Goethe W, Samtliche Werke in 6 Banden. В. 1.—Stuttgart, 1863, S. 246.

индивидуальных половых различий и социальных ролей, в контексте общих закономерностей формирования личности и ее самосознания, в связи с особенностями психосексуального развития в подростковом и юношеском возрасте, в рамках междисциплинарного исследования общения и т. д. [41—47]. Частичным обобщением многолетней работы автора по этой тематике был лекционный курс, прочитанный в 1977 г. в Ленинградском психоневрологическом НИИ им. В. М. Бехтерева для психиатров и сексопатологов, на основе которого по заказу венгерского издательства им. Кошута была написана книга «Культура-сексология», вышедшая в 1981 г. на венгерском языке [43]. В 1985 г. ее расширенный и переработанный вариант был опубликован в ГДР и ФРГ [47]. В настоящем, первом на русском языке, издании учтены новейшие советские и зарубежные научные данные и освещены некоторые специальные вопросы, представляющие особый интерес для медиков.

При подготовке книги мне оказали большую помощь ученые разных специальностей. Прежде всего, должен поблагодарить ученые советы Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая и Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии АН СССР, детально обсуждавшие один из вариантов рукописи и рекомендовавшие ее к печати. Своими советами и замечаниями мне помогли физиологи академик Е. М. Крепе, член-корр. АН СССР П. В. Симонов, В. Г. Кассиль, В. В. Антонов, нейроэндокринолог А. И. Белкин, сексопатологи Г. С. Ва-сильченко, 3. В. Рожановская, А. М. Свядощ, психолог акад. АПН СССР А. В. Петровский, социологи В. Ж. Кел-ле, В. А. Ядов, Б. М. Фирсов, этнографы акад. Ю. В. Бромлей, член-корр. АН СССР Д. А. Ольдерогге, член-корр. АН СССР К. В. Чистов, С. А. Арутюнов, A. Н. Анфертьев, А. К. Байбурин, Б. Н. Путилов, Ю. И. Семенов, антропологи член-корр. АН СССР B. П. Алексеев и А. Г. Козинцев, философы Л. П. Буева, Л. И. Новикова и др. Ценную библиографическую и консультативную помощь оказали мне также зарубежные коллеги Джон Ганьон и Джон Мани (США), Гунтер Шмидт (ФРГ) и научные редакторы немецкого издания книги Курт Штарке и Вальтер Фридрих (ГДР).

Не все вопросы рассматриваются в книге одинаково обстоятельно. Биологические и медицинские аспекты, о которых на русском языке имеется больше литературы, освещаются на уровне общих выводов. Социокультурные и психологические проблемы, к восприятию которых врачи менее подготовлены, анализируются подробнее. Кроме того, сексуальное поведение и мотивация рассматриваются в книге лишь на уровне целого (индивида, пары или социума), а не на «молекулярном» уровне отдельных подсистем и элементов, изучение которых является по преимуществу монодисциплинарным. Следует также иметь в виду, что речь идет об очень сложных вопросах, которые лишь недавно стали предметом научного исследования и о которых вместе с тем многие люди имеют собственные житейские, подчас весьма категоричные, суждения. Это требует от читателя критичности, понимания того, что почти за каждым положением автора стоит целая совокупность научных проблем и вместе с тем — интеллектуальной терпимости, готовности ничего не отвергать без проверки и обдумывания. Задача книги — не столько подводить итоги, сколько стимулировать развитие теоретической мысли и междисциплинарной кооперации. Современные знания о человеческой сексуальности — только верхушка айсберга, об огромных размерах которого мы можем лишь догадываться. Поскольку литература по сексологии, особенно зарубежная, очень обширна, в библиографию включены не все использованные работы, а только наиболее важные, прежде всего новейшие публикации обзорного характера. Ссылки на цитируемые другие источники даются в постраничных примечаниях.

 

ГЛАВА 1

ОТ МИФА К НАУКЕ.

ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД

 

Что такое сексология? Даже образованные люди большей частью считают ее разделом медицины, молчаливо отождествляя с сексопатологией. Между тем с самого своего возникновения слово «сексология» обозначало междисциплинарную, даже энциклопедическую, отрасль знания. В 1909 г., рецензируя книгу Фореля «Половой вопрос», известный русский писатель и публицист Василий Розанов выразил удивление, почему ни один немец с характерной для этого народа любовью к теоретизированию и классификации до сих пор не придумал слова «сексуалогия», обозначающего особую науку «о поле» или «о полах»1. На самом деле такой человек по имени Иван Блох уже нашелся. В 1907 г. в книге «Сексуальная жизнь нашего времени в ее отношениях к современной культуре» Блох провозгласил создание повой «науки о поле» (Sexualwissenschaft), подчеркнув, ЧТО она должна синтезировать данные всех наук о чело-иске, включая общую биологию, антропологию, этнологию, философию, психологию, медицину и историю литературы и культуры.

Разумеется, рождение термина и создание отрасли Знания — не одно и то же. Люди интересовались проблемой пола всегда. Уже древнейшие мифологические, а позже философские системы содержали какие-то объяснения природы половых различий, сведения об анатомии и физиологии гениталий, технике полового акта, зачатии, беременности и родах. Благодаря обобщенному в них историческому опыту древние китайские трактаты об «искусстве спальни», индийская «Камасутра» или «Наука любви» Овидия и сегодня представляют не только исторический интерес. Однако древняя эротология, т. е. теория и практическое искусство любви, не ставила своей целью исследовать сексуальность. Она скорее обосновывала и конкретизировала то отношение к ней, которое было принято в соответствующем обществе. Необходимая предпосылка научного исследования сексуальности — преодоление религиозно-мистического отношения к ней, принципиальная установка на то, чтобы анализировать половую жизнь не в терминах религии и морали, которые в разных обществах вовсе не одинаковы, а в естественноисторическом ключе, на основе достоверно установленных фактов. Такая задача была впервые поставлена лишь во второй половине XIX века. Почему так поздно? Объективное изучение сексуальности было невозможно без предварительного развития целого комплекса биологических и социальных наук. Кроме того, нужно было преодолеть жесточайшее сопротивление церкви и буржуазного ханжества. Официальная мораль буржуазного общества в XIX веке была насквозь пронизана антисексуальными установками [167; 209; 218]. Не только половая жизнь, но и весь телесный «низ» считались грязными и непристойными, о чем порядочным людям не положено думать и тем более говорить вслух. В Англии в начале XIX века даже попросить соседку по столу передать цыплячью ножку считалось неприличным, так как слово «ножка» вызывает сексуальные ассоциации. Приходя к врачу, женщина показывала, где у нее болит, не на собственном теле, а на кукле. В некоторых библиотеках книги, написанные женщинами, хранились отдельно от книг авторов-мужчин.

В XIX веке свирепствует моральная цензура. По соображениям благопристойности запрещаются произведения Ронсара, Лафонтена, Руссо, Вольтера, Прево, Беранже и других авторов. В 1857 г. во Франции состоялось два судебных процесса. Автор «Госпожи Бовари» был оправдан, ибо «оскорбляющие целомудрие места», «хотя и заслуживают всяческого порицания, занимают весьма небольшое место по сравнению с размерами произведения в целом», а сам «Гюстав Флобер заявляет о своем уважении к нравственности и ко всему, что касается религиозной морали» 2. Бодлер был осужден и 1 Розанов В. Афродита и Гермес—Весы, 1909, № 5, с. 47.