Культы и секты

Особое место в современном обществе занимают деструктивные секты и культы. Отчасти объяснение этому явлению, ставшему массовым где-то в начале 70-х годов, уже дано выше. Анализ деятельности особенно деструктивных общин не является целью данного раздела, результаты этой деятельности, вернее последствия, очевидны - радикальное изменение личности, потеря связей с родственниками, друзьями, полное посвящение себя культовой работе, экономическое, физическое и личностное подчинение.

Факторов приводящих людей в подобные организации очень много, их столько, сколько людей, ибо причины обращения к культам всегда индивидуальны. Обычно, обобщенный анализ этих причин сводится к утрате доверия существующим рациональным религиям, невозможность самореализации в современном обществе и неспособность противостоять информационному программированию со стороны лидеров сект, владеющими, как правило, приемами контроля над сознанием. Все эти факторы, вместе или каждый отдельно, способны подвигнуть человека в сторону сообществ хотя бы обещающим утраченные ощущения полезности и доверия. Отрицать сам факт того, что современное общество разрушает эту необходимую сферу существования бессмысленно, так как именно оно и создает основу для деятельности таких сект и культов.

Признаками деструктивных культов, согласно /18, стр. 87/, являются:

1. Обманная вербовка;

2. Использование контроля сознания, чтобы сохранить своих последователей зависимыми и покорными лидеру и доктрине.

Таким образом, вербуя будущих последователей путем обмана, и осуществляя контроль сознания религиозной практикой, любая религия может быть рассмотрена именно как деструктивный культ, и в частности распространение ложных (абсурдных) сведений об алкоголе тоже объективно является вербовкой основанной, на обмане будущих алко-культистов, а внедрение алкоголепития в повседневную обрядность - алко-практикой.

Существуют достаточно эффективные методики по выводу людей из сект, которые опираются на технику депрограммирования. С этими методами можно ознакомиться, например в /18/. И если внимательно присмотреться, то в своей сущности они повторяют известные методы, применяемые и при дезалкоголизации, в частности предусматривают как индивидуальный подход, так и профилактику массовой аудитории.

Особое место занимает способ информационного воздействия, родившийся именно в связи с необходимостью вывода людей из культовых организаций. В работе /18/ показано, что «консультант по выходу» опирается, прежде всего, на семью культиста, члены которой не являются априорно вовлеченными в секту. И его основные усилия направлены и на работу с семьей тоже. Именно поэтому, многое из этого наработанного опыта мало приемлемо для вывода из культа одного из культистов, в том случае, если и его семья состоит из членов того же культа. С этой проблемой, более глубокой по содержанию, приходится сталкиваться всем преподавателям трезвости практически постоянно. Так, во многих случаях, сама семья алко-культистов направляет на курсы одного из своих членов, и легко выясняется, что его вина лишь в том, что он слишком усердно следовал канонам алко-культа.

Поэтому здесь лишь коснемся описания модели условий контроля над мышлением, предложенной для изучения работы сект доктором Маргарет Т.Сингер /18, стр. 50-51/:

1. Завоевание контроля над временем человека, особенно его или ее временем размышления.

2. Создание ощущения беспомощности у новичка, в то же время обеспечивая его моделями, демонстрирующими новое поведение, которое хочет выбрать руководство (лидеры).

3. Манипулирование путем вознаграждений, наказаний и практических действий, чтобы подавить прежнее социальное поведение новичка. Использование измененного состояния сознания, чтобы манипулировать жизненным опытом.

4. Манипулирование наградами, наказаниями и жизненным опытом чтобы добиться того поведения, которое требуется руководству (лидерам).

5. Создание плотно контролируемой системы, в которой тех, кто отступает от взглядов группы, заставляют чувствовать себя так, словно с ними что-то врожденно неправильно, с чем следует разобраться.

6. Содержание новичков в состоянии неведения и неспособности отдавать себе отчет. Руководство (лидеры) не может выполнять программу реформирования мышления при полной компетенции и информированном согласии личности.

В сущности, все пункты этой модели действительно можно наблюдать при создании и функционировании любого деструктивного культа. Отличия, одного культа от другого будут незначительны, и, как правило, заключаются только в формах реализации, от примитивно-грубых похищений и насилия, до изысканно-мягких форм, таких как - реклама, и «просвещение».

Модель вовлечения в культ наглядно демонстрирует реализацию пункта 27, от создания условий приема информации, до контроля реализации ее действия, однако, что очень важно, все пункты модели, с 1 по 6, предусматривают насилие или информационное ограничение. Так, в том случае, если информация правдива, не искажена, отсутствуют сами информационные ограничения, и, следовательно, насилие над личностью, то та же модель будет описывать или создание не деструктивного культа или систему вывода культиста из секты.

Например, «определение культа в Вебстеровском Третьем Новом Международном Словаре:

1. Религиозная практика, богослужение.

2. Обычно небольшой или узкий круг людей, объединенных сильной привязанностью (преданностью) к некоторой художественной или интеллектуальной программе, тенденции или фигуре (привлекающей ограниченную популярность).» /18, стр. 87/.

Понятно, что это есть определение практически для любых групп по интересам, большая часть которых является не деструктивными, а развивающими, то есть позитивными культами.