ВИДЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ДРАМАТУРГИИ

 

 

В предисловии к учебнику, в связи с уточнением термино­логии нашего предмета, уже говорилось о ясно различимых родо­вых и видовых признаках театрализованных представлений. Сама практика развития театрализованных представлений в нашей стра­не формирует те или иные их конкретные виды. Одни из этих видов находятся в процессе становления, оформления, утвержде­ния в жизни, другие, четко определившись по видовым парамет­рам, дифференцируются на жанровые и иные разновидности.

Движение самодеятельного творчества трудящихся определяет и постоянно корректирует этот процесс.

То, что уже сложилось, определилось и имеет живое развитие в последние десятилетия, по видовым признакам можно класси­фицировать следующим образом (хотя и достаточно условно, не охватывая все существующие и мыслимые явления): агитационно-худооюественное представление, литературно-музыкальная компо­зиция, тематический театрализованный концерт, массовое театра­лизованное празднество.

Тематический театрализованный концерт появился и начал оп­ределяться в видовых своих чертах в 70-х годах. Имеется и литерату­ра, специально посвященная этому новому виду театрализованного представления 2. Но мы не будем специально рассматривать его в главе, так как этот вид находится еще только в процессе становления и в теоретическом плане недостаточно осмыслен, раз­работан.

Что касается массового театрализованного празднества, то это, безусловно, имеющая устоявшиеся видовые признаки и одно­временно объемная, синтезирующая форма театрализованного представления. Это венец творчества народа для народа. Пости­жение сущностных черт драматургии такого празднества может быть плодотворным лишь после подробного изучения других ви­дов театрализованных представлений. Поэтому рассмотрение дра­матургии празднества заключает наше исследование.