Древнегреческая философия

 

Главная особенность античной философии – ее преимущественно космоцентричный характер, поиск первоосновы бытия.

 

       
 
 
   
 
   

 

 

Глава 5.Философия Средневековья и Возрождения

Главной особенностью философии Средних веков является ее теоцентризм. Она была тесно связана с религиозными мировоззренческими системами и всецело зависела от них. Поэтому и развивалась средневековая философия преимущественно в рамках религии (европейская – христианской, арабская – исламской). Этим обусловлено то, что значительную часть философских учений и школ, возникших в Средние века, относят к религиозной философии.

Среди мыслителей, сыгравших важную роль в переходе от античной философии к христианской, обычно выделяют Филона Александрийского (конец I в. до н.э.– середина I в. н.э.)., в основу онтологических воззрений которого был положен Ветхий завет. Бог Иегова (Яхве, Ягве) выше платоновского Логоса, считает Филон; Бог наполняет мир смыслом при помощи логосов, главный из которых – Божественное Слово или Сын Божий; человек – соединение божественной по природе души и материального косного тела. Потом эта позиция получила развитие в трудах ряда мыслителей начала первого тысячелетия н.э. В частности, понимание Бога трансформировалось в сторону восприятия высшего духовного нала как личности.

Поэтому началом средневекового этапа развития философии считают не условную общеисторическую дату (476[20]), а связывают его с первыми религиозно-философскими учениями II–IV вв. Это учения Аристида (II в.), Юстина Мученика (казнен в 166), Климента Александрийского (умер ок. 215/216), Тертуллиана[21] (ок. 160–после 220), Оригена (ок. 185–253/254), Афанасия Великого (293–373), Василия Великого (329–379) и некоторых других философов[22].

Основными этапами средневековой европейской философии обычно называют патристику (II–VIII вв.) и схоластику (IX–XIV). Однако, поздняя схоластика продолжает существовать и в XV в., то есть, в то время, когда создают свои философские и эстетические системы философы следующей эпохи – Возрождения. Кроме того, важно учитывать немалое влияние на европейскую философскую (и научную) мысль арабской философии VIII–XIII вв.

Культурно-историческими и теоретическими источниками философии Средних веков стали формирующееся в первого тысячелетия христианство (для исламской философии – ислам, возникший в VII в.) и античная философия, а также трансформация социальных систем Средиземноморья. Так, кризис государственности, морали и, в целом, культуры Западной Римской империи стал важной предпосылкой ее крушения. Одновременно возникали новые государственные образования. Постепенно теряла авторитет античная философия. Кроме того, в становлении христианской философии свою роль сыграла необходимость теоретического оправдания христианства, которое первое время подвергалось гонениям на территории Римской империи.

Христианское вероучение содержит мощную регулятивную составляющую. Тем не менее, эта система принципов и норм позитивно принимается не всеми национально-государственными типами мировосприятия. Христианским мыслителям необходимо было проявлять настойчивость, терпение, эрудицию, убедительность и мужество в ходе освоения европейского социокультурного пространства, в ходе завоевания авторитета и доверия миллионов людей.

"Да свети свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши доб­рые дела и прославля­ли Отца вашего небес­ного. Не думайте, что Я при­шел нарушить закон или пророков; не нару­шить пришел Я, но ис­полнить"[23].

1. Период становления средневековой философии. Патристика.

Становление средневековой философии проходило в период непростого, а иногда и трагического распространения христианского мировоззрения. Руководителям христианских общин было необходимо обосновать преимущество предлагаемого новой религией образа жизни. Одновременно продолжался процесс выработки единых теоретических основ христианства, преодоление противоречий в самом христианском учении. Решение этих проблем занимало важное место в первых философских системах христианства.