Влияние правовой идеологии на правосознание

Законодательство Республики Беларусь, как и право, непосредственно связано с категорией правосознания. Народ Республики Беларусь, будучи единственным источником государственной власти, не только участвует в создании норм права, но и осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией. Данное обстоятельство требует от граждан страны знания меры в своем поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности, правовой теории и правовой идеологии. Это то, что называется правосознанием.

По словам И.А. Ильина, правосознание есть умение уважать право и закон, добровольно исполнять свои государственные обязанности и частные обязательства, строить свою жизнь, не совершая преступлений. Основу правосознания составляют чувство собственного достоинства, совесть и внутренняя дисциплина воли, взаимное уважение и доверие граждан друг к другу, к власти, а власти – к гражданам.

Следует различать обыденно-практический уровень правосознания и теоретическое правовое мышление.

Обыденно-практический уровень правосознания оценивает действующие законы с позиции их соответствия нравственным требованиям, а теоретическое правовое мышление определяет действующее право с позиции его социального и политического смысла, его соответствия рациональным требованиям, объективно обусловленным реальным процессам общественной и политической жизни.

Как справедливо считает член-корреспондент РАН А.Г. Спиркин, правосознание занимает промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. В отличие от политического сознания оно относится к государству не как к объекту борьбы за политическую власть, а как к внешней регламентирующей силе, требующей безусловного подчинения, но вместе с тем получившей при этом и определенную оценку. В отличие от нравственных норм, которые исходят не от государства, но от самого человека и имеют для него абсолютно ценностный характер, но не имеют силу закона, в правосознании понятия должного и справедливого мыслится как то, что должно стать государственным законом, за нарушение которого должны последовать материально-действенные санкции. Если в праве отсутствует элемент принуждения, то это скорее моральные пожелания, а не право в собственном смысле слова. Право нуждается в поддержке нравственности: без постоянного взаимодействия с нравственностью правосознание имеет шаткую основу. Недаром говорится: хорошие нравы лучше и надежнее даже отличных законов.