Д) УМЕНИЕ ЧИТАТЬ С ПОНИМАНИЕМ И КРИТИЧЕСКИ

 

Что бы мы ни читали, в первую очередь мы должны это понять, а поняв, отнестись к этому критически.

 

Понимание — это первый и важный шаг в чтении, но большинство читателей не обращают на это никакого внимания. Они понимают или им кажется, что, понимают, лишь то, что очевидно. Остальное им кажется заблуждением или заумью писателя. Однажды я попробовал предложить разным читателям первые строки из стихотворения Уильяма Блейка "Утро":

 

"Ища тропинки на Закат,

 

Пространством тесным

 

Гневных врат

 

Я бодро прохожу".

 

Только один из моих испытуемых нашел, что в этой строке есть нечто, заслуживающее внимания. Других занимал стихотворный ритм. Третьих привлекало нечто абстрактное. Когда я просил обратить внимание на смысл строк, то большинство из опрашиваемых ответили, что им смысл понятен, хотя это — "поэтический образ". Но когда я спрашивал прямо, что означают эти "понятные" им слова, они признались, что не могут дать ответа. Однако лишь двое или трое пожелали выслушать мои объяснения. Никто не попытался предложить какую-нибудь свою версию. Все они вели себя так, как ведутсебя необразованные люди, считающие, что, если люди используют язык, отличающийся от каждодневного, не стоит и пытаться их понять.

 

Существует пропасть между людьми, которые хотят, чтобы стихотворение было доступным как утренний выпуск газеты, и людьми, владеющими культурой или ищущими ее.

 

В качестве примера серьезной тренировки интеллекта можно привести урок, который вел один французский профессор в лицее. В течение двух часов он, разбирал вместе со своими учениками двадцать строк Сенеки. Иностранцы, присутствовавшие на этом уроке, поначалу были удивлены, но вскоре так же, как и сами ученики, оценили достоинства этого метода, потому что он давал возможность глубокого понимания прочитанного. А войдя в привычку, незамедлительно вознаграждал человека, пользующегося им. Вы спрашиваете, как лучше читать: быстро или медленно? Но главное совсем не это главное — научить думать.

 

Критичное отношение к прочитанному — лишь другая сторона умения понимать. Способность противостоять устным или лисьменным утверждениям других людей, способность иметь свое собственное мнение о какой-либо идее, теории, о произведении искусства, умение увидеть все это настолько ясно, чтобы убедительно выразить свою мысль, — все эти качества встречаются у людей чрезвычайно редко. Большинство же не высказывает свое мнение до тех пор, пока кто-либо другой не выскажет свое, и тогда они бездумно будут повторять его. Причина одна: ЛЮДИ НЕ ДУМАЮТ. Эти три слова означают интеллектуальную трусость и лень которые делают из людей послушных овец. Эту пассивность ума необходимо преодолевать как можно в более раннем возрасте. И если это делать умно и методично, то человек никогда не станет слишком самоуверенным, просто ум приобретет силу в том юном возрасте , когда он только формируется.

 

Ученик или студент должен приобрести привычку, которую Декарт и Шопенгауэр считали основой философского мышления, ничего не принимать как истину и на веру, а любое явление, понятие или факт рассматривать как проблему. Честертон советовал долго рассматривать знакомый нам предмет — до тех пор, пока он не покажется необычным, и только тогда мы действительно сами увидим этот предмет, а не так, как советуют нам видеть его другие. У каждого из нас были такие моменты, когда, находясь в поезде или автомобиле, мы вдруг видели проплывающий в окне пейзаж (чаще всего это бывало при лунном свете) как нечто необычное и новое.

 

Мы должны развивать у себя привычку критического внимания, которая позволит нам сразу же определить наше отношение к тому или иному явлению, достойному наших интеллектуальных усилий. Например, вы услыхали имя незнакомого иностранного писателя Горького, о котором упоминали ваши друзья задолго до того, как вы имели возможность познакомиться с его произведениями. Ваше желание прочитать его вещи становится сильнее. Однажды в каком-то журнале вы читаете отрывок из его произведений: всего двадцать страниц прозы о возвращении весны, о смерти мальчика и старом священнике. Каждое предложение, каждое слово остается запечатленным в вашей памяти из-за того, что вы с жадностью впитываете в себя содержание этих двадцати страниц. Вы очарованы этим произведением как необычайной музыкой. В течение долгого времени вы не решаетесь читать Горького, боясь, что следующие его работы разрушат то чарующее впечатление, которое оказали на вас эти двадцать страниц. Вы осознаете, что люди, которые прочитали несколько томов Горького, не поняли писателя по-настоящему так, как его поняли вы.

 

Критическое отношение ко всему - что мы читаем, о чем думаем и что чувствуем — это внутренний баланс между тем, перед чем мы должны склонить голову, и тем, в чем должны сомневаться. Глубокое понимание — это критичное отношение, а критичное отношение — это собственное суждение, а значит, и умение думать самостоятельно.