идеологии предполагали такое творческое отношение к идеологическим ценностям лишь для идеологов, т. е. индивидов, занятых разработ­кой идеологического учения, от великих продолжателей основоположников идеологий, до рядовых идеологов, за­нимающихся творчеством по должности, то в будущем гуманистическом обществе любой индивид будет иметь право сотворчества идеологических ценностей. Каждый человек будущего общества будет чувствовать себя твор­цом ценностей идеологии гуманизма. Механизм форми­рования идеологического сознания личностей будет пред­полагать также процесс побуждения идеологических дей­ствий личности гуманистического общества. Сущность этого процесса состоит в том, что осознанные, пережитые, сотворенные идеологические знания, ставшие мировоз­зрением и убеждением, будут побуждать, мобилизиро-вать, стимулировать, призывать к реальным действиям индивидов. Разумеется, на процесс побуждения идеоло­гических действий будет оказывать влияние не только убеждение личности, но также необходимые соглашения и договоры. Кроме того, возможно, в будущем обществе возникнет необходимость заставлять, личность действо­вать по вынужденному идеологическому принуждению, но это будет только в крайних экстремальных условиях.


Третьим функциональным механизмом идеологии гу­манизма будет механизм идеологических действий, пред­ставляющий реализацию на практике идеологических знаний и ценностей гуманистического общества. Значение этого идеологического механизма в жизни общества ог­ромно, ибо все предшествующие формы и механизмы иде­ологии служат необходимым условием функционирова­ния механизма идеологических действий. Идеологическая структура общества и создается для того, чтобы все иде­ологические идеи, знания, ценности, регулятивы поведе­ния были реализованы в действии на практике идеологии, в этом и есть главное назначение идеологической струк­туры общества, как «мозга и разветвленной нервной системы» социального организма. Сущность механизма идеологического действия состоит в том, что идеологиче­ские знания, ценности, выработанные во всех теоретиче­ских формах идеологии и внедренные в сознание индиви­да через систему идеологического воздействия, пройдя процесс осознания, переосмысления, переживания, про­являются в действиях личности, т. е. идеологические дей­ствия — это и есть идеологические идеи, знания, ценности в действии, а не только в сознании индивида. Важнейшей характерной чертой идеологических действий является то, что идеологические действия осуществляются одно­временно с технологической, экономической, политиче­ской, художественной, научной деятельностью индивида, т. е. со всеми неидеологическими видами человеческой деятельности. Идеологические действия определяют раз­личные виды деятельности индивида во всех сферах жиз­ни любого общества. Идеологические идеи, знания, цен­ности, пройдя стадию осознания, побуждают идеологи­ческие действия, которые организуют, регулируют, направляют, интегрируют экономические, социальные, политические и т. д. действия и взаимодействия индиви­дов на основе убеждения, договора или принуждения.

В основе дифференциации гуманистического механиз­ма идеологических действий на свои формы лежит деле­ние идеологического знания на следующие виды:1) Об­щеиндивидуальные идеологические знания — к ним от­носятся целостное знание (вырабатываемое в формах идеологии мира, общества, человека), философское, эсте­тическое, правовое, политическое, экономическое, соци­ологическое, идеологическое знания, а также частично идеологическое и особое директивно-идеологическое зна­ние. 2) Идеологические знания коллективного значения,


т. е. знания, интегрирующие индивидов в коллектив. 3) Идеологические знания сферного значения, т. е. объ­единяющие экономическую, социально-политическую, ду­ховную сферы жизни общества. 4) Идеологические знания общесферного или государственного значения, они лежат в основе объединения всех сфер в общество как единое органическое целое. 5) Идеологические знания и ценности международного значения, интегрирующие однотипные по идеологии государства в определенные системы стран мира. 6) Общецивилизационные, общечеловеческие зна­ния и ценности, имеющие общецивилизационное, глобаль­ное мировое значение, т. е. знания и ценности, на основе которых осуществляются взаимоотношения стран различ­ных мировых систем.

В соответствии с перечисленными выше видами идео­логических знаний механизм идеологических действий бу­дущего гуманистического общества будет дифференциро­ваться на следующие формы своего функционального бытия:

а) Индивидуальная форма механизма идеологического
действия, предполагающая, что общеиндивидуальные
идеологические знания и ценности будут организовывать,
направлять, регулировать технологическую, экономиче­
скую, политическую, научную деятельность индивида на
основе его мировоззрения и убеждений, или на основе
договоренности и согласия, или на основе принуждения
в ограниченных рамках силы против зла.

б) Коллективная форма механизма идеологического
действия будет предполагать прежде всего то, что идео­
логические знания коллективного значения интегрируют
индивидов в определенные необходимые и возможные ви­
ды социальных групп, коллективов будущего гуманисти­
ческого общества. Идеологические знания и ценности
коллективного значения также будут организовывать, ре­
гулировать, направлять экономическую, политическую,
духовную деятельность коллектива граждан по их убеж­
дениям, договору и возможному принуждению членов
данного коллектива.

в) Сферная форма механизма идеологического дейст­
вия гуманистического общества будет означать то, что
идеологические знания и ценности сферного значения ин­
тегрируют, объединят социальные группы, коллективы
граждан в духовную, социально-политическую, экономи­
ческую, семейно-бытовую сферу жизни будущего об­
щества. Идеологические ценности сферного характера в


действии будут организовывать, регулировать и напря­гать разные виды деятельности сфер общества по согла­шению и договору.

г) Общественная или государственная форма механиз­
ма идеологического действия нового общества будет
предполагать, что идеологические знания и ценности об­
щесоциального значения как высшие ценности общества
гуманизма будут интегрировать сферы общества в страну
как единое целое, с учетом различных вариантов нацио­
нальных моделей государств гуманистической цивилиза­
ции. Соответственно идеологические ценности государст­
венного общесферного характера будут также организо­
вывать, регулировать и направлять деятельность страны
и государства в целом.

д) Международная (внутрисистемная) форма механиз­
ма идеологического действия будет означать, что идеоло­
гические высшие знания и ценности в действии станут
основой интеграции гуманистических стран в систему гу­
манистических стран мира (типа мировой системы стран
капитализма и социализма, или систем стран христиан­
ской, мусульманской, буддистской цивилизации). Разуме­
ется, что эти социальные системные ценности в действии
будут организовывать, регулировать и направлять дея­
тельность системы гуманистических стран на основе меж­
дународных соглашений и договоров между странами гу­
манистической цивилизации.

е) Общецивилизационная форма механизма реализа­
ции идеологических знаний гуманизма будет предпола­
гать, что идеологические общецивилизационные, общече­
ловеческие ценности объединят гуманистические страны
в единую социосферу Земли на общечеловеческой основе.
Общецивилизационные гуманистические действия станут
организовывать, регулировать и направлять взаимодей­
ствия гуманистических и других стран мира в единое це­
лое Земной цивилизации на основе общепланетарных до­
говоров и соглашений глобального характера.

Взаимосвязь всех перечисленных форм механизма и будет давать механизм идеологического действия, взятый в целом, причем индивидуальная'форма механизма явит­ся основой всех форм механизма реализации идеологиче­ских знаний и ценностей гуманистической цивилизации. Механизм идеологических действий, взятый в целом, бу­дет также предполагать различные варианты взаимодей­ствия всех форм описанного в общих чертах механизма реализации идеологических идей, знаний, ценностей гу-


манистического общества. Подводя итог рассмотрения механизма идеологических действий, следует сделать вы­вод, что гуманистические идеологические действия будут организовывать, регулировать, направлять, интегриро­вать деятельность индивидов, коллективов, сфер, тем са­мым станут определять развитие и функционирование са­мого общества, страны, системы стран и цивилизации глобального гуманизма в целом.

Последним элементом системы идеологического гума­низма является учение о формировании органов и орга­низаций российского гуманистического общества. Идео­логические организации в любом обществе всегда выпол­няют функции разработки идеологического учения во всех формах, кроме этого они осуществляют процесс вне­сения, внедрения идеологических идей, знаний, ценностей в сознание личностей, а также производят координацию функционирования механизма формирования сознания индивидов и механизма реализации идеологических цен­ностей в жизни общества. В истории развития человече­ских обществ существовали идеологические организации, имевшие полностью или частично идеологический харак­тер. К религиозным организациям, имеющим полностью идеологический характер, следует отнести жреческие ор­ганизации, церковь как главную религиозную идеологи­ческую организацию с ее сложнейшей иерархической си­стемой, включая монашеские ордена, а также различные религиозные общины и секты. Для различных религиоз­ных конфессий идеологические организации имели свою специфику, например, христианская церковь отличается от мусульманской целигиозной организации, а также от буддистской и иудейской. Главными идеологическими ор­ганизациями светских идеологий всегда были идеологи­ческие или политические буржуазные, социалистические партии и их органы. Как известно, в свое время, бывшая КПСС в полной мере осуществляла функции разви­тия марксистско-ленинского учения через свои партий­ные институты и академии, производила внедрение этого учения в массы народа, а также осуществляла коорди­нацию функционирования идеологических механизмов формирования сознания и идеологических действий. Правда, КПСС присваивала себе функции, несвойствен­ные идеологическим организациям, т. е. она подменяла и «подминала» под себя экономические, административно-хозяйственные, общественно-политические организации советской России. Такая же роль подмены государствен-


ных организаций была свойственна ранее римско-католи­ческой церкви в эпоху феодализма, когда она подменяла и даже подавляла своим авторитетом деятельность суще­ствовавшей тогда королевской и княжеской власти сред­невековой Европы. Взаимоотношения государства и цер­кви в России тоже были не простыми. К полностью иде­ологическим организациям в современных странах мира следует также отнести идеологические исследователь­ские институты, центры, фонды политических, экономи­ческих, социологических, философских исследований, а также философские, политические, социологические, эко­номические кафедры, факультеты, институты и академии, осуществляющие разработку идеологического учения и его внесения в сознание студентов и слушателей.

Сегодня в России спорят: являются ли так называе­мые средства массовой информации идеологическими ор­ганизациями или нет. Да, в средствах массовой инфор­мации специально не вырабатываются идеологические знания, хотя частично и это осуществляется, но главное то, что средства информации вносят, внедряют знания, в том числе и идеологические, в сознание личностей любого общества. Поэтому эти средства следует отнести к час­тично-идеологическим органам, а говорить об их полной деидеологизации просто бессмысленно. Разумеется, сред­ства массовой информации должны осуществлять про­цесс внесения знаний и ценностей различных идеологий, существующих в той или иной стране, а не быть сред­ством внедрения одной только, даже правящей идеоло­гии, как было в России советского периода. Частично-идеологический характер носят также ряд общественных и государственных органов и организаций. Общественные организации писателей, художников, ученых, профсоюзы, различные молодежные организации и движения, в кото­рых частично осуществляется процесс создания или внед­рения идеологических ценностей, а также частично про­изводится координация идеологических действий индиви­дов в различных сферах жизни общества. Разумеется, в большей мере координацию идеологических функцио­нальных механизмов осуществляют государственные иде­ологические организации или идеологические отделы го­сударственных органов.

Для нормального функционирования будущего гума­нистического общества необходимо создать его идеологи­ческие органы и организации. По нашему мнению, в про­цессе становления гуманистического общества необхо-


димо сформировать идеологические исследовательские институты, центры, фонды, разрабатывающие идеологию гуманизма во всех ее формах. Далее следует создать ор­ганизации, которые будут осуществлять процесс внесе­ния идеологических знаний в сознание личностей будуще­го общества. Это прежде всего относится к органам массовой информации нового общества. Разумеется, они будут внедрять знания и ценности также и других идео­логий, которые будут существовать в той или иной стра­не. Особое значение среди идеологических органов будет занимать гуманистическая партия с ее различными ор­ганизациями типа партийных клубов гуманистов. В бу­дущем обществе целесообразно было бы создать раз­личные гуманистические ассоциации и конгрессы гума­нистов, а также молодежные организации гуманистов скаутского типа и т. д. В новом гуманистическом обще­стве возможно будет образовать также государственные идеологические организации в форме государственного идеологического совета при президенте, осуществляюще­го функции координации взаимодействия всех видов иде­ологий в стране с целью выработки правящей идеологии, наиболее приемлемой для государства в определенный период его развития. В гуманистическом обществе к государственным идеологическим организациям следует также отнести различные комитеты и комиссии парла­мента, которые будут осуществлять координацию и кон­троль всех идеологических органов гуманистического общества. Система идеологических органов нового обще­ства будет предполагать создание организаций гумани­стического идеологического просвещения, образования (от начальной до высшей школы), а также органы идео­логической пропаганды и агитации гуманизма в целом.

Таким образом, рассмотренная выше теоретическая система идеологии будущего гуманистического россий­ского общества будет состоять из основополагающих и необходимых форм идеологии, а также из функциональ­ных механизмов и идеологических организаций нового об­щества. На основе системы идеологии гуманизма станет формироваться и идеологическая структура будущего российского общества. Эта идеологическая структура но­вого общества будет представлять собой следующие со­ставные элементы:

1) Основополагающее учение идеологии гуманизма. Это и есть выше очерченная в общих контурах система идеологии гуманизма.


2) Учения гуманистических идеологов, в которых будут
обосновываться и развиваться основные формы идеоло­
гии гуманизма, т. е. идеология мира, общества, человека.

3) Учения идеологов гуманизма, в которых будет осу­
ществляться обоснование и развитие не основных, но не­
обходимых форм новой идеологии (философии, эстетики,
этики, правоведения, политологии, политэкономии, соци­
ологии, а также другие формы учения идеологии гума­
низма).

4) Частично-идеологические формы человеческого по­
знания, возникающие на основе преобразования гумани­
тарных, естественных, технических и общих наук, а также
экологического учения гуманизма.

5) Программно-директивная система идеологии гума­
низма, которая будет разрабатываться различными пар­
тийными, общественными и государственными идеологи­
ческими организациями.

6) Механизм идеологического воздействия, предпола­
гающий создание системы идеологического просвещения,
образования, пропаганды и агитации гуманистического
общества.

7) Механизм формирования идеологического сознания
личностей будущего гуманистического общества.

8) Механизм идеологических действий граждан гума­
нистического общества.

9) Идеологические органы и организации будущего гу­
манистического общества.

Идеологическая структура российского гуманистиче­ского общества, а также других гуманистических стран будет организовывать, регулировать, направлять и интег­рировать деятельность личностей, определяя тем самым становление и развитие основных сфер жизнедеятельно­сти российского общества в целом.

Самостоятельное прогрессивное развитие экономики, политики, культуры без идеологии невозможно, ибо оно не дает целостного, эффективного развития общества; имен­но идеология направляет, интегрирует, упорядочивает развитие общества. Без идеологической структуры будет стихийное, беспорядочное развитие общества, что мы и ви­дим в бывших республиках СССР в результате объявлен­ной деидеологизации. Как отмечает И. Корзун: «Идеоло­гия возрождения дала бы импульс для окончательного преодоления большевистского мировоззрения, психоло­гии, сформированной тоталитарным режимом, для движе­ния общества по пути демократии и прогресса».


Идеологические структуры определяют развитие об­щества, но развитие общества имеет обратное воздейст­вие на идеологическое учение. В новых, изменившихся ус­ловиях, старое идеологическое учение уже не соответст­вует новым социальным процессам, поэтому встает необходимость модернизации, реформы старой идеологии или создания новой идеологии. Можно сказать, что та или иная идеология, верная в определенных исторических ус­ловиях, в других будет неверной, не отвечающей «духу» времени.

В современных западных странах существует в основ­ном только совокупность определенных идеологических принципов, на основе которых определяется развитие и регулирование постмодернистских обществ мира. Но эта совокупность идеологических принципов не доведена до целостных идеологических систем, дающих основу для ду­ховного богатства человека и общества Запада. Только идеологии, дающие целостное знание и представление о мире и роли человека в нем, могут являться основой фор­мирования и развития духовно богатой личности. Неспо­собность современных западных светских идеологий со­здать целостное идеологическое учение привела к тому, что все идеологические концепции постиндустриальных и посткапиталистических стран представляют собой лишь совокупность отдельных идеологических принципов, а не целостное учение о мире и роли в нем идеологии.

Наиболее целостные идеологии, существующие в со­временных западных странах, — это устаревшие религи­озные идеологии, не отвечающие в полной мере требова­ниям нового времени так же, как и возрождающиеся в России религиозные идеологии, например, православия и мусульманства.