Объективный идеализм Ф.Шеллинга.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг(1775-1854) родился в семье священника, окончил гимназию, семинарию в Тюбингене (где он учился вместе с Г.Гегелем), продолжил обучение в Лейпциге и Дрездене. И уже в 1798 (ему было 23 года) стал преподавать в Йенском университете, где в следующем году занял должность профессора, которую оставил И.Фихте. Таким образом, преемственность прослеживалась не только в воззрениях виднейших немецких философов конца XVIII – начала XIX веков, но и в их профессиональной деятельности.

Одной из самых известных работ считается "Система трансцендентального идеализма".

Ф.Шеллинг критичен к философской системе учителя по одному из основных вопросов. Он не согласен со сведением природы к "не-Я", полагая, что ее развитие предшествует развитию самосознания, которое является порождением природы. Природа при этом представляется бессознательным творчеством духа, Абсолюта.

В процессе развития Природы (то есть, в процессе активности духа) позитивная сила наталкивается на противодействие негативной силы. В результате этого столкновения возникает материя и механизм ее эволюции, в основе которой и лежит столкновение противоположных сил. Происходит потенцирование – возрастание субъективности, движение от объективного – к субъективному. На определенном уровне развития возникает человеческое (субъективное) сознание, означающее "пробуждение" бессознательного духа, появление самосознания. Тем самым человек, посредством которого Природа может познать себя, оказывается целью развития.

Впрочем, способностью познавать Природу обладают не все люди, а только те, чье сознание обладает не только рассудком, но и разумом – философы, художники. Именно им доступно обобщение частностей и понимание борьбы противоположностей.

Однако Ф.Шеллинг считает, что представленная им же самим картина мира не объясняет появление Природы. Он находит решение этой проблемы в мыслительной деятельности Абсолюта (Духа, "Я"). Дух, будучи единым и единственным, может мыслить лишь себя, поэтому в целях образования сущности, которую можно было бы себе противопоставить, он ограничивает себя, создавая условия порождения "не-Я" (Природы). Соединив воедино философию творчества "Я", по сути субъективного идеализма, и философию, предполагающую относительно независимое существование "Не-Я" или Природы (по Ф.Шеллингу – реализм), философ получил философию, названную им трансцендентальным идеализмом.

Природа и Дух оказываются тождественными между собой и, в то же время, едиными в Абсолюте, который и есть Бог. В Абсолюте совпадают все противоположности, но, одновременно, он и источник и возможность возникновения противоположностей, то есть источник развития.

Активность Духа, основанная на присущей ему свободе воли, первоначально иррациональна по своей сути, бессознательна. Но творчество приводит к самосознанию, возникновению божественной личности, к победе и утверждению в бытии светлого начала (все деструктивное выводится небытие). Подобным образом развивается и человек, осознанно формирующий себя после обнаружения в себе сознательного и бессознательного начал. Сам же иррациональных акт творения Духом Природы недоступен для рационального понимания, поэтому единственный путь постижения человеком Бога – через Откровение, которое является содержанием и источником религиозных верований.

Таким образом, ученая деятельность Ф.Шеллинга представляет собой определенную ретроспективную реконструкцию становления бытия, и, по мнению некоторых исследователей, по мере своего развития становится все менее оригинальной. Тем не менее, творчество Ф.Шеллинга – неотъемлемая составная часть мировой философской мысли. Его идеи оказали существенное влияние на формирование философских воззрений Г.Гегеля.