рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

А. И. Чечётин

А. И. Чечётин - раздел Образование, А. И. Чеч...

А. И. Чечётин

  Основы

ПРЕДИСЛОВИЕ

Всоциалистическом обществе, по словам В. И. Ле­нина, начинается «быстрое, настоящее, действитель­но массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения, происходящее движение впе­ред во всех областях общественной и личной жизни». В этих условиях театрализованные представления и народные празднества выступают как формы прояв­ления свободной творческой самодеятельности масс, коллектива и личности одновременно, и вместе с тем как средство интеллектуального, эмоционального и физического развития, коммунистического воспита­ния. «Дело коммунистического воспитания, как и всю свою революционно-преобразующую деятельность,— отмечалось на XXIV съезде партии,— КПСС строит на прочном фундаменте марксистско-ленинской тео­рии». Именно с этих позиций и рассматривается во­прос о природе, содержании и значении театрализо­ванных представлений как особого способа удовлет­ворения духовных потребностей людей, вопрос, пред­ставляющий собой сложную проблему.

Сложность данной проблемы обусловлена широ­той самого явления и многообразием его функций (социально-нравственная, дидактическая, информа­ционно-коммуникативная, гедонистическая и т. д.).

Марксизм-ленинизм доказал решающую зависи­мость характера любой сферы духовной деятельности людей от способа материального производства, от со­вокупности социально-экономических отношений той или иной эпохи. Историческое рассмотрение теат­ральной деятельности в самых различных аспектах и формах (от старинного обрядового действования до современного Всемирного форума молодежи) еще раз подтверждает истинность марксистско-ленинской теории и дает ключ к пониманию как всего процесса развития явления, так и его перспектив, и главное — открывает возможность для максимально активного воздействия на этот процесс.

Рассматривая возникновение и развитие театрали­зованных представлений в рамках больших историче­ских эпох, нельзя не увидеть прежде всего той со­циально-нравственной функции, которую выполняют массовые празднества и театрализованные представ­ления.

С древнейших времен в народных обрядах, пред­ставлениях и празднествах имели место две сторо­ны— элементы культовые и элементы фольклорные. Именно из недр фольклорного театра Великая Ок­тябрьская революция вывела на первый план свойст­венную народу и его искусству активность отноше­ния к действительности. Складывавшиеся в первые послереволюционные годы традиции качественно но­вых театрализованных представлений и празднеств отвечали тенденциям развития советского общества. Они давали выход творческой энергии народных масс, являлись одной из форм общения людей и вме­сте с тем — средством духовно-практической органи­зации общественной жизни. Всенародные юбилейные торжества, смотры и фестивали искусств, театрали­зованные концерты и массовые представления сегод­ня свидетельствуют о все возрастающей активности советского народа, о его верности идеалам комму­низма.

Но прежде чем приступить к изучению истории предмета и к его обстоятельному теоретическому ос­мыслению, необходимо установить основные термино­логические понятия.

I') немногочисленной пока литературе по массо­вым празднествам и театрализованным представлени­ем 1п I, к сожалению, единой терминологии, и это ос-

|

ложняет понимание ряда проблем, связанных с дра­матургией и режиссурой театрализованных представ­лений и празднеств.

Имеют распространение термины «массовое пред­ставление», «массовый праздник», «массовые формы работы» и т. п. Во главу угла в данном случае ста­вится слово массовый, не отражающее ни одну из важнейших функций и эстетических особенностей яв­ления и исключающее театрализованные представле­ния, в которых не обязательно участвует большое количество народа, такие, как агитационно-художест­венное представление, литературно-музыкальная ком­позиция, тематический концерт и пр.

В статьях и учебных пособиях встречается и тер­мин «клубная драматургия». Говоря о клубной дра­матургии, авторы имеют в виду сценарии агитацион­но-художественных представлений, литературно-му­зыкальных композиций, тематических концертов и даже массовых театрализованных празднеств.

Термин «клубная драматургия» (как и термины «клубное представление», «клубная пьеса») возник в 20-х годах в связи с появлением культурно-просвети­тельных учреждений и с необходимостью четкого оп­ределения задач клуба. Выступавшие в то время по вопросам самодеятельного искусства авторы искали главнейшие специфические особенности драматургии самодеятельного театрализованного действа, театра­лизованного представления в отличие от драматур­гии исторически сложившейся, театральной, которая в то время не отражала еще в полной мере революци­онную ломку действительности. Затем, с появлением массовых самодеятельных театральных движений, таких, как «Синяя блуза», театры рабочей молодежи (ТРАМы),— термины «клубная пьеса», «клубная драматургия» утратили значение и во многом смысл. В наше время вновь оживленные термины «клуб­ная драматургия», «клубное представление», «клуб­ное действие», несмотря на включение их в названия учебных специальностей, широкого распространения не получили — и совершенно закономерно, так как они не охватывают многих типов представлений под открытым небом, к которым относятся, например, театрализованные шествия и празднества на стадионах, площадях и улицах, торжественные ритуалы на местах героических событий, у мемориалов. Между тем даже не специалисту ясно, что драматургии мас­совых театрализованных представлений имеет общие черты с драматургией тех типов представлений, кото­рые организуются на сценических подмостках в сов­ременных клубах, Домах и Дворцах культуры. Более того, драматургия самодеятельных народных пред­ставлений имеет в большей части неписаную, но тем не менее многовековую историю. Поэтому отрывать современную, качественно новую, но возникшую и выросшую, разумеется, не на пустом месте драма­тургию театрализованных представлений от ее народ­ной исторической почвы было бы неверно. И в этом смысле термин «клубная драматургия» неточно опре­деляет явление. Да и помимо всего прочего, определе­ние эстетического признака какого-либо явления че­рез тип учреждения неправомерно, не может рас­крывать существа этого явления.

Обратимся к другому понятию. Мы говорим: теат­рализованный праздник, концерт и т. д. Это понятие довольно широкое, но и достаточно определенное. Когда говорят о театрализации, то всегда имеют в ви­ду явление, принадлежащее области искусства, свя­занное с образным решением, имеют в виду обраще­ние к эмоциональной сфере человеческого восприя­тия, так как эмоции — важнейший принцип, важней­шее качество именно художественного творчества. Правда, в последнее время из-за отсутствия научных теоретических разработок в этой области со словом театрализация обращаются слишком вольно. Можно встретить выражения типа: «театрализованный на­вык», «театрализованное мышление». В данном слу­чае понятие театрализация совершенно отрывается от сферы искусства, а это в корне неверно.

Театрализация предполагает возможность препод­несения в художественной форме и именно театраль­ными средствами той или иной идеи. А в применении к представлениям типа агитбригадных, типа тематиче­ских концертов, массовых празднеств слово театра­лизация может означать лишь органическое сочета­ние нетеатрального, жизненного, непосредственно связанного с производственной практикой и бытом людей материала и материала художественного, об­разного; это сочетание, этот сплав документального и художественного, создается с целью определенного воздействия на публику. Иначе говоря, «начало худо­жественно-образное сливается здесь воедино с нача­лом утилитарным (дидактическим, агитационным, пропагандистским) и ему подчиняется».

Думается, что и сценарную драматургию подоб­ных представлений на современном этапе целесооб­разно называть широким и достаточно точным в ис­кусствоведческом плане термином драматургии теат­рализованных представлений.

Общественная функция искусства, согласно марк­систско-ленинской эстетике, включает в себя позна­вательные, воспитательные и эстетические задачи. Если наука как одна из форм общественного созна­ния апеллирует к разуму человека, то искусство во всех своих разновидностях — «к разуму и сердцу, ко всему строю духовных чувств человека».

Познавательная и воспитательная функции искус­ства неотъемлемы от его эстетической функции. Но если рассматривать наиболее выявившиеся в своем общественном значении формы искусства, то нельзя не увидеть, что та или иная из функций в отдельных его формах превалирует над другими, отнюдь не исключая их. Иными словами, познавательное, дидак­тическое и эстетическое начала в различных родах искусства находятся в разных соотношениях и их удельный вес различен.

В. И. Ленин подчеркивал, что искусство долж­но объединять чувства, мысли и волю масс. «Оно должно пробуждать в них художников и разви­вать их». Учитывая особую связь искусства с действитель­ностью и именно комплексное воздействие его на чувства, мысли и волю масс, В. И. Ленин не отрывал тем не менее задач искусства от «утилитарно-практи­ческого», от революционной практики. Воспитатель­ная функция искусства (включающая в себя агита­цию и пропаганду) в отдельных его формах понима­лась классиками марксизма-ленинизма как решаю­щая. И театрализованные представления, несомненно, относятся к таким формам.

Назрела необходимость выделить театрализован­ные представления в отдельный род искусства, имею­щий специфику как в плане соотношения функций и задач, так и в художественной образности. И в этом смысле театрализованное представление — понятие наиболее точное. С одной стороны, оно означает театр в самом широком смысле этого слова и в осно­ве своей соответствует понятию рода. С другой сто­роны, эволюция театрализованных представлений свидетельствует и об определенном, реально сущест­вующем движении в сторону видовых и жанровых подразделений. Этот древнейший и всегда новый бла­годаря тесной связи с жизнью род искусства имеет много точек соприкосновения с профессиональным театральным искусством, но, как уже было сказано, характеризуется и многообразными особенными чер­тами.

В практике театрализованных представлений по­следних десятилетий можно четко выделить следую­щие виды театрализованных представлений: агитаци­онно-художественное представление, литературно-му­зыкальная композиция, театрализованный концерт, массовое театрализованное празднество.

Внутри каждого из этих видов театрализованных представлений определились и продолжают опреде­ляться разновидности с более конкретными типоло­гическими (трудно пока сказать — жанровыми) осо­бенностями.

Что касается самих основ драматургии театрали­зованных представлений, ее теории, ее важнейших категорий, то они в свою очередь не могут быть вы­веденными, понятыми и изученными без знания ос­нов теории драмы, имеющей многовековую историю и отразившей практику мирового театра всех видов и жанров. Поэтому раздел «Теория драматургии теат­рализованных представлений» начинается с краткой характеристики важнейших эстетических категорий драматургии. А после определения общих и особен­ных черт драматургии театра и театрализованных представлений раскрываются такие понятия, как те­ма, идея и замысел в сценарии театрализованного представления, творческий монтаж, особенности но­мера, виды и жанры номеров в театрализованных представлениях и пр.

Основой для обобщений послужило углубленное изучение истории народного театрального искусства, знакомство с различными видами театрализованных представлений нашего времени, а также осмысление, анализ многочисленных высказываний режиссеров-постановщиков театрализованных представлений.

Историческое рассмотрение практики и определе­ние на базе теории драмы основных категорий тео­рии драматургии театрализованных представлений — единственно возможный путь к выявлению характер-черт, отличающих театрализованное представле­ние «и традиционного театрального спектакля, путь к продуктивному рассмотрению различия этих двух явлений и отдельных их аспектов.

Новый этап строительства коммунистического общества в пашей стране, бурное развитие (с середины 50-х годов) театрализованных представлений всех ви­дов и разновидностей, общий ход развития искусств и главным образом практика самодеятельного твор­чества трудящихся обусловили насущную необходимость в режиссере самого широкого профиля — в специалисте по театрализованным представлениям, который мог бы профессионально и по-настоящему творчески, художественно и целенаправленно в мас­штабах клуба, Дворца культуры, парка культуры и отдыха, города, области и т. д. организовывать, ко­ординировать, ставить, в едином представлении объ­единять работу нескольких, а иногда и очень многих творческих коллективов. Это могут быть представле­ния самых различных видов, от агитбригадной про­граммы до массового театрализованного празднества. Такой специалист крайне необходим, ибо во многом спонтанно развивающийся процесс самодеятельного творчества масс нужно своевременно и активно на­правлять,— только тогда самодеятельное искусство может стать реальной силой в области формирования коммунистического мировоззрения.

Вот почему в Государственном институте теат­рального искусства им. А. В. Луначарского, во всех институтах культуры и искусств на соответствующих факультетах читаются такие курсы, как «История массовых представлений и народных празднеств», «Основы драматургии», «Сценарное мастерство». Со­держание этих курсов в основных своих чертах и рас­крывается в данном учебнике.

Настоящая работа является результатом много­летней практики преподавания названных дисциплин, знакомства с изданными ранее исследованиями и учеб­ными пособиями, и, безусловно, она стала возмож­ной лишь благодаря появлению в последние годы ра­бот теоретического характера, созданных такими ве­дущими деятелями в области режиссуры театрализо­ванных представлений, как народный артист СССР И. М. Туманов, народный артист РСФСР И. Г. Ша-роев, заслуженный деятель искусств Бурятской АССР Д. В. Тихомиров и другие.

 

 

Часть первая

История театрализованных представлений

 

 

Глава I.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

У НАРОДОВ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И В РОССИИ

Весьма показательны названия представлений: «Пантомима великой революции» — в Москве, «Гимн освобожденного труда»— в Петрограде, «Борьба труда и… Вахтангов мечтает в это время поставить на сцене «Комму­нистический манифест».… С древнейших времен в народных обрядах, празднествах и представлениях в полную силу проявлялся вольнолюбивый дух…

Обряды и празднества при первобытнообщинном строе

Различного рода празднества и театрализованные представле­ния в своих истоках у всех народов мира так или иначе связаны с обрядами. Обряды —… Некоторые ученые прошлого и современные буржуазные со­циологи говорили и… Вместе с тем, по мнению Г. В. Плеханова, вся обрядовая сто­рона производственной жизни первобытных людей есть зародыш…

Массовые празднества, театрализованные представления в Древней Греции и Древнем Риме

Уже в III тысячелетии до н. э. на одном из островов греческо­го архипелага — на острове Крит — была создана высокая культу­ра. Именно там… Представление о мире в исторический период первобытнооб­щинного строя у… У древних греков существовала целая система обрядов, при­званных обеспечить успешное завершение предпринятого дела,…

Театрализованные представления средневековья и Возрождения

Революционное движение рабов и нашествие варваров поло­жили конец римскому государству. На смену разрушенному рабо­владельческому обществу приходит… Античное мифотворчество и культура сменяются господством религии. Религия в… Несмотря на настойчивое преследование церковью язычества, в народе продолжали исполнять языческие обрядовые игры в…

Обряды, народные празднества, представления

У славянских племен.

Народные театрализованные представления

И массовые празднества в России XII—XVII веков

Представления и празднества у славянских племен, заселяв­ших территорию Восточной Европы и нашей страны, как и у всех народов мира, связаны с… Из числа производственных обрядов у наших предков и их ближайших соседей… Из охотничьих обрядов у народов Сибири дошли до начала нашего века торжественные похороны собак с принесением их в…

Театрализованные представления XVIII века.

Городские массовые гулянья,

Балаганные и другие представления XIX века.

Социальная жизнь России конца XVII —начала XVIII века отмечается усилением роли придворной аристократии и дворянст­ва. Именно эти социальные группы… Начало потешному действу было положено при Димитрии Са­мозванце. Потехи… «Потехой» в дореволюционной России называли и пляску, и гимнастические забавы, и сказывание сказок, и проделки ученых…

ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РАСЦВЕТ ВСЕХ ВИДОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

И МАССОВЫХ ПРАЗДНЕСТВ

Массовые празднества и представления в период революции и гражданской войны

В год свершения Великой Октябрьской социалистической ре­волюции и в грозные годы гражданской войны массовые театра­лизованные представления и… Руководители и организаторы первых революционных празд­неств стремились… Иногда площадные представления строились по мистериально-му принципу, т. е. действие их охватывало тысячелетние эпохи,…

Празднества, фестивали, массовые гулянья, самодеятельные театральные движения 20—30-х годов.

В конце 20-х годов от восстановительного периода Советская страна перешла к реконструкции народного хозяйства. Начались годы первых пятилеток, годы… Тридцатые годы ознаменовались большим подъемом культур­ного уровня трудящихся… Массовые празднества, театрализованные представления вы­ступают теперь как одна из важнейших форм идейно-политиче­ской…

Массовые празднества, фестивали, театрализованные представления 50—60-х годов

Вероломное нападение немецко-фашистских захватчиков, Ве­ликая Отечественная война и трудные годы послевоенного восста­новительного периода надолго… Но это, конечно, не значит, что самодеятельность совсем свер­нула свою работу.… В последние годы войны и сразу же после нее самодеятель­ность снова начинает набирать силы и размах, создаются и…

Самодеятельные театральные движения 60—70-х годов. Всенародные юбилейные торжества и празднества

В 60-е и 70-е годы всенародные массовые празднества с осо­бой силой обнаруживают свое воспитательное, мобилизующее и организующее воздействие.… Характерными особенностями развития агитбригадных пред­ставлений конца 60-х —… го движения 1, плодотворные поиски путей обогащения художест­венно-выразительных и агитационных средств, учет…

Глава 1.

ОСНОВЫ ДРАМАТУРГИИ

 

Понятие о драме

В последнем издании вузовского учебника по литературоведе­нию Г. Л. Абрамовича сущность драмы раскрывается следую­щим образом: «Показывая внешний по… Литературовед О. Головенченко определяет драму как «осо­бый род литературы,… Из вышеприведенного видно, что полного единодушия в пони­мании специфики драмы у теоретиков нет. В одних случаях в…

Действие в драме

Определив действие как основной из существенных признаков драмы, как ее важнейшую эстетическую категорию, рассмотрим структуру действия вообще и… Древнегреческий философ-материалист Гераклит высказал мысль о борьбе как об… В. И. Ленин, указывая на замечательные диалектические до­гадки Гераклита, писал: «Раздвоение единого и познание…

Драматический конфликт

Как мы видели, драматическое действие отражает движение действительности в ее противоречиях. Но мы не можем отождеств­лять это движение с… Конфликт в драматическом произведении, отражая реальные жизненные… В своем конкретно-художественном осуществлении, развер­тывании драматический конфликт позволяет наиболее глубоко…

Композиция драмы

Понятие «композиция» относится ко всем родам, видам и жанрам искусства. Для драмы это понятие особенно важно в связи с самой ее эстетиче­ской… Реальная жизненная модель, как правило, служит лишь пер­воначальной наметкой… Термин композиция пришел в теорию драмы из теории живо­писи в XIX веке. То, что сейчас подразумевается под понятием…

Жанр как эстетическая категория

В синкретическом искусстве древних народов будущие роды как способы изображения, отражения действительности существо­вали лишь в неразвернутом'… В переизданном много раз учебнике «Введение в литературо­ведение» Г. Л.… «Эпос, лирика и драма в своей совокупности открывают почти безграничные возможности полного и глубокого…

Общее и особенное в драме и в сценарии театрализованного представления

Театрализованные представления и массовые празднества в честь знаменательных для всей страны дат и важнейших собы­тий в жизни коллективов занимают… Известно, что основой всех видов и жанров театрализованных представлений и… Конфликтность как специфическое отражение существенных противоречий действительности в сценарии…

Тема, идея, замысел сценария театрализованного представления

Общеизвестно, что создание художественного образа любого произведения искусства зависит прежде всего от темы и идеи про­изведения, от главной мысли… Но эту мысль нельзя понимать буквально. Догматическое, уз­ко конкретное… Специалисты в области литературы считали и считают, что процессу формирования главной мысли произведения предшеству­ет…

Композиция как монтаж в сценарии театрализованного представления

Рассматривая особенности композиционной структуры драмы, мы убедились в относительной законченности, внутренней целост­ности каждого звена драмы.… Выстраивая сценарий театрализованного представления, автор должен обратить… Завершенная внутри себя композиционная структура театра­лизованного представления, в сущности, делится на ряд циклов…

Приемы монтажа в сценарии театрализованного представления

С. Эйзенштейн говорил, что монтаж основан на сопоставлении двух или нескольких кусков и больше похож не на сумму их, а на произведение; результат… «Представьте себе,—говорит В. Пудовкин,—что вы рассказы­ваете о бедственном… То есть контрастность как прием монтажа основана на сбли­жении противоположных, контрастирующих по смыслу элемен­тов…

Номер в сценарии театрализованного представлении

Еще в конце XVIII века русский актер и драматург П. А. Плавильщиков отметил, что немецкие и английские актеры «связывают свои представления из… Что же собой представляют эти «узлы» с точки зрении теории? В драматургии издавна существует понятие сцена. В практике театра сцена обычно определяется уходом кого-либо из…

Виды и жанры номеров

  Всякая классификация в искусстве неполна, и мы выделяем здесь видовые и… К первой видовой группе следует отнести разговорные (или речевые) номера. Затем идут музыкальные,…

Документальность и социально активный характер драматургии театрализованных представлений

С документальностью как специфической чертой драматургии театрализованных представлений непосредственно связана и из нее вытекает и другая… Повседневная конкретная деятельность всех без исключения коллективов нашей… Если театр требует от зрителя сочувствия, сопереживания, то драматургия театрализованных представлений требует и…

Глава II.

ВИДЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ДРАМАТУРГИИ

  В предисловии к учебнику, в связи с уточнением термино­логии нашего предмета,… Движение самодеятельного творчества трудящихся определяет и постоянно корректирует этот процесс.

Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления

Идейно-политическая, идеологическая работа может быть раз­делена на теоретическую деятельность, пропаганду и агитацию. При этом и теоретик, и… Пропаганда и агитация — слова латинского происхождения. В буквальном переводе… Однако суть нашей партийной, ленинской пропаганды значи­тельно глубже. Она призвана не только распространять,…

Выразительные средства агитационно-художественного представления

В распоряжении сценаристов агитационно-художественных представлений — богатейший арсенал выразительных средств. Мы будет рассматривать эти средства,… на агитбригаду — как на основное ядро, основной коллектив, ко­торый создает… Нельзя назвать такой род или вид искусства, который был бы противопоказан агитбригаде. Сама ее природа, синтетический…

Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления

Почти в каждом номере журнала «Молодежная эстрада», «Культурно-просветительная работа» (да и в других массовых изданиях, призванных помогать… Довольно широко распространено мнение, что литературно-музыкальная композиция… истоках этого типа представлений, одни называют «Свержение самодержавия» (1919), другие —«Синюю блузу», в передовых…

Тема, идея, конфликт в литературно-музыкальной композиции

При создании литературно-музыкальной композиции выбор темы, ее определение является частью творческого процесса. Этот выбор обусловлен материалом,… Как и при написании агитбригадной программы и любого дру­гого представления,… «Мне нужен был комплекс, некий синтез времени, среды, в которой он жил, всего, что его окружало, что он любил, отрицал…

Понятие «театрализованное празднество» и природа его драматургии

Практически все разновидности народных празднеств (это под­тверждается исторической частью работы) имели и имеют театра­лизованный характер или же… ральных действований. Это определяется обрядово-зрелищными формами праздничной… На протяжении доступных исследованию эпох в празднествах находили отражение как вещественные, так и духовные…

Композиция сценария массового театрализованного

Празднества

А. В. Луначарский, делая на основе первых революционных празднеств практически-организационные и теоретические выводы, уже в 1920 году выделил две… В этом первом и еще самом общем теоретическом взгляде на революционное… Говоря же сегодня подробно о драматургии театрализованного празднества, режиссеры и теоретики единодушно выделяют в…

Особенности сценария массового театрализованного

Празднества

Особенности сценария массового, театрализованного праздне­ства, как его литературной основы, так и элементов композиции, обусловлены прежде всего… Определяя сущность празднества на материале карнавальной культуры эпохи… Комплексность и многогранность элементов празднества-пред­ставления также определяют специфику его сценария.

Рекомендуемая литература

 

Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. М., 1976.

Ленин В. И. О литературе и искусстве. М., 1976.

Брежнев Л. И. О коммунистическом воспитании трудящих ся. М., 1975.

О мерах по дальнейшему развитию художественного творчест­ва. Постановление ЦК КПСС.— Правда, 1978, 2 апреля.

О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспита­тельной работы. Постановление ЦК КПСС.— Советская культура, 1979, 9 мая.

Крупская Н. К. Основы политико-просветительной рабо­ты.— Пед. соч. М., 1959, т, 6.

Луначарский А. В. Агитация и искусство. — Собр. соч. М., 1967, т. 7.

Луначарский А. В. О театре и драматургии. М., 1958.

Луначарский А. В. О народных празднествах.— В сб.: Золотые россыпи России. М., 1966.

Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1970.

Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.

Ардов В. Е. Разговорные жанры эстрады и цирка. М., 1968.

Асеев Б. Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. М., 1977.

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная куль­тура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

Белоусов Я. Праздники старые и новые. Алма-Ата, 1974.

Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

Брабич В., Плетнёв Г. Зрелища древнего мира. М., 1971.

Брехт Б. Театр.— Собр. соч. М., 1965 т. 5/2.

Б рудный В. И. Обряды вчера и сегодня. М., 1968.

Владимиров С. Действие в драме. Л., 1969.

Виноградов-Мамонт Н. Г. Красноармейское чудо. Л,, 1972.

Волькенштейн В. Драматургия. М., 1969.

Генкин Д. М. Массовые праздники. М., 1975.

История зарубежного театра/Под ред. Г. Н. Бояджиева и др. М., 1971,1972, 1977, т. 1—3.

Кар ягин А. Драма как эстетическая проблема.— В сб.: Во­просы эстетики. М., 1960, вып. 3.

Катышева Д. Н.-Литературный монтаж. М., 1973.

Клубоведение/Под ред. С. Н. Иконниковой, В. И. Чепелева. М., 1980.

ЛоусонДж. Г. Теория и практика создания пьесы и кино­сценария. (Перевод с англ.). М., 1960.

Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное яв­ление. М., 1978.

Петров И. В. 50 и 500. М., 1960.

Поэзия крестьянских праздников. Л., 1970.

Пудовкин В. Избранные статьи и письма. М., 1955.

Массовые праздники и зрелища/Сост. В. Н. Глан. М.., 1961

Режиссура массовых зрелищ. М., 1964.

Рабинянц Н. Театр юности. Л.—М., 1959.

Розовский М. Режиссура зрелища. М., 1973.

Руднев В. А. Советские обычаи и обряды. Л., 1974.

Русская народная драма XVII—XX веков. Хрестоматия. М., 1953.

Сахновский-Панкеев В. Драма. Л., 1969.

Сегал М. Д. Физкультурные праздники и зрелища. М., 1977,

Театрализованные праздники и зрелища 1964—1972. М., 1976.

Товстоногов Г. А. Круг мыслей. М., 1976.

Тихомиров Д. В. Беседы о режиссуре театрализованных представлений. М., 1977.

Тривас М. Сатира и юмор на эстраде. М., 1973.

Туманов И. М. Режиссура массового праздника и театра­лизованного концерта. М., 1976.

Угринович Д. М. Обряды. За и против. М., 1975.

Чечётин А. И. Драматургия театрализованных представле­ний. М., 1979.

Шароев И. Режиссер эстрады и массовых представлений. М., 1975.

Юнаковский В. С. Сценарное мастерство. М., 1974.

Яхонтов В. Театр одного актера. М., 1958

Анатолий Иванович Чечётин

ОСНОВЫ ДРАМАТУРГИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Редакторы Л. А. Белова, С. М. Савов Художник А. К. Мешков Художественный редактор К. К. Федоров Технический редактор И. В. Квасницкая Корректор О. В. Ивашкина

ИБ № 5916

Сдано в набор 23.06.80. Подписано К печати 28.01.81. А 07236. бОХЭО'Ае- Бум. типограф. № 2. Гарн. литер. Печать высокая. Усл. печ".- л. 12. Уч.-изд. л. 13,36. Тираж 39 000 экз. Заказ № 3661. Цена 75 к.

Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Государственного коми­тета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва, 3-Й проезд Марьиной рощи, 41.

Типография им. Смирнова Смоленского облуправления издательств, полиграфии и книж­ной торговли, г. Смоленск, пр. им. Ю. Гагарина, 2.

– Конец работы –

Используемые теги: Чечётин0.038

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: А. И. Чечётин

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

0.022
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам