Объект, предмет и основные проблемы философии

Любая область знания имеет свой объект и предмет. В философии объект и предмет имеют специфическое значение.

Объект (от лат. objectum – бросаю вперед, противопоставляю) – то, что противостоит субъекту и его предметно-практической и познавательной деятельности. Это вещь (процесс, явление, система, элемент природы), существующая независимо от сознания человека, но включенная в человеческую деятельность: материально-практическую, идеально-практическую, познавательную.Отдельная личность или группа людей, проявляя познавательную или производственную активность, становится субъектом. Понятие "субъект" образовано от латинского subjectum – лежащий внизу, находящийся в основе. Субъект (индивид, социальная группа или общество), противопоставлен объекту; он является носителем предметно-практической деятельности и познания, источником активности, направленной на объект.

Например, объект науки – это определенный элемент реальности, который чаще всего обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и каким-либо образом проявляет свою автономность. Таким объектом может оказаться весь материальный мир, общество, система биологических организмов, представляющая собой живую природу, человеческое сознания и т.д. На него ориентирована деятельность данной науки, которая в качестве субъекта предстает в лице научного сообщества, ученых. Объект математики – мир чисел; биология изучает живую природу; историческая наука рассматривает прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии; и т.д. При этом, общество является, также, объектом таких наук, как социологии, экономики, правоведения и некоторых других. Противоречия в этом нет: общество – объект всех общественных наук. А вот предмет у каждой науки свой.

Предмет – категория[5], в данном случае обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания; это сторона, аспект объекта, на которой непосредственно сосредоточена активность субъекта. В отличие от объекта, предмет отражает наиболее существенные свойства и признаки.

Для наук предметом изучения являются, прежде всего, объективные закономерности, принципы, особенности существования, функционирования, развития предмета. В примере, где роль объекта играет общество, предметом являются закономерности существования и развития либо отдельных социальных систем, либо человечества в целом; но не любые закономерности. Для экономики – это закономерности экономического функционирования общества, законы и принципы организации производства, обмена, распределения продуктов производства и финансов. Для политологии – закономерности развития процессов связанных с достижением, удержанием и использованием влиятельными социальными группами политической власти. Для истории – закономерности смены одного этапа развитии общества другим, а также особенности каждого этапа, типичные черты культуры, деятельность выдающихся личностей и многое другое в историческом контексте.

Предметом любой науки являются, прежде всего, объективные законы (закономерности), лежащие в основе существования и развития тех или иных объектов, систем, явлений. Законы в данном случае – это существенные, внутренние, необходимые, повторяющиеся связи между процессами, явлениями, предметами действительности (например, закон всемирного тяготения, периодичность смены времени суток и времен года, принцип естественного отбора, рефлексы живого организма и т.д.). Объективными (в отличие от субъективного – связанное с сознанием человека, зависящее от сознания) они называются потому, что являются независимыми от сознания человека; люди, ученые их только "открывают", то есть обнаруживают и ясно формулируют, описывают.

Объектфилософии предельно широк. Он охватывает всю реальную действительность, включая, Вселенную, весь материальный мир вместе планетой Земля, и развивающейся здесь человеческой цивилизацией, а также и весь идеальный мир, и инструмент, с помощью которого познается и материальное, и идеальное – мышление человека. Философию интересует все, что давно в той или иной степени изучено или совсем недавно открыто, все явное и скрытое, все очевидное и лишь предполагаемое. Объект философии это весь окружающий мир, природа, материальная и идеальная реальность, бытие во всех возможных его проявлениях, то есть, все то, что существует, а также все то, что или существовало раньше, или может существовать – например, небытие, как противоположность бытия, потенция и т.д.

Объект философии – окружающий мир, природа, общество, человек, мышление.

При этом философия, как правило, не акцентирует внимание на "деталях", на "частностях" – на строении атома, живого организма или галактики, на параметрах вещества или электромагнитного поля, на структуре клетки или социальной группы. Эти, на самом деле, важные и для философии системы и отношения между ними изучают "частные" науки – астрономия, физика, химия, социология, биология и другие.

Философию интересуют, прежде всего, наиболее общие принципы, закономерности, связи окружающего мира – природы (как в широком значении – космоса, вселенной, реальной действительности, так и в узком – среды обитания человека), общества (в широком смысле – человечества, и в узком – конкретного социума). Кроме того, философию интересуют принципы и закономерности отражения окружающего мира (в его многообразии) в сознании человека, функционирования мышления. Все перечисленное объединяется понятием "предмет философии".

Предмет философии – наиболее общие законы, закономерности, принципы существования и развития природы, общества и мышления (закон единства и борьбы противоположностей, закон сохранения энергии и материи), всеобщее в системе "мир –человек".

Кроме того, предметом философии могут быть наиболее важные мировоззренческие, социальные, духовные проблемы: например, сущность человека, сознания, особенности общественного развития, вопросы жизни и смерти, степень достоверности научного знания, соотношение материи и сознания. Эти и некоторые другие подобного рода проблемы иногда относят к основным вопросам философии.

Представители конкретных философских направлений и школ в качестве основных вопросов выделяют круг выбранных ими проблем, которые другими философскими направлениями могут не рассматриваться в качестве основных вопросов или вовсе игнорируются. Однако от этого важность самих проблем и результатов их исследования не снижается.

С другой стороны, одни и те же проблемы разными школами в разные исторические периоды могут решаться различным образом. Так, по-разному решается проблема места и роли человека в мире: античная философия рассматривает человека в качестве элемента космоса, всецело зависящего от него; для средневековых философов человек – творение Бога, к которому ему и надлежит стремиться; современная философская позиция заключается не только в утверждении о наличии у человека уникальных способностей воспроизводства (идеального и отчасти материального) окружающей его природы, но и в акцентировании внимания на возрастающей ответственности человека перед природой и всем человечеством за свои действия.

Среди наиболее оригинальных и продуктивных постановок основного вопроса выделяется марксистский (материалистический) подход: его квинтэссенцией стал вопрос о соотношении бытия и сознания, об отношении идеального и материального. Это позволило делить все философские школы, направления на материалистические и идеалистические, а их представителей – на материалистов и идеалистов.

Материалисты считают единственной субстанцией (предельное основание объективной реальности, которое не нуждается ни в чем, кроме себя самого) материю; сознание, идеальное в их понимании – лишь высшая форма отражения материи самой себя. Материя – это и есть объективная реальность, данная человеку в его ощущениях, которую человек благодаря своему сознанию отражает, изучает и на которую может воздействовать (в определенных пределах) в своих интересах.

Идеалисты, напротив, субстанцией считают идеальное. Идеалистов в самом общем виде подразделяют на объективных и субъективных идеалистов. Первые полагают основой действительности существование высшего идеального начала – Абсолюта, Высшего разума, Бога; это высшее идеальное начало, высший дух творит материю. Субъективные идеалисты считают единственной реальностью сознание, в том числе и индивидуальное, в котором в виде ощущений, представлений, понятий и образов существует материя. Существование материи вне сознания подвергается сомнению или отрицается.

В философии совершались попытки преодолеть противоречия между материализмом и идеализмом; в том или ином смысле к этому стремились представители позитивизма, реализма XX века (не следует путать с идеалистическим направлением средневековой философии), стремившиеся к обоснованию возможности объективного познания окружающего мира, стремящихся избегать спекулятивных утверждений.

Что касается проблемы познаваемости реальной действительности, то различия в подходах к ней, также делят философские школы на крупные блоки (а основание деления – отношение к познаваемости мира; в марксистско-материалистической традиции это отношение называют второй стороной основного вопроса философии). Значительная часть исследователей считают мир познаваемым. О таких говорят, что они стоят на позициях гностицизма, а самих их называют гностиками (от греч. gnosticos – познающий). Гностики не сомневаются в принципиальной возможности исследования природы, космоса, микромира, жизни и т.д. Познание требует времени, но постепенного человек исследует мир все более глубоко и разносторонне, непрерывно накапливая знания о нем.

Однако часть исследователей, исходят из того, что знания человека о мире всегда не точны – новые научные открытия очень часто опровергают прежние положения, которые раньше казались насколько очевидными, настолько и незыблемыми. Так, в свое время, когда уже зародилось и развивалось научное знание, было вполне естественным считать землю плоской, а небесные светила Солнце и Луну чем-то вроде огромных фонарей разного цветового спектра и интенсивности свечения. Позже, вслед за учеными люди постепенно свыклись с представлением о шарообразности нашей планеты, но долгое время были уверены в том, что вся Вселенная "вращается" вокруг Земли. Позже оказалось, что практически любая видимая на ночном небосводе звезда – небесное тело куда более внушительное по размерам и массе, чем наше Солнце. Революционными были открытия электромагнитного поля, сущности света, делимости атома, тайн ДНК и многое другое. И каждое новое открытие рождало все больше новых вопросов. В связи с этим некоторые ученые сомневаются в возможности адекватного отражения мира человеческим сознанием. Есть и такие философы, которые отрицают возможность познания сущности мира, внутренних законов развития природы. Человеку, по их мнению, доступны лишь отдельные внешние проявления жизни природы, а ее внутренняя сущность принципиально непознаваема. Это позиция агностицизма; разделяющих ее мыслителей называют агностиками.

Такой подход позволяет в самом общем виде структурировать философское знание. Вместе с тем, следует иметь в виду, что деление философов на гностиков и агностиков, на материалистов и идеалистов, достаточно условно. Так, Аристотель не отдавал явного предпочтения ни материальному, ни идеальному, рассматривая оба начала в гармоничном единстве – одно не существует без другого. Две субстанции в основе реальности и согласно воззрениям Р.Декарта. Данных философов нельзя в полной мере отнести ни к материалистам, ни к идеалистам.

Действительно, философов, считающих, что основ реальности не одна, а две, называют дуалистами (от лат. dualis – двойственный), а их взгляды на устройство мира – дуализмом. Если же мыслитель полагает, что субстанций не одна и не две, а много (подобным образом мир, состоящий из монад – первоэлементов бытия, выглядит в концепции Г.Лейбница), то его относят к плюралистам (от лат. pluralis – множественный), а его позицию – плюрализмом. Впрочем, таких философов немного, все же большинство из них усматривают в основе реальности одну субстанцию – либо материальную, либо идеальную – и всех их относят в "лагерь" монизма (от греч. monos – один, единственный).

Есть и другие подходы, так или иначе классифицирующие теории и концепции, составляющие философское знание, а также их авторов. Так, философов, полагающих что реальность находится в постоянном движении, а также, считающих, что все в мире объединено причинно-следственными связями, называют диалектиками, а их подход – диалектическим. Их оппонентов иногда именуют метафизиками. В соответствии с этими направлениями выделяют методы отношения к действительности, ее познания – диалектический и метафизический (впрочем, и диалектика и метафизика имеют в системе философского знания и иные значения). Помимо этого в философии имеются другие методы освоения реальной действительности: теоретический и эмпирический, индуктивный и дедуктивный и многие другие. Подобное деление, также, довольно условно; многие исследователи используют комплекс методов для как можно более полного и всестороннего исследования поставленной ими философской проблемы. Важнее другое – философия выработала целую систему методов познания, изучения природы.

Философияформа общественного сознания, учение о наиболее общих закономерностях, принципах существования бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Таким образом, философия имеет самый широкий объект – природу, всю объективную реальность, предмет – основные закономерности существования мира, основных форм бытия, в том числе общества, мышления. Философия стремится дать ответ на самые важные вопросы, возникающие в ходе изучения действительности, рассматривая их с самых различных позиций, подходов, используя для этого комплекс методов.

2. Формы существования философии; философия и другие виды знания.

Среди проблем, решаемых философией, можно найти немало таких, которые являются не только мировоззренческими. Например, изучение объективных закономерностей развития природы, проблем эстетического восприятия окружающего мира, вопросов регулятивно-нравственного характера, повседневного поведения и т.д. Философскими признаются и проблемы религии и проблемы науки, проблемы смысла истории и смысла жизни каждого отдельного человека. Форма выражения философского знания может быть самой различной.

Все это позволяет сделать вывод о том, что философия существует не только как мировоззрение. Так, в учебных заведениях, философия предстает чаще всего в виде науки.

Философия как наука.

В литературе нередко философия и наука представляются как нечто различное. И действительно, это относительно различные системы знаний, не тождественные подходы к осмыслению окружающего мира.

Наука, как особый вид познавательной деятельности и система знаний, имеет ряд особенностей. Например, наука имеет свой язык; каждая научная дисциплина формирует свою понятийно-категориальную систему. Философия также использует систему особых понятий, таких как реальность, бытие, материя, идеальное, первооснова, субстанция, абсолют, закон, объект, субъект и другие. Это – категории (от греч. категориа – высказывание, обвинение, признак) – общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. За два с половиной тысячелетия развития философии сложилась развитая понятийно-категориальная система (или понятийно-категориальный аппарат) объединяющая большое количество категорий, специфических понятий, а также понятий, приобретающих специфический смысл в структуре философского знания.

Среди них давно и широко известные так называемые парные категории: сущность и явление, закономерность и случайность, возможность и действительность, форма и содержание, причина и следствие, количество и качество и другие. Не менее важными категориями являются такие как развитие, эволюция, революция, прогресс, регресс; они отражают изменчивость действительности, ее "текучий" характер. Категории единичное, единое, различное, особенное, общее, всеобщее – позволяют представить мир и как нечто непрерывное, проявление одной и той же субстанции, и, одновременно – как состоящее из множества сущностей, систем, предметов, процессов, явлений. Особое место занимают категории пространство и время, представляющие собой всеобщую систему координат, дающие возможность различать большое и малое, далекое и близкое, прошлое, настоящее и будущее (которые, в свою очередь также, могут выступать в роли категорий). Все категории и понятия философии связаны в единую логично выстроенную систему.

Характерной особенностью философии следует признать логичность, высокую степень обоснованности выводов, полученных в рамках философского знания. Это качество свойственно, по крайней мере, большинству философских систем, даже если речь идет о самой первых этапах развития философии, о религиозно-философских концепциях (так, бытие Бога в них с философской точки зрения доказывается логически, тогда, как сугубо религиозная позиция вполне обходится верой) или о других иррациональных теориях (таких, как, например, философия жизни, экзистенциализм).

Для сравнения можно сказать, что чисто религиозное восприятие бытия основано на вере в высшее идеальное и всемогущее существо. Иногда в таком случае говорят о "слепой вере". Философско-религиозное отношение к миру также проникнуто верой в Бога и предполагает безоговорочное доверие ему; но эта вера, доверие, надежды, возлагаемые на все, что связано с Богом, логично обоснованы, опираются на систему относительно непротиворечивых между собой выводов.

Любая наука, исследуя тот или иной "фрагмент", "срез", "аспект" действительности ориентирована на определенную объектную область, в которой выделяется предмет данной науки. Философия, также, имеет свои объект и предмет – строго определенный, хоть и наиболее широкий по сравнению с любыми другими областями знания. Помимо совершенно определенного, хоть и предельно общего объекта; четкого предмета, совокупности важных проблем, которые философия решает, системы методов изучения действительности, философия имеет развитый глубоко структурированный понятийно-категориальный аппарат, а результаты, полученные в рамках философского знания, как правило, логически обоснованы.

Другими словами, философии присущи все признаки науки. Это вполне естественно; деление рационального знания на науку и философию существовало далеко не всегда. Такое разделение стало возможно по историческим меркам сравнительно недавно – не раньше XVII века, когда наука обрела статус социального института, стала окончательно самостоятельной. До этого наука существовала в "рамках философии".

Основательным выглядит мнение о появлении научного знания в V в. до нашей эры в Древней Греции, основным критерием при этом является доказательность знания, поиск рациональной универсальности (то есть объяснимых объективных закономерностей). Но и тогда, и позже – в Средние века, философия и наука являлись скорее близкими понятиями и тождественными сферами деятельности, познания, чем как-либо различались. И в третьем тысячелетии не всегда и не во всем возможно разделить философию и науку; философские дисциплины имеют сходную структуру с другими частными науками, зачастую они пользуются одними и теми же одинаково трактуемыми понятиями. Дифференциация философских и нефилософских наук наиболее уместна и продуктивна, когда речь не идет обо всех других формах освоения человеком окружающего мира – религии, искусстве, обыденном сознании, образно говоря, когда "наука и философия остаются один на один друг с другом".

Таким образом, философия является не только мировоззрением, но и наукой.

Вместе с тем, философия не является наукой в чистом виде. Считается, что наиболее существенным отличием философии от науки следует считать то, что первая – это, прежде всего, теоретическое мировоззрение, предельное обобщение ранее накопленных человечеством знаний. Философия имеет наиболее широкий предмет исследования по сравнению с любой из наук. С другой стороны, философия является методологической основной для науки.

Кроме того, наряду со строгостью построения теорий, характерных для науки, в философии допускаются парадоксальные выводы, неожиданные заключения, которые сложно считать научными. Наряду с рациональным постижением действительности некоторые философские направления и школы исходят из иррациональных оснований. Наконец, философии гораздо в большей степени, чем науке свойственна образность, и даже художественная выразительность в изложении тех или иных положений. Философии присуща большая эмоциональность, как в содержании, так и форме ее выражения, то, что в науке выглядело бы чаще всего неуместно.

Тем самым становится очевидной схожесть философии и искусства.

Философия как искусство.

Было бы ошибкой считать, что науке не свойственна эмоциональность и эстетическая выразительность. Это не согласуется с человеческой природой; сухость, обычная для машин, неодушевленных систем, не естественна для человека, существа эмоционального, тяготеющего, помимо знания к творчеству, к любви. Любое творчество – от произнесения первой своей собственной мысли до создания яркой и значительной теории (научной, философской, мировоззренческой, правовой, …), произведения искусства (музыкального, литературного, живописного, театрального, …), возведения инженерного сооружения (моста, здания, гидроэлектростанции, …), до одержанной победы (спортивной, политической, военной, нравственной, …), от исполнения повседневных профессиональных обязанностей (что, безусловно, весьма ответственно) до рождения и воспитания ребенка, воспитания и обучения других людей (очень ответственные и необходимые сферы деятельности человека), – все это связано с любовью, с эмоциональной оценках своего труда и его результатов.

Представляется, что даже нерациональное с точки зрения элементарного прагматизма отношение человека к действительности, когда кроме пользы, он ищет в окружающем мире еще и красоту, гармонию, а также стремится придать красоту плодам своего труда, кажется нерациональным лишь на первый взгляд. На самом деле это себя проявляет заложенное природой свойство человеческой натуры искать нечто "сверх-достаточное", то, что выходит за рамки минимально необходимого, что, в конечном счете, оказывается неотъемлемым условием прогрессивного развития. И потом, гармония, красота, как справедливо считают многие мыслители, художники, инженеры – квинтэссенция эффективности сочетания формы и содержания.

Философия по своей сути немыслима без реализации индивидуальности личности, иногда – творческого союза нескольких личностей. Мировоззрение, в силу того, что оно является выражением отношения к действительности конкретных людей весьма вариативно, а любая философская концепция содержит мировоззренческий аспект. То есть, философская деятельность, как и искусство, персонифицирована.

Важным свойством "квантов" философского знания является их индивидуально-творческий и эмоционально-личностный характер. По "технологии" или "алгоритму" (насколько такие понятия возможны по отношению к творчеству) создания философской теории или даже только ее интерпретации, такая деятельность совпадает с деятельностью художника в широком смысле слова[6], творца.

То же самое происходит и с восприятием философских творений. Это всегда новая точка зрения на мир, и одновременно, возможность увидеть изнутри мир самого автора; это всегда духовное обогащение, радость сотворчество. При этом возможна самая различная реакция: от полного принятия предлагаемой позиции до ее отторжения, но, очень часто, при этом происходит рождение новых граней восприятия действительности "наблюдателя" – читателя, слушателя, зрителя. Он сам вольно или невольно совершает акт творчества, становясь "сотворцом" наблюдаемого. То есть, те же процессы, что и при восприятии произведений искусства.

Связь между философией и искусством, общие черты между этими двумя типами восприятия и отражения действительности заключаются, также в пересечении их содержания и форм. Во-первых, у философии и у искусства один и тот же объект – окружающий мир, природа, реальная действительность, которая включает в себя общество и человека, его мышление. Отличие составляют методы познания и отражения этого объекта. В искусстве преобладают художественные образы, эмоциональность преобладает над рациональностью. В результате произведение искусства, более яркое и разнообразное по форме может "в импульсе" оказать более интенсивное и глубокое воздействие на сознание человека, чем философская концепция. Философское произведение рассчитано на больший "труд" и "усидчивость" читателя, но оно, по всей видимости, обладает способностью более "основательного" воздействия на сознание человека.

Во-вторых, философия существенно влияет на художников. Это влияние по отношению к представителям искусства более действенно, чем по отношению к людям других профессий, вследствие обостренной эмоциональной, и интеллектуальной "чувствительности" творческой личности, ее особого духовного состояния, что чаще встречаются среди художников.

В-третьих, любое произведение искусства, безусловно, содержит философский аспект. Оно отражает определенное мировоззрение и, воздействуя сознание, способности внести коррективы в мировоззрение зрителя или читателя; произведение искусства может быть элементом идеологии, и ее выражением. Для этого могут быть использованы не только изобразительное искусство или литература, но и музыка, архитектура (которую иногда называют "застывшей музыкой"), театр. Что касается кино (телевидения, озвученного видеоряда, "экранного" искусства), то оно, по мнению многих исследователей, обладает возможностью особенно сильного воздействия на внутренний мир современного человека. С одной стороны это связано с тем, что оно объединяет в себе и зрительный образ и литературный текст и музыку, с другой – с продолжительностью и направленностью воздействия: зритель находится "во власти" авторов до нескольких часов. Но самое главное, наверное, в том, что наиболее неискушенный в проблемах мировоззрения и идеологии зритель, чаще всего достаточно пассивно воспринимает воздействие и более легко соглашается с экранными доводами, а то и поддается на идеологические провокации.

В-четвертых, и сама философия нередко принимает художественные формы. Труды древних философов выполнялись в художественной форме; например, в Древней Индии – в форме сутр (произведения, написанные двустишьями ритмизированной прозы), древнегреческие философы часто использовали для формулирования своих идей художественный рассказ в форме диалога или повесть о невиданных странах. Последнее – излюбленный способ философов-утопистов. Нередко используются художественные иносказания: Б. де Мандевиль в "Басне о пчелах" излагал философскую точку зрения на проблемы современной ему социальной системы. Художественность свойственна священным книгам всех наиболее распространенных религий, содержащих философские воззрения.

Глубоко философичны произведения многих отечественных и зарубежных писателей, композиторов, режиссеров театра и кино. Таково творчество А.С.Пушкина и В.Шекспира, М.Е.Салтыкова-Щедрина и И.В.Гете, Л.Бетховена и Р.Вагнера, А.В.Скрябина и С.В.Рахманинова, А.А.Тарковского и Ф.Феллини. Многие произведения Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А. Камю, Ж.П.Сартра являются в той же степени философскими трудами в какой и произведениями искусства.

Таким образом, философия не только оказывает существенное влияние на искусство, а через него на общество, но и сама нередко предстает в художественной форме.

Философия как обыденное знание.

Наконец, философия, являясь мировоззрением, а также наукой и в определенной мере искусством не может не проявляться на так называемом обыденном уровне. То есть – в повседневной жизни людей, в ситуациях, когда в общении не выражается достаточно ярко ни один из названных аспектов, но происходит столкновение и взаимообогащение духовных позиций и социально-практических точек зрения людей.

Философия (точнее ее первые проявления) в далекой древности была не отделима от обыденного знания. Ее возникновение связано с необходимостью обобщений, поиском закономерностей и вызвано повседневными потребностями адаптации человека к окружающей среде. Прошло немало времени, пока философия выкристаллизовалась в отдельное знание. При этом, очевидно, объект и предмет философии продолжали формироваться под воздействием интересов развивающегося общества, зрелые "состоявшиеся" философские учения, неизменно, соотносятся со здравым смыслом. Более того, элементы философского видения реальной действительности формируются нередко в обыденной жизни. Взаимовлияние философии (в определенном смысле – философского уровня знания и мышления) и обыденного знания (или соответствующего уровня знания и мышления) – очевидны.

Свои цели люди вольно или невольно соотносят со сформулированными в рамках философии духовными и интеллектуальными ценностями; свои повседневные поступки – с выработанными в рамках философии этическими нормами. Философские основы человеческого знания как такового, микро и макросоциальных отношений, поведения людей, их повседневной деятельности оказываются не просто постоянно востребованными, а органично встроенными в мышление человека, его отношение к другим людям, к обществу и природе.

Понимание этой связи может играть важную роль в профессиональной деятельности. Особое значение эта связь оказывает на правовую сферу. Юристу важно как осознание органичности обыденного знания и философии, так и понимание полиморфности философии – сущности и особенностей ее проявлений как мировоззрения, науки и в других формах. В качестве одного из подтипов таких форм может выступать и право, которое, также, во-первых, формируется на основе философских положений, во-вторых, имеет свою собственную философию, в-третьих, философия может приобретать форму правовых систем.

Итак, философия может быть выражена в таких основных формах как мировоззрение, наука, искусство, а также функционирует на уровне обыденного сознания. При этом философия имеет и свои собственные специфические качества и параметры, воплощаясь в философские концепции, теории, школы и целые направления, которые оказывают большое влияние на жизнь и развитие общества.