Реферат Курсовая Конспект
Гребень, В.А - раздел Образование, Частное Учреждение Образования ...
|
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»
В.а. гРЕБЕНЬ
ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ
БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАСРТВА
мИНСК
ИЗД-ВО МИУ
УДК
ББК
Г
Рецензенты:
Шинкарев В.В., профессор, доктор философских наук
Володько В.Ф., профессор, доктор педагогических наук, действительный член академии: Белорусской академии образования, Международной акдемии акмеологических наук, Международной академии педагогических и социальных наук, заведщующий кафедрой менеджмента БНТУ.
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой гуманитарных дисциплин Минского института управления
УДК
ББК
© в.а. Гребень, 2007
© МИУ, 2007
ISBN
СЛАЎСЯ, ЗЯМЛІ НАШАЙ СВЕТЛАЕ IМЯ,
СЛАЎСЯ, НАРОДАЎ БРАТЭРСКI САЮЗ!
НАША ЛЮБIМАЯ МАЦI-РАДЗIМА,
ВЕЧНА ЖЫВI I КВIТНЕЙ, БЕЛАРУСЬ!
(З Дзяржаўнага гімна Рэспублікі Беларусь. Словы М. Клімковіча, У. Карызны. Музыка К. Сакалоўскага))
ПРЕДИСЛОВИЕ
Инициатором создания идеологии белорусского государства выступил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. Глава государства определил ключевые положения и основную идею государственной идеологии: «Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как и человек без мыслей, не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам. Идеология для государства – то же самое, что иммунная система для живого организма».
Необходимость теоретико – концептуального осмысления и обоснования экономического, социального и духовного развития белорусского общества стало в высшей степени очевидно. Люди хотят понимать настоящее, видеть государственной идеологии, должна стать условием устойчивого развития, национальной безопасности, основным индикатором внутренней и внешней политики белорусского государства.
В основе идеологии белорусского государства и общества находится человек, его права и свободы, его здоровье, безопасность, условия материального благополучия и духовного комфорта жизни. Реальная забота белорусского государства о человеке, вне зависимости от его пола, возраста, национальности, вероисповедания и политических взглядов, является важнейшим условием осуществления социальной гармонии в обществе. Гармонизация человеческих отношений может быть обеспечена в условиях демократии, подлинного народовластия, правового государства и гражданского общества.
Республика Беларусь как суверенное и независимое государство формирует свою идеологию на основе общепризнанных международных правовых норм и отношений. Она строит свои отношения с другими государствами, основываясь на принципах взаимовыгодного сотрудничества и невмешательства во внутренние дела других государств.
Эти принципы отражены в Конституции, других законодательных актах и в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь. Многовекторная внешняя политика нашей страны направлена на развитие политических, экономических и культурных отношений со всеми странами мира. Приоритетом во внешней политике является интеграция с Российской Федерацией, странами СНГ, ЕврАЗЭС, а также взаимовыгодное сотрудничество со странами Евросоюза и США. Основой внешней политики Республики Беларусь является идеология взаимовыгодного сотрудничества и партнерства ради сохранения мира, стабильности и устойчивого развития общества, способную выполнить уникальную историческую миссию инициатора интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Беларусь, которая за всю историю никогда не была источником агрессии, которая прошла тяжелые испытания двух мировых войн и потеряла миллионы своих соотечественников, всегда выступала и выступает за мир. Наше государство занимает принципиальные позиции в борьбе с любым проявлением насилия и агрессии, против международного терроризма.
Концептуально выстраивая идеологию как социетальную систему, автор акцентирует внимание на ее инновационной, патриотической и гуманистической направленности. Инновационная направленность нацелена на осуществление социально ориентированного устойчивого инновационного развития; патриотическая – на максимальную одухотворенность высоконравственными идеалами, ценностями, нормами и целями во имя процветания своего Отечества; гуманистическая ставит в центр созидания человека. «Именно эта цепочка: умный, толковый, трудолюбивый и образованный человек – инновации и благосостояние, призвана обеспечить намеченный социально-экономический рост нашей страны», – подчеркивал на третьем Всебелорусском народном собрании Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.
Инновационный этос включает креативность, инициативность, предприимчивость, новаторство. Инициативность как креативная направленность личности представляет собой пристрастно-критическое и, вместе с тем, конструктивно-преобразующее, деятельное отношение к окружающему миру¸ самому себе и своему труду. Предприимчивость как способность добиваться более высоких результатов в равных с другими условиях, за счет выявления скрытых возможностей, эффективного, рационального использования ресурсов, предвидения изменений и т.д. Новаторство – это чувство нового, стремления к прогрессивному, передовому, непримиримость к консервативному мышлению, застою, косности.
Духовно-нравственные основы общества составляют фундамент его единства, внутренней целостности, являются выражением коренных интересов общества и государства, а также содержат перспективную, созидательную, направленную в будущее программу их социальной жизнедеятельности. История учит, что любые нововведения, реформы, не подкрепляемые общественным осознанием их необходимости, без мобилизации энергии народного духа не могут привести к ожидаемым результатам. Нравственный критерий является определяющим, ибо новые технологии могут иметь как социальную, так и антисоциальную направленность, способствовать либо научно-техническому прогрессу во всеобщее благо, либо к обострению противоречий в глобальном масштабе.
Своего рода «несущей конструкцией» издания является теоретическая и практическая проработка сути национальной идеи. Раскрывается структурная архитектоника мировоззренческой основы национальной идеи Беларуси в контексте цивилизационного процесса. Дается авторское видение содержательной составляющей национальной идеи.
В учебно-методическом комплексе представлены авторские разработки оптимальной модели и системы информационно-аналитического обеспечения идеологической работы; модель ее инфраструктуры, основные направления и принципы; ценностно-нормативный механизм социальной регуляции; структурная архитектоника мировоззренческой основы национальной идеи, ее содержательного смысла и т.п.
При изложении материала были использованы и творчески переработаны (с учетом авторского видения) ряд положений, представленных ранее в работах Е.М. Бабосова, П.Г. Никитенко, А.А. Ковалени, Н.В. Смеховича, В.А. Мельника и др.
Особая признательность рецензентам данного методического комплекса Шинкареву В.В., профессору, доктору философских наук, Володько В.Ф., профессору, доктору педагогических наук, действительному члену академии: Белорусской академии образования, Международной академии акмеологических наук, Международной академии педагогических и социальных наук, заведующий кафедрой менеджмента БНТУ, сотрудникам кафедры гуманитарных дисциплин Минского института управления за ценные советы и объективную оценку, которые позволили улучшить содержание работы.
Учебно-методический комплекс адресован студентам вузов, преподавателям, аспирантам, слушателям системы повышения квалификации, а также всем, кто интересуется проблемами идеологии современного государства.
Автор будет благодарна тем, кто пожелает высказать свои критические замечания по структуре и содержанию учебно-методического комплекса прислать по адресу: 220102, г. Минск, ул. Лазо, 16, Минский институт управления, кафедра гуманитарных дисциплин.
РАЗДЕЛ i.
ИДЕОЛОГИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
ТЕМА 1. Предмет курса и методология изучения идеологии белорусского государства
Понятие идеологии. Основные определения.
Идеология: сущность, структура, гуманитарные функции, закономерности развития.
Методологический инструментарий идеологии.
Междисциплинарная матрица идеологии.
ИДЕОЛОГИЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ
Однако считается, что понятие «идеология» первым использовал французский философ и экономист Антуан Дестют де Траси.
Дестют де Траси (Destutt de Tracy), Антуан (1754, Бурбоннэ – 1836, Париж) – французский философ и экономист, государственный деятель, фактический основатель и глава философского течения «Идеология» конца XVIII – начала XIX в. Автор работ: «Элементы идеологии» (1801–1815), «Трактат о воле и ее следствиях» (1805, незакончен), «Логика» (1805), «Комментарий к «Духу законов» Монтескьё» (1808).
«Для обоснования первоначал своего учения об идеях Дестют де Траси применил в 1796 г. термин «идеология» (фр. ideologie). Центральные положения этой науки, созданной во многом под влиянием философии Дж. Локка, были описаны в работе «Элементы идеологии». Мыслитель исходил из большого значения человеческих чувств в формировании знания, подчеркнув их «физиологическое» происхождение: мысль – результат чувств, т. е. некий продукт деятельности нервной системы. Соответственно восприятие, память, воля и суждение используют различные сочетания чувств. Дестют де Траси полагал, что подтверждение знания почти полностью зависит от чувств человека. Оригинальные положения науки об идеях, по сути, вышли за рамки гносеологической проблематики (гр. gnosis – познание; теория познания) и были распространены на политику, право и т. д. Это бросало вызов авторитету религиозных и светских властей, и в итоге основанное мыслителем философское течение было запрещено Наполеоном в 1803 г. Тем самым было положено начало традиционной для многих мыслителей XIX–XX вв. критики идеологии. Учение Д. де Траси об идеологиях входит в предысторию современной социологии знания»[7] .
Исторические сроки появления идеологии не только как понятия, теоретической формы сознания, но и как специфической политической деятельности органично вплетены в определяющие особенности эпохи социально-экономический и технологический процесс того времени – становление в результате индустриальной революции конца XVIII – начала XIX в. крупного промышленного производства. Этот процесс ознаменовал вступление человечества в новую цивилизацию, в которой господствовал промышленный и торгово-финансовый капитал, а политическая власть перешла от королей, представителей феодальных кругов, к парламентам, представителям различных социальных слоев, но главным образом – к третьему сословию, буржуазии. Идеологические формы нормативно-символических систем не только воплощали в себе, но и стимулировали претензии третьего сословия на реальное участие в осуществлении политической власти, в реализации политического господства, базирующегося на господстве экономическом. Тем самым возникавшие и развивавшиеся в условиях индустриального общества идеологические системы стали не только воплощением определенных групповых интересов, но и средством завоевания теми или иными социальными группами командных высот и статусов в политике. Теоретически воплощая в себе интересы определенных социальных классов и слоев, идеологические воззрения представителей различных классов порождали порой прямо противоположные позиции в отношении к идеологии и ее оценкам, отвергнув смысложизненные целеустановки класса буржуазии. Основоположники марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли ожесточенной критике современную им идеологию буржуазии, главным образом в ее немецком варианте, как искаженное, превратное сознание, извращенно трактующее и оценивающее реальную социально-экономическую и политическую действительность. Но понятие идеологии в значении иллюзии, фикции, ложного сознания распространялось ими не на всякое теоретическое мышление, а только на мышление враждебных марксизму идеалов, прежде всего на теоретические конструкции выразителей интересов буржуазии.
Маркс (Marx), Карл (1818, Трир – 1883, Лондон) – выдающийся немецкий философ, социолог, экономист, создатель классического материализма – революционного учения, возникшего во второй половине 1840-х г. в русле европейских рационалистических традиций. Автор многочисленных научных трудов, среди которых: «Немецкая идеология» (1845–1846); «Нищета философии» (1847); «Манифест Коммунистической партии» (1848) и многие другие.
Энгельс (Engels), Фридрих (1820, Бармен, Пруссия –1895, Лондон) – немецкий философ, социолог и экономист; соратник Маркса и один из основоположников «научного коммунизма». Автор многих научных трудов, среди которых: «Положение рабочего класса в Англии» (1845), «Анти-Дюринг» (1878), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886), «Диалектика природы» (1873–1883, незакончено) и др.
Марксизм – сложная мировоззренческая система, включающая философское, экономическое, социально-политическое учения. К. Маркс придавал решающее значение экономической сфере жизни общества. Выдвинув на передний план производственные отношения, классик философии разработал оригинальное учение об обществе и его истории. Центральная категория в марксизме – отчуждение. Именно через отчуждение продукта труда проявляется сущность буржуазного строя: антагонизм между трудом и капиталом. При капитализме процесс самоотчуждения человека достигает высшей точки, ибо его физические и умственные силы тоже становятся товаром, а сам человек превращается в вещь. Поэтому процесс эмансипации (освобождения от зависимости) человека должен осуществить самый отчужденный класс – пролетариат – путем ликвидации «вещных отношений» и их причины – частной собственности. Социализация (обобществление) средств производства уничтожит наемный характер труда, а человек подчинит своему контролю производство материальных благ. Роль рабочего класса в низвержении буржуазного строя К. Маркс изложил в «Манифесте Коммунистической партии» (1848).
Взгляды К. Маркса на политику и государство более сложны и противоречивы. Сформулировав теорию общественного развития (исторический материализм), мыслитель утверждал, что целью социализма должно быть не только бесклассовое, но и безгосударственное общество. Ради достижения этой цели рабочему классу нужно завоевать политическую власть. В суждениях Маркса главенствовало представление о государстве как об организации «исключительно господствующего класса»; тем самым он абсолютизировал роль государства как орудия подавления.
Делая акцент на проблеме создания неантагонистического общества, Маркс не в полной мере уделял внимания тематике буржуазной демократии, структурированию власти буржуазии. Эти пробелы в теоретическом наследии ученого после его смерти пытался восполнить Энгельс, заявивший о «поворотном пункте» в истории капитализма – о возможности при определенных обстоятельствах «частичной уступки буржуазией своего политического господства своим союзникам».
Политические взгляды К. Маркса, не будучи особо признанными при его жизни, серьезно повлияли на политическую мысль конца XIX и XX столетий. Его суждения о политике стали основой целого ряда идеологий, доктрин, программ, а также руководством к действию почти всех революционных движений и партий леворадикального, коммунистического толка, провозглашавших свое мессианство и социальную исключительность»[8].
Каковы же те условия действительности, которые, в понимании К. Маркса, ведут к «идеологии»? К их числу Карл Маркс относит:
1. Общественное разделение труда. Начавшись с физиологического деления людей по полу и возрасту, оно привело к общественному разделению на умственный и физический труд, поделило общество на классы, что в результате сделало духовный труд классовой привилегией по отношению к физическому.
2. Состояние общества, основывающееся на товарном частнособственническом производстве и стихийном взаимодействии людей, отчуждении материальных и духовных продуктов человеческой деятельности и отношений от контроля и господства со стороны человека.
3. Отчуждение, на основе этого, общественного сознания от общественной материальной действительности.
Эти три реальных процесса привели к следующим противоречиям:
– между личным и общественным трудом, личными и общественными интересами;
– отрыву труда от наслаждения, производства и потребления;
– неравенству в распределении продуктов и подчинению чужой рабочей силе;
– разделению и обособлению материального и духовного труда.
Вследствие перечисленных противоречий в историческом развитии общества, по К. Марксу, три основные линии общественного развития: «... производительная сила, общественное состояние и сознание – могут и должны вступить в противоречие друг с другом»[9]. Этот же процесс, который начался с разделения труда и завершился отчуждением сознания от действительности, привел к «ошибочному» и «извращенному» отображению действительности, которое К. Маркс и Ф. Энгельс назвали идеологическим и идеалистическим отражением. Вскрыв условие данного феномена, К. Маркс полагал, что с их ликвидацией исчезает и ошибочное отражение, а понятие «идеология» в последующем наполняется новым позитивным содержанием.
В своем знаменитом труде «К критике политической экономии» К. Маркс дает позитивную трактовку идеологических процессов, теснейшим образом увязывая их с классовыми интересами, а последние – с диалектикой взаимосвязи производственных отношений с характером и уровнем развития производительных сил. Выявляет неразрывную связь преобразований в способе производства с изменением общественного сознания, духовной жизни людей. «С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке, – утверждал К. Маркс. – При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских – короче, от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение».
В приведенном высказывании следует обратить внимание на три важных момента. Во-первых, «идеологические формы», по характеристике К. Маркса, трактуются в более широком социальном контексте, включающем правосознание, политические, религиозные, художественные и философские взгляды. Во-вторых, «идеологические формы» общественного сознания характеризуются тесной взаимосвязью с динамикой развития экономической основы общества – производительных сил и производственных отношений. В-третьих, революционные изменения в «идеологических формах», в противоположность идеологическим концепциям, истолковываются не в качестве самодавлеющих, а как вторичные, производные, которые следуют в своем развитии за изменениями в экономической основе общества.
Опираясь на второй смысл понятия «идеологической формы» в трудах К. Маркса, подчеркивающего обусловленность идеологии особенностями классовой борьбы и позициями различных классов, В.И. Ленин в своей теоретической и практической революционной деятельности уделял больше внимание идеологии, которая, по его убеждению, способна просветить, сплотить и мобилизовать пролетарские массы на революционную борьбу за свержение капитализма и построение социалистического общества. Счел необходимым ввести уточняющее понятие – «научная идеология», которая в его понимании, представляет собой систему идей, теорий, взглядов, отражающих социально-экономическое и политическое развитие общества. Идеология выражает интересы определенного класса – буржуазии или пролетариата, в силу чего носит классовый характер.
Ленин (Ульянов), Владимир Ильич (1870, Симбирск – 1924, пос. Горки) – марксист; политический мыслитель – теоретик большевизма и основатель советского коммунизма; политический деятель – практик социалистической революции, основатель Советского государства. Автор многих научных трудов, среди которых: «Развитие капитализма в России» (1899); «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения» (1902); «Шаг вперед, два шага назад» (1904); «Материализм и эмпириокритицизм» (1908); «Лев Толстой как зеркало русской революции» (1908); «Памяти Герцена» (1912); «Три источника и три составных части марксизма» (1913); «О лозунге Соединенных Штатов Европы» (1915); «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916); «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции» (1917); «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920); «О значении воинствующего материализма» (1922) и другие.
В.И. Ленин, считая себя «верным продолжателем учения Маркса в своей трактовке идеологии все же существенно его пересматривает. Одним из главных пунктов ленинской ревизии марксизма стала попытка совместить идеологию и науку: идеология может стать научной только в одном случае – если это пролетарская идеология. Научность идеологии у В.И. Ленина напрямую связана с революционным характером пролетарской идеологии. Это было обусловлено прежде всего волевой политической целью В.И. Ленина: обеспечением победы пролетарской революции всеми возможными средствами. Поэтому главное в идеологии для В.И. Ленина – ее активная политическая, прежде всего мобилизующая, функция»[10].
Дифференциация позиций в отношении к идеологии, характерная для материалистических доктрин, прослеживается и в противоположном им круге мыслителей, не придерживающихся марксистских воззрений. Один из них – К. Мангейм, который формулировал свой подход к идеологии как социально значимой системе идей.
Мангейм (Mannheim), Карл (1893, Будапешт – 1947, Лондон). Выдающийся философ и социолог, один из создателей социологии знания. Автор таких работ, как: «Элементы идеологии», «Историцизм» (1924); «Проблема социологии знания» (1925); «Идеология и утопия. Введение в социологию знания» (1935); «Человек и общество в эпоху преобразования. Исследование современной социальной структуры» (1940); «Диагноз нашего времени: очерки военного времени, написанного социологом» (1943); «Свобода, власть и демократическое планирование» (1950); «Эссе о социологии и культуре» (1956).
Основу концепций Мангейма составляют два положения: о познаваемости социальных процессов и о том, что продукты и формы мышления порождаются процессом исторического развития, т. е. обусловлены историческими, социальными, классовыми и культурными факторами. В итоге возникают разные «стили мышления» с отличающимися ценностями и нормами, а также с разными познавательными возможностями («перспективами»).
К. Мангейм писал о двух типах идеологий (партикулярные и тотальные) и четырех идеально-типических формах утопического сознания («оргиастический хилиазм анабаптистов», «либерально-гуманистическая идея», «консервативная идея», «социалистически-гуманистическая утопия»).
Партикулярные идеологии – это совокупность представлений индивидов или отдельных человеческих сообществ об их реальном либо отвечающем их устремлениям общественном положении. Тотальные идеологии формируются (и далее поддерживаются) под воздействием уже сложившихся социально-исторических и культурных условий.
После эмиграции в Англию К. Мангейм в основном занимался изучением социокультурных проблем современной ему Европы, а также разработкой «социальных технологий» как комплекса социально-политических мер для рационального управления важными общественными процессами, для защиты демократических ценностей от наступления тоталитаризма в эпоху «массовых обществ». Философ полагал, что в первую очередь эти меры должны быть направлены на групповое сознание, нормы и ценности, чтобы сделать возможным воспроизводство демократической социальной саморегуляции и критического сознания»[11].
Одно из концептуальных открытий К. Мангейма заключается в том, что он противопоставил идеологию и утопию, тем самым выдвинув тезис, который и по сей день используется в политической и социологической мысли. По К. Мангейму, главное отличие между этими понятиями состоит в выполняемых ими общественных функциях. Таким образом, цель идеологии – стабилизация общественных устоев. Утопия же имеет принципиально иное содержание – она действует в направлении, неизбежно ведущем к уничтожению наличной «структуры бытия».
Еще более усложнилось отношение к идеологии после Второй мировой войны. Все чаще ставится вопрос о научности идеологии (хотя все еще заявляется о противоречии науки и идеологии), когда высказывается уверенность, что в научном исследовании нужно элиминировать исключать донаучные и вненаучные допущения и тем самым дифференцировать идеологию в научном процессе последствием объективного контроля в процессе исследований.
В отличие от Европы в американской социологии и политической теории, ученые, как правило, исходят преимущественно из нейтрального понятия идеологии как объективного явления. Под ней чаще всего понимается «публично выражаемая система убеждений (верований)»[12], «любая систематизированная совокупность (набор) убеждений, диспозиция суждений»[13]. Согласно представлениям этих и многих других американских ученых, идеологией является любая система идей, установок и ценностных позиций, которая позволяет идентифицировать идеи, установки, ценности как правильные или ошибочные, оправдывает искомое социальное состояние или дает средства и цели для его изменения и содействует (само-) идентификации и сплочению социально-политических групп. Аналогичных позиций придерживаются ученые других стран: Германии, Италии, Канады, Нидерландов, Франции и Англии.
Один из крупнейших социологов ХХ в. Т. Парсонс так характеризовал идеологию и ее функции в обществе: «Идеология представляет собой систему убеждений (верований), проводимых вместе членами общества, т. е. общества в целом либо подобщества (коллектива), которые ориентированы на ценностную интеграцию общества (коллектива)»[14]. Тем самым идеология по своей природе призвана координировать социальную ситуацию, развитие и цели общества, и побуждает членов общества к принятию этих убеждений. Следовательно, идеология «…рационализирует селекцию ценностей тем, что создает по возможности объективные основы для требуемого выбора»[15]
В то же время одни ученые не ограничивают понятие «идеология» социально-политическими убеждениями (и индивидуальные убеждения могут быть идеологией). Другие же указывают на то, что идеология позволяет отдельному индивиду идентифицироваться с группой и ее решением мировоззренческих проблем. Идеология «придает конзистентность (целостность) коллективным действиям и руководит ими, она удовлетворяет фундаментальную потребность человека в преемственности, ориентации и безопасности в этом мире».
Немецкий социолог О. Лемберг утверждал, что с антропологической и социально-психологической точек зрения идеология является неотъемлемой движущей и регулятивной системой человеческого общества. Она разгружает и стабилизирует человеческое поведение, дает ему «гибкость и широту вариаций и является для индивида медиумом и инструментом социализации»[16]. Идеология необходима «для интерпретации и освоения реальности, которая вообще никогда не может быть познана как чистая фактичность». О. Лемберг дал следующее определение идеологии: «Идеология – это система идей и представлений, истолковывающих мир и развиваемых из этого ценностей и норм, которые побуждают отдельные общественные группы или человеческое общество вообще действовать и, следовательно, жить. Идеологию в целом можно определить как систему побуждения и управления человеческим обществом… как систему, стимулирующую и направляющую человеческое поведение»[17].
«Только с помощью идеологии можно схватить нечто важное в действительности, разнообразии ее информации, и действенно ответить на это», утверждал знаменитый социолог Ж. Эллюль.
Особенно важна роль идеологии тогда, когда традиционные каноны правил теряют свою былую значимость и непререкаемость. В этой ситуации она создает «новые образцы ориентации, социополитического суждения и аттитюды». Идеология является «картой движения по социальной реальности и матрицей познания коллективной целостности». Но чтобы достичь своих целей, она должна «быть простой, ясной, селективной, компактной, эмоционально яркой…[18]. При этом одни авторы часто не выделяют одного содержательного признака, позволяющего различать феномен идеологии, и связывают ее с аргументирующими, предписывающими и программными высказываниями, деятельностью, логикой, которые закреплены в социальных группах или в обществе в целом и служат рационализации групповых интересов, легитимации действий и т. д. Другие, напротив, усматривают в качестве конститутивного признака идеологии такой: идеология представляет программу действий для изменения либо сохранения существующих обществ.[19].
Не игнорируется, естественно, и немаловажный аспект различия между идеологией и наукой: ибо первая служит средством социальных изменений.
Рассматривая отличие идеологии и науки, ставится вопрос их взаимоотношений с эмоциональным миром личности. С этой точки зрения идеологии отличаются когнитивными (позитивными или негативными) допущениями и аффективно-эмоциональной (позитивной или негативной) идентификацией этих допущений, посредством которых создается их ценностная шкала.
В 50–60-е гг. ХХ в. в США, Франции и других западных странах появляются теории «конца идеологии» – деидеологизации. Аналогичная негативная оценка идеологии дана и Р. Ароном, который озаглавил последнюю часть своей книги – «Конец идеологии». Эта формула стала крылатой на Западе в 50–60-е гг. Лозунг Р. Арона был поддержан некоторыми исследователями. К примеру, Д. Белл за разработку концепции деидеологизации («конца идеологии») получил Пулитцеровскую премию США. Кстати сказать, это не помешало ему спустя 20 лет получить престижные премии за прямо противоположную теорию «реидеологизации», т. е. возрождение идеологии.
Итог концепциям «деидеологизации» подвел австрийский ученый Т. Новотны: «В последние годы слишком преждевременно заговорили о конце идеологии: эти предсказания оказались ошибочными. Нельзя желать оформить общество, проводить политику без представления о том, в каком направлении мы хотим это сделать. Необходима картина достойного, идеального общества. Идеология является необходимой составной частью политики во имя будущего»[20].
Обыденно-актуализированный
степень освоения людьми целей и
принципов данной идеологии, что
воплощается в конкретных политических делах и поступках
Рис. Уровни функционирования политической идеологии
КЛАССИФИКАЦИЯ ИДЕОЛОГИЙ
В зависимости от пространственной распространенности масштаба социальных общности людей, подверженных влиянию тех или иных идей, взглядов, верований, ценностных ориентаций, стандартов поведений и т.п., идеологические доктрины могут быть подразделены на глобальные, локальныеи частичные.
От содержания распространяемых концепций, взглядов, принципов, убеждений идеологии могут быть дифференцированы на научные, религиозные, политические.
По направленности предполагаемых идеалов, целей, средств их достижения идеологии относятся к прогрессивнымилиреакционным, революционным или контрреволюционным, гуманистическим или антигуманным.
Государственная власть и финансово-экономическое могущество -важнейший объект и интерес всякой более-менее значимой идеологической доктрины. Эти цели могут варьироваться в границах идеологий различного масштаба и притязаний.
Они могут приобретать максимальный универсализм в идеологиях глобальных. Или сосредоточиться в пределах отдельного государства на проблеме отношений власти и общества, а также отношений его разных социальных слоев. Наконец, доминирующая политико-экономическая заинтересованность может концентрироваться в идеологиях частичных на специфических потребностях отдельных слоев и групп общества, озабоченных своим местом в общей социальной структуре и справедливым распределением общественного богатства.
Идеологии глобальные - социализм, либерализм, национализм, расизм, империализм. Иногда к ним относят также консерватизм. При всей глубине содержательного отличия первых двух роднит тенденция к выработке некоторой общей для всего человечества универсальной программы жизнедеятельности, единых принципов существования общества и государства, экономического и политического устройства. И следует признать, что существующий ныне спектр глобальных идеологий отражает важнейшие измерения современного состояния мира и возможные тенденции его будущего развития.
Идеологии локальные формируются отдельными обществами и государствами, отражают потребности их внутренней социальной регуляции -власти и общества, отношений различных социальных слоев - и стремятся к осуществлению принципа общества единства, общего блага народа, общества, государства. Это идеологии общественно-государственного плана. Исторически они формируются на специфической национальной социально-культурной почве. Причем, в процессе своего становления национально-государственные идеологии испытывают мощное давление глобальных идеологий, которые представляют в каждый исторический момент конкретную данность мира, овеществленную в реальной экономической и политической силе ближних и дальних стран и регионов. В этом процессе наблюдается как трансформация национальной почвы духовно-идеологического развития отдельного государства и общества, так и избирательность восприятия начал и элементов глобальных доктрин сквозь призму собственных традиций и исторического опыта.
Идеологии частичные (отдельные) образуют индивидуально-национальную панораму идеологической жизни отдельного общества и государства. В своем естественном проявлении они выражают всю пестроту интересов различных социальных слоев и групп. В данном случае это идеология классовая, групповая, корпоративная, партийная и т.д. Возможности их реального оформления зависят от уровня развития гражданской и информационной структуры общества и их относительной самостоятельности от государства. Конкретным проявлением наличия частичных идеологий является многопартийность. Идеология частичная должна быть способна в достаточно полном объеме воспринимать принцип общего блага и содействовать становлению идеологических основ того общества и государства, внутри которого она существует.
В ряду глобальных идеологий социализм и либерализм занимают особое место, обусловленное прежде всего содержательным объемом своих доктрин. Будучи последовательными идеологическими антиподами, исповедуя противоположные ценности и установки, и либерализм, и социализм отличаются от иных идеологий широтой и тщательностью идейно-теоретической разработки своих доктрин, вниманием к фундаментальным реальностям социальной жизни, включая экономику, общественно-политическую систему, государственное устройство. Это придает и социализму и либерализму особую степень универсальности, самодостаточности.
Тема 3. Основные идеологии современности
3.1. Либерализм и неолиберализм
3.2. Консерватизм и неоконсерватизм
3.3. Социализм и его разновидности. Марксистское понимание социализма и его интерпретация
3.4. Базовые положения современных идеологий
Национальная идея: понятие, сущность, содержание, функции
Многомерность и сложность такого феномена, как «национальная идея», объясняют существование различных определений ее понятия, сущности, содержания, функций, цели.
Актуализация и усложнение данной проблемы возрастают по мере того, когда приходится давать ответ на такие вопросы: Как зародилась идея нации? В чем она состоит? Как она исторически развивалась? Почему она смогла завоевать широкую поддержку по всему миру? В чем состоит идея нации в разных странах? Почему стало возможным применение этой идеи в разных культурных сообществах? Каковы последствия данной идеи для различных сообществ?
Следует отметить, что проблематикой национальной идеи (ее политические и социальные функции, ресурсы и их ограниченность, ее возможная манипуляция в интересах различных групп, соотношение демократии и нации) наука активно занимается с начала 50-х гг. ХХ в. К примеру, научные подходы к изучению национальной идеи в западной социологии, при всем своем многообразии, сводятся, как правило, к проблеме соотношения понятий «нация» (как идеи) и «национализм» (как идеологии), их содержательной наполняемости.
И это закономерно. В современном мире возрастает острота национальных конфликтов, а это свидетельство того, что национализм (как идеология) продолжает быть влиятельной политической силой, а нация (как идея) имеет поддержку масс в большинстве стран мира, ради которой многие ее приверженцы готовы отдать свою жизнь (к примеру, чеченский конфликт, американо-иракский и т.д.). Поэтому проблема национальной идеи весьма актуальна в настоящее время. Как считает Х. Кохн, один из сторонников конструктивистского подхода, нация «как идея» и национализм «как идеология» зародились в Англии еще в ХVII в. и позже, позаимствованные во времена Французской революции, получили распространение по всей Европе.
В современной западной социологии наметились три основных подхода к изучению национальной идеи.
Конструктивистский (Х. Кохн, Б. Шафер, Е. Кедури, Л. Гринфелд, Б. Андерсон и др.), который рассматривает нацию, с одной стороны, как идею, продукт социальной мысли, с другой – как реальное сообщество, которое на основе идеи создано в современном мире[50], а национализм – как критический образ мышления, политическую идеологию, определенное мировоззрение, позволяющее современному человеку связывать воедино политические, культурные и теологические аспекты своего существования (по Б. Андерсону). В данной парадигме национальная идея рассматривается в качестве функциональной потребности общества в его объединении, консолидации.
Натуралистический (примордиалистский подход): Е. Шилз, К. Гирц и др., рассматривающие нацию как данность, изначальную сущность, как отражение определенного современного способа существования этнической группы. Отсюда – характер нации определяют изначальные ее характеристики, т.е. культурные и физические. Сторонники данного подхода связывают термин «национализм» с понятием этничности, включающим в себя весь спектр культурных и физических свойств, присущих населению[51]. Национальную идею, которая лежит в основе данного подхода, определяют еще идеей «романтизма нации»; понятие «нация» трактуется как «коллективная душа», корни которой – в самой природе человека.
В данной парадигме суть национальной идеи – в любви, преданности и чувстве братства индивида к своему сообществу.
Инструменталистский: П. Брасс, Дж. Брейли и др. отрицают само существование нации, рассматривают идею нации как инструмент в борьбе определенных сил в своих собственных интересах (прежде всего политических), а национализм как вид политики. В данной парадигме национальная идея понимается как стратегический выбор, инструмент в борьбе за власть и привилегии, который позволяет мобилизовать массы в интересах элит.
Как видим, для зарубежной социологической науки вопрос о национальной идее остается дискуссионным. Компромисс в ее понимании не найден не только в западной науке, но и в отечественном научном сообществе.
В одних источниках авторы, используя расширительные толкования данного понятия, затрагивают такой спектр проблем, как «начало» исторической судьбы народа, его места в мире и генетических истоков, исторической и культурной миссии, особенностей и уникальности национального характера и т. п.
Некоторые авторы определяют понятие «национальная идея» как «доминирующие в национальном сознании представления, которыми данный народ выражает смысл своего исторического существования»[52], подчеркивая при этом, что смысл национальной идеи двуедин. С одной стороны, она есть самосознание (самоидентификация) нации, с другой – ее послание миру о своем бытие, своих интересах, устремлениях и ценностях как уникальной исторической общности людей. Член-корреспондент НАН Беларуси В.А. Бобков рассматривает национальную идею «… как преобладающую в национальном сознании, убеждениях, представлениях и устремлениях, которыми данный народ выражает смысл своего исторического существования»[53].
Бесспорно мнение авторов о том, что национальная идея не изобретается, а естественным образом вырастает из совокупности ментальных черт и ценностей определенного народа, которые предполагают его целостность, «узнаваемость» другими.
Все это свидетельство того, что в белорусском обществе идет интенсивный процесс формирования объединяющей национальной идеи.
Как представляется, теоретическая дискуссия, которую ведут ученые и политики по поводу понятия «национальная идея» и ее содержания еще далека от завершения. Это объясняется следующим: во-первых, имеется множество теоретических проблем, которые как зарубежной, так и отечественной науками малоизучены (гносеологические корни, сущность, содержание, функции идеологии и т.п.). Отсюда и разброс формулировок самого понятия «идеология» и ее важнейшей составляющей – «национальной идеи»; во-вторых, разрабатывая свои теоретические представления о национальной идее, авторы, как правило, акцентируют внимание на проблемах тех стран, которые они представляют, без должного учета тенденций и прогнозирования развития современного мира вне контекста цивилизационного процесса; в-третьих, представляется теоретически ошибочно искать истоки национальной идеи только лишь в исторических «корнях» народа, в то время как национальная идея являет собой воплощение системы идеалов и ценностей общества и личности с учетом многообразия условий, в которых она зарождается и формулируется.
Предпринимается попытка облечь национальную идею в определенные чеканные формулы – типа: триады «Отечество – Интеллект (Разум) – Благосостояние» («Айчына – Iнтэлект (Розум) – Добрабыт»), Квiтней, Беларусь!; «Мы – белорусы», отмечая, что это и есть наше «национальное кредо», смысл социально-политических устремлений, заявление о своем месте среди других народов, своих установках относительно ближних и дальних народов-соседей и т.д.
По-видимому, национальная идея не должна сводиться только к лозунгам, формулам, отдельным словам или фразам, какими бы они ни были привлекательными. Ибо, так или иначе, это может привести к эклектике, явно не совместимой с научным подходом.
Однако если оставить за скобками различные теоретические нюансы, специфические подходы к определению содержания понятия «национальная идея», то следует, как представляется, признать, во-первых, что национальная идея должна иметь мировоззренческую основу, определяя таким образом основу развития общества; во-вторых, национальная идея должна отражать цель развития; в-третьих, национальная идея должна определять основные пути и способы достижения целей развития общества.
Как справедливо отмечает профессор А. Рогалев, идея бывает настоящей, ведущей и творческой тогда, когда она прорастает сквозь историю народа, его мировоззрение, саму душу, веру, совесть и характер, внутренний уклад и этническую культуру[54].
Как представляется, национальная идея – это доминирующая в национальном сознании совокупность воззрений и идей, судьбоносных для данного общества, определяющая цель его развития и историческую миссию.
Национальная идея в практической ее реализации призвана выполнять важнейшую функцию консолидации общества, обеспечение социальной стабильности, сбалансированности интересов различных социальных групп общества, личности и государства.
Национальная идея связывает ценностно-нормативную и эмпирически-бытийную сферы человеческой культуры, своеобразным хранилищем которой выступает национальное сознание. Национальное сознание нельзя отождествлять с национальным идеалом, хотя последний является его неотъемлемой частью. Национальное сознание – это не цепь умозрительных построений, а духовно-нравственные ориентиры народа, выражающиеся в его типических поступках и реакциях, во всех проявлениях духовной жизни. Скорее всего, это «узлы» народной психики, предопределяющие самый вероятный вариант практического выбора в тех или иных условиях. Национальное сознание как исторически сложившаяся, устойчивая, специфическая форма общественного сознания, преломляющаяся в национальном интересе, находит свое выражение в национальной идее.
РАЗДЕЛ II. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ (ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ) СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Идея белорусской нации и государственности
В ХIХ – начале ХХ вв.
Идейно-политические концепции развития белорусской государственности на советской основе
Новейшая история: идейно-теоретические принципы укрепления и развития национального самосознания и самоидентификации белорусского народа, государственности Республики Беларусь
В 1991 г. была провозглашена суверенная, независимая Республика Беларусь. Однако проблема выбора дальнейшего развития государственности вновь оказалась в центре идейно-политической борьбы. В развернувшейся дискуссии о путях дальнейшего развития белорусской государственности определились два концептуальных подхода.
Первый подход – национально-государственный, сторонники которого выступали за сохранение исторической преемственности и связи между государственностью в формате БССР, за постоянную модернизацию и совершенствование белорусской государственности[121].
Второй подход – национально-либеральный, главным содержанием которого являлась идея белорусской государственности, соответствующей периоду Великого княжества Литовского, с последующим превращением Беларуси в политически зависимый придаток Западной Европы.
Цель национал-либеральной идеологии белорусской государственности сводится не просто к идее воссоздания архаических политических структур, к созданию моноэтнического государства, к стремлению вытеснить из общественной жизни представителей других национальностей, ограничить их в политических правах. В их трактовке национальная идентичность Беларуси как «государства-нации» зациклена на этническом самолюбовании, поиске врагов, отрицании единства исторических корней развития восточных славян. Представление о Беларуси как исключительно «едином национальном государстве» лишает ее как внутреннего, так и геополитического измерения. В такой системе координат само понятие «Беларусь» мировым сообществом понимается как синоним «окраины», «медвежьего угла» – несамостоятельной периферийной зоны в геополитическом пространстве.
В идеологии национализма заложена потенциальная возможность превращения национального государства в тоталитарное, стремление построить этнократическое «белорусское» государство. Она, безусловно, носит антигосударственный, антинародный характер и в случае реализации ее установок сопряжена с социальными потрясениями.
Идея использования западноевропейского опыта в государственном строительстве, в становлении политической системы Беларуси, в совершенствовании других общественных структур не нова. Национал-либералы не учитывают исторический опыт белорусского народа, в том числе опыт становления и развития государственности Беларуси в советский период. С 1992 по 1994 г. ими предпринимались попытки обосновать путь радикального разрыва с историческим прошлым белорусского народа, со всем, что создано народом за сотни лет своего исторического развития. Это была одна из причин конституционного кризиса 1995–1996 гг.
Вывод очевиден: наиболее эффективной, а следовательно, приемлемой для белорусского общества является национально-государственная перспектива, а именно модернизация существующих институтов белорусской государственности. Этот путь совершенствования белорусской государственности основывается на исторической преемственности в развитии страны. Он предполагает выявление тенденций и учет закономерностей общественного развития, бережное отношение к историческому опыту, сохранение положительного в созданных ранее государственно-правовых формах.
В духовном мире человека особое место занимает его национально-государственное самосознание. Это – важнейший показатель степени развития нации в плане оформленности и перспектив. Основные этапы формирования самосознания неотделимы от истории белорусского народа. Национальное самосознание является производным от самоопределения нации, напрямую связано с осознанием своего прошлого, настоящего и будущего в непрерывной связи с объективной реальностью, оценкой своих возможностей. В этой связи принципиальным является признание им понимания своего пути развития. Как уже отмечалось, в силу исторических условий (пребывание белорусов последовательно в трех государствах – литовском, польском, российском) формирование их национального самосознания тормозилось и опаздывало. Этим в определенной степени объясняется то, что с обретением независимости Республикой Беларусь дискуссии вокруг национального самосознания и проблем его формирования развернулись бурно и масштабно. В дискуссиях последних лет часто проявлялись крайности: некоторые авторы публикаций считают, что поскольку белорусской нации присущ глубокий интернационализм, который якобы губителен для национальной культуры, родного языка, традиций, то, чтобы вырваться из этого интернационализма, надо-мол заболеть национальным эгоизмом. Мы, дескать, слишком долго были донорами кого угодно, только о себе мало думали.
Национальное самосознание – материя настолько деликатная, что трудно поддается управлению, не говоря уже о том, что оно не терпит никакого административного нажима. Многим в национальном самосознании мерещится национализм. Между тем, его нельзя рассматривать как негативное явление, а надо использовать как потенциальную силу национального и духовного возрождения в интересах укрепления патриотических чувств, консолидации наций и народов.
Это может стать огромной позитивной силой, каковой оно было, скажем, в годы Великой Отечественной войны или на заре перестройки. Но может перерасти и в национальное чванство, приобрести уродливые формы, вылиться в национальную нетерпимость. В итоге, веками живущие рядом в мире и согласии люди начнут делить себя на «коренных» – то есть полноценных и чужаков – «пришельцев», «мигрантов», даже «оккупантов», хотя многие из них оказались в республике в силу не зависящих от них обстоятельств.
Вызовы времени, необходимость теоретического осмысления и практического решения крупномасштабных задач общественного развития, определение координат Беларуси в историческом процессе, забота о ее достойном положении в мировом сообществе наций и государств заставляют учитывать такой важнейший фактор формирования идеологии белорусского общества и государства, как идентичность.
Идентичность(лат. identifico – отождествление) – своего рода самоопределенность конкретной общности, позволяющая ей претендовать на собственный статус к другим общностям; осознание личностью своей принадлежности к определенной группе, своего статуса и роли.
Своеобразным хранилищем идентичности нации выступает менталитет. Менталитетотражает социально-психологические установки и привычки сознания, способы видения и оценки окружающего мира, представления людей, принадлежащих к определенной историко-культурной общности. Ярко проявляется менталитет белорусского общества в многообразном устном поэтическом народном творчестве. Фольклорные тексты отражают выработанные традиционной народной культурой стереотипы видения и оценки мира, тот «ментальный инструментарий», которым пользовались наши соотечественники на протяжении столетий. Народ выступал с позиции созидания, совершенствования и взаимопонимания, основанного на гуманистических принципах, отстаивая гуманистические ценности добра, равенства и братства.
Яркое проявление черт мировидения находим в многообразных духовных стихах («Голубиная книга»; стихи на старозаветные и евангельские темы; стихи о святых и великомучениках; стихи о праведниках и грешниках и др.). В них проявляется ментальность, пронизанная идеалами духовно ориентированного бытия, любви и самопожертвования во имя общего блага. Данная ментальная установка отличается от западного практицизма, в основе которого лежит принцип, согласно которому человек нуждается лишь в истинах, служащих ему лично и непосредственно.
Гуманистические принципы мировидения белорусского народа дают нам яркое представление о ценности и неповторимости жизни человека, его праве на защиту и о взаимоотношениях между людьми на принципах добра и справедливости, чести и равноправия, сострадания и милосердия. Данный феномен духовной культуры, безусловно, следует учитывать в социальной политике.
Некоторые авторы идентифицируют понятие «белорусский менталитет» с понятием «белорусский национальный характер». Понимают его либо как присущий представителями данной нации набор личностных черт (концепция модальной личности), либо как систему основных, существующих в этносе представлений: установок, верований, ценностей, умонастроений (концепций социальной личности) и т.п. Менталитет и характер – не синонимы. Отличие менталитета от национального характера в том, что последний, являясь составной частью ментальности, включает общие психофизиологические черты жизнедеятельности (определяемые принятой нацией системой ценностей). Содержание понятия «менталитет» гораздо шире, чем понятие «национального характера». При этом следует различать «национальный характер» как понятие и «национальный характер» как реальность, включающую стереотипы мышления, модели и образцы поведения, сознательное и бессознательное, язык.
Национальный характер белорусов– это устойчивая составляющая часть национальной психологии, которая представляет собой совокупность доминирующих черт и свойств в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом воплощении. При всех спорах о сущности национального характера ясно, что, во-первых, он существует, и более того, составляет стержень национального самосознания. Во-вторых, наследуется (в определенной степени) от предков и приобретается в процессе воспитания, в-третьих, национальный характер явственно проявляется в процессе социального взаимодействия.
После обретения страной суверенитета возникла объективная необходимость в учреждении института президентства.
Президентализм – неотъемлемый элемент современной политической системы. Большинство государств мира – президентские республики. На современной политической карте мира их насчитывается 143. До 1994 г. Беларусь опыта президентализма не имела. 10 июля 1994 г. граждане Республики Беларусь свободно и демократично избрали А.Г. Лукашенко Президентом страны. Его кандидатуру поддержали 80,34% избирателей, явившихся на выборы. Среди важнейших пунктов предвыборной программы Президента – обретение страной реального государственного суверенитета, обеспечение экономической и политической стабильности, борьба с инфляцией, безработицей, преступностью и коррупцией. Центральное место в этой программе отводилось идее служения политической власти коренным интересам белорусского народа, превращения власти государственной во власть народную.
Для реализации предвыборной платформы, спасения экономики, находившейся на краю пропасти, 29 сентября 1994 г. Кабинет Министров принял программу неотложных мер по выводу страны из кризиса, которая была разработана по заданию Президента. В результате напряженной двухлетней работы новой власти ситуацию в промышленности и сельском хозяйстве удалось стабилизировать.
Чтобы не допустить усиления новой власти, оппозиционные силы решили навязать стране политическое противоборство по важным, но не имевшим прямого отношения к развитию экономики вопросам. Центром сосредоточения оппозиции стал Верховный Совет – институт законодательной власти. По этому правовым арбитром в развернувшемся противостоянии стал белорусский народ как единственный источник власти и носитель суверенитета. По инициативе Президента 14 мая 1995 г. в стране состоялся общенациональный референдум. На него были вынесены важные вопросы. После референдума были приняты соответствующие решения – начали заключаться договоры с Россией о создании Сообщества Беларуси и России, о Союзе Беларуси и России, о Союзном государстве.
С учетом результатов референдума законом от 13 июня 1998 г. были внесены изменения и дополнения в Закон «О языках в Республике Беларусь». Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 1995 г. № 213 утверждено Положение о Государственном гербе Республики Беларусь, а указом № 214 от того же числа – Положение о Государственном флаге Республики Беларусь. 5 июля 2004 г. принят Закон «О государственных символах Республики Беларусь», которым обеспечено полное правовое регулирование вопросов государственных символов Республики Беларусь, определены описание и порядок их использования.
Поражение оппозиции на референдуме 14 мая 1995 г. не привело к политической стабильности. В Верховном Совете блокировались президентские инициативы, затягивалось принятие ряда срочных законопроектов, предложенных Президентом. Чтобы разрешить конфликтную ситуацию, президент инициировал второй референдум, который состоялся 24 ноября 1996 г. На нем были рассмотрены вопросы, поставленные двумя ветвями власти.
Поскольку на второй референдум были вынесены принципиальные предложения, связанные с изменением политической системы, Президент выступил с инициативой консолидации общества путем учреждения нового общественного института – Всебелорусского народного собрания. Это собрание не что иное, как возрождение на новом историческом этапе вековой традиции Всенародного вече, существовавшей на белорусских землях в IX–XII вв. В то же время Всебелорусское народное собрание – это новая национальная форма прямого политического диалога народа – источника власти – с самой политической властью по любым государственным проблемам. Не менее важным является то, что Всебелорусское народное собрание – новая форма прямой демократии, центральный элемент гражданского общества.
Первое Всебелорусское народное собрание состоялось 19–20 октября 1996 г. В его работе приняли участие около 5000 делегатов.
С докладом на нем выступил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, в прениях по обсуждаемому вопросу выступили 25 человек. Все выступающие высказались в поддержку проведения в ноябре 1996 г. референдума. По итогам работы Всебелорусского народного собрания абсолютным большинством голосов была принята резолюция (за – 4990, против – 11). В ней зафиксирована поддержка курса Главы государства на создание социально ориентированной экономики, на политическую стабильность и согласие в обществе, ответственность перед народом всех без исключения органов власти, осуждены действия Верховного Совета на конфронтацию, отказ от поиска компромисса и достижения общенационального согласия, осуждены «политические заявления Конституционного Суда и его руководства, не соответствующие конституционному статусу этого органа». Всебелорусское народное собрание по существу поддержало все инициируемые президентом на референдум вопросы.
По итогам второго референдума в стране изменилась система политической власти: с 15 марта 1994 г. до 24 ноября 1996 г. действовала президентско-парламентская республика. Вся совокупность политических прав и полномочий Главы государства (раздел 4, статьи 79–89 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на втором референдуме)) говорит о том, что в Беларуси сложилась президентская республика. Новый экономический курс, был изложен в «Основных направлениях социально-эконгомического развития Республики Беларусь на 1994–1996 гг.» и принятой первым Всебелорусским народным собранием. Эта программа предусматривала формирование национальной модели социально-экономического развития, в основу которой были положены принципы исторической преемственности, эволюционности, сочетание социальности и мировых рыночных ценностей, идея приоритета интересов личности, прав и свобод человека. В 1996–2000 гг. республика достигла высоких результатов в области экономики. Так, ВВП вырос на 36%, выпуск промышленной продукции – на 60%, производство потребительских товаров – на 81%, жилищное строительство – более чем на 80%, а розничный товарооборот вырос в два раза, реальные доходы населения выросли до 100 долл. США в месяц.
С мая 2001 г. на Втором Всебелорусском народном собрании было принята новая «Программа социально-экономического развития Беларуси на 2001–2005 гг.». Ее результаты были обнародованы в докладе Президента на Третьем Всебелорусском народном собрании, которое состоялось 2–3 марта 2006 г. За вторую пятилетку ВВП вырос более чем на 43%. Средняя заработная плата составила 261 долл. США в месяц. Средний размер пенсий вырос от 30 до 98 долл. США, на 100 семей приходилось 53 легковых автомобиля, соотношение доходов самых богатых и самых бедных слоев населения составило всего 5:1, что свидетельствует о высоком уровне социальной справедливости. Но основной итог пятилетки был в том, что белорусская модель социально-экономического развития состоялась. Теперь это неопровержимый исторический факт, реальность нашей жизни, достижение мирового уровня, которое, конечно, нуждается в дальнейшем развитии уже на базе идей инновационности и самодостаточности.
Важным событием в политической жизни второго пятилетия был третий референдум, который состоялся 17 ноября 2004 г. На этот референдум были вынесены вопросы, касающиеся изменения статьи № 81 Конституции.
Итоги третьего референдума, обнародованные Центризберкомом, приведены в приложении «Этапы формирования идеологии белорусской государственности».
Очередные Президенсткие выборы состоялись 19 марта 2006 г. Центризбирком установил следующие данные об итогах этих выборов. За А.Г. Лукашенко проголосовало 83,0% избирателей, за С.В. Гайдукевича – 3,5%, за А.В. Козулина – 2,2%, за А.В. Милинкевича – 6,1%, от принимавших участия в выборах.
Первый белорусский Президент – личность в высшей степени харизматическая. Это пример лидера-эталона, знаменосца, личности, наделенной сильной волей и, ответственной перед народом; это человек, уверенный в себе, обладающий обширными знаниями, организаторским талантом, внутренней интуицией и огромной любовью к своему Отечеству. Никто в Беларуси не скажет, что А.Г. Лукашенко «работает президентом». Он по призванию и предназначению – Глава государства.
Приложение
Таблица
Этапы формирования идеологии белорусской государственности
Исторический период | Форма государствен-ности | Идеология государственности: сущность и принципы | Исторические источники и литература |
I. Зарождение и оформление государственности на территории Беларуси (VIII- первая половина XIII в.) | 1.1 Полоцкое княжество 1.2 Туровское княжество 1.3 Земли белорусского Понемонья 1.4 Древнерусское государство – Киевская Русь | «Повесть временных лет» о славянах: · «А у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а у других на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи»; · «Вот кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, дреговичи, северяне, бужане… ставшие называться волыняне»; «а славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались Русью»; о сути государственности: · князь Рогволод «держал, владел и княжил Полоцкую землю», что свидетельствует о завершении первого этапа становления государства; о главных задачах верховной власти: · «ты, князь, поставлен богом для наказания злым, а добрым на милость, следует тебе наказывать разбойников, но по проверке» «Слово о князьях»: ● «кривды не чинить. Познайте, князья, свое величество и честь свою» | «Повесть временных лет», «Слово о князьях» и другие произведения древнерусской литературы |
II. Идея государственности в геополитических процессах XIII-XVIII вв. | 2.1 Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское 2.2 Речь Посполитая – федеративное государство Польши и ВКЛ | Ф. Скорина о государственной власти и политическом лидерстве: · «И вчинены суть права или закон для людей злых, …абы добрии межи злыми в покои жити могли»; о законах и праве: · «Абы были права их, или закон, почтивыи справыи, можныи, потребныи, пожиточныи подле прирожения, подлуг обычаев земли, часу и месту пригожи… к посполитому доброму написаныи». А. Волан о свободе: · «З усіх рэчаў людзкіх наіпякнейшая ёсць вольнасць. Няволя ж – горшая нават за смерць»; «там, дзе няма месца праву, там няма волі» 12-я статья III раздела Статута ВКЛ 1588 г. Обязанности государя: · «не даваць ва ўладанне аніякім чужаземцам і замежнікам духоўных і свецкіх пасадаў, замкаў, маёнткаў, старастваў, земляў, дзяржаваў, урадаў земскіх і прыдворных; ...а даваць тое толькі літве, русі і жамойці». | Статуты ВКЛ 1529, 1566, 1588 гг., Литературное наследие и труды Ф. Скорины, В. Тяпинского, Н. Гусовского, А. Волана, М. Литвина, Л. Сапеги, А. Олизаровского, И. Стройновского, К. Богуславского и др. |
III. Идея белорусской нации и государственности в XIX- начале XX вв. | 3.1 Белорусские земли в составе Российской империи | А. Костюшко о сути власти, правах и свободах граждан: · государственная власть «ставит себе целью установить порядок, подчинять закону всякие правонарушения, приучать подчиняться властям, установленным нацией… Всем предоставляется одинаковая свобода и равные права». К. Калиновский о национальной идее беларусов: · «Грудзі застогнуць, забаліць сэрца, але не жаль загінуць за тваю праўду... Ваюй, народзе за сваё чалавечае і народнае права, за сваю веру, за зямлю сваю родную!» | Литературное наследие А. Костюшко, А. Мицкевича, К. Калиновского, В. Дунина-Мартинкевича, Ф. Богушевича, Я. Лучины, группы «Гоман», белорусских народников, Е. Романовского, Е. Карского, М. Довнар-Запольского, В. Ластовского и др. |
IV. Развитие белорусской государственности на советской основе | 4.1 1 января 1919 г. образование ССРБ 4.2 27 февраля 1919 г. образование ЛитБелССР 4.3 30 июня 1920 г. второе провозглашение БССР 4.4 30 декабря 1922 г. образование СССР | А. Луцкевич о государственности: · «Волю сабе можа адваяваць толькі сам народ» В 1919-1920 гг. правительство Советской России в конечном итоге выполнило главное – оно обеспечило реальное решение вопроса о самоопределении белорусов в форме создания белорусской советской государственности – суверенного, независимого, самостоятельного государства – национального дома нашего народа. В этом заключается основная идеологическая сущность всех дискуссий по проблеме создания БССР. 3 февраля 1919 г. 1-й Всебелорусский съезд Советов принял первую Конституцию ССРБ. В первой Конституции ССРБ вопрос о суверенности республики отсутствовал, поскольку ССРБ находилось фактически в федеративной связи с РСФСР. После образования в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик (СССР) РСФСР была юридически уравнена в правах с остальными республиками-соучредительницами Союза – Украинской ССР, ССР Белоруссии (которая отныне стала называться Белорусской ССР) и Закавказской Федеративной Социалистической Советской Республикой. Вторая Конституция БССР была принята после образования СССР. Окончательный текст Конституции был утвержден 11 апреля 1927 г. 8-м Всебелорусским съездом Советов. Конституция провозглашала, что БССР «есть социалистическое государство диктатуры пролетариата, осуществляющее свои задачи на основе союза рабочего класса и крестьянства». 12 февраля 1937 г. 12-й чрезвычайный съезд Советов БССР утвердил третью Конституцию БССР. В этой Конституции была определена структура, пути образования и компетенция органов государственной власти республики. Новая Конституция БССР была принята Верховным Советом БССР 14 апреля 1978 г.По Конституции 1978 г.Белорусская ССР есть суверенное социалистическое национальное государство, которое добровольно объединилось с другими советскими республиками в Союз и добровольно передало часть своих полномочий союзным органам. | Конституции 1919, 1927, 1937, 1978 гг.; литературное наследие А. Луцкевича, Д. Жилуновича, А. Бурбиса, А. Цвикевича, А. Червякова, В. Игнатовского и др. |
V. Укрепление и развитие государственности Республики Беларусь Республиканские Референдумы 1995, 1996, 2004 гг. Вторая половина 1990-х гг. – начало деятельности Всебелорусского народного собрания | 5.1 27 июля 1990 г. принятие Декларации о государственном суверенитете БССР 5.2 25 августа 1991 г. придание Декларации о государственном суверенитете БССР статуса конституционного закона 5.3 15 марта 1994 г. принятие Конституции Республики Беларусь 5.4 14 мая 1995 г. Референдум 5.5 24 ноября 1996 г. Референдум 5.6 17 октября 2004г. Референдум 19-20 октября 1996 г. Первое Всебелорусское народное собрание Май 2001г. Второе Всебелорусское народное собрание 2-3 марта 2006 г. Третье Всебелорусское народное собрание | Декларация о государственном суверенитете БССР, принятая Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. в обстановке нарастающего ослабления Советского Союза, стала последним конституционным актом Беларуси в составе союзного государства. Декларацией утверждался государственный суверенитет Беларуси во имя свободного развития и достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав и обязанностей человека. 25 августа 1991 г. Верховный Совет БССР придал Декларации о государственном суверенитете БССР статус конституционного закона. Был принят пакет постановлений о независимости, политической и экономической самостоятельности БССР, в соответствии с которым все союзно-республиканские структуры СССР на территории Белоруссии перешли в юрисдикцию БССР. В настоящее время в Республике Беларусь действует Конституция 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 ноября 2004 г. Вопросы: 1. Согласны ли Вы с приданием русскому языку одинакового статуса с белорусским? Результат голосования: «За» – 83,3% избирателей; «Против» – 12,7% избирателей. 2. Поддерживаете ли Вы предложение об установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь? Результат голосования: «За» – 75,1%избирателей; «Против» – 20,5% избирателей. 3. Поддерживаете ли Вы действия Президента Республики Беларусь , направленные на экономическую интеграцию с Российской Федерацией? Результат голосования: «За» – 83,3% избирателей; «Против» – 12,5% избирателей. Вопросы: 1. Перенести День Независимости Республики Беларусь на 3 июля – день освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне? Результат голосования: «За» – 88,18% избирателей; «Против» – 10,46% избирателей. 2. Принять Конституцию Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь), предложенными Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко? Результат голосования: «За» – 70,45% избирателей; «Против» – 9,39% избирателей. 3. Выступаете ли Вы за свободную, без ограничений, куплю и продажу земли? Результат голосования: «За» – 15,35% избирателей; «Против» – 82,88% избирателей. 4. Поддерживаете ли Вы отмену смертной казни в Республике Беларусь? Результат голосования: «За» – 17,93% избирателей; «Против» – 80,44% избирателей. 5. Принять Конституцию Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, предложенными депутатами фракций коммунистов и аграриев? Результат голосования: «За» – 7,93% избирателей; «Против» – 71,2% избирателей. 6. Выступаете ли Вы за то, чтобы руководители местных исполнительных органов власти избирались непосредственно жителями соответствующей административно-территориальной единицы? Результат голосования: «За» – 28,14% избирателей; «Против» – 69,92% избирателей. 7. Согласны ли Вы, что финансирование всех ветвей власти должно осуществляться гласно и только из государственного бюджета? Результат голосования: «За» – 32,18% избирателей; «Против» – 65,85% избирателей. Вопрос: Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь на выборах Президента и принимаете ли Вы часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: «Президент избирается на 5 лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?» Результат голосования: «За» – 74,3% избирателей. Собрание одобрило в целом основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг. Приняло программу развития страны на 2001-2005 гг., по существу, белорусскую модель экономического развития. Собрание приняло программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. под девизом «Государство для народа». | Современая Беларусь: энциклопедический справочик в 3-х томах. Т.1. Мн., 2006. Современная Беларусь: энциклопедический справочик в 3-х томах. Т.1. Мн., 2006. |
Тема 6. Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности белорусского народа
6.1. Социокультурные идеалы и ценности – важнейшая составляющая национально-государственной идеологии.
6.2. Духовные ценности в культурно-историческом развитии белорусского народа.
Тема 7. Конституционно-правовые основы идеологии белорусского государства
7.1. Базовые конституционно-правовые положения национально-государственной идеологии.
7.2. Гуманизм как ценностная основа идеологии белорусского государства.
7.3. Республика Беларусь – унитарное правовое демократическое социальное государство: понятие, идеологический контекст.
7.4 Влияние правовой идеологии на правосознание.
7.5. Символы государственного суверенитета Беларуси.
Право представляет собой систему обязательных для всех граждан правил поведения, которые санкционируются государством и выражают индивидуальные, групповые и общие интересы населения страны, выступают регулятором общественных отношений.
Рис. Правовое содержание эффективного государства
Можно выделить следующие основные функции правовой системы: нормативная, регулятивная, идеологическая и воспитательная. Каждая из этих функций, имея свои специфические особенности, органически взаимосвязаны между собой (рис. 3). Их искусственное разделение невозможно, поскольку правовую систему можно рассматривать как совокупность:
1) Юридических норм, принципов и институтов;
2) Правовых учреждений;
3) Правовых взглядов, идей и представлений, свойственных данному обществу.
Рис. 3. Функции права
Таким образом, национальная правовая система включает в себя следующие структурные элементы:
1. Нормативный 2.Организационный 3. Идеологический.
Государственная идеология, как и право в этой связи может рассматриваться с учетом: интересов и возможностей государства (общенациональных интересов) и интересов и потребностей граждан, различных социальных групп, общества в целом. В данном случае, интересы государства и общества могут и должны совпадать; право по своей сути должно отвечать нравственным принципам взаимоотношений людей в гражданском обществе. Почему? В данном контексте уместно обратиться к А. Шопенгауэру, одному из первых философов, обосновавшим положение о том, что право это часть нравственности. Право -внешний закон, внешний порядок, который должен господствовать в человеческом обществе. Требование сострадания, сочувствия есть внутренний закон, который должен господствовать в человеческом сердце. Как внешний закон права, так и внутренний закон сострадания или сочувствия к ближнему суть частные проявления одного и того же нравственного начала.2 Нормы морали служат источником как права, так и правомерного поведения. Примером этого являются библейские заповеди «не убий», «не укради», которые нашли свое юридическое закрепление в нормах уголовного, гражданского права. Главным же критерием этой оценки выступают реальные поступки людей, действия институтов власти и управления.
2 Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. - М., 1992. - С. 208-220.
Особенность поведения отдельных слоев и групп населения может проявиться в несовпадении с интересами и поведением большинства, а правовая норма выступает как способ принуждения этих граждан от имени всего общества и государства. Данное положение четко перекликается с 3 статьей в Конституции Республики Беларусь, где указано, что единственным источником власти и носителем суверенитета является народ Республики Беларусь.
Таким образом, право, с одной стороны, является совокупностью норм, определяющих пределы свободы граждан, с другой стороны, оно ограничивает внешнюю свободу граждан, социальных групп, институтов управления и общественных формирований, действия которых могут противоречить интересам общества и государства.
Важным условием идеологии формирования эффективного государства является государственный суверенитет. Он означает независимость во внешних и главенство во внутренних делах. Его свойства представлены в схеме (рис. 4).
СВОЙСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА | |||
| | |||
Верховенство государственной власти (ст. 1 Конституции Республики Беларусь) | Независимость государственной власти на международной арене (ст. 1 Конституции Республики Беларусь) | ||
означает | означает | ||
| | |||
Полноту власти при решении всех вопросов внутренней жизни (ст. 3 Конституции Республики Беларусь) | Недопустимость навязывания воли одного государства другому (ст. 1 8 Конституции Республики Беларусь) | ||
I | |||
Верховенство права на всей территории государства (ст. 1, 7 Конституции Республики Беларусь) | |||
Самостоятельное проведение внешней политики государства (ст. 8,18 Конституции Республики Беларусь) | |||
I | |||
Целостность и неприкосновенность территории (ст. 1 , 9 Конституции Республики Беларусь) | |||
Принятие мер по защите территориальной целостности государства от посягательств на нее извне (ст. 1, 59 Конституции Республики Беларусь) | |||
Рис. 4. Свойства государственного суверенитета
В преамбуле Конституции Республики Беларусь отражается всенародный характер общественного договора «…исходя из ответственности за настоящее и будущее Беларуси… желая обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства, принимаем настоящую Конституцию – Основной Закон Республики Беларусь».Конституция является основным законом государства, обладающая высшей юридической силой. В этом и проявляется учредительный характер конституционного закрепления идей, взглядов, представлений и мировоззрений гражданского общества Республики Беларусь. Введение Конституции Республики Беларусь в действие опиралось на базовый консенсус. Это является важнейшим фактором цивилизованного развития правовой системы. Даная норма возлагает персональную ответственность на граждан за судьбу своего государства.
Таким образом, в рамках правовой государственности реализуются принципы реального конституциализма, при котором государство не только провозглашает, но и гарантирует соблюдение правовых норм, предоставляет возможность реализации индивидуальных прав, свобод и достоинств личности.
Правовое государство своим базисом должно иметь гражданское общество.
|
|
|
|
|
|
Государственная символика является воплощением национальной идеи - достижение социальной гармонии в обществе и формирование эффективного государства. Герб, флаг и гимн - главные символы независимости, передающие историко-культурное наследиедостоинство белорусского народа.
Государственный герб и флаг нашей страны символизируют ее
общественный и политический строй. Государственные символы Беларуси
отражают также основополагающую идею равенства всех граждан
Республики Беларусь независимо от социальной, национальной или
религиозной принадлежности.
На основании решения республиканского референдума (14 мая 1995 г.)
Президент Республики Беларусь издал указы "Об утверждении эталона
Государственного герба Республики Беларусь" и "Об утверждении
положения о Государственном флаге Республики Беларусь". Во второе
воскресенье мая ежегодно празднуется День Государственного герба и флага Республики Беларусь.
В Законе Республики Беларусь «О государственных символах
Республики Беларусь» дается определение и описание государственных
символов Республики Беларусь; приводится перечень объектов, на которых поднимается или устанавливается Государственный флаг Республики Беларусь и помещается Государственный герб Республики Беларусь, а также случаи, в которых исполняется Государственный гимн Республики Беларусь; определяются места, в которых будут храниться эталоны Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, а также эталонная запись Государственного гимна Республики Беларусь; определяется обязанность граждан Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства уважительно относиться к государственным символам Республики Беларусь.
Одна из основных черт белорусского народа - уважение к предкам,
верность традициям. Это должным образом отразилось и в наших
государственных символах.
Государственный герб - это исторический символ приверженности народа Беларуси созидательному труду и миру, который олицетворяет патриотизм граждан Республики Беларусь, любовь к своему Отечеству и его веру в торжество свободы и справедливости
Тема 8. Стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке
8.1. Общественное развитие: понятие, основные теории, национальные интересы и цели.
8.2. Стратигическая цель развития Беларуси в современных условиях
8.3. Важнейшие внешнеполитические условия решения задач постиндустриальной модернизации белорусского общества.
ТЕМА 9. Механизм функционирования идеологии белорусского государства
Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства.
Система функционирования механизма формирования и реализации государственной идеологии.
Идеологическая работа в системе механизма функционирования идеологии.
Основная цель информационного обеспечения управления идеологическим процессом
· Сбор (получение) информации;
· Обработка информации;
· Интегрирование;
· Агрегирование.
Содержание программы курса
Раздел I. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества.
– Конец работы –
Используемые теги: Гребень0.047
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Гребень, В.А
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов