Френсис Бэкон

Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции.

 

Френсис Бэкон

«Чтобы глубже проникнуть в тайны самой природы… нужно без колебания вступать и проникать во все такого рода тайники и пещеры, если только перед нами…  

Рене Декарт

Рене Декарт (1596—1650) — французский математик и философ. Если Френсис Бэкон рассматривал опыт как основную отправную точку исследования, а Т.… Основной отправной точкой его философии является понятие субстанции, здесь он… Одно из центральных мест его философии занимает проблема поиска истины и метода, с помощью которого возможно получение…

Томас Гоббс

Томас Гоббс (1588—1679) — английский философ, автор трактата «Левиафан». Приверженец сенсуализма и фатализма, рассматривал волю как «силу природы».… «Люди отступают от обычая, когда этого требует их интерес, и действуют против… В своем трактате «Левиафан» сравнивает государство с этим библейским персонажем, принижающим людей, ограничивающим их…

Блез Паскаль

Блез Паскаль (1623—1662) — знаменитый французский философ, физик, математик и писатель. Плодотворно поработав в области естествознания и математики… «Природа ставит в тупик скептиков, разум — догматиков; догматик не может… Он выводил основные идеи христианства и традиционного синтеза космологии и метафизики аристотелевского толка. Указывал…

Бенедикт (Барух) Спиноза

Бенедикт Спиноза (1632—1677) в отличие от Декарта придерживается монизма, рассматривая Вселенную как нечто, состоящее из одной субстанции (идея… Придерживался натуралистического пантеизма, рассматривал Бога безличным…

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Немецкий философ Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716) был очень разносторонним ученым, но наибольшее значение имеют его работы по философии. Он… Отрицал существование пространства и времени отдельно от материи, считая… Вольтер Франсуа-Мари Аруэ(1694-1778)

Дэвид Юм

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период мы наблюдаем становление и развитие… В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум.… Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого “истинного друга…

ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ XVIII ВЕКА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Деизм явился той формой еще религиозного мировосприятия, которая расширяла возможности естественных наук для их развития, ибо освобождала их от… В истоках этого материализма лежат философские идеи Б.Спинозы, Д.Локка,… Французские материалисты создают научную картину мира, в которой нет места богу. Вся наблюдаемая действительность, все…

НОВЫЕ ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ В ФИЛОСОФИИ XVIII ВЕКА

Развитие материалистических идей в странах Западной Европы в XVIII веке не оставалось незамеченным со стороны религиозно-идеалистических школ этого… Усматривая основную опору материализма в понятии материи как объективной… Философия эта оказалась слишком оригинальной, чтобы стать популярной. Сторонников у нее было мало. Но именно в силу…

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ” ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА

Философы XVIII века большое внимание уделили и вопросам социально-политического характера. Были восприняты многие идеи Д.Локка: “естественное право”… Отвергая добуржуазные формы общности (и прежде всего феодальные), философы… Кондорсеутверждает в своих работах сократовский принцип тождества знания и добродетели. Стоит человеку привести свои…

СОМНЕНИЯ В БЕЗГРАНИЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ НАУКИ

Итак, XVIII век – это век поклонения разуму, науке, век больших надежд на науку в плане содействия общественному прогрессу. Однако следует отметить,… Одним из этих философов был Д.Юм. Указывая на то, что и в философии, и в… Д.Юм не допускает в науку не только суждения о материи, но и суждения о боге. Он допускает причиной порядка, гармонии…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наш интерес к философии эпохи Просвещения определяется не только тем, что эта философия является одним из важных этапов в развитии… Философия эпохи Просвещения невольно привлекает к себе наше внимание еще и… Во взглядах мыслителей этой эпохи много противоречий. Американский историк Генри Мэй (Henry F. May) выделял в развитии…

Важнейшие представители

· Френсис Бэкон (1561—1626), Англия, политик и философ. · Томас Аббт (1738—1766), Германия, философ и математик. · Жан ле Рон д’Аламбер (1717—1783), Франция, математик и врач, один из редакторов французской Энциклопедии

Теория познания

Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого… Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума».… Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его связь — всеобщность и…

Этика

Об абсолютной морали и доброй воле

Добрая воля — чистая (безусловная) воля. Чистая добрая воля не может существовать вне разума, так как она чистая и не содержит в себе ничего…

Категорический императив

Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) говорят о том, что поступки хороши для достижения определенных целей (таковы,… Категорический императив предписывает поступки, которые хороши сами по себе,… · "поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она…

Долг

Человек, стремящийся к добродетели, обладает волей, побуждающей его к совершению добрых дел. Это чистая, добрая воля. Она разумна, так как имеет в себе способность действовать согласно представлению о том, как должно (следует) поступать, — то есть о законе правильности. Человек проявляет свое отношение к закону через степень уважения. Уважение как чувство, свойственное человеку, целиком зависит от разума. Необходимость действия из уважения к нравственному закону и есть долг. Долг выражает нравственные соображения, пусть даже порой и противоречащие эмпирическим интересам индивида.

Мнимая мораль — та, которая основана на принципах полезности, приятности, инстинкте, внешнем авторитете и различного рода чувствах.

Нравственное достоинство "приписывается [Кантом] лишь тому, кто не только какие-нибудь частные и случайные интересы, но и все благополучие своей жизни безусловно подчиняет моральному долгу или требованиям совести"[

Нравственное учение и проблема религии

В философии Канта нравственное соединено с идеей божественного. Церковь, исходя из идеала веры, есть всеобщее и необходимое нравственное соединение…

Эстетика

В эстетике Кант различает два вида эстетических идей — прекрасное и возвышенное. Эстетическое — это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное — это совершенство, связанное с формой. Возвышенное — это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного — шторм. Пример математически возвышенного — горы. Гений — это человек, способный к воплощению эстетических идей.

О человеке

Человек — это «самый главный предмет в мире», так как у него есть самосознание. Человек — это высшая ценность, это личность, индивидуальность. Самосознание… Человек может иметь неосознанные представления — «тёмные». Во мраке сознания может протекать процесс рождения…

Идея права и государства

В учении о государстве Кант развивал идеи Жан-Жака Руссо: идею народного суверенитета (источник суверенитета, однако, у Канта -- не народ, а монарх,… Кант рассматривал и идеи Вольтера: признавал право на свободное высказывание… Государство (в широком смысле) — объединение множества людей, подчинённых правовым законам.

О конце сущего

Три варианта конца: 1. естественный — "соответствующий моральным целям божественной… 2. сверхъестественный — по непонятным для людей причинам;

Философия права

Правовые нормы не суть нечто произвольно установленное человеком: нет, право есть непосредственное условие для проявления практическим «я» его… Фихте обособляет область юридическую от моральной. Право делает возможной и… В чём же должно проявляться взаимоограничение свободы разумных существ? Все они взаимодействуют в чувственном мире;…

Философия истории

В этом отношении весьма характерно одно место в переписке Фихте с знаменитым филологом Вольфом. Фихте сообщает Вольфу, что он пришёл чисто априорным… Мировоззрение Фихте чуждо эволюционного взгляда на происхождение мира и… · мира,

Нравственное учение

Нравственный закон есть закон реализации свободы. Но он не есть пустое моральное предписание; деятельность, заключающаяся в преодолении косности… Низшим, грубейшим импульсом к деятельности «я» является стремление к счастью;… Ф. полагает, что нравственные заблуждения и грехи проистекают вследствие того, что разум и совесть под влиянием…

Социальная педагогика

В более ранних сочинениях Фихте стоит на космополитической точке зрения; в «Речах» он является горячим патриотом. Нельзя сказать, чтобы эти две… Социализм Фихте отнюдь не исключает полного индивидуализма в сфере духовной… Под влиянием Фихте сложились, по-видимому, воззрения на национальный вопрос у Владимира Соловьева и А. Д. Градовского…

Первый период

Самую грубую ошибку современных ему кантианцев Шеллинг видит в признании «вещей в себе». Понятие это служит источником непримиримых противоречий и… Мало того: Шеллинг устанавливает, что, допуская мир «вещей в себе», мы… Если вещи в себе существуют, мы приходим к той коренной несообразности чудодейственного совпадения мирового порядка с…

Второй период

Между всеми новооткрытыми явлениями природы смутно чувствовалось какое-то родство и зависимость. Нужно было найти общий принцип, раскрывающий… Натурфилософия Шеллинга имела несколько выражений в многочисленных сочинениях,… Сначала внимание Шеллинга обращено было преимущественно на конкретные и чувственные проявления природы. Здесь пантеизм…

Основной принцип натурфилософии Шеллинга

Двойственность и полярность являются универсальными принципами природы и всякого развития. Всякое действие возникает от столкновения… Натурфилософское исследование, по Шеллингу, коренным образом отличается от…

Первая задача натурфилософии

В самом конструировании материи он отмечает три момента. · Первый состоит в равновесии двух противоположных сил в одной точке; в обе… · Вторым моментом является разделение сил, связанных в первом в одной точке. Такое разделение делает возможным…

Переход от неорганической к органической природе

В гальванизме Шеллинг видел центральный процесс природы, представляющий переходный феномен от неорганической к органической природе. Соответственно трем основным деятельностям неорганической природы (магнетизм, электричество и химизм) Шеллинг устанавливает (под влиянием Кильмейера) три основные деятельности органической природы:

· чувствительность,

· возбудимость и

· производительную силу.

Третий период

· в первой, теоретической, исследуется процесс объективации, происходящий путем воспроизведения разумом природы объективного; · во второй, практической, — создание объективного в свободном действии; · в третьей, эстетической, — процесс художественного творчества, в котором противоположность теоретического и…

Связь натурфилософии и субъективного идеализма Фихте

По мере развития натурфилософии её отношение к точке зрения Фихте существенно изменялось. Понимание природы, как объекта, существующего лишь в… Это противоположение получило наиболее ясное выражение в полемическом…

Философия тождества

Абсолютное тождество является у Шеллинга принципом, примиряющим два основных и вместе с тем противоположных воззрения: догматизм и критицизм. В… В основе природы действительно лежит познание, но не относительное,… Развитие мира идет по степеням дифференцирования объективного и субъективного. Объективное и субъективное присуще всем…

Четвёртый период

Первое, дуалистическое, понимание противоречит монизму его философии, понятие же эманации противоречит его абсолютному. В абсолютном могут быть… Остается третье решение, которое и принимает Шеллинг: чувственный мир конечных… Отпадение является безвременным мировым актом; оно же составляет принцип греха и индивидуализации. Отпадение есть…

Вопрос о происхождении зла

Проблема отношения зла к Богу может иметь дуалистическое разрешение — в котором зло понимается как самостоятельное начало, — и имманентное. В… Бытие Бога состоит в самообнаружении. Но понятие самообнаружения предполагает… В этом пункте Шеллинг впервые отступает от монистического пантеизма Спинозы, выражающегося в формуле Deus sive natura.…

Позитивная философия Шеллинга

Негативную философию Шеллинг определяет как рационалистическое мировоззрение, постигающее мир в понятиях разума. Такой философией была его… Соответственно этим двум источникам положительной истины, положительная… Этим трем потенциям соответствуют три Лица божественной природы:

Взгляды Гегеля на политику и право

· субъективный дух (антропология, феноменология, психология), · объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность), · абсолютный дух (искусство, религия, философия).

Этика Фейербаха

Между тем, Фейербах сходится с Бенеке в стремлении противопоставить «физику» нравов «метафизике» и развивает эту мысль в ещё более радикальной… Мысль о том, что личное стремление к счастью связано со стремлением к счастью…

Учение о религии

Истинно и реально лишь чувственное; сверхчувственного, как некоторой сущности, лежащей вне природы и человеческого сознания, нет. Кантовские… Фейербах противопоставляет этому грубому взгляду описание психогенезиса… По Фейербаху, её роль сыграна: мы познали научным путём ту метафизическую иллюзию, которая лежит в основе религиозного…

Цитаты

· «Сперва человек бессознательно и непроизвольно создает по своему образу бога, а затем уже этот бог сознательно и произвольно создает по своему образу человека» («Сущность христианства»)

· «Главная наша задача выполнена. Мы свели внемировую, сверхъестественную и сверхчеловеческую сущность бога к составным частям существа человеческого как к его основным элементам. В конце мы снова вернулись к началу. Человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии» («Сущность христианства»)

· «Этими словами, господа, я заключаю свои лекции и желаю лишь, чтобы мне удалась та задача, которую я себе поставил в этих лекциях и которую я изложил еще в самом начале курса, а именно — превратить вас из друзей бога в друзей человека, из верующих — в мыслителей, из молельщиков — в работников, из кандидатов потустороннего мира — в исследователей этого мира, из христиан, которые, согласно их собственному признанию и сознанию, являются „наполовину животными, наполовину ангелами“, — в людей, в цельных людей» («Сущность религии» или «Лекции о сущности религии»)