Поле Ментальности, или Ментальный план, увеличивается с развитием Сознания непрерывно.

    Рисунок 3. Отклонение развития Материи от интуитивного в результате развития Сознания как высшей формы существования Материи. А - интервал интуитивного развития, b - вектор отклонения Ментальности, равный сумме Материалистического и Идеалистического векторов отражения Мира в Сознании, с - вектор накопления Ментальности в познании реального физического Пространственно-Временного континуума (плоскость векторов a и b) , a + b + с - вектор Духовности. Прямые углы условны.

С этой точки зрения видно, что Идеалистическая часть Ментальности статична, представляет собой набор или неизменных элементов или малоподвижных. Напротив, Материалистическая часть Ментальности более динамична, так как ее элементы это постоянно развивающиеся инструменты познания. Идеалистическая Ментальность постоянно преумножается за счет работы Материалистической ее части. В свою очередь, Материалистическая часть Ментальности всегда опирается на Идеалистическую, предоставляя базу для ее развития. Первое не может существовать без второго и наоборот, второе не может существовать без первого. И Материалистическое и Идеалистическое в Ментальности равноправные и связанные между собой компоненты характеризующие Ментальность как целое.

Благодаря этой неразрывности и взаимодополнению, Настоящее развивается, сохраняя все формы существования Материи и Информации во Времени и Пространстве поступательно. Суммарное же направление развития можно представить как сумму векторов развития по всем трем составляющим: интуитивном, ментальном и физическом - во Времени и Пространстве. Назовем суммарный вектор развития высшей формы одухотворенной Материи - Духовностью[4]. Ментальная направленность, как суммарный вектор Идеалистической и Материалистической компонент, особенно в начале развития более Идеалистический, так как инструменты познания совершенствуются на базе обобщения опыта. В некотором смысле Идеалистическая часть Ментальности первична, так как накопление фактов предшествует их осмыслению. Сказанное, схематично показано на рисунке 3 и объясняет отличие пути развития Материи от чисто интуитивного направления. А проведенный выше анализ делает понятным следующий тезис: