НЕМНОГО ОБ ЭТИКАХ

Следующая важнейшая ось типизации: этика — логика Э/Л). Другими словами, попытаемся выяснить, во что вы превращаете и как оцениваете освоенные пространство-время: в логику объективных закономерностей и соотношений или в энергию эмоций и эмоциональных отношений? Отметим, что, описывая предыдущую оппозицию интуиция — сенсорика (И/С), мы вели речь скорее о характерном для вас состоянии души. Теперь же мы поговорим о присущем вам состоянии ума. Этик («эмоциональный тип», по К.Г. Юнгу) — это человек чувства. Осваивая пространство или время, он в первую очередь улавливает и выражает эмоции, то есть энергию психического свойства. Именно с этой точки зрения он оценивает окружающую реальность, именно эмоционально-этическая сторона жизни является основной пищей для его ума. Интровертный вариант этики — обозначим его (Э—) —именуется этикой отношений, или душевной этикой. «Весь мир не стоит слезы ребенка» — вот квинтэссенция интровертной этики от гениального Достоевского (этикоинтуитивного интроверта по соционической типизации; его именем назван соответствующий тип). Основные ключевые слова, характеризующие отношение к жизни людей этого типа: мораль, нравственность, душевность, чуткость. «Точка сборки», то есть оценка окружающей реальности с опорой на морально-нравственные критерии и нормы, находится внутри человека, и, сверяясь в первую очередь с этим камертоном, он строит свои отношения с внешним миром. Интровертная этика (Э -), будучи сильнейшей психической функцией, дает способность почувствовать отношения между людьми, отличить истинные чувства от ложных, учесть все мнения, ощутить чужую боль как свою. Это качество, необходимое врачам, целителям, психологам, юристам. Обостренное чувство такта и повышенное внимание к эмоциям — причина того, что интровертные этики склонны идти на компромиссы более, чем кто-либо, ведь самое важное для них — сохранение добрых отношений между людьми и хорошего настроения и самочувствия каждого человека. Иногда это свойство характера выливается в стойкую неспособность решительно отказать кому-либо в чем-либо и раставить таким образом точки над «i», что соэдает многочисленные недоразумения и тягостные, запутанные ситуции, которые могут длиться годами. Яркий пример человека подобного типа —главный герой фильма «Осенний марафон» Бузыкин, предпочитающий «отрезать живое частями», искренне веря, что это менее болезненно. «Ложь во спасение» — характерный прием этиков, полагающих, что правда иногда слишком жестока («Это может убить его!») и лучше оставить человеку его иллюзии, если он хорошо себя при этом чувствует. Интровертные этики и сами нередко предпочитают не знать или не замечать того, что грозит неприятными переживаниями. Они готовы мириться со многим по принципу «лишь бы не было войны», так как любое радикальное изменение ситуации для них равнозначно насилию — ведь оно непременно отразится на ком-то не лучшим образом! Но, как мы уже отмечали, интроверты способны развить недюжинную активность, отстаивая свои убеждения. Так, в отдельных случаях этикинтроверт ради близкого человека способен пойти против закона и общественного мнения, и в этом он становится сознательно субъективным. «Что для вас важнее: бумажный принцип или живой человек?!» — типичный аргумент этика (Э -).

Экстравертный вариант этики — обозначим его (Э+) —этика эмоций, или социальная этика. Являясь преобладающей психической функцией, социальная этика (Э+) дает склонность демонстрировать себя миру именно с чувственной, эмоциональной стороны (этакий «человек-наружу» и «человек-нараспашку»). Эти люди способны активно творить в области чувств и мнений (политике, актерстве, музыкальном исполнительстве, педагогике, рекламном бизнесе). Экстравертные этики своими яркими эмоциональными проявлениями успешно формируют общественное мнение по тому или иному вопросу, сами чутко реагируют на его изменения и искусно ориентируются в правилах поведения и приличия в любом обществе. Любовь для них — тоже творчество. Поэтому, как любое другое искусство, это часто игра без правил. «Как можно регламентировать чувство?» — воскликнет этик-экстраверт. Как следствие, чувство долга у этих людей также «произрастает» из эмоциональной почвы: они способны свернуть горы для тех, кому симпатизируют в данный момент, но им невероятно трудно заставить себя сделать что-либо в ситуации, не затронувшей их эмоционально. Итак, для этиков (Э) самое главное — человек и мир его чувств, и с этой точки зрения, как уже говорилось, они оценивают ту или иную ситуацию. Этики нередко принимают важные решения под влиянием своих симпатий или антипатий — в этом для них заключается высшая справедливость. Кстати, на этом принципе основан суд присяжных. По характеру своей вовлеченности в происходящее этики (Э) перекликаются с сенсори-ками (С). И у тех, и у других оценки следуют непосредственно за происходящим и способны меняться в пределах короткого времени. И те, и другие — тактики, и их основная проблема «за деревьями не видят леса». Зато в «породах деревьев» (то есть людях и их эмоциях) этики, как правило, разбираются прекрасно! Нередко в обиходе подобное качество именуют «интуицией». Действительно, это своего рода «житейская интуиция», но — внимание! — она ничего общего не имеет с вышеописанным психологическим понятием, противопоставленным сенсорике. Из-за своей способности тонко чувствовать людей, суть любой личности и ее настроение большинство этиков — всегда немного, а порой и слишком манипуляторы. Для этиков-экстравертов характерно сознательное манипулирование чувствами и поступками окружающих. Это неотъемлемая черта политиков, актеров, рекламных агентов. «Покопавшись» в собственном окружении, вы наверняка вспомните хоть одного своего знакомого, способного легко организовать вас на нужное ему, но абсолютно ненужное вам дело. Как правило, уже смахивая со лба пот после трудов праведных, вы задаетесь вопросом: «И зачем мне все это?» Иногда в подобных «акциях спасения» проходит вся жизнь, и при этом несчастная жертва манипулятора может искренне считать, что занята самым святым и важным в мире делом (если, конечно, попала в лапы настоящего этика-«профессионала»!).Хотите узнать, как работает механизм манипуляции, запускаемый этиком? Очень просто, но разнообразно! Жгучая обида, к месту рассказанная жалостливая история, живой интерес к вашей жизни, убедительная тирада о том, что без вас не обойтись, умелый тонкий комплимент, (а доброе слово и кошке приятно!) — и вы готовы горы свернуть! Отметим, что этики-экстраверты очень умело и своевременно поминают собственные прошлые заслуги перед вами. Они из тех, кто любит людей, которых облагодетельствовали сами, и не жалуют собственных благодетелей! Менее сознательное, скорее, невольное манипулирование, характерное для этиков-интровертов, основано в принципе на том же: взывании к вашим чувствам — от жалобных призывов «иметь совесть» до искренних глубочайших переживаний, которые и «сухаря» не оставят равнодушным.^ Мужчины-этики как следствие обладают повышенной эмоциональностью, словоохотливостью и контактностью (Э+), а также могут быть поразительно терпимыми, чуткими и мудрыми (Э—) на фоне своих сдержанно-суровых и категоричных собратьев. Именно этики обычно несравненные ухажеры и любовники: их «серенады», комплименты, букеты и прочие знаки внимания редко остаются без ответа. Вообще, может показаться, что для них не существует препятствий на пути к женскому сердцу — настолько они искусны и тонки в проявлениях своих чувств и понимании «женской психологии». Правда, плененные ими женщины нередко обнаруживают, что, достигнув своей цели, их бесподобный донжуан отнюдь не остыл к прочим представительницам прекрасного пола. Здесь важно вовремя осознать, что такой мужчина в душе «вечный ухажер» (Э+) или «добрейшая душа» (Э-), для которого в первую очередь важен процесс, а не результат, будь то любовная игра или участие в чьей-либо жизни. Другая малоприятная особенность привлекательных этиков состоит в том, что далеко не всегда им удается быть надежными кормиль-цами семейства. Чаще всего для них оказывается проблематичным добыть «твердый кусок хлеба», особенно в сфере сугубо «мужских» профессий (инженерно-технических, военных и т. п.), — ведь этики плохо переносят эмоциональное однообразие и необходимость строгого подчинения сухим уставам и техническим нормативам. Успеха эти мужчины добиваются скорее в областях деятельности, связанных с человеческим общением: литературе, искусстве, рекламном бизнесе, сфере продаж, психологическом и юридическом консалтинге и т. п.^ Женщины-этики — прирожденные актрисы. Им нет равных в искусстве флирта, игры, кокетства. Надутые губки, стрельба глазами, неожиданные бурные слезы, обольстительные и загадочные улыбки либо просто эмоциональная, яркая, полная юмора речь и прочее, и прочее — их арсенал неисчислим! Они обожают веселье, смех, с упоением поют и танцуют и нередко становятся центральными фигурами вечеринок и застолий. Став почтен-ными дамами, сохраняют свою живость и готовность к флирту, а любовь к семье выражается в виртуозной способности достать и организовать все что угодно для своих близких. У них «все схвачено», всюду «нужные люди», приятные знакомые, и, даже впервые увидев человека, они способны обаять и обратить его в своего помощника-друга за каких-нибудь полчаса (Э+)!

В интровертном варианте (Э—) их энергия проявляется в готовности прийти на помощь, «подставить плечо» в трудную минуту, обеспечить «тылы» близким, занятым более активной деятельностью. Но безрассудное следование эмоциям иногда подводит этих женщин. Полагая, что все живут только чувствами, они придают чрезмерное значение их проявлениям. Так, несколько неосторожно брошенных взглядов они способны принять за пламенную страсть, и никакие разумные объяснения, что «смотреть — не значит любить», не в силах их образумить. «Но ведь зачем-то он смотрел!» — скажет вам женщина-этик (Э+). Не остановить их и в том случае, если на них произвели впечатление чьи-то жалобы или плохое настроение. Они бросаются на помощь с энтузиазмом, явно превышающим масштаб «катастрофы». На худой конец, удастся побыть «жилеткой», в которую раные «бедняжки» с удовольствием поплачут (Э-). Ярчайший пример — история любви Скарлетт О'Хара к Эшли Уилксу из романа «Унесенные ветром». Сколь сильна эмоционально и не внемлет логическому рассудку вера героини в то, что именно она — настоящая любовь Эшли! Лишь такая же по силе эмоция — смерть Мелани — оказалась способной образумить Скарлетт и развеять ее иллюзии. Увы, логические выкладки тут бессильны. Но ведь логика (Л) — на противоположном полюсе нашей оси! «Первым делом, первым делом — самолеты. Ну а девушки? А девушки — потом...»