Личность и общество

Важным вопросом понимания развития, умение управлять им является отношение личности и общества. По существу, этот вопрос и становится основным только после перехода развития разнообразия в разнообразие развития индивидуумов, что и служит условием развития общества. Так, чем больше разнообразия внутри общества, тем выше его потенциал развития.

Рассматривая развитие индивидуального сознания, следует помнить, что сознание, имея носитель - тело, так же смертно, как и тело. Поэтому развитие индивидуального сознания ограничено смертью. Этот ограничитель естественный, компенсируется на уровне общества хотя бы частично обучением, то есть передачей ментальности от поколения поколению. Полная передача ментальности невозможна, но развитие индивидуума может значительно опережать фоновую (общественную) ментальность и значительно отличаться от нее по направленности. Свобода выбора фрагмента Материи тем выше, чем меньше этот фрагмент, и максимальна для индивидуума (рисунок 6).

Для индивидуума выбор максимален, от опережения развития общества, до полного отказа развиваться, то есть когда развитие становится соответствующим развитию физического плана. Для всего человечества в целом эта свобода выбора отсутствует, развитие, практически, однонаправлено, поступательно и не регрессивно. Это происходит потому, что общие законы развития Материи действуют на всех уровнях.

    Рисунок 6. Развитие Бытия или формирование Духовности фрагмента Материи, личности. Вектор а - отклонение развития Бытия Одухотворенной Материи от Настоящего. Вектор b - сумма векторов образованная векторами октаэдрической звезды фрагмента относительно общей Духовности, может описывать некоторую шаровую поверхность относительно конца вектора а.

В случае если отрицательные взаимодействия внутри сообществ доминируют или, например, ментальность основана на опыте, который взят из прошлого, или связи внутри структуры догматизированы и потому жестки настолько, что не выдерживают требований развития разнообразия, то такие общественные структуры деградируют в целом относительно всего человечества. Часто эти причины ведут к гибели общественных структур. Тем не менее, если структуры велики и прочны, это приведет к приостановке их развития, отставанию от более динамичных и, как следствие, к медленной изоляции, а затем, возможно, к деградации и разрушению. В истории тому много примеров. Вторую мировую войну проиграла Германия, ментальность которой основывалась на апелляции к опыту прошлого - легендарных Нибелунгов. А проиграла она войну Советскому Союзу, ментальность которого была направлена в сторону «светлого» будущего, пусть даже и абсурдного.

Подтверждением служит и то, что до сих пор существуют племена, самоизолированные от человечества; время для этих племен как бы остановилось. И любое изменение условий существования ставит их, на грань жизни и смерти, а часто и просто вырождения, вследствие отказа от кровосмешения с соседями, отказа от обмена и модификации своей природной ментальности. Наступает как бы информационная смерть, приводящая данные структуры к простому существованию, как лучшему для них исходу.

Изложенное можно кратко представить в следующих тезисах: