Б) ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА, НЕ УМЕЮЩЕГО ДУМАТЬ

 

Сравните жизнь, которой жил Спиноза (спокойствие, уверенность, умение концентрироваться), и жизнь большинства людей, которых вы знаете. Богатые или бедные, они постоянно жалуются на то, что ими понукают, что они работают как рабы, как лошади, и что они не принадлежат сами себе.

 

Миллионы людей подавлены своей работой, то ли оттого, что ее очень много, то ли оттого, что стандартизация жизни вынула из нее душу, то ли оттого, что так называемые лидеры заморочили людям голову, постоянно меняя свои оценки и вселяя в людей равнодушие, а иногда и отвращение к своему труду, которое пришло на смену их естественной привязанности к своим занятиям. Сотни тысяч людей, которые с уважением относились к своей работе и ставили ее очень высоко, не могут больше этого делать из-за неуверенности в завтрашнем дне. Когда вы видите следы усталости на чьем-то лице, в девяти случаях из десяти причина состоит не в том, что у человека слишком много работы, а в том, что ее у него вообще нет, — именно от этого погасли его глаза и сжался рот. Классический пример — писатели и художники, обладающие призванием и не находящие применения ему. После того, как они стали знаменитыми, нередко повторяют глупую и бессердечную мысль о том, что для писателей и художников всегда быть немного голодными — это благо. Порой богатство действительно бывает губительно для искусства, но художники не могут жить без определенной доли успеха. Провалы и беспокойство никогда не способствовали тому, чтобы извлечь как можно больше из способностей человека. Слишком часто они приводят к обратному — человек начинает искать пристанище в мизантропии и разложении. Если же он стремится достичь успеха и стать популярным легким путем, пытаясь соответствовать определенным требованиям и ища благосклонности у богатых или влиятельных людей, то теряет свое достоинство, и качество его мыслей мгновенно ухудшается.

 

Люди, которые часто жалуются на то, что ими понукают, что они работают как рабы или как лошади, тем не менее часто бывают богатыми. Священники и моралисты склонны утверждать, что богатые люди менее счастливы, чем бедные, что у них больше забот, чем у бедных. Я слышал, как один бородатый монах сказал, что золотые кресты тяжелее деревянных. Эта метафора красиво звучит под сводами храма, но она неверна. Не существует таких золотых крестов, которые были бы слишком тяжелы для человека. Если бы таковые существовали, их можно было бы продать, а вырученные деньги пустить на благотворительные цели. У богатых людей меньше забот, чем у бедных, — и это трезвая правда, — но ими тоже управляют окружающие их люди, и они работают на износ, занимаясь пустыми занятиями, они рабы развлечений. Они постоянно жалуются на то, что у них нет времени, и очень рады, когда им удается заболеть, чтобы немного отдохнуть. Но в то же время они панически боятся одиночества, и единственный антоним слову "развлечение" , который они знают, — это "скука". Путешествия расширяют их представления о внешнем мире, а общественная жизнь дает наиболее талантливым из них возможность увидеть факты. И все же не перестаешь удивляться, как мало они знают о человеческой природе. У них нет времени думать, они редко обладают вкусом к серьезному разговору или серьезной книге, а если и обладают, то скоро теряют его. Они живут, движимые простейшими инстинктами, и ищут счастье в удовольствиях, любовных отношениях или в борьбе за власть.

 

Что бы они ни делали, они чаще продают, чем покупают, не понимая, что самовлюбленность закрывает от человека суть вещей. Вскоре их шкала ценностей искажается, сиюминутное наслаждение берет верх над неизвестными им, но более глубокими радостями. Человек, поглощенный такими заботами, не может самостоятельно мыслить, потому что его мозг заполнен низкими образами и тираническими иллюзиями. И чувство стадности — одно из самых сильных тиранов в такого рода существовании. О, люди! Часто вы встречаете яркого человека. Но что толку? Единственное, что извлекает из этой встречи большинство людей, — ато жалкое удовлетворение от того, что они могут сказать: "Я его знаю". Но кто слышит этих ярких людей? Кто стремится извлечь для себя наибольшую пользу из этого редкого интеллекта? Американцы даже не могут себе представить, сколько возможностей для своего интеллектуального развития они теряют из-за своей неисправимой привычки: одновременно вести шесть бесед, когда в комнате находится двенадцать человек.

 

Суммируя вышесказанное, можно заявить, что достигая определенного возраста, ребенок, наблюдая за взрослыми, начинает думать не своими, а их мыслями. Затем он идет в школу, потом получает высшее образование, ему навязывают чужие мысли вместо того, чтобы помочь думать самому. Получив образование, он делает деньги, добивается успеха, развлекается, и уже вопрос о том, как, научиться думать самостоятельно, перед ним не стоит, если только под самостоятельным мышлением мы подразумеваем использование интеллекта для достижения чисто практических целей. В общем, сама жизнь, вместо того чтобы учить нас думать, делает совершенно обратное. И процесс этот начинается, когда нам всего десять лет от роду.