Проблема целеполагания. Смысл жизни человека.

Процесс создания орудий труда, как и вообще любой творческий акт осуществляется человеком осознанно. И это, также важнейшее отличие человека. Человек "планирует" свои действия, предвидя при этом, хотя бы в самых общих чертах, предполагаемый результат своих устремлений. Как правило, человек, создавая простое орудие труда или формируя сложную систему, включающую не только материальную, но и социальную, информационную и другие составляющие, представляет, для чего он это делает. Пусть его первоначальные представления оказываются не всегда верными. Тем не менее, он, чаще всего планирует, что ему необходимо, для выполнения задуманного, и каким должны быть промежуточные и итоговые результаты деятельности.

С другой стороны, человек способен оценить этот результат. Например, он старается понять, в какой мере результат отличается от задуманного. Другими словами, важными компонентами сущности человека следует считать его способность к рефлексии (от латин. reflexio – отклонение; размышление) – способность контролировать не только собственное поведение, но и свои мысли, а также целеполагание – способность формировать цели и проявлять осознанную активность при их достижении.

Рефлексия в данном случае означает и способность размышлять вообще, способность анализировать, систематизировать поступающую информацию. Это и способность самоанализа, "самоизучения", способность оценивать собственное поведение и результаты своей активности. Целеполагание считается смыслообразующим содержанием человеческой деятельности, практики человека. Другими словами, целеполагание – это наполнение смыслом человеческого бытия – от отдельных его фрагментов до эволюции всего человечества, от смысла жизни каждого индивида до предназначения всего человеческого рода.

Важной особенностью человека следует считать саму постановку проблемы смысла жизни, а также процесс поиска путей разрешения этой проблемы. Решение этих вопросов было важным для человека с момента его обнаружения себя в природе, выделения себя из окружающей среды, осознания своей "особости", "отдельности" от всего остального бытия. Однако полного единства в подходах к решению данной проблемы выработано не было, да и, очевидно, не могло быть.

Древнеиндийская философия связывала смысл жизни человека со стремлением прекратить череду перерождений и слиться с "вечностью" с Атманом. Считается, что такая трактовка смысла жизни свойственна восточной культуре в целом, но не исключаются и иные точки зрения. Известна, например, история поиска смысла бытия человека Сиддхартхой Гаутамой Шакьямуни, ставшим основателем буддизма.

В Древней Греции было несколько подходов к решению проблемы смысла жизни: различные мыслители античности его искали в истине, в гармонии с природой, в удовольствии. Европейская средневековая философия внесла большую строгость и однозначность в понимание смысла жизни. Он был связан с творением мира и наполнением его смыслом Богом. Человеку, наделенному свободой воли, разумом и допустившему грехопадение, надлежит всю свою жизнь подчинить стремлением к Богу, личному спасению.

Эпоха возрождения акцентировала внимание на творческой способности человека, на необходимости выполнения им миссии "со-творца". Новое время, продолжая и развивая традиции антропоцентризма, усилило важность познания человеком истины, углубление научного понимания действительности. Представители иррационализма XIX-XX веков, не видевшие возможности решения многих фундаментальных проблем человека средствами науки, предлагали свое понимания смысла жизни: его усматривали в самой жизни, в осознанном существования, в реализации воли к власти и т.д.

Со временем понимание смысла жизни усложнилось. Так, было обращено внимание на тот факт, что не каждый человек ставит перед собой подобные вопросы. Вместе с тем, даже те индивиды, которые не осознают до конца такой проблемы, имеют более или менее четкие цели и приоритеты в жизни, стремятся сделать свое собственное бытие, если не разнообразным и содержательно наполненным, то, по крайней мере, максимально комфортной. Во всяком случае, по мере понимания и возможностей каждого конкретного индивида.

С другой стороны, уже для древних было очевидно, что путь к радости, хорошему самочувствию, полноте жизни, очень часто пролегает через страдания и лишения. Препятствия в формулировании смысла человеческого бытия иногда возникают в связи со смертностью человека. Каким бы значимым он не представлялся с точки зрения общества или в собственных глазах, его существование ограничено сравнительно небольшим отрезком времени. "Конечность" человека дает основания некоторым исследователям говорить об абсурдности человеческого бытия.

Впрочем, для многих людей смерть человека – относительна. В религиозном понимании смерть понимается как прекращение функционирования телесной оболочки человека. Когда его душа освобождается от тела, она, в зависимости от совокупности устремлений, добродетелей и пороков человека в земной, материальной жизни, получает то или иное воздаяние.

Решению вопроса о смысле человеческого бытия уделяли вопрос многие философы. Но не все считали этот вопрос решаемым. Так, представители аналитической философии полагали, что если вопрос о смысле жизни нельзя сформулировать ясно, то о нем вообще не следует говорить. Тем не менее, очевидно, что отсутствие смысла поставило бы под угрозу и саму жизнь.

Существует мнение, что смысл жизни формируется неосознанно (приблизительно к пятилетнему, а иногда и к трехлетнему возрасту), но в последствии задает ритм и характер активности конкретного индивида. Ученые выделяют несколько основных компонентов, составляющих смысловое содержание жизни каждого человека. Среди них чаще всего называют значимые цели в жизни, ее эмоциональная насыщенность и удовлетворенность итогами жизни.

Поскольку цели в жизни у различных индивидов не одинаковые, представления о совершенстве разные, уровни потребностей и возможностей индивидуальны, то справедливо предположить, что и смысл жизни для каждого конкретного человека имеет неповторимое содержание.

Важнейшие цели своей жизни большинство людей связывают с продолжением рода. Стремление к качественному и эффективному воспитанию, обучению своих детей (родственников, учеников, товарищей) отличается от похожего инстинкта, свойственного всем животным. Человек делает все осознанно. Он, как правило, понимает для чего он предпринимает те или иные усилия, предвидит результат своих стараний, как правило понимает взаимосвязь между личным и общественным интересом.

Важной составляющей смысла жизни человека является стремление совершенствовать среду своего обитания (и в узком и в широком понимании). В частности, такое стремление проявляется в патриотизме, в чувстве ответственности за свой коллектив, за качество жизни в своем городе, районе, и уровень правопорядка в государстве, за авторитет, и безопасность своей страны.

Однако реализуется это стремление различным образом. Немалую роль играют психологические, физические, интеллектуальные особенности каждого конкретного индивида. Большое значение имеет предрасположенность к тому или иному виду деятельности, "призвание". Соотношение необходимого и возможного в этом случае оценивается как самим индивидом в виде самооценки, самоанализа, переживаний и т.д., так и другими людьми на основе системы нравственных, правовых, эстетических и др. норм. На первом плане при этом проблема смысла жизни каждого отдельного человека.

Но у данной проблемы возможен и иной аспект, связанный со смыслом существования всего человечества, или, как иногда говорят, смысла истории. Так, одно время в числе первых задач формулировалась необходимость "обуздать", подчинить человеку природу, не ждать от природы милостей, а взять их у нее по собственному усмотрению. В настоящее время безудержный рост потребления и стремление буквально вырвать, отнять у природы как можно больше ресурсов привели к экологическим проблемам.

В ХХI веке перед человечеством стоит, скорее, обратная стратегическая задача – важно достичь гармонии с природой, обеспечить органичную включенность человека в природу.

Поиск смысла человеческой жизни продолжается, и абсурд бессмысленного существования отступает уже тогда, когда происходит формулирование проблемы смысла жизни человека, когда возникает искреннее стремление выявить содержание этого смысла.

За многие века попыток решения данной проблемы было сформулировано немало вариантов трактовки смысла жизни. Но все они, так или иначе, были связаны с пониманием свободы человека. В связи с этим было высказано много мнений, большинство из которых занимают место между крайними позициями, которые можно свести к фатализму и волюнтаризму.

Фатализм (от лат. fatalis – роковой, предопределенный судьбой) представляет собой философскую концепцию, согласно которой все в жизни человека, как все процессы в обществе и природе, предопределено высшей волей, роком, судьбой. В соответствии с такой мировоззренческой позицией выработан и принцип поведения, когда человек изначально настроен на подчинение обстоятельствам, осознанно настроен на покорность провидению.

Волюнтаризм (от лат. voluntas – воля) – концепция, выражающая противоположную фатализму позицию. Феномен воли выступает в качестве высшего принципа бытия. Эволюция предопределена не судьбой, а волей субъекта. Субъектом можно представить и человечество в целом, и социальную систему (или группу людей), и отдельного человека. Но субъект совершает все поступки исключительно по своей воле, реализуя свои интересы, в противном случае он, формально, перестает быть субъектом.

Только такое поведение, с позиции волюнтаризма, характеризует свободную личность. А индивиды, не способные противостоять обстоятельствам и воле других личностей закономерно оказываются несвободными. Однако, такая позиция противоречива, так как стремление стать свободной личностью может, гипотетически,
возникнуть у всех людей (или хотя бы у многих). И тогда неизбежны обострения противоречий, столкновения между ними. Волюнтариста это не должно смущать – победит сильнейший. Однако такая позиция напоминает отношение пауков в банке, и не соответствует не только принципам гуманизма, но и принципам самосохранения в живой природе.

Кроме того, абсолютная свобода, как полная независимость ни от каких обстоятельств, по крайней мере, в природе не встречается. Действительно не ограниченной оказывается только свобода Бога. В связи с этим Б.Спиноза выдвинул положение о том, что свобода – это познанная необходимость. Эта позиция была развита в немецкой классической философии, воспринята марксизмом. Свобода не слепое проявление воли, а способность человека поступать настолько целесообразно и эффективно, насколько глубоко и всесторонне ему удалось исследовать окружающий мир. При этом свобода конкретного индивида неизбежно взаимосвязана со свободой других индивидов. Свобода личности ограничена свободой других людей.

Тем не менее, идеи волюнтаризма, и свободы в волюнтаристском понимании нашли проявления в идеологии анархизма, национализма, фашизма. Такие мировоззренческие позиции, реализованные на практике, дорого обошлись человечеству.

В современной философиисвобода– это категория, фиксирующая возможность деятельности и поведения субъекта в условиях отсутствия внешнего целеполагания; способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей.

Но свобода человека, свобода его поведения всегда обусловлена системой норм, принципов, сложившихся в данном конкретном обществе или имеющих силу норм, которые разделяет все человечеств или, по крайней мере, большинство людей.

Таким образом, свобода человека может быть более или менее полно определена только в контексте широкого спектра социальных отношений, в рамках понимания целей и интересов общества.