Тема 4. Чиновничество как носитель профессиональной субкультуры

 

4.1. Понятия профессиональной этики и профессиональной деонтологии. Во втором разделе мы переходим от рассмотрения вопросов теоретической этики к проблемам практической, прикладной этики. Эта отрасль науки о морали охватывает нравы конкретных людей и социальных групп. Одной из разновидностей прикладной этики является профессиональная этика — направление этики, исследующее нравы членов определённого профессионального сообщества, их моральные ориентиры и стоящие перед ними этические проблемы. В специфических условиях профессиональной деятельности общеэтические ценности тесно переплетаются с нормами профессиональной морали. Такого рода исследования имеют аналитически-рекомендательный характер.

Важнейшей областью профессиональной морали является профессиональная деонтология. В интерпретации специалистов профессиональная деонтология — (от греч. deontos — должное, logos — учение) это «часть профессиональной этики, изучающая совокупность моральных норм, однозначно регламентирующих должное поведение личности в определённой профессиональной сфере и носящих конкретно-императивный характер; в отличие от норм обычной этики эти нормы не дают права выбора, закрепляются в служебных документах и обеспечиваются административными (т.е. правовыми) санкциями»[13]. К числу деонтологических актов относятся тексты присяг, клятв, уставов, моральных кодексов и отдельных законов, затрагивающих нравственные обязанности представителей той или иной профессии. В силу особого общественного значения принципы профессиональной деонтологии в разной степени регламентируют действия людей в профессиях врача, юриста-правоприменителя, военнослужащего, педагога, чиновника.

Ниже, в главах данного раздела, мы обратимся к исследованию нравов сообщества госслужащих, выявим нравственные регуляторы, которыми они руководствуются, обозначим этические проблемы госслужбы, волнующие общество и самих чиновников, попытаемся понять возможные пути их разрешения.

Профессиональная этика госслужащих — система норм, регулирующая поведение чиновников в специфических условиях госслужбы. В России согласно федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» к категории «государственных служащих» относятся только лица, занимающих государственные должности в государственных органах, т.е. наделённых властью институтах государства, а не в любых государственных организациях. «Государственная служба» в российском законодательстве определяется как работа, выполняемая в государственных органах, т.е. управленческих структурах государства и отличающаяся по содержанию и форме от исполнительного труда рабочих.

Поэтому субъектами служебной этики выступают лица, профессионально занимающиеся управленческой деятельностью в органах государственной службы. Предметом профэтики госслужбы является отношение госслужащих к моральным ценностям общества, института государства и своей профессии, воплощение этих нравственных ориентиров в конкретной фактической работе и частной жизни.

4.2. Государственные служащие как носители профессиональной субкультуры. Для того, чтобы приступить к выявлению и описанию нравственных ориентаций чиновников, нам необходимо выбрать ракурс для вычленения их внутренней социокультурной организации. «Объяснительной моделью», позволяющей рассмотреть чиновничество как специфическое профессиональное сообщество, корпорацию с относительно общими внутренними ценностными установками и проблемами, является понятие субкультуры.

В гуманитарных науках субкультура — (от лат. sub — под) это культура определённой локальной социальной общности. В этом смысле субкультура представляет собой совокупность ценностей, значений и средств выражения, с помощью которых локальная человеческая группа, занимающая в обществе специфическое положение, пытается усвоить и переосмыслить доминирующую систему ценностей. Субкультура как культура сообщества или корпорации может быть также в определённом контексте определена как корпоративная культура[14], — эти понятия в нашей работе мы будем использовать как синонимы. Характерными чертами субкультуры или корпоративной культуры микро- или макросообщества являются:

1. Организационная структура, вызванная профессиональными традициями, профилем деятельности и спецификой решаемых задач;

2. «Корпоративное сознание» (самоидентификация, самосознание, интеллект, менталитет, система координат, задающая умонастроения членов сообщества);

3. Деонтология и регуляторы поведения (профессиональные нормы, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка)

4. Своеобразный «стиль» поведения, предполагающий создание и поддержание определённого образа (имиджа)

5. Манеры поведения (этикет, протокол, «правила игры» принятые в корпорации);

6. Жаргон, язык или речевые стандарты и правила, принятые в этой группе; сюда также могут относиться стандарты официальной, деловой переписки, формы приветствия и официального обращения к руководству и сослуживцам

7. Представление членов корпорации о своей социальной «миссии» как о программе социальных задач и приоритетов, прямо не связанных с коммерческим эффектом и получением прибыли, характеризующих влияние оказываемой сообществом услуги на стиль, качество и образ жизни потребителей;

8. Понимание членами корпорации процесса цивилизации как нравственного и организационного совершенствования самих себя и своего сообщества

9. Временная ритмизация жизнедеятельности. Искусственная настройка ритмов времени, которое в зависимости от степени интенсивности переживания, насыщенности событиями может быть либо спиралеобразным (цикличным, вялотекущим, застойным), либо линейным (прогрессивным, активным, ёмким, содержательным)

10. Организация пространственного ландшафта. Искусственное конструирование профессиональной среды и её обратное воздействие на коллективное сознание и психику людей

11. Механизмы вхождения (инкорпорирования) и выдворения (выбраковки) членов корпорации. Используемые сообществом для отбора «фильтры» (профессиональный, квалификационный, интеллектуальный, этический ценз, - требования, соответствие которым является основанием для принятия в корпорацию, а несоответствие — для выдворения)

12. Организация власти как механизма контроля и распределения социальных благ (общественного признания, организационных ресурсов, зарплаты)

13. Формальные и неформальные «центры силы» и элиты (лица и группы лиц, обладающие этическим, профессиональным авторитетом, которые выступают источниками нравственных и организационных импульсов)

14. Состояние социально-психологического климата.

15. Этическая типология субъектов — членов корпорации, их плюсы и минусы, оптимальные и нежелательные роли, удельный вес, долевое соотношение типажей, поиск их оптимального сочетания;

16. Соотношение традиций и инноваций (устоявшихся моделей организации и новых идей, социальных, профессиональных ценностей, технологий)

17. Соотношение «ритуального» и повседневного как пропорциональное сочетание торжественных мероприятий и обыденных ситуаций. При этом ритуал (корпоративный праздник, встреча, съезд, присяга, награждение) выполняет функцию морально-психологической настройки членов коллектива на групповые, корпоративные ценности, приводит к воодушевлению ими. Между ритуалами в обыденных ситуациях члены корпорации по инерции живут в "возвышенных" состояниях, а когда психологический «заряд» ослабевает, возникает потребность в новом ритуале.

18. Соотношение «игрового» и «серьёзного» как сочетание свободных, творческих, личных, неформальных отношений и официальных; при этом важен определённый, гармоничный баланс;

19. Стоящие перед корпорацией исторические «вызовы» (глобальные и локальные) и вырабатываемые сообществом «ответы» в виде новых идей, решений и ценностей. Сюда также относятся прогнозы проблемных ситуаций, неблагополучных вариантов развития событий, их профилактика;

20. Отношение корпорации к другим корпорациям — игрокам на этом культурном, социальном, профессиональном поле.

21. Оценка социальной, профессиональной, экономической эффективности применяемых стратегий коррекции социально-психологического климата, методик культивирования высоких этических и организационных стандартов.

Сквозь призму некоторых из этих критериев мы попытаемся рассмотреть менталитет, корпоративную культуру и служебную этику чиновничества в ретроспективе российской истории. Или субкультуру чиновничества в ретроспективе российской истории.