Утопия (гр. и — нет, topos — место; т. е. место, которого нет; по другой версии, от eu — благо, topos — место; т. е. благословенная страна) — понятие, обозначающее:
1)описание идеального общества, политического строя;
2) проект не выполнимых на практике или трудно-осуществимых социальных, политических и иных преобразований, необходимых для достижения интеллектуально сконструированного состояния идеального общества;
3) литературный жанр, близкий к фантастике или сатире.
Утопия характеризуется: универсализмом — претензиями на выражение идеалов и устремлений всего человечества; тотальностью, т. е. обращением к максимальному количеству аспектов жизни общества; враждебным отношением к существующему социальному порядку; некритичностью к собственным положениям — отказом от анализа реальности и приемлемости предлагаемых преобразований. Утопии приобретают особую значимость, когда общество или его отдельные группы находятся в состоянии кризиса. Источники утопии многообразны: мифы, религиозно-этические системы (к примеру, «Христианаполис» Иоганна Андреа, 1619; «Закон свободы» Джерарда Уин-стэнли, 1652), политические взгляды и т.д. Впервые слово «утопия» было употреблено английским гуманистом Томасом Мором в произведении «Золотая книга о наилучшем государственном устройстве и о новом острове Утопия» (1516), но у этого жанра долгая история. Утопии начиная с античности были тесно связаны с мифами о «золотом веке человечества» или входили в философско-этические доктрины (например, «Государство» Платона, утопии Ксенофана и Плутарха). С эпохи Великих географических открытий утопии представлялись еще и виртуальной альтернативой реальности, место которой — на обнаруженных территориях («Город Солнца» Томмазо Ком-панеллы; 1568—1639), «Новая Атлантида» Бэкона, «Утопия» Мора).
В XVII—XIX вв. утопии оформились как проекты различных преобразований, а также как жанр литературы, посвященной общественному идеалу. В последнем случае шла резкая полемика между либерально-буржуазными (Джеймс Гаррингтон— «Содружество Океания», 1656; Эдвард Беллами— «Взгляд назад», 1888) и социалистическими (Шарль Фурье— «Новый хозяйственный социетарный мир», 1829; Клод де Сен-Симон — «Новое христианство», 1825) утопиями. Ученые предложили такую типологию: утопии реконструкции с их высокой критичностью по отношению к действительности, значительным преобразовательным потенциалом; эскапистские утопии, отличающиеся отсутствием призыва к изменению действительности, пассивным ее восприятием ради перенесения основных усилий человека в неполитическую сферу; обоснованные утопии, идеи которых воплотились на практике (например, либеральная утопия XIX в. стала сущностью политической практики в XX в.). Утопии рубежа XX—XXI вв. в основном сосредоточены на конкретных проблемах (экологических, технологических и т. п.).