ФЕНОМЕНОЛОГИЯ АБСОЛЮТНОЙ, ИЛИ ЧИСТОЙ

МУЗЫКА КАК ПРЕДМЕТ

ЛОГИКИ

 

Предлагаемая работа состоит из нескольких очерков, писавшихся в разное время и по разным поводам и чи­тавшихся в свое время в виде докладов в Государствен­ной академии художественных наук и в Государствен­ном институте музыкальной науки. Первый очерк был составлен еще в 1920 – 1921 гг., второй – в 1924 г., тре­тий и четвертый – в 1925 г. За шесть лет, прошедших со времени написания первого очерка, взгляды мои во мно­гом изменились, хотя и без существенных перемен. И те­перь я стал бы музыкальную эстетику излагать иначе, по­тому что и предлагаемые здесь очерки также не есть еди­ная цельная система, но ряд самостоятельных изложе­ний, трактующих предмет каждый раз заново, в парал­лель к предыдущим очеркам. Думается, что это вполне позволительно для столь молодой науки, как музыкаль­ная эстетика, хотя бы для меня тут многое и представ­ляло уже только исторический интерес.

А. Лосев

Москва. 25 ноября н. с. 1926 г.

 

I

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ АБСОЛЮТНОЙ, ИЛИ ЧИСТОЙ

МУЗЫКИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

А. Снятие категорий рассудка

Итак, что такое музыка в своем эйдосе – в отличие от окружающего нас пространственно-временного, меха­нического мира? Музыка, рассматриваемая в эйдосе, уже есть нечто вне-пространственное. Однако… Так, на пороге феноменологии музыкального бытия, мы встречаемся с проблемой лже-музыкальных фено­менов.

В. Основоположения чистого музыкального бытия – с точки зрения абстрактно-логического знания

1. Общая основа всех основоположений Доверчивость очевидному – начало и необходимый момент феноменологии. По факту… 1. Так и в сфере мысли и различных классов мысли­тельных объектов феноменология видит истинный смысл мысли, как бы он…

VI 6, 12 «(Разбор возражений против ипостасийности единого и числа).

b) [Но если это так, то], во-вторых, следует задать вопрос: что же, сама-то аффекция и мысль души есть нечто еди­ное или многое? 1. Всякий раз, как… 2. [Скажут]: мы обладаем единством при помощи об­ладания неким мышлением и… 3. На все эти аргументы нужно, прежде всего, воз­разить, очевидно, то, что некая ипостасийность находится [также и] в…

VI 6, 13. «(Продолжение разбора аргументов против ипостасийности единого числа)*.

2. Далее, [во-вторых], как в отношении к правой сто­роне и пр. моментам разум [человеческий] говорит «здесь», не в пустую приводясь [к некоей… 3. [Можно считать, стало быть, установленным, что единое созерцается больше на… 4. а) Теперь, если без «одного», или «двух», или како­го-нибудь другого числа нельзя ни помыслить что-нибудь, ни…