Б) ОБРАЗОВАНИЕ

 

Может показаться парадоксальным (я даже рискую получить обвинения в дурном вкусе), если я скажу, что образование отнюдь не помогает, а мешает самостоятельно думать. Разве это не факт, что мы можем отличить образованного человека от необразованного не просто по его манерам и языку, не даже по его информированности, но, главное, по его способности противостоять мыслям другого человека и защищать свои собственные взгляды? Разве мы удивляемся, когда встречаем блестящего молодого человека и узнаем, что он получил образование в одной из знаменитых английских школ или в парижском лицее, в знаменитой германской или польской гимназии? Гораций Манн и Чанинг воспитали огромное количество учеников, убежденных в том, что истинной демократии в стране можно добиться лишь через образование. Но образование ничего не значит, если человек не выработает у себя привычку думать.

 

Теоретически образование — это тренировка мозга, цель которой добиться интеллектуальной гибкости. Но вопрос состоит в том, не чаще ли образование просто утомляет мозг, вместо того, чтобы тренировать его? Удовлетворено ли большинство людей тем образованием, которое они получили сами и которое дали своим детям? Разве они постоянно не жалуются на него? Знаменательно, что Рабле, Монтень, Локк*, Фене-лон** и Руссо — так же, как и другие многочисленные воспитатели, появившиеся уже в XIX веке, сами выступали против учителей.

 

* Джон Локк (1632 — 1704) — английский философ, создатель идейно-политической доктрины либерализма.

 

** Франсуа Фенелон (1651 — 1715) — французский архиепископ, автор философских трактатов.

 

Возможно, оттого, что большинство этих выдающихся теоретиков никогда не обучались в школьном классе и не имели непосредственного представления о том, что класс являет собой необъезженного жеребенка. Кроме того, эти теоретики часто воображали, что уже в двенадцать-четырнадцать лет они были точно такими же, как и в зрелом возрасте. Вероятно, им проще было объяснять свои недостатки тем, что они в детстве были жертвами плохих методов обучения. Обычно учителя совершенно справедливо отвергают эти теоретические представления людей, никогда не имевших дело со школьным классом, но в то же время признают несовершенство современных методов преподавания. Вникая в дискуссии на педагогические темы, нельзя не прийти к выводу, что образование имеет мало общего с тем, что мы называем Умением думать или Искусством мышления.

 

В возрасте, когда наши впечатления столь глубоки, образование, которое не дает знаний, может породить умственных паразитов. В каждой стране образование имеет свои недостатки. К примеру, в Соединенных Штатах оно очень практично и создает у учеников иллюзию, что истинная культура — это либо привилегия, либо простое баловство для немногих. Во Франции же, наоборот, понятие культуры занимает такое высокое место, что просто игра ума и получаемое от этого удовольствие имеют большее значение, чем практические обязанности, которые человек должен выполнять в жизни. В обоих случаях ослабляются способности человека самостоятельно думать, и самой жизни приходится исправлять эту ошибку.

 

А теперь давайте вспомним девяти- или десятилетнего мальчика, настолько восприимчивого, что ему завидуют великие поэты, и настолько любознательного, что даже философы не могут ответить на его вопросы. Но что же происходит с ним, когда он заканчивает школу? В Америке — это здоровенный детина, сплошные мускулы, открытая душа и миллион желаний. Во Франции — это стройный умный молодой человек, абсолютно неподготовленный к жизни, склонный принимать абстрактные идеи за реальность, а пустые слова — за идеи. Оба они получили образование, у каждого был свой шанс. Американец обычно навсегда остается плохо образованным со множеством интеллектуальных дыр. Он всегда колеблется между уверенностью в себе и застенчивостью, и это хорошо видно. Француз, если его не спасет религия, патриотизм или какой-либо другой духовный подъем, скорее всего, останется фальшивым. И оба юноши будут думать не своими, а чужими мыслями. И за это приходится винить образование, которое ничего не значит, если не учит Умению думать или Искусству мышления.