Реферат Курсовая Конспект
ИСКУССТВО ДУМАТЬ - раздел Образование, Э.димнет ...
|
Э.ДИМНЕТ
ИСКУССТВО ДУМАТЬ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Кто из писателей осмелился бы словами Вольтера из его "Бедного дьявола" сказать о своем читателе:
"И он еще осмеливается учить меня думать?"
И все же неоспоримым является тот факт, что миллионы мужчин и женщин стремятся научиться Умению думать и что другим мужчинам и женщинам приходится брать на себя риск обучать их этому.
Причем тому, кто берет на себя эту ответственность, нет необходимости быть гением. Гении вообще не должны быть выдающимися учителями. И даже будет лучше, если тот, кто обучает Искусству мышления, не окажется человеком, не испытывающим никаких трудностей в овладении им или высказывающим столь блестящие мысли, что они могут лишить энтузиазма любого новичка.
Блестящий врач не обязательно являет собой пример блестящего здоровья — любой лесоруб обладает им. Но он может научить, как укрепить даже незначительный запас здоровья, и этим будет более полезен, чем другие. Мы предпочтем его, потому что он понимает, что такое не очень хорошее здоровье, и отлично разбирается в медицине. Автор этой книги не может с уверенностью сказать, что он действовал или действует в соответствии со своими принципами. И все же это не простое бахвальство, когда он заявляет, что осознал их истинную ценность в большей степени, чем те, кого можно назвать гениями. Разве этого недостаточно? И разве непреодолимое желание быть полезным не дает ему права дать скромный совет?
Читатель вскоре поймет, что эта книга, несмотря на все свои недостатки, написана для него. Попытка автора выражаться кратко и ясно, его отвращение к философской терминологии, его антипатия к приводящим в уныние спискам библиографии, — все это исходит от желания помочь читателю, а не просто поразить. Большинство книг на темы искусства написано таким образом, что в той или иной степени каждая из них претендует на то, чтобы самой стать произведением искусства и вследствие этого вызывать восхищение. А между тем, самолюбование автора, пишущего о любом виде искусства, и особенно об искусстве мышления, — преступно. Надо признаться, что оно играло наименьшую роль при подготовке этой книги. Автору будет вполне достаточно, если читатель почувствует его доброе отношение к себе и стремление помочь ему мыслить и жить наилучшим образом.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
О МЫШЛЕНИИ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ГЛАВА ВТОРАЯ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ПРЕПЯТСТВИЯ. МЕШАЮЩИЕ ДУМАТЬ
ГЛАВА ПЯТАЯ
КАК РОЖДАЮТСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПАРАЗИТЫ
ГЛАВА ШЕСТАЯ
САМА ЖИЗНЬ МЕШАЕТ ДУМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
КАК ПОМОЧЬ МЫСЛИ
ГЛАВА СЕДЬМАЯ ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
КАК ПРОЖИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ
Г) КАК НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ДУМАТЬ
Название этого заголовка звучало бы непонятно для людей, живших в античные времена или в эпоху Возрождения. Для них читать означало думать. Еще и еще раз я настаиваю на том, что привычка читать рассеянно родилась в период интеллектуального упадка. В результате у человека вообще пропадает желание думать. Я очень люблю одно высказывание Шопенгауэра: "Не читайте — думайте!" Или другими словами: "НИКОГДА ПРОСТО НЕ ЧИТАЙТЕ, ВСЕГДА ИЗУЧАЙТЕ". Звучит жестко? Нет, если мы не понимаем, что не должны изучать то, что нас не интересует, а это означает, что мы доискиваемся до сути того, что доставляет нам наибольшую радость. Точно так же художник изучает прекрасное лицо, а не просто разглядывает его. И в интеллектуальных поисках мы ничего не достигнем в той области, которая нас не привлекает. Основное условие продуктивной работы мысли — это заниматься тем, что интересует и захватывает, без специальных усилий и с чувством свободы. Не беритесь за алгебру, если вы любите комедии, и бросьте комедии, если вас больше привлекают фарсы. Только соблюдайте единственное условие: за что бы вы ни брались, всегда ИЗУЧАЙТЕ этот предмет.
Приняв это положение за основной принцип, мы теперь можем задать вопрос: "Как мы должны читать?" Если вам нравится читать быстро, читайте быстро; если вы читаете медленно и не хотите ускорять этот темп, пожалуйста, читайте медленно. Паскаль говорил, что любая крайность в чтении (слишком быстро или медленно) нежелательна. Монтень осуждал формальное чтение. "Мои мысли засыпают, когда я сижу, — писал он, — поэтому я начинаю ходить, и они пробуждаются". Как вы читаете расписание поездов? Вы пробегаете его взглядом до тех пор, пока не цвйдете до своего поезда, и теперь вы полностью захвачены им: когда он отправляется, когда прибывает на нужную вам станцию. То же самое происходит и с водителем автомобиля, который внимательно изучает карту автодорог. Так же внимательно читаем мы письмо, которое касается наших финансовых дел. Такое внимательное чтение является примером того, как надо читать всегда. Но если вы с трудом бредете от страницы к странице, такой метод никогда не вызовет к жизни истинную мысль, а наоборот, приведет к тому, что вы начнете отвлекаться. Таким образом, неправильно понятый совет проявлять добросовестность при чтении может ни к чему не привести.
Надо ли внимательно читать любые книги? Надо ли поэзию читать так же, как справочник "Кто есть кто"? Мы должны уметь различать то, что мы читаем для информации, а что — для формирования своего "Я". Книги по истории, будь то история политики, литературы, искусства, науки, кордче, все, что можно найти в энциклопедии или в учебнике, нет нужды читать с таким же вниманием, с, каким сноб читает "Кто есть кто". Он полностью поглощен жизнью графинь и актрис и за несколько минут готов проглотить всю книгу. Книги, дающие нам только информацию, имеют право на наше уважение, не они лишь инструмент, и относиться к ним надо соответственно. Если вам надо прочесть двадцать страниц подобной литературы, а прочли тридцать, не хвалите себя за добросовестность, ведь это пассивное чтение. Если вы хотите освежить в памяти то, о чем говорилось в предыдущей главе, не теряйте зря времени, перечитывая каждое слово, а просто бегло пробегите по ней или же просмотрите свои записи, если вы их делали. Детям говорят, чтобы они запоминали книги, которые они читают. Но им также следует советовать думать, а не просто читать всю страницу. Да и зачем, если две строчки дают о ней полное представление?
У многих книг можно прочесть только оглавление. Название книги даст вам представление о ее теме. Спросите себя: нужна ли вам эта книга и какой ваш главный аргумент за то, чтобы прочесть ее. Прочитав оглавление, вы поймете, что можете ожидать от автора и даст ли он новую для вас информацию. Такое знакомство с книгой не усыпит ваш мозг и, кроме того, не засорит его чуждыми для вас идеями.
Во многих случаях вы можете получить информацию о той или иной книге от своих друзей или близких, которые прочли ее. Многие занятые люди, получающие информацию таким образом, часто просто удивляют нас своими познаниями. Как, например, король Эдуард VII, за всю жизнь не прочитавший ни одной книги, всегда был в курсе литературной жизни нескольких стран. Он получал эту информацию от своих умных помощников во время одевания, бритья, курения, — либо задавая им вопросы, либо слушая их чтение вслух, — поистине королевский способ получения информации. Кто-то сказал: "Детям королей удается знать все, ничего не изучая". Устное обучение вообще приносит большую пользу. Так называемое "коммунное обучение", применяемое в Америке — правильное направление в методике занятий. Так же, как и неформальное общение учеников с людьми, умеющими мыслить. Эта методика заставляет мозг школьников и студентов работать более активно. Двое студентов, "гоняющих" друг друга по вопросам перед экзаменами, возможно, впервые в жизни осознают, что такое действительно активно работающий мозг. Если бы этот метод применялся в обычных школах, где царствует скука, то государственные учреждения ие наполняли бы скучные люди.
В двадцать лет молодой человек, обученный по этой методике, должен обладать основной информацией, содержащейся в энциклопедии. Он должен научиться получать информацию у специалистов и удерживать все это в своей памяти. Он должен также приобрести привычку делать записи во время чтения. И если этот метод получит широкое распространение, то человечество не будет состоять большей частью из людей, не умеющих думать.
Да, действительно, такой результативный и достаточно агрессивный подход к чтению, когда, беря в руки книгу, вы как бы задаете ей вопрос: "Что ты можешь мне дать?", ведет к быстрому получению информации. Но этот путь еще не приводит к формированию культурной личности. Истинная культура требует гораздо больше времени, больше любви, меньше самоуверенности и больше критичного отношения к окружающим явлениям.
Великие писатели, имеющие дело с тончайшими движениями души, поэты, драматурги, психологи, религиозные деятели, — все они создают вокруг себя особую зону уважения к предмету, которым занимаются, и мы сразу же чувствуем это. Уже первое предложение их произведений как бы предупреждает нас, что вышеописанный метод быстрого штурма в этой области применять нельзя. И здесь уже основную роль должен играть не просто интеллект, а глубокое понимание, что означает уважение, сопереживание, — и никакой спешки.
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ В УМЕ
Г) БЕРЕГИТЕ СВОИ МЫСЛИ
Человек, который не записывает то, о чем он думает или что знает, подобен тому, кто потратил много сил, обрабатывая и засевая свое поле, а в тот момент, когда почувствовал голод, покинул его.
Некоторые люди обладают необычайно цепкой памятью, и поэтому им почти не надо записывать. Но такие люди — исключение. Большинство же, кто достиг каких-либо высот в литературе, политике или бизнесе, признает, что записи делать необходимо. Тот же, кто отказывался от такой привычки, обязательно сокрушался об этом через некоторое время. К сожалению, наша память далека от совершенства. Нам кажется, что возникшие в нашем сознании яркие мысли или впечатления никогда уже не исчезнут. На самом же деле они живут в нем самое большее несколько недель, иногда — несколько дней, если только что-то не произойдет, чтобы закрепить их.
Любой человек, которого жизнь заставляет активно использовать свой мозг, вскоре понимает, что не может позволить себе растрачивать свои ресурсы впустую, и придумывает какой-нибудь способ, чтобы положить конец расточительству. Если он богат, то приглашает опытного секретаря. Если он не обладает таким богатством, то читает книги, которые помогут углубить его профессиональную или общую эрудицию, или же изобретает всевозможные собственные приемы. Порой мы поражаемся эрудиции некоторых людей и думаем о том, что у них хранятся огромные архивы по всевозможным областям знаний, в которых они чудом находят нужные сведения. На самом деле все, что требуется для сбора материалов — это папка с грубой бумагой, на которую можно наклеивать вырезки из газет. Краткие аннотации помогут вам лучше ориентироваться в содержимом папок. Секрет лишь в том, чтобы вырезать и наклеить заметку НЕМЕДЛЕННО. Газеты — это исторические документы, которые готовят мужчины и женщины, обычно глубоко безразличные к истории. Событие, имеющее далеко идущие последствия, может быть упомянуто в крохотной заметке, которая помещена в незаметном углу последней страницы. Если вы сразу не обратите внимание на эту информацию, то можете утратить важное звено в цепочке событий.
Но факты — это лишь материал для мысли. Сами мысли, то есть озарение, произведенное в вашем сознании наличием богатых фактов, нужно хранить еще более тщательно. Конечно, трудно, а иногда даже опасно приостанавливать процесс собственного мышления для того, чтобы записать то, о чем мы думаем. Но мы просто обязаны сохранить свою мысль, пока ее не постигла судьба всех остальных наших мечтаний. Запись должна быть достаточно короткой, чтобы лишние слова не заслонили бы правду, но и достаточно полной, чтобы в будущем можно было бы ее прочитать и понять. Если же мы ощущаем, что мы можем придать нашей мысли более полную форму, то глупо подавлять такой порыв. Лучшие страницы книги — это те, что были написаны под воздействием импульса.
Дневники, несколько старых писем, несколько листочков бумаги, содержащих наши мысли и размышления, удерживают связь между нами сегодняшними и нами вчерашними. В юности меня поразил священник, который говорил, что он предпочитает свои собственные записи даже известным произведениям.
В тот момент, когда вы осознаете, что можете потерять ценную и оригинальную мысль, вашу собственную или заимствованную, вы обязательно должны ее записать. Наши записи должны отражать то, что мы читаем, о чем думаем, наши идеалы и размышления о жизни. Всякий, кто рано начал записывать свои мысли, знает, что потеря этих записей равносильна потере способности мыслить.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ТВОРЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
ВВОДНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ
Что такое "творческая мысль"? Бывают ли такие мысли у гениев? Конечно, но любое творение в любой области, вне зависимости создано ли оно скромным ремесленником или прославленным корифеем, — это продукт такого состояния ума, которое мощно назвать гениальностью.
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ
"БУДЬ САМИМ СОБОЙ"
Но для того, чтобы создать нечто оригинальное, надо научиться быть самим собой. Вы никогда не сможете создать что-то свое, если не осознаете себя личностью, если вы — это не вы, а копия другого человека или многих других, если вы не тот человек, каким могли бы быть.
На пути человека, стремящегося стать самим собой, стоят два главных препятствия: притворство и неуверенность в себе. Очень немногие не знают, что это такое, и не испытывают или не испытывали это на себе.
Притворство или поза — это вовсе не проявление уверенности в себе. Когда же уверенность в себе соединяется с высокими качествами человека, то мы называем это по-другому: блестящий ум. Когда человек притворяется перед другими, в первую очередь он неискренен по отношению к самому себе: играя чью-то роль, человек не может не осознавать этого, потому что старается казаться тем, кем на самом деле не является. Он не мыслит своими собственными мыслями, потому что все они направлены на то, чтобы играть роль в этой комедии. И как может такой человек надеяться создать что-то самостоятельно, даже самое незначительное, если он просто-напросто актер? Люди, притворяющиеся, будто они понимают сложные проблемы; люди, которые пользуются расхожими формулировками, рассуждая об искусстве и литературе; считающие, что оии разбираются в политике лишь на том основании, что были в Женеве, когда там происходилд заседание Лиги наций; делающие вид, будто они знакомы с известными людьми (на самом же деле, ни разу сникмдаже не встречались);
говорящие о знаменитости, с которой виделись только раз: "Мой друг X"; огромное количество людей, которые думают, что их перестанут уважать, если они признаются, что не читали популярную книгу, а предпочитают на ночь читать всякую чепуху, — все эти люди актеры. Они могут быть умными актерами, но они никогда не произнесут и слова, котором кто. либо захочет запомнить, и ни одна мысль не даст им надежды, что они когда-либо могут стать большим, чем простые проигрывателям.
Имитация внешних черт разрушает творческое начало у человека, а в конечном счете, уничтожает и его личность. Чем более мы стараемся казаться не теми, чем мы являемся на самом деле, тем меньше у нас возможностей вырасти и стать теми, кем мы могли бы быть.
Неуверенность в себе — это второе препятствие, которое мешает вам стать самим собой. Правда, это качество больше достойно нашего внимания и симпатии, чем ее противоположность— самоуверенность.
Мы должны отличать неуверенность в себе от обычной лени, которая часто маскируется под скромность. Многие люди никогда не смогут стать самими собой, потому что им лень осознавать себя личностью, и они всегда мыслят мыслями человека, с которым разговаривают, или — книги, которую читают. В детстве еще можно вылечить болезнь и положить начало формированию личности. Этому может помочь и умное обучение в школе. Позднее это сделать труднее, хотя надежда и остается, и это требует больших усилий со стороны самого человека.
Неуверенность в себе может быть и разновидностью .гордости: лучше спрятаться в свое "я", чем позволить людям увидеть тебя таким, каким ты есть на самом деле, то есть хуже, чем тебе хотелось бы. Часто человек бывает' неуверен в себе, потому что считает себя обделенным природой или талантами, образованием или ныне существующими обстоятельствами. Поэтому он полагает, что не может ничего совершить из того, что хотел бы сделать. Или же человек корит себя за то, что у него что-то не получилось сразу, и отсюда — возникшая неуверенность. В отличие от шарлатана часто неуверенным в себе бывает человек честный, особенно тот, который живет надеждой создать нечто прекрасное, но опасается, что у него это не выйдет после многочисленных неудачных попыток.
Что же можно сделать? Герой одного французского романа решает стать хорошим фермером, чем плохим писателем. Бальзак после своего очередного провала (седьмого или восьмого по счету) тоже мог принять похожее решение, перестать писать и стать типографским рабочим (кем он одно время и был). Но через год или два его посетило вдохновение, которое больше никогда не покидало. Возможно, решение бросить писать укрепило его силу воли как художника. Вы будете вознаграждены, если дело, которым вы занимаетесь (будь то благотворительность или что-либо другое), требует большой ответственности и борьбы за реальную идею. Это вылечит вас от неуверенности в себе и не только сделает вас сильным, но и одарит особым магнетизмом и способностью влиять на других людей. И как только вы почувствуете, как сила наполняет ваш интеллект и вашу жизнь, вас уже нельзя будет сломить.
ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
"НАЙДИ СЕБЯ"
Как мы уже говорили, "быть самим собой" — это, в конечном счете, усиление внимания и воли. "Найти себя" — скорее, обратное. Мы не можем погрузиться в себя, если будем слишком внимательны к внешним вещам. Мы ощущаем себя личностью тогда, когда наиболее активны, когда всеми силами души стремимся к какой-либо цели. Но мы никогда не найдем себя, если будем постоянно заняты. Наоборот, мы должны освободиться от дел и всей душой погрузиться в спокойные размышления.
Мы "находим себя", если приобретаем точно такое же интеллектуальное состояние, когда мы размышляем в одиночестве, или же погрузившись в созерцание тихой осени, или же когда душевный кризис не полностью сломил нас, а напротив, возродил. Каждый из нас испытывал моменты, когда мозг работал с наибольшей интенсивностью, и мы даже не знаем, что вызвало такое состояние, но тогда мы чувствовали себя отделенными от всего мира и в то же время испытывали, понимание и любовь к окружающим. Эти моменты могут быть вызваны к жизни какой-то великой книгой, или соприкосновением с гениальностью или святостью, или совершенно неизвестными вещами, породившими гипнотическое состояние, в котором открываются сокровеннейшие глубины нашего "Я".
Когда я был маленьким, мои родители ездили со мной куда-то в долину Арденн, где в дубовой роще под черепичной крышей стояла старая мельница. Перед тем, как покинуть место нашего загородного отдыха, все мы шли на четверть часа к мельнику, и его комната заполнялась шумной компанией. В этот момент я обычно успевал улизнуть незамеченным через арку, которая вела к каменной лестнице. На первых ступеньках царила полная темнота, как в мрачном склепе. Но, пройдя, по крайней мере тридцать ступенек по вьющейся лестнице вниз, я замечал свет, он становился все ярче, приобретая странный зеленоватый оттенок. Слышались гулкие звуки капель и журчание воды по камням. Наконец, я видел каменный берег речки, покрытый мхом и заросший папоротником. Справа от меня нависало колесо, которое казалось мне огромным и страшным, и я старался не смотреть на него, потому что боялся, что оно вдруг начнет крутиться, и заворочаются со скрежетом жернова и механизмы. Я быстро пробегал мимо. Тут текла речка, широкая и мелкая, с чистой и прохладной водой, в которой отражались стены мельницы и голубое небо. Я оставался там, как казалось мне, довольно долго, иногда нервничая, что меня хватятся, но не в состоянии покинуть это место. То, что я видел, что я слышал, что я чувствовал и думал в этом волшебном месте, позволяло мне считать это место моим личным по праву первооткрывателя.
С тех пор я никогда не мог читать о “потоке сознания” без того, чтобы не вспомнить речку у мельницы. Мы можем достичь глубин нашего "я", лишь уйдя от суеты мира и найдя в себе то, что отличает нас от всех остальных людей.
Я приведу несколько практических советов, как найти свое "я" .
1. Найдите свое призвание
Призвание — это то, к чему стремится все наше существо. Другими словами, это те занятия или те мысли, в которых мы полностью проявляем свое "я". Плохие психологи, сами на себе испытавшие влияние образования, говорят, что это требует серьезного изучения предмета. Но ответ заключается в обратном: наш мозг проявляет наибольшую силу, когда работает с легкостью и величайшим удовольствием. Вы никогда не освоите Умения думать, если не будете пытаться приблизиться к гениям. Гениальность, в первую очередь, — это сила, проявляющаяся в легкости достижения вершин творчества. Гений никогда не устает. И когда говорят, что гениальность — это долгое терпение, то имеется в виду не терпение в выполнении долгой и нудной работы, а умение постоянно наслаждаться радостью от нее. Трудно поверить, но в течение семнадцати лет после того, как Ньютон впервые поставил перед собой вопрос, ответом на который стало открытие закона, он получал огромное удовольствие не от того, что мы ошибочно называем работой, а от того, что полностью захватывало его мозг. Гении способны работать без отдыха, что отличает их от обычных талантливых людей, которым время от времени необходимо отдыхать и расслабляться. Эти невероятные силы дает гению сознание того, что он занимается своим любимым делом.
Что мы читаем с наибольшим удовольствием? На наших книжных полках стоят книги, одни из которых можно назвать членами семьи, а другие — лишь гостями. Какие из них мы предпочтем? В каких из них мы видим себя, какие близки нашей душе и уму? Что действительно больше всего интересует нас? О каких книгах нам легче говорить и получать от этого удовольствие? Именно они дадут пищу нашему интеллекту и заставят работать его на пике своих возможностей. Многих талантливых людей сбивало с толку ложное представление о том, что всего великого можно достичь лишь большими усилиями. И эта иллюзия рождала ложные представления о себе. Например, Энгр предпочитал, чтобы его признавали талантливым скрипачом, а не гениальным художником.
Наше призвание лежит совсем рядом, но мы часто не видим этого, потому что не хотим поверить в него. Моряки испанского судна, остановившегося в устье Амазонки, не хотели верить местным жителям, которые делали им знаки, что, мол, эту воду можно пить и им стоит только почерпать ее ведрами из-за борта.
"Неверие" — это понятие можно применить почти ко всему, что мы делаем. И тем не менее больше всего нам нравятся писатели, чьи книги, естественно, отражают их талант и характер. Но кто из писателей осознает, что его наиболее сильные произведения стоили им наименьших усилий?
2. Говорите или пишите так, как велит вам ваше призвание
Говорите или пишите так, как вы поете или дышите. Люди, испытавшие любовь и ненависть, обладающие твердыми убеждениями или одержимые сильным желанием, всегда говорят убедительно и этим привлекательны. И разве вы не встречали таких людей, которые в своих речах превосходили даже известных ораторов, не захваченных своей идеей эмоционально?
Джеймс Джойс советовал: "Сядьте в удобном месте, где ваш мозг мог бы сосредоточиться только на себе самом и ни на чем больше. Как бы не думая ни о чем определенном, начинайте быстро записывать все, что приходит вам в голову. Не останавливайтесь и не переписывайте. И вы будете поражены результатом. Вы откроете скрытое от глаз ваше глубокое "я".
3. Знайте цену интуиции
Кто из нас не испытал на себе ее вспышки? Вдруг, в одно мгновение, мы видели то. что не видели раньше: вдруг в голову приходило решение проблемы, над которой мы так долго бились; или вдруг ситуация, казавшаяся нам такой мрачной, представала перед нами совершенно в другом свете; или мы неожиданно понимали поведение человека, казавшееся нам таким странным; или нас осеняла идея будущей работы и т.д., и т.д. Таких примеров можно вспомнить сотни. И в эти моменты мы не ощущали никакого напряжения, а наоборот — полноту и свободу.
Вспышки интуитивных озарений могут посещать нас редко и, как правило, без всякой связи с чем-либо, чем мы занимались или о чем думали. Они появляются в тот момент, когда мы грезим наяву или полностью погружены в чтение или слушание музыки, и такие моменты нам хочется воспроизвести снова.
4. Берегите свою интуицию
Явным преувеличением будет сказать, что интуитивное озарение не посещает нас дважды. И все же оно не появляется с одинаковой легкостью. Но каждый раз, ощущая его присутствие, мы не должны упустить свой шанс. Необходимо погрузить себя во внутреннее и внешнее уединение. В эти моменты следует быть внимательным, но в то же время и осторожным — чтобы не спугнуть гостью. Интуиция подобна бабочке, меняющей свой цвет, когда ее поймают. Когда она озарила вас, возьмите лист бумаги и запишите несколько слов, и вы никогда не пожалеете об этрм. Но не старайтесь в этот момент внедрить интуитивное озарение в вашу интеллектуальную систему — иначе вы убьете свою интуицию.
5. Культивируйте состояния, которые вызывают к жизни ваши интеллектуальные силы
Если вы научитесь быть самим собой, то сможете стать сильной личностью. А если вы научитесь вызывать в памяти определенные события и периоды своей жизни и те чувства, Которые владели вами в то время, то разовьете свою восприимчивость.
В жизни каждого человека существуют определенные пики его чувств, усилий, благородства, ума. Нескольких минут достаточно для того, чтобы в своем воображении погрузить себя в это состояние снова, и тогда с новой силой заработают ваш мозг и ваша интуиция.
Я никогда не забуду то состояние, которое испытал однажды ярким солнечным ноябрьским днем, будучи девяти- или десятилетним ребенком. Небо было высоким и голубым. Восточный ветер гнал листья по пустынным аллеям парка. У меня было такое чувство, будто я остался единственным живым существом на этом свете, будто весь мир принадлежит мне и будто я раскрыл тайну очарования осени.
Кто из нас не испытал на себе воздействия подобных моментов и кто, вспоминая их, не понял, что его истинное “я” со всей полнотой раскрывается тогда, когда трудится его душа? И что заставить ее трудиться не так уж сложно. Такие воспоминания, воспроизводимые памятью как только мы захотим этого, сделают для нас гораздо больше, чем годы усилий и труда, для того, чтобы научить нас что такое мысль и где она обитает.
ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО,
– Конец работы –
Используемые теги: искусство, думать0.034
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИСКУССТВО ДУМАТЬ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов