ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРИРОДЫ И РАЗВИТИЯ

Глава 10. Бытие как проблема философии

 

Стремление познать сущность окружающего мира, как свидетельствует история философии, проявлялось различным образом в разных обстоятельствах. Нередко исследователи пытались осмыслить этот мир в целом, как он есть, придавая ему черты действительности, реальности, сущего, отыскать наиболее общие закономерности составляющих его процессов и явлений, отыскать его первоосновы, определить категории, позволяющие наиболее полно отражающие сущность мира.

При этом возникало немало разночтений и трактовок; не одна из концепций не повторяла полностью другую. Но в них было немало и общего. Так, многие ученые использовали в построении своих философских систем о наиболее общих принципах и закономерностях развития мира категорию "бытие".

Такого рода исследования и возникающие в результате исследований теории принято относить к онтологическим. А философскую дисциплину, объединяющую взгляды на наиболее общие закономерности окружающего мира называют онтологией.

 

1. Категория "бытие" в системе категорий онтологии.

Онтологию можно определять как философскую дисциплину о наиболее общих и фундаментальных закономерностях существования и развития мира. Она выявляет и исследует те основы – наиболее общие принципы, законы, понятия, положения и т.д. – которые определяют фундамент представления об окружающей действительности. В связи с этим онтологию иногда отождествляют с философией природы.

Понятие "онтология" появилось лишь в XVII веке, введенное Родольфом Гоклениусом[69] (1547–1628) как синоним метафизики, но тематика онтологии существовала с древних времен. Поэтому определение онтологии как "первой философии" достаточно точно отражает ее роль в системе философского (и даже в целом научного) знания. В то же время, отношение к онтологии в философской среде неоднозначно. Так, онтологический подход к окружающей действительности подвергся критике И.Канта, который считал, что восприятие окружающего мира возможно лишь через априорные формы сознания. То есть, по Канту, онтологические вопросы всецело зависят от самого сознания, и вне сознания и его априорных форм постановка онтологических вопросов невозможна. В ХХ веке, в философии постмодерна, единственным способом бытия окружающего мира было признано развитие текста (процессуальность рассказа) о том, что может окружать человека или мыслиться, осознаваться им; бытие оказалось представлено через бытие интерпретации мира.

Однако любое объяснение окружающего мира, в той или иной мере, содержит онтологическую составляющую, представленную совокупностью основных принципов, оценок, отношений к действительности, к миру.

Основные вопросы, решаемые онтологией, связаны с происхождением окружающего мира, с формированием основных закономерностей его становления, развития, с соотношением мира и составляющих его частей, с проблемами качественных, количественных, временных параметров мира и его элементов, со степенью взаимообусловленности предметов, процессов, явлений окружающего мира, выявлением их взаиморасположения и последовательности становления. Онтология ставит вопросы о наиболее общих причинах всего сущего, об источниках, характере и направлениях развития вселенной и составляющих ее больших и малых систем.

Категории онтологии отражают главное в представлениях о мире. В связи с тем, что эти представления различны (подходы разных философских школ и традиций могут противоречить друг другу), в основе размышлений об окружающей действительности оказываются различные категории. Возникали разные мнения о том, какая из категорий отражает самое общее понимание окружающего мира, какую из них следует помещать в основу осмысления реальности. При этом следует помнить, что категории всегда связаны с чем-то, что философ, исследователь мыслит в действительности, то есть, с той системой, предметом, процессом, явлением, свойством, аспектом и т.д., которые ученый обозначает данной категорией.

Так, исследователи, считающие, что наш мир представляет собой совокупность материальных объектов, находящихся в различных по качеству и интенсивности отношениях между собой, полагают такой "исходной" категорией должна быть материя. В трактовке материалистов материя существует вечно – она никем и ничем не создана, неуничтожима. Она находится в постоянном движении, в ходе которого проявляется в различных формах, образует сложную иерархию самых разнообразных систем (от атомов до галактик, от относительно несложных материальных предметов до самых совершенных живых организмов и человеческого общества) Материя становится источником множества процессов и явлений, в том числе и сознания, присущего человеку.

Подобным образом строятся онтологические представления материалистов, хотя у разных материалистических школ онтология может иметь свои особенности. Исходным пунктом исследования окружающего мира может стать природа в ее материалистическом понимании, как конкретное проявление материи в многообразии ее форм, явлений, процессов. С природой оказывается схожим категории космос, вселенная, универсум. Иногда космос и природа воспринимаются как синонимы. В этом случае они означают всё сущее, весь мир в многообразии его форм.

Между этими категориями могут быть найдены и различия. Так, природа мыслится, скорее, исходя из понимания того земного мира (земной природы, непосредственной среды обитания человека), который привычен человеческому восприятию. Вместе с тем, эта "земная природа" мыслится включенной в "природу вообще" – весь материальный мир, в том числе и ту его часть (такие проявления), которая не только не находится в "поле зрения" человека, но и о которой человек может даже и не подозревать. Космос же представляется как всё многообразие материального (материи), в котором привычный человеку мир мыслится одним из фрагментов этого бесконечно сложного образования.

И природа, и космос, и вселенная как категории, могут трактоваться не только с материалистических позиций. В некоторых философских учениях Природа отождествляется с Богом (пантеистических; например, так трактует природу Б.Спиноза). Космос подобно природе, может трактоваться как в материалистическом, так и в идеалистическом ключе (а также в дуалистических, позитивистских или каких-либо иных философских традициях).

Онтологические воззрения идеалистов, не менее разнообразны, чем взгляды материалистов. Общее в них то, что материя уже не имеет статуса основы всего сущего. Источником всего, что окружает человека, а также во многих случаях и причиной самого существования человека, оказывается идеальное начало. Бог, Мировая идея, Космический разум, Абсолют – такого рода категории могут лежать в основе философских систем идеалистов (объективный идеализм). Исходной категорией может оказаться и индивидуальное сознание (субъективный идеализм). Согласно таким воззрениям именно индивидуальным сознанием определяются окружающий мир.

Мир – также важная категория онтологии. Следует отличать мир, как синоним светской (вне церкви) составляющей общества, всего общества, как земная среда обитания человека или как состояние отношений между социальными системами (странами, союзами государств) – когда возникающие между ними противоречия разрешаются ненасильственными методами – от мира в онтологическом смысле. В онтологии мир – это совокупность материальных объектов и идеальных представлений, в которую включен человек. В данном случае "точкой отсчета" можно признать миропонимание человека. А мир – это бытие человека в природе.

Другими словами, мир – это актуальный для человека аспект природы, вселенной, космоса. Следовательно, мир, может носить различные характеристики. Это может быть мир отдельной личности и всего человечества, мир реальный и ирреальный, мир материальный и идеальный, и др. В свою очередь, реальность (как материя и материальное, идея и идеальное) – также важная категория онтологии. Она означает актуальные для человека, воспринимаемые им предметы, процессы, явления окружающего мира. Реальность также зачастую оказывается тождественна природе, материи, вселенной, бытию. При этом реальность может быть как освоенная, познанная, так и еще не открытая, непознанная. То есть, реальность связана с обнаружением окружающих человека форм, отношений, систем в которых проявляется мир. Обосновано полагать, что реальность может быть материальной – предметы, процессы, явления материального мира. Такую реальность называют объективной: она существует независимо от сознания и воли человека (созданные человеком материальные предметы в дальнейшем существуют также независимо от сознания создателя).

Среди наиболее значимых категорий онтологии следует назвать субстанцию.[70] Это тоже объективная реальность, но рассматриваемая не со стороны многообразия ее форм, а со стороны ее внутреннего единства (в независимости от разнообразия форм, проявлений). Другими словами, субстанция – это предельное основание реальности, то, чем в конечном итоге является все воспринимаемое человеком, с чем он так или иначе сталкивается (что познал ранее, с чем может встретиться в будущем). Для материалистов это материя; сознание, с их позиции – лишь одно из явлений, возникших в результате ее развития, явление пусть и очень важное, сложное, но "несамостоятельное".

Подобная иерархия устраивает не все философские школы. Некоторые из философов склонны полагать основой всего некую идеальную сущность, которая либо творит материю, либо на основе разрозненных ощущений создает представление о внешней среде, ошибочно принимаемое за материальный мир, которого в реальности может и не быть. Так, объективные идеалисты, полагают источником всего окружающего объективное идеальное начало, которое творит и материю. С позиции субъективных идеалистов представление о мире формируется индивидуальным сознанием. Встречаются философы (дуалисты), полагающие реальными две равноправные субстанции – материю и сознание; результатом их взаимодействия является существующий мир во всем многообразии форм. Плюралисты же считают, что субстанций множество.

Таким образом, каждая из категорий онтологии, с одной стороны, характеризует окружающую человека действительность с определенной стороны, придает особую специфику ее пониманию субъектом. С другой стороны, многие из этих категорий нередко связаны с определенной мировоззренческой позицией. То или иное соотношение категорий, определенное (с указанием последовательности, иерархии, значимости каждой из них относительно друг друга) объединение их в общую систему дает представление о позиции автора. Категории дополняют друг друга, а попытки придать какой-либо одной из них значение универсальной, возвести ее в статус основополагающей, наиболее общей, подвержены критике со стороны философов, имеющих иные точки зрения.

Наиболее часто используемой в онтологических концепциях является категория бытие. Многие мыслители именно с нее начинают "строительство" своего понимания окружающей действительности. Во многих случаях эта категория оказывается наиболее универсальной, другие категории онтологии нередко определяются через бытие. Так, природу иногда трактуют как натуру или естественное бытие природных явлений, а мир человека – как бытие в мире.

Причем и сама онтология чаще всего трактуется как учение о бытии. Бытие как таковое и есть центральная проблема онтологии.

 

2. Сущность и основные формы бытия.

"Бытие" – такая категория, которую в силу ее универсальности сложно определить, а, тем более – определить точно, однозначно. В то же время, определение бытия в значительной степени тождественно поиску основ, сущности всего того, что нас окружает, смысла существования мира и самого человека. Поэтому осмысление содержания данной категории так же сложно, как и важно, так как результаты этого осмысления – основа формирования вообще представлений о мире и, в частности – научного знания, необходимое условие повседневной практики человека.

Процесс понимания бытия во многом равносилен процессу освоения окружающей действительности и самопознания, смысла существования природы, человека и общества. Поэтому качество представлений о бытии характеризуют уровень культуры, философской зрелости того или иного общества, человечества в целом.

Так, в древнеиндийской философии бытие[71] детерминировано активностью Брахмы, фазы дыхания которого определяли смену бытия и небытия, а жизнь и смерть (чередующиеся, как день и ночь) означали абсолютное бытие и абсолютное небытие.

В Древнем Китае порождаемые Дао бытие и небытие доступны осмыслению. Бытие – именно как бытие, носящее свое имя, а небытие – как ничто, вследствие этого не имеющее никакого имени. Диалектичность Дао обусловило диалектичность отношения бытия и небытия.

В ранней Античной философии бытие представлялось множеством материальных объектов, возникших в результате взаимодействия различных стихий – земли, воды, воздуха, огня. Однако основа материи была одна; в различных подходах это были вода, воздух, огонь, апейрон, атомы, … В отдельных случаях основа бытия представала не материальной стихией, а, например, числом. При этом нередко бытие оказывалось динамичным, изменчивым в своих проявлениях; самый яркий пример диалектического представления о бытии в досократической философии – учение Гераклита. Но были и противоположные мнения.

Так, согласно взглядам элеатов бытие неподвижно и всеобъемлюще. Предположения других философских школ о наличии бытия и небытия, как двух противоположностях, элеаты отвергают. Если небытие существует, то оно тоже является бытием. Это означает, что бытие и небытие – одно и то же и никаких переходов между ними невозможно. Отсюда отрицание движения элеатами, а также и того, что бытие вещественное – "настоящее".

В Средние века бытие это, прежде всего, Бог, а также сотворенный им мир. Человек в этом мире, с одной стороны, венец творения, самое совершенное из всего сотворенного, с другой – несамостоятельное, слабое существо. Изначальное бытие – идеально, и идеальная составляющая бытия, безусловно, определяющая. Лишь некоторые ученые, например, Ибн-Рушд, представляли бытие иным. Августин Аврелий полагал важной частью бытия человека материальный мир, сотворенный Богом. Это нечто ограниченное Творцом и упорядоченное им с помощью пространства и времени (которых за пределами материального мира не существует). Бытие у Августина представлено в виде Града Божьего и Града Земного.

В Новое время развивались и материалистические и идеалистические представления о бытии. Рост научных знаний, усложнение "картины мира" привел к необходимости большего внимания к отдельным элементам бытия, к качествам этих элементов, к изменениям отдельных систем и свойств. Возрос интерес к частностям (элементам, фрагментам, проявлениям бытия), а общему (бытию в целом) внимания уделялось относительно меньше. Особый интерес у мыслителей, ученых вызывал сам человек, ставший для некоторых центром, исходным пунктом и целью всех рассуждений и исследований. В этом проявился философский антропоцентризм. В ряде философских систем на первый план вышло внимание даже не к самому бытию, а к возможности адекватного отражения бытия в сознании человека; к выработке методики формирования научного знания о природе.

В философии XIX–XX веков наряду с классическими философскими школами появились во многом новые неклассические философские системы; несмотря на развитие науки, были популярны иррациональные воззрения. Бытие в некоторых случаях фактически сводилось к бытию человека (Философия жизни, Экзистенциализм). А в позитивистском подходе при описании реальности предлагалось опираться только на научные факты, исключать метафизические измышления, спекулятивные конструкции. Первостепенное внимание в этих подходах уделялось не собственно бытию, а языку, которым это бытие могло быть описано.

За все время существования философии, как формы осмысления человеком мира, в котором он себя однажды обнаружил, бытие претерпело множество различных трактовок. Однако в содержании категории "бытие" заключается, прежде всего, существование всего, что составляет реальность. Категория "бытие" означает все, что реально существует, а также представления об этой реальности (для некоторых философских школ именно совокупность представлений и есть единственная реальность). Наконец, если представление о реальности – часть сущего, то содержание сущего (как существующее) составляют и представления о том, чего не существует в реальности; например, что могло бы быть, или было когда-то, или будет; и даже – чего быть не может.

Мысля бытие, обычно мыслят реальное существование окружающего мира во всех его проявлениях, в том числе в форме мыслей об этом мире и самого мыслящего субъекта и всех других людей, что-либо мыслящих об этом мире. При всем многообразии подходов можно выделить некоторые относительно общие принципы отношения к бытию, сложившиеся в XIX–XX веках.

Важным принципом является реализм, означающий очевидность, действительность окружающего человека мира и самого человека – части этого мира. Причем, чаще всего этот мир трактуется с материалистических позиций: прежде всего, как совокупность материальных объектов и отношений между ними. В этой системе есть место и идеальному – представлениям о мире, отражению мира в сознании.

Если реализм, прежде всего, указывает на очевидность мира, то другой принцип субстанциализм – свидетельствует о некой онтологической основе мира, позволяющей воспринимать его не как совокупность самостоятельных систем и процессов, а как единое, как целостность. При этом, для одних субстанция это материя, для других – идеальная сущность. Третьи вовсе отвергают деление на материальное и идеальное (такой подход становится более распространенным в последнее в конце ХХ столетия); категория "субстанция" в этом случае может оказаться вовсе лишней. Но даже в такой ситуации бытие может представляться как целостность. Если даже предположить, что все составляющие бытие объекты, системы относительно независимы друг от друга, то и тогда сам факт их существования выступает объединяющим началом.

С другой стороны, несмотря на единство мира, отраженного в категории "бытие", он представляет собой многообразие различных проявлений – форм. Это отражено в таком принципе, как плюрализм. Наконец, многообразие форм предопределяет разнообразие связей между отдельными предметами между системами предметов, между различными процессами и, следовательно, непрерывные изменения и самих этих предметов и систем, и отношений между ними. Другими словами, бытие представляет собой множество объектов, находящихся в постоянном движении, в динамике, в развитии. Это закреплено принципом динамизма.

Важным признаком мыслимого бытия следует признать присутствия в нем человека. Субъект, как правило, воспринимает себя частью этого мира. Это отношение отражается в принципе включенности: субъект – отдельный человек, группа исследователей, социальная система, человечество – включен в бытие.

Таким образом, бытие, это совокупность всего того, что в той или иной форме существует (и в силу этого – целостность; целостность, объединяющая все сущее), находится в постоянном развитии, причем источник развития находится внутри этой целостности. Человек – ее органичная часть.

Существование и движение – это, пожалуй, единственное, что свойственно всем объектам бытия. В остальном каждый из объектов бытия отличен от любого другого, сколь угодно похожего на него. В мире нет двух одинаковых людей, двух одинаковых снежинок, двух одинаковых исторических ситуаций, …

Форм проявления бытия – множество. Рассмотреть все их многообразие невозможно, да и бессмысленно. Поэтому обычно рассматривают только самые основные формы. Разные формы отражают различия, прежде всего, между самими объектами (системами, предметами, явлениями, вещами) бытия, какими они являются на самом деле (независимо от субъекта), а не различные (по времени, пространственным координатам, культурологическим и психологическим особенностям) взгляды на них субъекта.

Космос, Природа, Мир, Реальность, Действительность – это понятия, отражающие, скорее, разные аспекты бытия. В определенных условиях эти понятия признаются тождественными. Все они – различные имена сущего, позволяющие отражать различные точки зрения на бытие (на мир, на действительность, …), но указывающие, скорее на единство бытия, и не обращающие внимание на его разнообразие. Несмотря на имеющиеся между данными понятиями различия, показать разнообразие бытии они не в состоянии.

На различия указывают понятия, в которых выражены имена отдельных фрагментов бытия: река, мудрец, город, облако, футбольная команда, повесть А.С.Пушкина "Пиковая дама", закон Ома, жизнь и так далее. Эти фрагменты представляют собой явления, процессы, предметы, системы, отношения. Их обычно систематизируют и сводят в группы, отражающие те или иные формы бытия.

Чаще всего внимание обращается на кажущуюся наиболее очевидной форму бытия – материальную. Бытие материальных объектов или материальное бытие – это совокупность реально существующих объектов, имеющих определенные физические параметры – массу, объем, плотность, размеры (протяженность). Также это отношения между материальными объектами, существующие в виде полей[72].

Материальный мир может быть представлен как совокупность объектов различных уровней, таких как, как ядерный, молекулярный уровни, уровни отдельных предметов, планетных систем, галактик и другие.

Возможна и другая классификация. Среди материальных объектов выделяют объекты неживой природы, объекты живой природы, социальные образования. Соответственно можно выделить урони неживой природы, живой природы, социальной природы.

В свою очередь в неживой природе можно выделить подуровни неорганической и органической материи. Живую природу можно разделить на бактерии, растения, животных. В социальном бытии обычно определяют уровни человека, социальной группы, общества, всего человечества. Впрочем, возможны и иные подходы к классификации различных форм бытия.

Важно то, что социальное бытие представляет собой относительно самостоятельную форму бытия. Социальное бытие является объектом большого раздела, состоящего из целого ряда научных дисциплин – объектом социальных наук (в то время, как естественные науки изучают неживую и живую природу, и даже самого человека, но только как биологическое существо). В философии также есть ряд разделов исследующих социальное бытие: социальная философия, философия истории, философская антропология, философия права и некоторые другие.

Социально бытие отличает от остальной природы духовная составляющая общественной жизни на любом ее уровне. Существование идеального аспекта в обществе – важнейший специфический признак, выделяющий социум из остальной природы. В связи с этим, а также по некоторым другим причинам духовное бытие, бытие идеального позиционируют как особенную форму бытия. Это обусловлено, в частности, тем, что идеальное представляется рядом мыслителей как самостоятельная сущность или, по крайней мере, не зависящая от какой-либо материальной основы.

Таким образом, в самом общем виде в бытии можно выделить материальное бытие, бытие идеального, социальное бытие.

Существуют некоторые проблемы в связи со сложностью демаркации бытия. Некоторые философы отрицают жесткость такого деления, некоторые считают воспроизведенные границы (например, между живым и неживым) достаточно условными. Вместе с тем, на начальном этапе осмысления окружающей действительности, а также при решении многих научных проблем, такое деление представляется достаточно продуктивным.

В то же время необходимо отметить и некоторые другие подходы в определении форм бытия. Так, в бытии могут быть выделены уровни ноуменов (умопостигаемая сущность или предмет, существующий сам по себе, независимо от субъекта) и феноменов (явлений, постигаемых в чувственном опыте). То есть, бытие делят на бытие ноуменальное – бытие предметов, вещей, систем, и бытие феноменальное – бытие представлений человека о предметах.

Бытие как таковое дает основание предположить наличие и его противоположности. Проблема небытия некоторыми философами считается надуманной, некоторыми – сложной. Но попытка ее решения может оказаться полезной в ходе осмысления действительности, может способствовать более полному и рельефному представлению об окружающей действительности.

Элеаты считали, что эта противоположность – лишь "кажимость" чего-то отличного от "привычного" бытия. На самом деле все сущее – бытие; поэтому, если небытие существует, то и оно – то же бытие. То есть, небытие может быть представлено как форма бытия.

В христианской традиции бытие это то, что связано с Богом. Прежде всего, это сам Творец, а также все его творения. Небытие также существует, но оно представляет собой силы, во главе которых находится сатана, главный источник зла и всех бед человека. Человек, понимает он это или нет, в своей жизни находится (практически постоянно) перед выбором между добром и злом. Праведники стремятся к Богу; выбирая добро, соблюдая божественные заповеди, они тем самым формируют основания для того, чтобы войти в Царство Божие, обрести в Боге подлинное бытие, жизнь вечную. Грешники, напротив, отдавшие себя во власть нечистой силы, неизбежно предопределяют свой путь в ад; они канут в небытии вместе с сатаной.

С материалистической точки зрения бытие можно представить, как то, что есть, что существует, а небытие – то, чего нет (чего не существует). В связи с этим, по всей видимости, различные формы бытия могут быть в сложном взаимодействии друг с другом. Например, в материальной форме бытие далеко не всегда соответствует бытию и в идеальной форме. Скажем, существует далекая планета или звезда, или вид животного, которые пока неизвестны ни одному человеку. В материальной форме данные объект существует, а в идеальной его нет (он находится, условно, в зоне "небытия"). И наоборот – данный объект (звезда, вид растения, животного) перестал существовать, но человек о нем получил представление. В материальной природе объекта больше нет (он "ушел в небытие"), а в идеальном он остался, и, по всей видимости, будет существовать, пока о нем будут помнить люди. Или пока о нем сохранится информация (в книге, на кинопленке, на жестком диске компьютера и т.д.), которую сможет воспринять человек. Хранителем информации может в последствии быть, как считают некоторые ученые, и искусственный интеллект.

Кроме бытия и небытия можно встретить и иные понятия, связанные с сущим. Например, "инобытие", "антимир" или "параллельные" миры.

Итак, бытие – этокатегория, фиксирующая основу существования, целостность, объединяющая все сущее, которая (по мнению многих философов) пребывает в непрерывном движении, имея внутренний источник развития. Бытие может быть материальным, идеальным, социальным. И эти формы бытия требуют отдельного рассмотрения.