Риторика в России

Идеи риторики проникли в Россию в XVII в. и нашли здесь достаточный отклик.

Самая ранняя из дошедших до нас отечественных риторик — это «Риторика» вологодского

епископа Макария, написанная предположительно в 1617-1619 гг. В основу первой русской

«Риторики» был положен учебник немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона, написанный

на латинском языке и изданный в 1577 г. во Франкфурте. При переводе на русский язык

были сделаны некоторые отступления от оригинала: снята фамилия автора, опущены

некоторые примеры, латинские имена заменены русскими, в отдельных случаях введены

новые примеры. Это рукописный учебник, до наших дней дошло 34 рукописи.

«Риторика» Макария состоит из двух частей. В первой части излагаются основы пяти

основных этапов классического риторического канона. Риторика именуется в ней

«краснословием или сладкогласием», а ее части соответственно называются: «изобретение

дела» (инвенция), «чиновное различие» (диспозиция), «соединение слов с пригодными

словы» (элокуция), «память» (запоминание), «гласомерное и вежливое слово»

(произнесение).

Во второй части «Риторики» Макарий выделяет три стиля, три «рода глаголания»: 1)

«смиренный», относящийся к обиходной речи и не поднимающийся «над обычаем по-

вседневного общения»; 2) «высокий», представляющий собой образную речь; 3) «мерный»,

характерный для письменной и деловой речи, — соединение «смиренного» и «высокого»

стилей.

«Риторика» Макария переписывалась и изучалась в течение всего XVII в. До

петровского времени она являлась основным учебником риторики в России (Кохтев 1992:

32).

Другими памятниками раннего периода развития риторики в России являются

«Поэтика» и «Риторика» Феофана Прокоповича, написанные на латинском языке. В основе

этих наставлений лежат курсы по риторике, которые Феофан Прокопович читал в Киево-

Могилянской академии в 1705 и 1706-1707 гг. (там же).

Знаменательным этапом развития риторической науки в России было учение М. В.

Ломоносова. Учебник риторики М. В. Ломоносова был напечатан в 1748 г. под названием

«Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика,

показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в

пользу любящих словесные науки». Однако это был уже второй вариант учебника, а первый

вариант риторики (менее пространный) под названием «Краткое руководство к риторике на

пользу любителей сладкорочия» был написан в 1744 г. и остался в рукописи. «Краткое

руководство к красноречию» М. В. Ломоносова только при жизни ученого переиздавалось

трижды: в 1748, 1759 и 1765 гг. (там же).

М. В. Ломоносов дает следующее определение риторики: «Риторика есть наука о

всякой предложенной материи красно говорить и писать, то есть оную избранный речьми

представлять и пристойными словами изображать на тот конец, чтобы слушателей и

читателей о справедливости ее удовлетворить. Кто в сей науке искусен, называется ритор»

(Ломоносов 1953: 23).

Уже в самом названии учебника М. В. Ломоносов разграничивает собственно

риторику, т. е. учение о красноречии вообще, касающееся прозы и стихов; ораторию, т. е.

наставление к сочинению речей в прозе; поэзию, т. е. наставление к сочинению поэтических

произведений.

Риторика М. В. Ломоносова состоит из трех частей: «О изобретении», «О украшении»

и «О расположении». В § 2 книги первой «Краткого руководства к красноречию» он пишет:

«В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное,

что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретенное украшать;

третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три

части — на изобретение, украшение и расположение» (там же: 99). Очевидно, что эти три

раздела соответствуют трем частям классического риторического канона (с перестановкой

двух последних компонентов), затрагивающих непосредственную работу по подготовке и

формированию текста: инвенции, элокуции и диспозиции. Правда, в первом (рукописном)

варианте «Руководства» М. В. Ломоносов упоминает также четвертую часть риторики —

произношение и дает ей краткую характеристику (там же: 78-79), однако в окончательный

(напечатанный) вариант книги этот раздел не включает.

Идеи М. В. Ломоносова на многие годы определили развитие риторики как науки в

России. По мнению специалистов, все последующие русские риторики основывались на

творчестве этого великого мыслителя (Кохтев 1992: 36; 1994: 28).

В начале XIX в. в России происходит разграничение понятий «общей риторики» и

«частной риторики». Автором двух наставлений под названием «Частная реторика» (1832) и

«Общая реторика» (1854)6 был преподаватель русской и латинской словесности в

Царскосельском лицее доктор философии Н. Ф. Кошанский. Каждая из этих риторик имеет

свою цель, свой предмет и свои границы. Общая риторика содержит главные, общие правила

всех прозаических произведений. Частная риторика обращается к конкретному про-

заическому произведению, к его основным достоинствам и недостаткам (Кохтев 1994: 32).

Похожие взгляды высказывает А. И. Галич в своей «Теории красноречия для всех

родов прозаических произведений», изданной в 1830 г. «Теория красноречия» А. И. Галича

состоит из «Части общей, или чистой» и «Части особенной, или прикладной». Он выделяет

четыре главных момента, лежащих в основе искусства красноречия: счастливое изобретение

мыслей, приличных предмету; благоразумное расположение мыслей и умение

воздействовать на слушателей так, чтобы они могли легко воспринимать идею в целом и по

частям; изложение или выражение мыслей словами; провозглашение, т. е. произнесение,

ораторской речи (Кохтев 1992: 49-51; 1994: 31-32).

В этой связи интересно отметить, что аналогичный подход, только уже по отношению

к определению направлений современной лингвистики текста, демонстрирует Т. М. Ни-

колаева, выделяющая два возможных способа описания текстов — с акцентом на общие /

более частные моменты текстовой организации (подробнее см. гл. 5).

При характеристике риторического наследия XIX в. нельзя обойти своим вниманием

также книгу М. М. Сперанского «Правила высшего красноречия» (1844), отражающую

философское направление в риторике. М. М. Сперанский был преподавателем словесности в

Санкт-Петербургской духовной академии и читал в ней курс риторики. Книга написана ярко

и образно. Она обращена не только к разуму, но и к эмоциям читателя. Ср., например,

правила расположения мыслей в интерпретации М. М. Сперанского:

«1. Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтоб одна мысль

содержала в себе, так сказать, семя другой.

Есть понятия, по естеству, своему тесно связанные между собой, но сия связь не для

всех и не всегда бывает, приметна — надобно открыть, надобно указать путь вниманию,

проводить его, иначе оно может заблудиться или прерваться. В жару сочинения все кажется,

связано между собой; воображение все слепляет в одно. Приходит здравый холодный разум

— и связь сия исчезает, все нити ее рвутся, сочинение распадается на части, и на месте

стройного целого видна безобразная смесь красот разительных.

2. Второе правило в расположении мыслей состоит в том, чтоб все они подчинены

были одной главной.

Во всяком сочинении есть известная царствующая мысль, к сей-то мысли должно всё

относиться. Каждое понятие, каждое слово, каждая буква должны идти к самому концу,

иначе они будут введены без причины, а все излишнее несносно» (Сперанский 1844) — цит.

по (Кохтев 1994: 33-34).

Книга М. М. Сперанского, несомненно, признается одной из самых ярких риторик в

России XIX в.

Мы рассмотрели лишь несколько образцов риторической мысли в России XVII-XIX

вв. За рамками нашего рассказа остались другие опыты теоретического осмысления

6 В XIX в. встречаются два варианта написания - риторика и реторика; в последнем случае

русское написание почти полностью повторяет греческое rhetorike".

античной риторики. Кроме того, в истории России можно встретить настоящие шедевры

практического применения искусства красноречия: замечательные образцы академического

красноречия демонстрировали историки Т. Н. Грановский, В. О. Ключевский, филолог Ф. И.

Буслаев, физиолог И, М. Сеченов, химик Д. И. Менделеев; блестящими судебными

ораторами были В. Д. Спасович, Ф. Н. Плевако, А. Ф. Кони и др.; замечательных высот в

духовном красноречии достигли митрополиты московские Платон и Филарет и многие

другие (подробнее см. (там же)).

В настоящее время во всем мире наблюдается значительный рост научного интереса к

риторическому наследию. Многие положения античной и более поздней риторики нашли

свое отражение в работах современных авторов, разрабатывающих актуальные вопросы

построения текстов. Современное направление риторики получило название неориторики

или неориторической теории аргументации (или просто теории аргументации). Подробнее о

современной теории аргументации см. гл. 16.