Философия эпохи Просвещения. Ш.Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо.

Началом эпохи просвещения считается научная деятельность английских ученых Дж.Толанда (1670-1722) и А.Коллинза (1676-1729). Философия Просвещения нашла воплощение в творчестве философов Германии – Х.Вольфа(1679-1754), Г.Лессинга (1729-1781), России – М.В.Ломоносова (1711-1765), А.Н.Радищева (1749-1802), США – Б.Франклина (106-1790), Т.Джефферсона (1743-1826) и некоторых других.

Однако самую большую известность приобрела деятельность просветителей Франции, чему способствовало, в частности, издание во Франции "Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел" в 17 томах[51]. Инициаторами и основными организаторами такого масштабного издания были Д.Дидро (1713-1784) и Ж.Д'Аламбер (1717-1783), а также книгоиздатель Л. Бретон.

Просвещение, как форма научной и, одновременно, идеологической позиции, возникла в Европе в условиях кризиса феодальной системы. Содержательно философия Просвещения была "подготовлена" идеями мыслителей Возрождения и Нового времени. В значительной мере просветители продолжили традиции освобождения научной мысли от внешнего идеологического давления и, прежде всего, влияния церкви. Также они продолжали поиск научной истины, стремление к возможно более глубокому и полному отражению законов развития природы, общества, мышления. Одними из главных целей просветителей были создание условий для интеллектуального развития человека, гармонизация социальных отношений.

Просветители исходили из того, что незнание, невежество, непонимание человеком своего места в природе являются главными причинами его проблем и несчастий. Устранение этих препятствий и стало содержанием их деятельности научной и популяризаторской деятельности. Отсюда во многом и название эпохи – Просвещение.

Правда, просвещение было нацелено в большей степени на высшие слои общества, то есть, на тех, от кого, по мнению ученых, в большей степени зависели судьбы стран. В связи с этим даже среди монархов возникла мода на "просвещенность", мода которой не избежали и русские императоры – прежде всего, Екатерина II.

К основным отличительным чертам философии французских просветителей обычно относят деизм, социальный утопизм, либерализм, материализм, атеизм. Конечно, каждый из философов эпохи придерживался своей точки зрения, и далеко не все из них были атеистами или материалистами. Но общая тенденция была связана со снижением авторитета религии, постепенным повышением роли и материалистических воззрений на природу, стремление к либерализации и демократизации общественных отношений.

Деизм – философская концепция, согласно которой Бог создал мир ("сконструировал", "запрограммировал" и "завел" многосложный вселенский механизм), определил общие принципы, законы, цели его развития, и больше не вмешивался в инициированный им процесс. Именно целесообразность этого мира указывает на существование Бога (Вселенского "мастера").

Деизм решает проблему существования зла в человеческом обществе. В теистической картине мира, в которой Бог постоянно контролирует все сотворенное бытие, в том числе и социальное, возникает невольное подозрение, что зло, как и все сотворенное, связано с творцом. Все люди грешны; значит либо им "предначертано" пройти через грех (тогда это – необходимость?), либо они грешат вопреки плану Всемогущего Творца. Деизм снимает подобные противоречия. Бог в некотором смысле оказывается за рамками реальной действительности, и картина мира в значительной мере носит "материалистические" черты.

Большое внимание просветители уделяли социально-философским проблемам. В это время продолжает развиваться концепция "общественного договора" (Ж.-Ж.Руссо), подвергаются критике существующие общественно-политические отношения, получают распространение идеи демократии и либерализма. Возникает надежда на возможность достижения равенства и справедливости в обществе.

Основной причиной неравенства и социальной несправедливости признается возникновение частной собственностии, как следствие, разделение обществана богатых и бедных, на классы, между которыми возникают непреодолимые противоречия. В качестве пути устранения несовершенства социального устройства некоторые утописты видят революцию. В ожидании и подготовке[52] социальных перемен они создают собственные теоретические социальные модели, образцы социального устройства. Особенно это характерно для более поздних представителей французской философии. Большой вклад в развитие социально-философской мысли внесли французские социалисты-утописты, как Габриэль Мабли(1709-1785), Франсуа Бабеф (1760-1797), Клод Сен-Симон(1760-1825), Франсуа Мари Шарль Фурье (1772-1837).

Среди философов, получивших наибольшую известность в эпоху Просвещения были французские мыслители Ш.Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо.

Шарль Монтескье[53] (1689-1755) в юности изучал право в Бордо (где он вырос) и в Париже. После учебы вернулся на родину, где был советником, а с 1728 и председателем парламента Бордо, который, как и другие французские парламенты, до Великой Французской революции был судебным органом. Он также был известен как писатель, историк, философ, принимал активное участие в работе над "Энциклопедией…".

Ш.Монтескье стоял на позициях деизма и сенсуализма, и, таким образом, был последователем И.Ньютона и Дж.Локка. Но основное внимание он сосредоточил на осмыслении социально-философских проблем. При этом его интересовала современность. Он не конструтровал теоретических моделей идеального государственного устройства, а работал над законами, которые, по его мнению, должны строиться на рациональной основе и исходить из природы человека. Определенным образом он стремился правовые нормы "приблизить" по характеру к объективным законам природы.

Однако подход к нормам права международного и права национального должен быть различным. Это следует из теории географического детерминизма, которую нередко оценивают как самую оригинальную из идей Ш.Монтескье.

Ментальность той или иной нации обусловлена средой ее обитания, характером ландшафта, разнообразием растительной природы, климатом и т.д. Эта совокупность географических условий связана с характером жизнедеятельности, содержанием религии, культурными традициями данной нации. Наконец всеми этими особенностями в значительной мере обусловлены национальные правовые нормы. Поэтому юридические законы одного народа могут существенно отличаться от законов другого народа.

Вместе с тем, высшая ценность гражданина любой страны – свобода. Важным условием обеспечения этой свободы является разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, которые должны контролировать друг друга.

Вольтер[54] (1694-1778), как и Ш.Монтескье, в юности изучал право. Однако он не только не занимался юридической деятельностью, но преследовался французским правосудием за радикальные идеи, которые излагал в своих стихах и пьесах. Дважды он стал узником Бастилии, дважды его ссылали в провинцию, но он не изменил своим взглядам и до конца жизни был критически настроен к существующей социальной системе.

Вольтер был деистом и сенсуалистом, также как и Ш.Монтескье. Вместе с тем, он не питал иллюзий по поводу возможности социального равенства, полагая, что расслоение общества – неизбежность. Он был уверен, что человеческая история зависит от самих людей, но более подходящего социально-политического строя, чем конституционная монархия, не предполагал. Не соглашался Вольтер и с Ж.-Ж.Руссо, идеализировавшим доисторического человека (человека в "естественном" состоянии).

Критическое отношение к действительности было вообще характерной особенностью позиции Вольтера. Он критиковал философские системы (Ж.-Ж.Руссо, Г.Лейбница), государство (Францию, Пруссию), человеческие недостатки, … Особое значение имеет его критика религии, которая, как он полагал, большей частью была выдумкой. Но, одновременно, он критиковал и атеизм. С одной стороны, он считал, что даже если бы Бога не было, его следовало бы выдумать. С другой стороны, он повергал самой жесткой критике церковь, о которой говорил: "раздавить гадину!"

В своем отношении к религии Вольтер был не одинок. Некоторые французские просветители представляли религию как мошенника, который встретился с дураком (простодушным народом) и пытается его уверить, что священник – посланник Бога.

Жан Жак Руссо(1712-1778) не получил системного образования, воспитанием его также серьезно никто не занимался; мать умерла при его рождении, отец (был часовщиком) уделял ему недостаточно внимания. С шестнадцати лет Ж.-Ж.Руссо начал свои скитания по Швейцарии и Франции, его неуживчивый характер и непримиримость во взглядах стали причиной многих разногласий (с Вольтером и Юмом, с атеистами и верующими), и сделали его глубоко одиноким человеком.

Сложный жизненный путь Ж.-Ж.Руссо был украшен плодотворной работой в области философии, а также в педагогике, поэзии, драматургии.

Ж.-Ж.Руссо по своим онтологическим воззрениям был деистом и не сомневался в материальности мира. Характерной чертой его гносеологии (он был сенсуалистом) было то, что он считал невозможным познание сущности вещей. Но главное внимание в своем творчестве он уделял социально-философским проблемам и, прежде всего, проблеме социального неравенства.

Он исходил из того, что в "естественном состоянии" неравенства не было, и люди находились в органичных отношениях с природой и друг с другом. Однако природное любопытство, способность к самосовершенствованию и творчеству привели к развитию многих областей его деятельности – производства, искусства, науки. Это стало причиной роста добродетелей, и, одновременно, увеличением заблуждений человека.

Самой же существенной проблемой стало возникновение частной собственности (нашелся человек, огородивший участок земли, объявил его своей собственностью и нашел простодушных людей, которые ему поверили). Это привело к неравенству, стало причиной возникновения господствующих слоев общества и неимущих.

Но человек по природе своей свободен и для обеспечения этой свободы необходимо государство, которое и возникает в результате "общественного договора". Главные цели – "Свобода. Равенство. Братство!" Государство должно стоять на страже интересов граждан. Законодательство должно быть таким, чтобы не допустить неравенства (в том числе существенного различия в имущественных отношениях). И если государство не выполняет этих своих функций, народ вправе свергнуть существующее правительство и заменить его другим, более эффективным, большинство имеет право на восстание против правящего меньшинства, если его правление не решает проблем народа.

Стоит добавить, что Ж.-Ж.Руссо выступал против существующей религии, против христианства, но в интересах поддержания в обществе морали предлагал создать "гражданскую религию", "культ мировой воли (Бога)".

Таким образом, важными чертами философских систем эпохи Просвещения была идея контроля над государством, ограничения его всевластия, а также идея полного устранения влияния в обществе церкви.

Наконец, одной из ярких черт французского просвещения является материализм.